|
IV. Вариант войны
Если возобновятся крупномасштабные боевые действия, трудно с уверенностью предсказать их продолжительность, последствия или результат. Очень многое зависит от реакции международного сообщества, особенно России и Турции. Хотя Азербайджан затратил огромные средства на свою армию, и численность войск у него больше, соотношение сил не гарантирует ему легкой или быстрой победы.
A. Не следует ожидать локального конфликта
Согласно оценкам, вооруженные силы Азербайджана начитывают 95 тыс. чел., войска Армении – примерно 70 тыс. чел., в том числе около 53,5 тыс. чел. в вооруженных силах Еревана и порядка 18,5-20 тыс. чел. – в армии Нагорного Карабаха. 110 Часть войск, дислоцированных на оккупированных территориях, это войска Армении, а по некоторым оценкам, 10 тыс. военнослужащих армии Нагорного Карабаха являются армянскими призывниками. 111
Вооружение этих двух сторон намного более современное и смертоносное, чем то, что использовалось в войне 1992-1994 г. Обе стороны расхваливают свои оперативно-тактические ракеты, реактивные системы залпового огня дальнего действия (РСЗО), истребители-штурмовики и тяжелую артиллерию. 112 Такое оружие может поразить крупные населенные пункты, инфраструктуру и коммуникации. Большинство населения в обеих странах выступает за контроль над Нагорным Карабахом. 113
Местные аналитики часто высказывают мнение, что Азербайджан начнет боевые действия с блицкрига на фронте в Нагорном Карабахе, в то время как вдоль международной границы с собственно Арменией он будет держать оборону. Азербайджанские войска попытаются освободить часть оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, в первую очередь, Физулинский и Джебраильский районы, которые расположены на относительно равнинной местности. Азербайджанские представители заявляют, что новые военные действия ограничатся фронтом в Нагорном Карабахе. 114 Это может затруднить Армении получение военной поддержки со стороны России в соответствии с положениями о коллективной обороне ОДКБ. 115
Но крайне маловероятно, чтобы военные действия ограничились небольшой территорией. Президент Саргсян предупредил, что, в случае наступления Азербайджан ожидают "серьезные контратаки и крупные сюрпризы армянской армии". 116 Бывший президент Тер-Петросян старался не представлять войну 1990-х гг., как конфликт между Арменией и Азербайджаном, чтобы подчеркнуть роль армии Нагорного Карабаха на поле сражения и преуменьшить участие армянской армии. Нынешнее армянское руководство не считает нужным такое притворство. 117
Предумышленное возобновление военных действий армянскими силами маловероятно, но не может быть исключено, поскольку ереванские комментаторы и некоторые военные чины, особенно в Нагорном Карабахе, предупреждают о возможности "превентивной войны", если для этого энтитета возникнет явная угроза. 118
Армянские военные аналитики уверены в своём тактическом преимуществе, поскольку их войска контролируют большую часть высот вокруг Нагорного Карабаха. 119 Их северные позиции прикрыты естественным препятствием – хребтом Муровдаг, достигающим высоты около 3000 м, в то время как более низкие восточные фланги укреплены минными полями и несколькими линиями траншей. Любое наступление за пределами Физулинского и Джебраильского районов заставило бы войска Азербайджана карабкаться вверх по склону в труднодоступной горной местности. Оно потребовало бы, по меньшей мере, тройного превосходства в живой силе и технике, или достаточного господства в воздухе, чего в настоящее время Баку недостает. 120
В целом считается, что моральный дух и боеготовность армянских войск выше, чем в армии Азербайджана, которую еще гнетут прошлые поражения, где распространена коррупция и слишком негибкая вертикаль управления. 121 Армянские аналитики указывают на высокие потери Азербайджана в большинстве перестрелок на линии фронтах. 122 Также регулярно сообщается о самоубийствах и дедовщине в азербайджанской армии. 123 Однако недавний поток сообщений о гибели армянских военнослужащих в результате неуставных отношений и других небоевых потерях, особенно в подразделениях, дислоцированных в Нагорном Карабахе, говорит о том, что моральное превосходство вооруженных сил Армении может быть преувеличено. 124
В случае начала войны для мирного населения Азербайджана возникло бы больше угроз, поскольку города, поселки и новые поселения ВПЛ близко расположены к линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Крупные армянские поселения в Карабахе расположены более глубоко на территории, контролируемой этим образованием, и его войска, главным образом, развернуты в малонаселенных зонах. Представители вооруженных сил Армении уверены, что они могут остановить более многочисленного и лучше вооруженного противника: "Наш ответ будет асимметричным, мы нанесем удар по их стратегическим центрам, мы мыслим новаторски и лучше подготовлены". 125
Армянские тактические ракеты и крупнокалиберные РСЗО в состоянии поразить крупнейшие города Азербайджана, включая Баку. Армия располагает баллистическими ракетами малой дальности (БРМД) – жидкостными Скад-Б (Р-17) на самоходных пусковых установках и РСЗО WM-80 китайского производства. В ракетном комплексе Скад насчитывается восемь пусковых установок типа 9P117М и, по меньшей мере, 32 ракеты Р-17, доставшихся Армении в наследство от 7-ой армии, когда в 1990-х гг. происходил раздел военной собственности СССР. 126 Официальные лица и аналитики Армении утверждают, что, если Азербайджан и получит системы С-300, то этого недостаточно для создания прочной обороны. 127
Из-за предсказуемого ответа Армении и трудностей, с которыми азербайджанские войска, вероятно, столкнутся при прорыве линии укреплений вокруг оккупированных территорий, военные действия вероятно распространятся по всему армяно-азербайджанскому фронту, включая неоспариваемые участки, как это произошло в 1990-х гг. Потенциальной горячей точкой, где в прошлом отмечались столкновения, является самый северный пограничный участок в нескольких километрах от Грузии. 128
Радиус действия азербайджанского тактического ракетного комплекса "9К79-1 Точка-У", 129 составляющий 15-70 км, теоретически позволяет нанести удар по крупным армянским населенным пунктам Нагорного Карабаха. Однако тактические ракеты SS-21 могут быть перехвачены армянскими ЗРК С-300, действующими в комплексе с российскими системами противовоздушной обороны. 130 В случае их базирования вблизи линии фронта, они также могли бы оказаться в зоне обстрела артиллерии. Военные самолеты Азербайджана, прежде всего, Миг-25, Миг-29, Су-25 и ударные вертолеты Ми-24 могут поражать цели в глубине территории Армении и обеспечить превосходство в воздухе, но вряд ли они завоюют господство в воздухе из-за наличия у Армении ЗРК С-300С и расположения на российской базе в Гюмри эскадрильи истребителей – перехватчиков Миг-29. 131
Войска собственно Армении могут также противодействовать наступлению путем нанесения ударов по стратегическим объектам Азербайджана, расположенным на территории Газахского и Акстафинского районов на северо-западе страны. Через эти районы проходят главное международное шоссе Азербайджана и основная железнодорожная магистраль, а также проложены нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и газопровод Баку-Эрзерум и они, вероятно, могут стать приоритетными целями. 132 Некоторые военные аналитики и политические обозреватели Армении высказывают предположение, что возможно нанесение ударов по Гяндже, второму по величине городу Азербайджана (население свыше 300 тыс. жит.), а также центральному региону Барда – Евлах – Мингечаур, включая Мингечаурское водохранилище и электростанцию. Разрушение ГЭС не только оставило бы без электричества большую часть Азербайджана, но также могло бы привести к затоплению обширных территорий, вызвав серьезные гуманитарные последствия. Уничтожение мостов через реку Куру может отрезать азербайджанские войска и изолировать всю западную половину страны, включая Гянджу. 133
Для повышения степени ответственности Азербайджан и Армения должны присоединиться к Римскому Статуту Международного Уголовного суда. 134 В случае возобновления военных действий, их присоединение к этому соглашению стало бы важным фактором предотвращения военных преступлений и преступлений против человечества. Международный Уголовный Суд наряду с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) 135 мог бы стать важным наднациональным средством возложения на правительства и государственных деятелей ответственности за их будущие действия.
B. Значение для безопасности в регионе
Возобновление боевых действий из-за Нагорного Карабаха может представить больше угроз для региональной и европейской безопасности, чем война в августе 2008 г. между Россией и Грузией. Самая большая опасность заключается в том, что на региональные державы, прежде всего, Россию и Турцию, будет оказываться давление с тем, чтобы прямо их втянуть в конфликт вопреки их более широким внешнеполитическим интересам.
Армения, вероятно, попыталась бы обеспечить участие российской армии, ссылаясь на обязательство о взаимной обороне ОДКБ, но участие российской армии совсем не гарантировано. 136 Договор о Коллективной безопасности обязывает Москву защищать Армению только в случае внешней агрессии и не распространяется на территорию Нагорного Карабаха. Однако, когда в августе 2010 г. было подписано соглашение, продлевающее аренду Россией Гюмрийской базы, в этот договор были внесены изменения, включающие обеспечение безопасности Республики Армения. 137 По мнению представителей Еревана, в число угроз безопасности Армении входит и агрессия со стороны Азербайджана. 138
Обязательство России по этому договору поставлять неуказанное современное военное снаряжение, вероятно, дано в ответ на стремление Еревана приобрести и совместно производить высокоточные управляемые ракеты дальнего действия. 139 Однако, хотя в этом документе и говорится о некотором расширении гарантий безопасности, в нем не раскрываются полностью военные обязательства Москвы в случае возобновления войны за Нагорный Карабах. Такая двусмысленность оказывает политическое давление, как на Армению, так и на Азербайджан, и до определенной степени позволяет сдерживать агрессивные устремления. Но, если Россия не захочет поддержать Ереван, она рискует уронить свой авторитет и подорвать престиж ОДКБ. 140 Если Россия не примет прямого участия в боевых действиях, то значительная армянская диаспора выйдет на улицы Москвы и других городов России. Однако Армения вряд ли потребует вывод Гюмрийской базы или иным образом пойдет на разрыв отношений в военной области.
Прямое участие в войне с Азербайджаном явно не отвечает национальным интересам России. В последние годы между ними установились хорошие отношения – в основном в области торговли, энергетики и военно-технического сотрудничества. 141 Но, создавая противовес армяно-российскому союзу, Азербайджан усиливает свои связи с Турцией. 142 Азербайджанские аналитики уверены, что в случае возникновения угрозы государственности Азербайджана, Анкара будет вынуждена начать военные действия. 143 Официальные представители Турции занимают более осторожные позиции. Они утверждают, что делают все от них зависящее, пытаясь убедить Баку в недопустимости войны, в том, что это "кошмарный сценарий". Они добавляют, что в случае нападения "Турция не сможет сопротивляться общественному давлению. Мы были бы вынуждены поставить вооружение. Но мы не говорим о посылке войск, о боевых действиях плечом к плечу. Мы не можем этого сделать без НАТО". 144
16 августа 2010 г. за несколько до дней объявления о заключении модернизированного российско-армянского военного договора, Турция и Азербайджан подписали договор о стратегическом партнерстве и взаимной помощи, предусматривающий, что в случае военного нападения или "агрессии" против другой стороны они поддержат друг друга, "используя все возможности". 145 Турецкие дипломаты указывают, что в нем не содержится никаких твердых обязательств, и азербайджанцы соглашаются с тем, что он не представляет собой пакт о взаимной обороне. 146 Азербайджанский парламент ратифицировал его в декабре 2010 г., но он еще не был поставлен на голосование турецкого парламента. 147
Полярно противоположные стратегии Армении и Азербайджана могут обострить отношения двух региональных держав, России и Турции. Но российскотурецкие отношения значительно улучшились с 2002 г. после прихода к власти в Анкаре Партии справедливости и развития (ПСР). Их стратегическое партнерство подкрепляется созданием Совета сотрудничества на высоком уровне; Россия стала вторым по значимости торговым партнером Турции; 148 и эти две страны сотрудничают по реализации крупного проекта транспортировки энергоресурсов, прокладке газопровода "Южный Поток". Турция планирует подписать договор с Россией по строительству своей первой атомной электростанции. Турцию ежегодно посещает три миллиона российских туристов, больше чем из какой-либо другой страны. К апрелю 2011 г. обе намереваются ввести безвизовый режим, и Турция исключила Россию из списка стран, представляющих потенциальную угрозу для Анкары. 149
Ни Россия, ни Турция не хотят, чтобы конфликт из-за Нагорного Карабаха нанес ущерб их все более выгодным экономическим и стратегическим отношениям. Насущным интересам обоих государств отвечает мирная трансформация статус-кво, но перспектива войны все больше беспокоит политиков этих стран. 150 При всей своей амбициозной внешней политике и стремлении обеспечить сотрудничество и стабильность на Южном Кавказе, Анкара понимает, что Москва играет в этом регионе большую роль и очень рассчитывает, что та найдет решение этого конфликта. 151
Возобновление военных действий нанесло бы серьезный ущерб энергетическим интересам США и ЕС. Они стремятся создать в Закавказье альтернативный источник энергоресурсов для Европы и транзитный маршрут для их импорта. Полномасштабная война также угрожала бы транскавказскому воздушному коридору, по которому осуществляется почти 70 процентов всех полетов военно-транспортных самолетов НАТО на базы в Центральной Азии, так же как и альтернативному сухопутному маршруту поставок в Афганистан через Азербайджан. 152
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ | |