Воскресенье, 17.12.2017, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная IV. Вариант войны Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

IV. Вариант войны


Если возобновятся крупномасштабные боевые действия, трудно с уверенностью предсказать их продолжительность, последствия или результат. Очень многое зависит от реакции международного сообщества, особенно России и Турции. Хотя Азербайджан затратил огромные средства на свою армию, и численность войск у него больше, соотношение сил не гарантирует ему легкой или быстрой победы.


A. Не следует ожидать локального конфликта

Согласно оценкам, вооруженные силы Азербайджана начитывают 95 тыс. чел., войска Армении – примерно 70 тыс. чел., в том числе около 53,5 тыс. чел. в вооруженных силах Еревана и порядка 18,5-20 тыс. чел. – в армии Нагорного Карабаха. 110 Часть войск, дислоцированных на оккупированных территориях, это войска Армении, а по некоторым оценкам, 10 тыс. военнослужащих армии Нагорного Карабаха являются армянскими призывниками. 111

Вооружение этих двух сторон намного более современное и смертоносное, чем то, что использовалось в войне 1992-1994 г. Обе стороны расхваливают свои оперативно-тактические ракеты, реактивные системы залпового огня дальнего действия (РСЗО), истребители-штурмовики и тяжелую артиллерию. 112 Такое оружие может поразить крупные населенные пункты, инфраструктуру и коммуникации. Большинство населения в обеих странах выступает за контроль над Нагорным Карабахом. 113

Местные аналитики часто высказывают мнение, что Азербайджан начнет боевые действия с блицкрига на фронте в Нагорном Карабахе, в то время как вдоль международной границы с собственно Арменией он будет держать оборону. Азербайджанские войска попытаются освободить часть оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, в первую очередь, Физулинский и Джебраильский районы, которые расположены на относительно равнинной местности. Азербайджанские представители заявляют, что новые военные действия ограничатся фронтом в Нагорном Карабахе. 114 Это может затруднить Армении получение военной поддержки со стороны России в соответствии с положениями о коллективной обороне ОДКБ. 115

Но крайне маловероятно, чтобы военные действия ограничились небольшой территорией. Президент Саргсян предупредил, что, в случае наступления Азербайджан ожидают "серьезные контратаки и крупные сюрпризы армянской армии". 116 Бывший президент Тер-Петросян старался не представлять войну 1990-х гг., как конфликт между Арменией и Азербайджаном, чтобы подчеркнуть роль армии Нагорного Карабаха на поле сражения и преуменьшить участие армянской армии. Нынешнее армянское руководство не считает нужным такое притворство. 117

Предумышленное возобновление военных действий армянскими силами маловероятно, но не может быть исключено, поскольку ереванские комментаторы и некоторые военные чины, особенно в Нагорном Карабахе, предупреждают о возможности "превентивной войны", если для этого энтитета возникнет явная угроза. 118

Армянские военные аналитики уверены в своём тактическом преимуществе, поскольку их войска контролируют большую часть высот вокруг Нагорного Карабаха. 119 Их северные позиции прикрыты естественным препятствием – хребтом Муровдаг, достигающим высоты около 3000 м, в то время как более низкие восточные фланги укреплены минными полями и несколькими линиями траншей. Любое наступление за пределами Физулинского и Джебраильского районов заставило бы войска Азербайджана карабкаться вверх по склону в труднодоступной горной местности. Оно потребовало бы, по меньшей мере, тройного превосходства в живой силе и технике, или достаточного господства в воздухе, чего в настоящее время Баку недостает. 120

В целом считается, что моральный дух и боеготовность армянских войск выше, чем в армии Азербайджана, которую еще гнетут прошлые поражения, где распространена коррупция и слишком негибкая вертикаль управления. 121 Армянские аналитики указывают на высокие потери Азербайджана в большинстве перестрелок на линии фронтах. 122 Также регулярно сообщается о самоубийствах и дедовщине в азербайджанской армии. 123 Однако недавний поток сообщений о гибели армянских военнослужащих в результате неуставных отношений и других небоевых потерях, особенно в подразделениях, дислоцированных в Нагорном Карабахе, говорит о том, что моральное превосходство вооруженных сил Армении может быть преувеличено. 124

В случае начала войны для мирного населения Азербайджана возникло бы больше угроз, поскольку города, поселки и новые поселения ВПЛ близко расположены к линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Крупные армянские поселения в Карабахе расположены более глубоко на территории, контролируемой этим образованием, и его войска, главным образом, развернуты в малонаселенных зонах. Представители вооруженных сил Армении уверены, что они могут остановить более многочисленного и лучше вооруженного противника: "Наш ответ будет асимметричным, мы нанесем удар по их стратегическим центрам, мы мыслим новаторски и лучше подготовлены". 125

Армянские тактические ракеты и крупнокалиберные РСЗО в состоянии поразить крупнейшие города Азербайджана, включая Баку. Армия располагает баллистическими ракетами малой дальности (БРМД) – жидкостными Скад-Б (Р-17) на самоходных пусковых установках и РСЗО WM-80 китайского производства. В ракетном комплексе Скад насчитывается восемь пусковых установок типа 9P117М и, по меньшей мере, 32 ракеты Р-17, доставшихся Армении в наследство от 7-ой армии, когда в 1990-х гг. происходил раздел военной собственности СССР. 126 Официальные лица и аналитики Армении утверждают, что, если Азербайджан и получит системы С-300, то этого недостаточно для создания прочной обороны. 127

Из-за предсказуемого ответа Армении и трудностей, с которыми азербайджанские войска, вероятно, столкнутся при прорыве линии укреплений вокруг оккупированных территорий, военные действия вероятно распространятся по всему армяно-азербайджанскому фронту, включая неоспариваемые участки, как это произошло в 1990-х гг. Потенциальной горячей точкой, где в прошлом отмечались столкновения, является самый северный пограничный участок в нескольких километрах от Грузии. 128

Радиус действия азербайджанского тактического ракетного комплекса "9К79-1 Точка-У", 129 составляющий 15-70 км, теоретически позволяет нанести удар по крупным армянским населенным пунктам Нагорного Карабаха. Однако тактические ракеты SS-21 могут быть перехвачены армянскими ЗРК С-300, действующими в комплексе с российскими системами противовоздушной обороны. 130 В случае их базирования вблизи линии фронта, они также могли бы оказаться в зоне обстрела артиллерии. Военные самолеты Азербайджана, прежде всего, Миг-25, Миг-29, Су-25 и ударные вертолеты Ми-24 могут поражать цели в глубине территории Армении и обеспечить превосходство в воздухе, но вряд ли они завоюют господство в воздухе из-за наличия у Армении ЗРК С-300С и расположения на российской базе в Гюмри эскадрильи истребителей – перехватчиков Миг-29. 131

Войска собственно Армении могут также противодействовать наступлению путем нанесения ударов по стратегическим объектам Азербайджана, расположенным на территории Газахского и Акстафинского районов на северо-западе страны. Через эти районы проходят главное международное шоссе Азербайджана и основная железнодорожная магистраль, а также проложены нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и газопровод Баку-Эрзерум и они, вероятно, могут стать приоритетными целями. 132 Некоторые военные аналитики и политические обозреватели Армении высказывают предположение, что возможно нанесение ударов по Гяндже, второму по величине городу Азербайджана (население свыше 300 тыс. жит.), а также центральному региону Барда – Евлах – Мингечаур, включая Мингечаурское водохранилище и электростанцию. Разрушение ГЭС не только оставило бы без электричества большую часть Азербайджана, но также могло бы привести к затоплению обширных территорий, вызвав серьезные гуманитарные последствия. Уничтожение мостов через реку Куру может отрезать азербайджанские войска и изолировать всю западную половину страны, включая Гянджу. 133

Для повышения степени ответственности Азербайджан и Армения должны присоединиться к Римскому Статуту Международного Уголовного суда. 134 В случае возобновления военных действий, их присоединение к этому соглашению стало бы важным фактором предотвращения военных преступлений и преступлений против человечества. Международный Уголовный Суд наряду с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) 135 мог бы стать важным наднациональным средством возложения на правительства и государственных деятелей ответственности за их будущие действия.

B. Значение для безопасности в регионе

Возобновление боевых действий из-за Нагорного Карабаха может представить больше угроз для региональной и европейской безопасности, чем война в августе 2008 г. между Россией и Грузией. Самая большая опасность заключается в том, что на региональные державы, прежде всего, Россию и Турцию, будет оказываться давление с тем, чтобы прямо их втянуть в конфликт вопреки их более широким внешнеполитическим интересам.

Армения, вероятно, попыталась бы обеспечить участие российской армии, ссылаясь на обязательство о взаимной обороне ОДКБ, но участие российской армии совсем не гарантировано. 136 Договор о Коллективной безопасности обязывает Москву защищать Армению только в случае внешней агрессии и не распространяется на территорию Нагорного Карабаха. Однако, когда в августе 2010 г. было подписано соглашение, продлевающее аренду Россией Гюмрийской базы, в этот договор были внесены изменения, включающие обеспечение безопасности Республики Армения. 137 По мнению представителей Еревана, в число угроз безопасности Армении входит и агрессия со стороны Азербайджана. 138

Обязательство России по этому договору поставлять неуказанное современное военное снаряжение, вероятно, дано в ответ на стремление Еревана приобрести и совместно производить высокоточные управляемые ракеты дальнего действия. 139 Однако, хотя в этом документе и говорится о некотором расширении гарантий безопасности, в нем не раскрываются полностью военные обязательства Москвы в случае возобновления войны за Нагорный Карабах. Такая двусмысленность оказывает политическое давление, как на Армению, так и на Азербайджан, и до определенной степени позволяет сдерживать агрессивные устремления. Но, если Россия не захочет поддержать Ереван, она рискует уронить свой авторитет и подорвать престиж ОДКБ. 140 Если Россия не примет прямого участия в боевых действиях, то значительная армянская диаспора выйдет на улицы Москвы и других городов России. Однако Армения вряд ли потребует вывод Гюмрийской базы или иным образом пойдет на разрыв отношений в военной области.

Прямое участие в войне с Азербайджаном явно не отвечает национальным интересам России. В последние годы между ними установились хорошие отношения – в основном в области торговли, энергетики и военно-технического сотрудничества. 141 Но, создавая противовес армяно-российскому союзу, Азербайджан усиливает свои связи с Турцией. 142 Азербайджанские аналитики уверены, что в случае возникновения угрозы государственности Азербайджана, Анкара будет вынуждена начать военные действия. 143 Официальные представители Турции занимают более осторожные позиции. Они утверждают, что делают все от них зависящее, пытаясь убедить Баку в недопустимости войны, в том, что это "кошмарный сценарий". Они добавляют, что в случае нападения "Турция не сможет сопротивляться общественному давлению. Мы были бы вынуждены поставить вооружение. Но мы не говорим о посылке войск, о боевых действиях плечом к плечу. Мы не можем этого сделать без НАТО". 144

16 августа 2010 г. за несколько до дней объявления о заключении модернизированного российско-армянского военного договора, Турция и Азербайджан подписали договор о стратегическом партнерстве и взаимной помощи, предусматривающий, что в случае военного нападения или "агрессии" против другой стороны они поддержат друг друга, "используя все возможности". 145 Турецкие дипломаты указывают, что в нем не содержится никаких твердых обязательств, и азербайджанцы соглашаются с тем, что он не представляет собой пакт о взаимной обороне. 146 Азербайджанский парламент ратифицировал его в декабре 2010 г., но он еще не был поставлен на голосование турецкого парламента. 147

Полярно противоположные стратегии Армении и Азербайджана могут обострить отношения двух региональных держав, России и Турции. Но российскотурецкие отношения значительно улучшились с 2002 г. после прихода к власти в Анкаре Партии справедливости и развития (ПСР). Их стратегическое партнерство подкрепляется созданием Совета сотрудничества на высоком уровне; Россия стала вторым по значимости торговым партнером Турции; 148 и эти две страны сотрудничают по реализации крупного проекта транспортировки энергоресурсов, прокладке газопровода "Южный Поток". Турция планирует подписать договор с Россией по строительству своей первой атомной электростанции. Турцию ежегодно посещает три миллиона российских туристов, больше чем из какой-либо другой страны. К апрелю 2011 г. обе намереваются ввести безвизовый режим, и Турция исключила Россию из списка стран, представляющих потенциальную угрозу для Анкары. 149

Ни Россия, ни Турция не хотят, чтобы конфликт из-за Нагорного Карабаха нанес ущерб их все более выгодным экономическим и стратегическим отношениям. Насущным интересам обоих государств отвечает мирная трансформация статус-кво, но перспектива войны все больше беспокоит политиков этих стран. 150 При всей своей амбициозной внешней политике и стремлении обеспечить сотрудничество и стабильность на Южном Кавказе, Анкара понимает, что Москва играет в этом регионе большую роль и очень рассчитывает, что та найдет решение этого конфликта. 151

Возобновление военных действий нанесло бы серьезный ущерб энергетическим интересам США и ЕС. Они стремятся создать в Закавказье альтернативный источник энергоресурсов для Европы и транзитный маршрут для их импорта. Полномасштабная война также угрожала бы транскавказскому воздушному коридору, по которому осуществляется почти 70 процентов всех полетов военно-транспортных самолетов НАТО на базы в Центральной Азии, так же как и альтернативному сухопутному маршруту поставок в Афганистан через Азербайджан. 152

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz