В главах "Иттихадисты наносят удар по Российской Армении" и "Кемалисты наносят удар по Российской Армении" была предпринята попытка документально обосновать и проанализировать динамику и охват операций, направленных на ликвидацию армян. Выйдя за пределы Османской Турции, смертоносные щупальца турецкой армии вонзились прямо в сердце Закавказья, нацелившись на проживавших там армян.

Ни распад Османской империи вследствие Первой мировой войны, ни ее возрождение с приходом новоиспеченного кемалистского режима не внесли больших изменений в дальнейшую разработку и воплощение в жизнь политики, которая была направлена против Армении и армян. Немецкие и австро-венгерские документы достаточно убедительно показывают, что некоторые турецкие командующие, армейские части которых завоевали внушительную часть территории Закавказья, не только непосредственно до окончания Первой мировой войны, но и сразу после нее продолжали применять меры, которые были призваны ускорить искоренение оставшегося армянского населения.

Резкий и непреклонный тон сверхсекретного приказа нового правительства Анкары от 8 ноября 1920г. еще раз подчеркнул неизменный характер этого склонного к уничтожению типа мышления. Командующий кемалистской интервенционистской армией генерал Кязим Карабекир получил приказ уничтожить Армению не только "политически", но и "физически". Чтобы упростить выполнение этой смертельной миссии, Анкара посоветовала турецкому генералу пойти на хитрость, отвлечь внимание от кемалистских планов относительно армян и, прибегнув к необходимым уловкам, ввести в заблуждение и одурачить европейцев.

Весьма важным этапом в этом последовательном плане явились обстоятельства, при которых турецкие силы в самом конце Первой мировой войны захватили закавказский город Баку, в котором три дня подряд продолжалась кровавая бойня, имевшая целью полное истребление армянского населения этого города. Новые доказательства убедительно свидетельствуют о том, что др. Бехаеддин Шакир, один из основных авторов Геноцида армян в самой Турции, будучи временным начальником полиции Баку с 15 по 17 сентября 1918г., взял на себя организацию этих кровопролитий.

На протяжении трех дней и ночей нерегулярные банды, поддерживаемые собравшейся на месте толпой, безжалостно вырезали беззащитное армянское население этого города, которое составляло около 25000 человек, якобы в отместку за азербайджанцев, которые, как утверждалось, стали жертвами армян за 6 месяцев до этого. Между тем оккупационные турецкие армейские части под командованием генерала Халиля (Кут), дяди турецкого военного министра Энвера, и Нури, "почетного" генерала, командовавшего "Армией ислама", который был сводным братом того же Энвера, словно заранее договорившись, на два с половиной дня отложили свое реальное вступление в город. Эта умышленная мера дала преступникам оптимальную свободу и поле действия для осуществления запланированных кровопролитий, которые, как всегда, сопровождались повсеместными грабежами и воровством.

Уже было отмечено, что внезапное появление Шакира в Баку, совпавшее с захватом этого города и последовавшей за этим большой резней армян, по всей вероятности, тесно связано с основным, единым планом Геноцида армян внутри и вне Турции. Зачатки этого плана восходят к 1906-1908гг., когда КЕП, т.е. Иттихад, затевал заговор с целью свержения режима Абдул-Гамида и, соответственно, готовился к нему. Этот секретный план предполагал также вовлечение и объединение соседних исламских народов, и в первую очередь азербайджанцев Закавказья.

В трех отдельных письмах др. Шакир, испытывая беспокойство в связи с охватившими все Закавказье кровавыми армяно-азербайджанскими столкновениями 1905-1906гг., советовал азербайджанцам помнить об исходившей от армян опасности. Так, 22 сентября 1906г. он писал азербайджанцам, что благодаря численному "превосходству" им будет несложно "позднее разобраться с армянами". 23 ноября 1906г., характеризуя армян, он писал, что это люди, враждебно настроенные против ислама и агитирующие против исламских правительств в Турции, Европе и Америке. Далее он убеждал азербайджанцев, что единственный способ ослабить армян - это напасть на них и захватить их богатство: "Вы должны сделать это, чтобы обеспечить свое освобождение от русского ига, так как армяне - единственное препятствие на пути этого освобождения".

В третьем письме, написанном за несколько месяцев до начала увенчавшейся успехом младотурецкой революции июля 1908г., т.е. 3 января 1908г., Шакир безошибочно обнаружил свои будущие антиармянские планы. Отметив, что соглашение, достигнутое между КЕП и дашнакцаканами в ходе конгресса 1907г., созванного противниками гамидовского режима, не принесло особой пользы, он разъяснял, какими мотивами был движим КЕП, заключая это соглашение: согласно Шакиру, они были обусловлены двумя целями: 1. Предотвратить вмешательство иностранных держав в защиту армян, которые, пытаясь добиться этого вмешательства, наносили вред национальным интересам империи; 2. использовать ресурсы и сильные стороны христианских элементов (т.е. армян) для усиления КЕП. Таковы были тактические цели, а суть стратегической цели излагалась в конце этого третьего письма Шакира и сводилась к следующему: "...Как только мы свергнем правительство и учредим палату депутатов, основанную на нашей доминирующей национальной силе, нам незачем будет бояться ни кучки армян, ни европейских держав, склонных угрожать режиму Абдул-Гамида". Иначе говоря, после этого появится полная свобода действий и широкое поле возможностей, которые позволят поступить с армянами по своему усмотрению.

Османо-турецкая обеспокоенность проблемой европейского вмешательства явилась важным мотивом, призванным оправдать создание плана насильственного истребления армян. Этот план позволял предупредить возможные вмешательства в будущем. Широкомасштабная резня в Баку в 1918г., в которой Шакир, как выяснилось, сыграл важнейшую роль, также в определенной степени была связана с проблемой вмешательства. Адъютант генерала Халиля, командующего турецкими войсками, захватившими Баку, признался, что в вопросе оккупации военному министру Энверу удалось, прибегнув к двойной игре, одурачить союзных немцев. Когда немецкий начальник штаба турецких вооруженных сил генерал Зеект выразил свое недовольство несанкционированным вступлением войск Халиля в Баку, Энвер в его присутствии отправил из военного министерства телеграмму своему дяде Халилю, резко раскритиковав последнего за своевольное вторжение и приказав отступить. Однако через три часа тот же Энвер, оставшись один, отправил еще одну шифрованную телеграмму - уже по своему домашнему телеграфному аппарату. В ней он выражал безграничную радость по поводу "самой большой победы, когда-либо одержанной в истории ислама и Турции. Я никогда не забуду ту огромную службу, которую вы сослужили".

Эта двуличность Энвера, его склонность к двойной игре подтверждается и Юсуфом Хикметом Байуром, ныне покойным старейшиной турецких историков. Выясняется, что с целью провести немецких союзников военный министр и de facto верховный главнокомандующий османских вооруженных сил отправил такую же шифрованную телеграмму и своему сводному брату, командующему "Армией ислама" Нури-паше, который должен был захватить Баку и основать на Южном Кавказе новую азербайджанскую государственную единицу. Действительно, эта шифрованная телеграмма, датированная 4 августа 1918г. и составленная в присутствии высокопоставленных немецких офицеров, служивших в османском Генштабе, имела целью отвлечь их внимание от принятого турками решения любой ценой захватить Баку. В шифровке Энвер со всей строгостью приказывает Нури воздержаться от наступления на Баку и, применив всю свою власть, не дать никому другому сделать это. "Таким образом, еще раз повторяю мой категорический приказ".

Однако вскоре после этого через неведомый служившим в османском Генштабе немецким офицерам канал Энвер передал Нури текст шифрованной телеграммы, согласно которой последний должен был отреагировать на его, Энвера, приказ. Нури следовало приводить в свое оправдание множество доводов, говорить двусмысленно, увиливать от прямого ответа и вообще избегать выражения полной готовности выполнить приказ Энвера. Ключевой частью этого приказа было указание предотвратить участие "бандитов, которые являются нашими друзьями". Нури не дал никаких гарантий по этому вопросу, что и сыграло свою роль в последовавших за этим антиармянских кровавых бойнях в Баку.

В шифрованной телеграмме, отправленной Нури 10 августа 1918г., Энвер настоятельно требовал, чтобы в окрестностях Баку было сформировано исламское правительство Азербайджана. Между тем немцы были против этого плана, поскольку, согласно дополнительному Брест-Литовскому договору, подписанному 27 августа 1918г. между Германией и большевистской Россией в результате тайных переговоров, Баку должны были передать русским. Дополнительный договор оговаривал, что Германия должна была воспротивиться попыткам любой третьей стороны вторгнуться в Баку и захватить его. Однако, к ужасу немцев, Энверу удалось привести в исполнение свой план и с помощью регулярных и нерегулярных военных формирований своего сводного брата и своего дяди Халиля захватить Баку.

Верховное командование Германии сделало все, что могло, чтобы предотвратить нападение турок на Баку - в частности, воинским подразделениям в Грузии было приказано подготовиться к военным операциям и захватить Баку до того, как это сделают турки. Однако генерал Халиль предвосхитил эти операции, отдав секретный приказ уничтожить имевший стратегическое значение железнодорожный мост, тем самым предотвратив своевременную отправку германских подразделений. Немцы поздно узнали о двойной игре Халиля, который, впрочем, впоследствии отказался взять на себя ответственность за эти разрушения.

То, что последовало за этим в штабе Халиля, прямо указывает на взаимосвязь между необузданными широкомасштабными турецкими кампаниями по истреблению армян и судьбой последних. Начальник штаба генерала Халиля полковник Паракин, тщетно пытавшийся как можно скорее обеспечить присутствие германских кавалерийских подразделений, необходимых для захвата Баку, категорически протестовал против варварского массового уничтожения армян, начавшегося после захвата города турками. В ответ на это надменный Халиль сразу же сместил его с занимаемой должности, заодно пригрозив, что объявит войну союзной Германии, если его и дальше будут раздражать и донимать спорами. Предоставивший эту информацию немецкий военный историк Карл Мюхльман также подтверждает, что османский военный министр генерал Энвер вел, говоря его словами, "двойную игру". Лживость Энвера, о которой стало известно в Верховном командовании Германии, потрясла генералов фон Кресса и фон Лосова, которые не хотели верить в то, что это могло соответствовать действительности.

Несмотря на то что захват Баку был обусловлен предоставленной войной выгодной возможностью и вездесущими экономическими соображениями, резня армян в этом городе являлась неотъемлемой частью единого плана, нацеленного на полное уничтожение армянского народа. В этом смысле бакинская резня являлась продолжением Геноцида османских армян, а Бехаеддин Шакир, одна из ключевых фигур в осуществлении этого Геноцида, служил в качестве связующего функционального звена. Более того, стремясь, как и прежде, замаскировать организованный характер массовых убийств в Баку, Шакир позаботился о том, чтобы около двадцати мусульман, уличенных в воровстве и грабеже, были немедленно казнены. Цель была очевидна: создать впечатление, что, будучи начальником полиции, он нес ответственность за правопорядок и не мог допустить беспорядков. Как отметил австро-венгерский вице-маршал Помянковски в связи с более ранним применением аналогичной тактики в Карсе и Ардагане: "Сначала в оккупированные территории будут введены подразделения убийц, чтобы осуществить запланированную резню. Только после этого должны вступить регулярные войска. Потом они накажут нескольких преступников, чтобы впоследствии иметь возможность заявить, что сами не участвовали в зверствах". Некоторые из своих публикаций этот автор посвятил изучению роли, сыгранной Шакиром в осуществлении Геноцида армян во время Первой мировой войны.

Основной целью данного Приложения являлась попытка представить бесспорные свидетельства османо-турецкой решимости расширить масштабы Геноцида армян до максимума, воспользовавшись благоприятной военной ситуацией и выйдя за пределы Османской империи. Не менее примечательным представляется и то обстоятельство, что для достижения максимального успеха турки традиционно прибегали к хитростям и уловкам. Так, двойную игру, которую в погоне за большим призом - Баку и всем, что было с ними связано, - последовательно вел военный министр Энвер, пытаясь провести и одурачить немецких союзников, на протяжении четырех лет поддерживавших Турцию в экономическом, финансовом, военном и политическом планах, не следует считать ни отклонением, ни случайностью. Она являла собой один из примеров вероломства и хитрости, к которым в ноябре 1920г. прибегли и последователи Энвера - кемалисты, также пытавшиеся обмануть и загнать в ловушку армян Закавказья с целью их "политического и физического уничтожения" и в то же время отвлечь их внимание, предлагая "экономическую поддержку" во имя "глубокой и искренней дружбы и гуманизма". Две сверхсекретные шифровки, отправленные из Анкары в штаб генерала Карабекира, приказывали, с одной стороны, физически уничтожить Армению, с другой - попытаться усыпить бдительность армян притворными предложениями о помощи в экономическом восстановлении Армении и заверениями в желании укрепить новый уровень дружественных отношений.

Ваагн Н.ДАДРЯН. "История армянского геноцида". Ереван, 2007, с.548-553


"...ПОЭТОМУ АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ АРМЕНИЯ БЫЛА ЛИКВИДИРОВАНА"

Шифровка исполняющего обязанности министра иностранных дел Мухтар-бея командующему Восточного фронта Кязиму Карабекир-паше

8 ноября 1920г.

Анкара
Командованию Восточного фронта

НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ АРМЕНИИ О ПЕРЕМИРИИ в этот момент, когда она изолирована и от западного и от восточного миров, имеет целью избежать надвигающейся катастрофы. Усилившись, Армения, естественно, попытается осуществить возложенную на нее Севрским договором обязанность перерезать нашу связь с Востоком, а также совместно с греками мешать нашей жизни и развитию. Невозможно, чтобы Армения, которая находится в центре огромного мусульманского окружения, по велению сердца отказалась от этой обязанности жестокого жандарма и решила полностью связать свою судьбу с Турцией и исламом. Поэтому абсолютно необходимо, чтобы Армения была ликвидирована - политически и физически. Вместе с тем, поскольку реализация этой цели зависит от возможности, предоставленной нашим могуществом, и благоприятствования общей политической ситуации, необходима согласованная подготовка этих важных предпосылок. Из этого следует, что предметом обсуждения на переговорах не может быть наш отход в результате простого соглашения о перемирии с армянами. Предложенные условия армянам соглашения о перемирии должны быть направлены не на уход из Армении, а на введение в заблуждение армян и демонстрацию миролюбия в глазах Европы. Однако в действительности их результатом должно стать создание необходимых предпосылок для постепенной подготовки и созревания нашей цели.

В настоящее время совершенно необходимо расформирование армянской армии и захват ее вооружения, не давая тем самым возможности для восстановления ее военной структуры. Под предлогом контроля над железными дорогами и защиты прав мусульманского населения необходимо установить наш военный контроль над всей территорией Армении и тем самым взять в наши руки все дороги, связывающие Турцию с Азербайджаном. Осуществлять эту указанную выше цель необходимо скрытно и в деликатной форме как в тексте соглашения, так и в вытекающих из него действиях, с тем чтобы неизменно выглядеть в глазах армян миролюбивыми.

Высланные вам сегодня с целью передачи армянскому правительству условия соглашения, первым пунктом которого оговаривается проведение референдума по вопросу границы, обусловлены нашим стремлением воспрепятствовать определению окончательных границ с Арменией. Можете временно принять линию Брест-Литовской границы, так как в этом вопросе поставлена цель прежде всего получить от армян письменное предложение относительно границы и тем самым помешать заходу переговоров в тупик. Однако при этом необходимо подготовить почву для постоянного вмешательства под предлогом защиты прав мусульманского меньшинства, оставшегося по ту сторону границы. Необходимо внести в соглашение пункты, которые обеспечат как можно быструю конфискацию оружия врага и расформирование его армии. Необходимо приложить специальные усилия по вооружению и созданию шаг за шагом национальных вооруженных сил турок региона. Они должны связать Восток и Запад и сделать Азербайджан самостоятельным турецким государством.

Эта инструкция, содержащая реальные шаги правительства, секретна. Она предназначена только для вас.

Прошу письменно сообщить о полной дешифровке этого сообщения.

Исполняющий обязанности министра иностранных дел Ахмет Мухтар

Документ цитируется по книге: Р.САФРАСТЯН. "Османская империя: генезис программы геноцида (1876-1920гг.), Ереван, 2009, на армянском языке

Источник: ГОЛОС АРМЕНИИ