Суббота, 19.08.2017, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Ноябрь » 17 » АХТАМАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КРЕСТА И ВОПРОСЫ АРМЯНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
21:44
АХТАМАРСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КРЕСТА И ВОПРОСЫ АРМЯНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Существующие факты позволяют утверждать, что стимулом в вопросе возвращения проживающих на территории Турции и находящихся на различных уровнях ассимиляции армян и их потомков к своим корням могут стать самые разные обстоятельства. В этом плане, наблюдаемые в последние годы армяно-турецкие контакты, поездки армянских туристов в Западную Армению, издаваемые в Турции книги на армянскую тематику и другие факторы способствуют усилению значения истинной идентичности исламизированных армян. Рассмотрим это интересное явление в контексте занявшей столь значительное место в армянской общественно-политической повестке недавней литургии в церкви Святого Креста на ванском острове Ахтамар и определенных сопутствующих и последовавших за этим событий.

Уже сегодня очевидно, что турецкая пропагандистская машина пыталась использовать в своих целях разрешение на проведение литургии в церкви Святого Креста, однако, по большому счету, проиграла. Наряду с отрицательными проявлениями турецкого шоу начался примечательный для нас процесс: литургия в церкви Святого Креста стала важным стимулом для выявления истинной идентичности криптоармян и их потомков, проживающих в разных районах Западной Армении.

Здесь считаем должным сделать определенное пояснение: как известно, в годы Геноцида армян и в дальнейшем в Турции осуществлялся культурный геноцид, жертвами которого стали более двух тысяч армянских церквей, монастырей, святынь. Разрушение церквей и монастырей непосредственно сказалось на идентичности исламизированного армянства, поскольку в условиях фактического небытия армянского языка и культуры даже недействующие церкви могли быть хранителями их идентичности и молчаливыми свидетелями былого армянского присутствия. Т.е., в таких условиях церковь превращается из архитектурного строения в составляющую армянской идентичности, а в некоторых случаях – ее единственную составляющую.

В этом плане следует отметить, что исламизированные и криптоармяне до сих пор организуют тайные паломничества к руинам армянских церквей. Одним из таких примеров является ежегодно организуемое в июле паломничество к монастырю Пресвятой Богородицы на горе Марута в Сасуне, последнюю пару лет ставшее предметом внимания турецкой прессы и, фактически, «разоблаченное». Помимо этого, есть множество других примеров, о которых мы лично узнали в результате общения с потомками армян, проживающими в различных частях Западной Армении. Например, в определенные дни года совершается тайное паломничество к монастырю Мшо Аракелоц, руинам церквей Дерсима. О важности для потомков исламизированных и криптоармян армянских церквей, пусть даже полуразрушенных, может свидетельствовать другой пример, о котором мы узнали в 2008г. в Муше. Так, в 1980-х. гг. государство снесло одну из армянских церквей города Муш и на ее месте построило школу. Во время строительства были использованы также камни церкви и, как нам передал один из жителей Муша, армянин по происхождению, проживающие в городе криптоармяне договорились между собой не отправлять своих детей в эту школу.

Возвращаясь к Ахтамарской церкви Святого Креста, отметим, что поднятая турецкими властями шумиха вокруг церкви возымела для исламизированных армян совершенно иной эффект: фактически, турецкое государство на свои средства отреставрировало армянскую церковь, совершило официальное открытие, разрешило раз в год служить здесь литургию, призвало туристов посещать Ахтамар и пр. Т.е., к церкви Святого Креста, можно сказать, сформировалось государственное отношение, и это совершенно уникально еще и потому, что в восточных районах Турции Святой Крест – единственная церковь, армянскую принадлежность которой турецкое государство, хоть и косвенно, но признает. Это обстоятельство внушает хоть какую-то уверенность потомкам исламизированных армян, которые уже могут ходить в разрушенные армянские святыни не тайно, а совершать паломничества пусть даже в не имеющую статус церкви и считающуюся музеем церковь Святого Креста.

Это явление бросилось в глаза уже в день литургии, сведения о чем тут же начали распространяться. На радость нам, все это не ускользнуло от внимания армянских журналистов, находящихся во время литургии в Ване, и они передают довольно интересные подробности. Например, корреспондент информационного сайта news.am Андраник Испирян в своей статье отмечает: «Радость и слезы прибывших в Ахтамар из Вана, Муша, Сасуна, Дерсима, Амшена и других районов Турции криптоармян говорили о терпеливости и смелости этих людей. Приехавшие из Муша на 20 микроавтобусах и автомобилях для участия в литургии люди ставили свечи, целовали неустановленный крест и плакали ... Видя вокруг себя армян, многие пытались рассказать, высказаться о том, что они скрывали годами». Примечательные сведения передает также журналист газеты «Аравот» Гоар Акопян: внук исламизированного армянина, 38-летний Синан Демирбаш рассказал армянской журналистке, что его дед Джафер, скончавшийся пять лет назад, сообщил перед смертью своей семье, что они на самом деле армяне, и даже показал свои родовые фотографии, которые бережно скрывал десятилетиями. По словам Синана, только в Ване число исламизированных армян и их потомков достигает тысячи.

Некоторые из исламизированных армян, находившихся на острове после литургии, пытались найти своих родных в Армении, сообщали свои прежние армянские фамилии, армянские имена своих родителей, дедушек и бабушек и просили приехавших из Армении помочь им.

В эти же дни в турецкой прессе нашла широко обсуждалась тема верообращения (повторного обращения в христианство) исламизированных армян, и была сделана попытка и это связать с литургией в церкви Святого Креста. Вопрос обращения в христианство был представлен на примере родственников местоблюстителя Константинопольского Армянского патриаршества, архиепископа Арама Атешяна. Так, проживающие в Диарбекире сестра и зять архиепископа Арама Атешяна в 1950-х гг. вынужденно обратились в ислам. Несколько раз в прессе говорилось, что у высокопоставленного священнослужителя есть родственники-мусульмане, что не отрицал также сам архиепископ. И вот недавно распространилась информация о том, что в мае 2010г. проживающие в Диарбекире родственники Арама Атешян, 33-летняя Месуре Каплан и 28-летний Джихан Бескинсиз обратились в христианство. Они в своих паспортах поменяли также национальную принадлежность, записавшись армянами, и взяли армянские фамилии: Месуре стала Сирун, а Джихан – Паретом. После обращения в христианство они рассказали, что десятилетиями их семья скрывала свою идентичность: дома и в армянской среде они были армянами, а на улице и на работе вели себя как мусульмане, и даже их ближнее окружение не знало, что они не курды, а армяне.

Среди критпоармян Диарбекира довольно распространены также внутриобщинные браки. Например, муж Месуре-Сирун, Кудбеттин Каплан, – криптоармянин, который также обратился в христианство. Вернувшиеся к своим корням также отметили, что после реставрации Диарбекирской армянской церкви Святого Киракоса собираются именно там принять обряд крещения. Парет и Сирун передали, что в Диарбекире есть множество криптоармян, не осмеливающихся раскрыть свою истинную идентичность и вернуться к армянским корням, однако даже у них недавно начался процесс осознавания важности своих корней, постепенно превращающийся в возрождение национальной идентичности.

К процессу начавшегося среди криптоармян верообращения и поиска корней обратился также местоблюститель Константинопольского Армянского партиаршества Арам Атешян: «В Анатолии множество армян не осмеливаются сказать, что они армяне. Чем демократичнее будет наша страна, тем больше людей вернется к своей религии. Даже сегодня со всех концов Турции – Тунджели, Трапизунда, Костамону – молодежь обращается к нам, чтобы найти корни своих семей».

Нелишне отметить, что состоявшаяся в Ахтамарской церкви Святого Креста литургия и информация о верообращении исламизированных армян еще раз стали поводом к тому, чтобы шовинистическая пресса и деятели Турции негативно откликнулись на армянскую тему, повторяя свои прежние алогичные тезисы. К этому вопросу еще раз обратился фальсификатор истории Юсуф Алачоглу, отметив, что Турции есть по меньшей мере пятьсот тысяч криптоармян.

Резюмируя, отметим, что вышеупомянутые процессы еще раз свидетельствуют о том, что проблемы этнической идентичности в Турции расширяются и проявляются по-новому.

Рубен Мелконян фонд "Нораванк"
Категория: Аналитика | Просмотров: 488 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 0.0/0
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz