Пятница, 19.04.2024, 10:38

Армянский музыкальный портал

Видео трансляции
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media

Форма входа

Главная » 2012 » Март » 19 » АРМЕНИЮ БОГ СОЗДАЛ ДЛЯ ТУРИЗМА
22:26
АРМЕНИЮ БОГ СОЗДАЛ ДЛЯ ТУРИЗМА

* Уникальные раритеты: пещеры и гроты, петроглифы и вулканы, каньоны, водопады, утесы, окаменелости и природные барельефы, гейзеры, соляные купола, кораллы, 2000-летний платан...
* Наша страна - настоящий палеонтологический памятник

Уже в течение многих лет в нашей стране на разных уровнях ведутся разговоры о приоритетном развитии туризма, о туриндустрии. Между тем настоящего дыхания этой индустрии не ощущается. Слышны лишь победные реляции. Сегодня мы говорим о туризме с человеком вроде бы далеким от этой темы – научным сотрудником Института геологических наук НАН РА, кандидатом геолого-минералогических наук Гайком МЕЛИК-АДАМЯНОМ. Он уверен, что Бог, создавая Армению, щедрой рукой разбросал по ее территории природные раритеты, которые могли бы привлечь туристов. Мы же живем, не замечая их, просто проходим мимо...

- О каких природных раритетах идет речь?
- Армения не только исторический, археологический, но еще и геологический музей. Наряду с богатейшим историко-культурным наследием мы располагаем уникальными памятниками живой и неживой природы. Памятники живой природы (ботанические) хорошо известны, они занесены в Красную Книгу, а вот памятникам неживой природы (геологическим) в этом плане не везет. Хотя многие из них уникальны в региональном масштабе Кавказа, а некоторые даже в мировом. Это нерукотворные геологические образования – пещеры и гроты, в которых или на которых обнаружены следы палеолитических, мезолитических и неолитических культур. Известно свыше 20 тысяч разновозрастных высокохудожественных наскальных изображений до урартского периода на территории Гегамского, Варденисского и Сюникского вулканических массивов, Приарагацкого района и бассейна реки Трту, что выдвигает Армению и НКР в число наиболее интересных и значимых петроглифических областей Старого Света. Наряду с Камчаткой и Курилами Армения, в которой насчитывается более 500 потухших вулканов, является своего рода палеовулканическим музеем под открытым небом.

Много у нас и памятников, образованных под воздействием экзогенных геологических факторов: воды, льда, ветра. Это живописные каньоны, водопады, утесы, карстовые пещеры, разнообразные следы оледенений. Уникальны кольцеобразная скала в бассейнах рек Веди и Арпа, природные барельефы "Вардан Мамиконян" в бассейне реки Арпа и "Черепаха" в пригюмрийском районе, морены – "бараньи лбы" на Арагаце, Гегамском и Варденисском хребтах. Еще одна группа раритетов (несколько лет назад я разработал классификацию памятников неживой природы, разделив их на шесть групп) – это уникальные геологические обнажения и места ископаемой флоры и фауны (окаменелости, отпечатки, следы жизнедеятельности).

Большой интерес представляет обнажение известково-углистых пород с отпечатками листьев вдоль автодороги Джерманис - Мартуни. Это самое древнее палеофлористическое местонахождение на всем Кавказе. Возраст от 215 млн до205 млн лет. Интересен Коралловый овраг с богатой фауной верхнемеловых беспозвоночных в верхнем течении реки Веди. Одно из самых древних местонахождений ископаемых нижнеплиоценовых наземных позвоночных располагается у села Нурнус. И таких местонахождений средней и верхней юры с формами головоногих, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, ископаемых морских ежей и других очень много на территории нашей страны. В среде гидрогеологических памятников большой интерес представляют гейзерные выбросы воды джермук (аналог - Карловы Вары) у курорта Джермаджур в НКР. Все эти памятники могут служить основой для развития лечебного, рекреационного, научно-познавательного, спортивного, экологического и других разновидностей туризма.

- В чем же проблема?
- В том, что наши памятники неживой природы предоставлены сами себе, их практически никто не охраняет. Многие уникальные геологические образования сегодня полностью или частично разрушены и находятся на грани исчезновения. В отличие от редких и исчезающих представителей флоры и фауны, они не подлежат восстановлению. Если бы была создана Красная Книга памятников неживой природы, никто не посмел бы строить ГЭС, используя водопад Трчкан. Только мощная кампания, развернутая общественностью по спасению водопада, помогла отстоять его. Между тем в Польше еще в начале 90-х годов прошлого столетия насчитывалось 42 геологических резервата и более 1300 отдельных геологических памятников, а в Германии зарегистрировано более 5 тысяч памятников неживой природы. Все они широко вовлечены в туристическую индустрию.

Мы могли бы открыть музей соли в Ереване, большинство возвышенностей столицы - это соляные купола. Таких городов на соли в мире очень мало. Можно было бы продавать туристам, как сувенир, кусочек этой натуральной соли, возраст которой 14-15 миллионов лет. Армения насыщена палеолитическими памятниками. Где не копни – артефакты. Но ко многим из них уже не подступиться. В частности, к пещере Ереван - I, в которой 40 тысяч лет назад жили люди. Сейчас она находится на территории американского посольства и закрыта для посещения. Эта пещера достойна Книги Гиннесса, во всем мире только она одна располагается в столице государства. По литературным данным, в пригороде города Гавар существовал мышанковый биогерб, возраст которого около 10 миллионов лет... Мышанки – одноклеточные животные, одна из разновидностей коралла.

- Можно говорить о нахождении останков динозавров на территории Армении?
- 65 млн лет назад в районе Мексиканского залива упал гигантский метеорит, началась имитация ядерной зимы, согласно одной из теорий именно тогда и вымерли динозавры На этом рубеже по всей границе мастрихтского и датского ярусов есть аномально высокий слой иридия, недавно такие слои были обнаружены в Грузии. Предполагаю, что и в Армении можно найти иридиевые аномалии. Для туристов четко документированный разрез с иридиевой аномалией, связанный с динозаврами, представляет большой интерес. Динозавры обитали в основном на суше в юрский и меловой периоды150–65 млн лет назад. В это время территория Армении преимущественно была покрыта морем.

По данным профессора Ленинградского университета Л.Несова, фрагмент трубчатой кости хищного динозавра, возраст которого приблизительно 85 млн лет, был найден на северо-восточном побережье озера Севан в бассейне реки Авазан. А недавно определены найденные в южной Армении ископаемые останки летающего ящера возраста приблизительно 90 млн лет. Это данные А.Аверьянова и А.Атабекяна. Ископаемые кости степного слона были обнаружены в песчаных карьерах южной окраины Гюмри. По найденным останкам в 1948 году скульптором Погосяном был смонтирован скелет этого слона, который хранится в музее Института геологических наук. Такие же ископаемые слоны найдены в разное время в окрестностях Еревана.

Впервые останки ископаемого слона были обнаружены у города Хныс в Западной Армении в середине XIX века английским исследователем Шиллом. Уже полтора века эта находка экспонируется в Британском музее под названием "армянский слон". На территории Армении обнаружены также многочисленные ископаемые кости носорога, верблюда, первобытных быков, которые жили приблизительно 600-700 тысяч лет назад. Наша страна – настоящий палеонтологический памятник с богатым комплексом ископаемых наземных позвоночных животных. Местонахождений такого уровня, как Нурнус, в мире всего пять, и наше является самым представительным.

- Назовите, пожалуйста, самые значимые армянские памятники живой природы.
- Согласно данным профессора Элеоноры Габриелян, это редчайшие реликтовые памятники и тисовая роща в Шикахохском заповеднике, самая большая в Кавказском регионе платановая роща в поймах реки Цав и Шикахох на юге Армении. Нигде в мире нет таких можжевелово-грушевых и чисто грушевых редколесий, как в Хосровском заповеднике центральной Армении. Среди одиночно стоящих деревьев памятником мирового значения является платан восточный в окрестностях села Схторашен в Арцахе. Этому исполину, периметр основания ствола которого составляет 27 м. около 2000 лет и, по всей вероятности, он является самым старым платаном на планете и уверенно входит в десятку ныне здравствующих старейших деревьев мира наряду с почти 5-тысячелетними соснами и 3-тысячелетними секвойедендронами в США, 2200-летним инжиром в Шри Ланке, 3-тысячелетним тисом ягодным в Англии и 1900-летним дубом в Литве.

- Все это действительно интересно и может повысить туристическую привлекательность Армении. Но организация таких маршрутов дело непростое.
- Предлагаю комбинированные маршруты – сочетание природных и архитектурных памятников. Еще одним новым направлением может стать экспедиционный туризм – по маршруту выдающихся естествоиспытателей. К примеру, маршрут Марко Поло, который прошел к Севану по Селимскому пути. Можно повторить маршрут англичанина Генри Линча, он явно будет интересен жителям туманного Альбиона. Немцев может заинтересовать маршрут академика Германа Абиха, первого, кто ввел в научный оборот термин "Армянское нагорье".

Нора КАНАНОВА

Категория: АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! | Просмотров: 966 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!

Архив записей