Понедельник, 26.06.2017, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Январь » 23 » Армяне Анапы
16:03
Армяне Анапы

Наше сегодняшнее путешествие – на берег Черного моря в город воинской славы, город-курорт Анапу. Он имеет древнюю историю и множество названий. Более 26 веков назад на берегу удобной морской бухты одно из многочисленных меотских племен – синды основали свою столицу – Синдику. С IV в. до н. э. по III в. н. э. поселение входило в состав Боспорского царства и называлось греками Горгиппия, погибшая позднее в пожаре.

Долгое время на этом месте не было постоянного поселения. И только в XIII веке здесь возникла генуэзская колония Мапа. В 1475 году этот населенный пункт был захвачен Османской империей. В 1781 - 1782 годах здесь была построена турецкая крепость. К приходу сюда русских в конце XVIII века поселение уже имело название Анапа. Анапа представляла собой хорошо оборудованную крепость с многотысячным турецким гарнизоном. В ходе русско-турецких войн в течение 45 лет русские войска штурмовали крепость пять раз, под ее стенами погибло более 12 тысяч воинов. Но крепость была взята только на шестой раз. Решающее сражение с турками произошло 28 мая 1828 года. На помощь туркам с гор ринулись черкесы. Они пытались соединиться, но казаки не допустили этого. И тут надо вспомнить выдающегося российского флотоводца адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (Казара Маркосовича Арцатагорцяна, 1792 - 1862), о котором мы уже подробно говорили в рассказе о Новороссийске. Тогда еще молодой морской офицер со своим батальоном первым прорвал оборону турецкой крепости и ворвался в нее. Серебряков захватил 29 турецких знамен и ключ от этой крепости, о чем лично доложил Николаю I. 12 июня 1828 года крепость Анапа капитулировала. По Андрианопольскому трактату 1829 года Анапа была присоединена к России. В дальнейшем адмирал Серебряков построил в районе Анапы ряд военных укреплений. Указом царя Николая I от 15 декабря 1846 года крепость Анапа получила статус города. А в 1866 году Анапа стала курортом. Сейчас это один из лучших курортов России. Здесь живут представители десятков национальностей. И вторыми по численности после русских идут армяне.

Хачкар в Гайкодзоре

Как известно, первые армяне появились на Кубани, и в частности в Причерноморье, еще в XX - XV веках. Местное черкесское население тепло встретило трудолюбивых мирных земледельцев, строителей, купцов. Позднее, когда в XVIII - XIX веках здесь поселились русские, царские власти стали всячески способствовать переселению в этот регион армян. В особенности после образования в 1866 году Черноморского округа. Таким образом решалась задача усиления в регионе христианского фактора и экономического развития края. Армянским купцам на Кубани предоставлялись серьезные льготы. И армяне вносили существенный вклад в развитие Причерноморья, в том числе Анапы. Затем последовал всплеск миграции после Геноцида армян 1915 года в Турции. Хотя, конечно, правильнее говорить о Геноциде 1893 - 1923 годов. И наконец, в Анапу и ее окрестности переехало много армян после распада СССР в 1991 году. Ныне в Анапе проживает 62 тысячи человек. А в целом в Анапском районе, в который помимо Анапы входят 10 сельских округов, проживает 154 тысячи человек. Армян в Анапе 15 тысяч, 4 тысячи в Гайкодзоре. А еще в Витязеве, Джемете, Рассвете, Заре, Супсехе, Сукко, Победе, Анапской, Раевской и других населенных пунктах, примыкающих к Анапе. Всего примерно 23 тысячи армян. Хотя, конечно же, реальные цифры значительно выше.

В 1942 году Анапа была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими захватчиками. Оккупация продолжалась целый год. В боях за освобождение Причерноморья самое активное участие принимали героические воины 89-й Таманской и 409-й стрелковой армянских дивизий. Как известно, большой вклад в планирование операций по освобождению Черноморского побережья Кавказа внес прославленный адмирал Иван Степанович Исаков (Ованес Исаакян), получивший в районе Туапсе тяжелое ранение. Мы уже знаем по рассказу о боях за Новороссийск, что неувядаемой славой там себя покрыл Герой Советского Союза Унан Мкртичевич Аветисян, 16 сентября 1943 года повторивший подвиг Александра Матросова.

Настоятель анапской армянской церкви Сурб Геворг, строящейся в Гайкодзоре, Тер Еремия

А буквально через неделю свой бессмертный подвиг на анапской земле совершил Сурен Смбатович Аракелян (1911 - 1943). Советские войска освободили Анапу 21 сентября 1943 года. Но рядом с городом ожесточенные бои еще продолжались. 23 сентября 1943 года в ходе боя за сильно укрепленную высоту у хутора Курбацкого Анапского района командир пулеметного отделения 89-й Таманской дивизии старший сержант Сурен Аракелян бесстрашно пробрался к вражескому дзоту и забросал его гранатами. Но пулемет продолжал стрелять. И тогда армянский герой бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом, что позволило нашим бойцам уничтожить вражеский дзот и захватить важную высоту. 16 мая 1944 года Аракеляну было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он на месте своей героической гибели, на высоте у хутора Курбацкого Анапского района. Там ему стоит памятник, за которым ухаживают и местные жители, и анапские армяне, которые помнят о нем и чтут его память. Здесь в Дни Победы проводят митинги памяти героя, служат священную литургию, возлагают цветы. В 1987 году в Курбацком появился музей боевой славы. Вначале он не имел своего помещения, ютился в клубе, затем в небольшом доме. Теперь у музея Героя Советского Союза Сурена Аракеляна новое здание Оно находится у подножия высоты, где он похоронен. Несколько лет назад музей взял под свою опеку ЦАНК - Центр армянской национальной культуры.

Во многом благодаря героизму и армян Анапа по праву носит почетное звание города воинской славы. Оно было присвоено городу указом президента 5 мая 2011 года. Татьяна Евсикова, которая до декабря 2012 года была мэром Анапы, отметила: «Армяне всегда доказывали, что являются не только верными друзьями, но и храбры, самоотверженны и наделены военным талантом». А иначе и быть не могло. Во время Великой Отечественной войны армяне прекрасно знали, что турки стояли на границе с Арменией. Они стянули сюда мощные силы. Численность турецких войск была доведена до 1 миллиона человек. Из них 750 тысяч были сконцентрированы на советско-турецкой границе. Турецкая группировка включала в себя 4 армейских корпуса, 16 пехотных дивизий, 2 кавалерийские дивизии и 1 мотострелковую бригаду. В ответ на это советское командование вынуждено было держать на границе с Турцией 200 тысяч солдат, которые в то время были так необходимы на фронте. А угроза СССР была более чем серьезна. Турки лишь ждали удобного случая. Сначала они ждали падения Москвы. А когда этого не случилось, стали ожидать падения Сталинграда, чтобы вторгнуться в Закавказье. Понимая это и чем это грозит, армяне дрались с исключительным героизмом с фашистами на всех фронтах, в частности на Черноморском побережье Кавказа.

Армянская церковь Сурб Геворг

Между городами Армении и Анапой всегда существовали тесные контакты. А в последние годы они еще более активизировались. Так, в целях укрепления дружеских отношений, Цахкадзор и Анапа заключили соглашение о развитии сотрудничества в различных сферах. В Анапе с 1992 года ежегодно проходит популярный кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок». Армения регулярно принимает в нем участие. Причем весьма успешно, получая призы. На «Киношоке» проводятся фестивали армянских фильмов. В рамках проекта «Одаренные дети Анапы» юные представители армянской общины стали обладателями наград в номинации «Талант». 13 армянских ребят, певцов и спортсменов, получили призы из рук мэра города. Местные армяне неизменно оказываются победителями проводимых в Анапе турниров по нардам «Золотые зары». Кубанские армяне с большим успехом участвуют в ежегодном Всероссийском музыкальном фестивале-конкурсе детских и юношеских коллективов «Синеокая Анапа». Президентом этого фестиваля является Иосиф Кобзон. Известным музыкальным анапским коллективом является художественно-танцевальный ансамбль «Ануш». Его возглавляет Валентина Юрьевна Айвазян. Ансамбль неоднократно принимал участие в различных городских праздниках и фестивалях, включая «Синеокую Анапу», и становился их лауреатом. На хуторе Рассвет также есть свой армянский танцевальный коллектив. Он называется «Вдохновение».

Армяне активно участвуют в общественно-политической жизни как Кубани в целом, так и Анапы. В Законодательное собрание Краснодарского края пятого созыва вошли трое депутатов-армян. Десятки армян входят в советы районного уровня. В Анапе, в центре города, у здания городской администрации, находится стенд, на котором висят портреты самых уважаемых людей города - Почетных граждан города-курорта Анапа. И особенно приятно, что среди них значительную часть составляют наши соотечественники. Среди них Казарьян Геннадий Артемович - директор МУП «Водоканал города Анапа». Он является самым известным в Анапе специалистом в системе водного хозяйства и в целом жилищно-коммунального хозяйства. В том, что жители Анапы и миллионы отдыхающих бесперебойно снабжаются качественной питьевой водой, заслуга прежде всего его и возглавляемого им коллектива. Геннадий Казарьян - заслуженный работник ЖКХ России и заслуженный работник ЖКХ Кубани, награжден медалью «За трудовое отличие». Этот человек много занимается благотворительной деятельностью и оказывает материальную помощь детям, инвалидам, ветеранам войны и детским художественным коллективам. Почетным гражданином города-курорта Анапа является известный местный краевед, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, Гегам Амаякович Поладянц. Он автор трех интересных книг. Многие годы своей жизни он посвятил исследованиям и поиску фактов, связанных с жизнью и деятельностью человека, отличившегося при взятии Анапы и позднее ставшего одним из основателей Новороссийска, - Лазаря Марковича Серебрякова (Арцатагорцяна). Ему посвящена книга «Адмирал». Другая книга анапского краеведа называется «Похоронить с воинскими почестями». Она повествует о судьбе Героя Советского Союза капитана Дмитрия Семеновича Калинина. И наконец, третья книга - «Анапа в 1941 - 1945 годах». В ней рассказывается о жизни города во время Великой Отечественной войны. В армянской общине Анапы много известных людей самых разных специальностей - научных сотрудников, деятелей культуры, учителей, медицинских работников, бизнесменов, строителей, спортсменов и тренеров. Они не только своим трудом прославляют Анапу, но и часто помогают людям. Ашот Авдиянц - заведующий реанимационным отделением детской больницы. Арсен Айриян - заслуженный строитель России. Анатолий Джангирян - директор сети аптек «Лаванда».

Часовня Сурб Саркис

В Анапе хорошо известен своей активной деятельностью генеральный директор издательского дома «Статус Плюс» Рач Эдуардович Тер-Карапетян. Тер-Карапетян является главным редактором выходящей на русском языке газеты «Барев, Анапа!» Кроме этого, Рач является заместителем председателя Регионального отделения по работе с молодежью Краснодарского регионального отделения Союза армян России. Местной знаменитостью является Мартин Малхасян из поселка Витязево. Он чемпион мира Mix Fight M-1, чемпион мира по валетудо, чемпион мира по боевому самбо. А другой спортсмен из Анапы, Андраник Ашугян, в составе сборной России несколько лет назад стал серебряным призером чемпионата мира по боям без правил. Центр армянской национальной культуры (ЦАНК) города-курорта Анапа был образован в ноябре 1991 года местными армянскими активистами во главе с Николаем Арамовичем Испирьяном, чье имя сегодня он и носит. Ныне этот Центр стал одной из самых уважаемых и авторитетных общественных организаций Анапы, которая играет заметную роль в жизни города. Сейчас основными направлениями его работы являются изучение армянской истории и культуры, родного языка, сбор этнографических материалов, возрождение традиционных народных промыслов и ремесел. Центр армянской национальной культуры организовывает поездки в Армению по историческим местам, чтобы дать возможность анапским армянам воочию увидеть страну, откуда вышли их предки, прикоснуться к своим истокам. Подавляющее большинство русских и казаков Анапы уважительно относятся к армянам и ценят их трудолюбие и талант. Русские здесь очень любят армянскую музыку. Она повсюду звучит в Анапе, и в увеселительных заведениях, и на улице. Большое количество армян работает в сфере торговли. Армяне пекут лаваш, пахлаву и прочие изделия национальной кухни, которые пользуются большим спросом и у русских. Многие армяне работают водителями автобусов, маршруток и такси. Причем часто в салонах звучат армянские песни и висят армянские флажки. Особое внимание хочется уделить поселку Гайкодзор Анапского района, расположенному на северных склонах Семисамского хребта. Он находится примерно в 10 километрах к юго-востоку от центра Анапы. Основное население - армяне, выходцы из Трапезундской области Турции, бежавшие оттуда после Геноцида 1915 года. Армяне поселились на этой возвышенности рядом с основанным в 1908 году небольшим поселением казаков. Конечно, может и стоило обосноваться прямо на берегу Черного моря, а не отступя от него. Но эта местность уж очень напоминает армянам горную природу родных армянских краев. Сейчас здесь живет примерно 5 тысяч человек, 80 % из них, то есть 4 тысячи человек - армяне. В мире и согласии помимо армян здесь живут русские, а также украинцы, белорусы, греки, татары - всего 20 национальностей. После переселения сюда армян село стали называть Гайка-дзор, что в переводе с армянского означает «армянское ущелье». Но в 1954 году советские власти переименовали его в Гай - Кодзор, чтоб не звучало столь откровенно по-армянски. Хоть оно сейчас официально так и называется, местные жители его именуют и пишут слитно - Гайкодзор.

Памятник погибшим в ВОВ 1941-1945гг

Название Гайкодзор появилось в 1920 году, когда произошло слияние нескольких небольших армянских хуторов. До 1936 года население было исключительно армянским. Затем в армянском селе стали селиться и русские семьи. С 1925 года преподавание в только что открытой школе велось на армянском языке. А с 1936 года сельская школа стала двуязычной. Такое положение существовало до 1948 года, когда преподавание на армянском языке коммунистами было запрещено. В Великую Отечественную войну на фронт ушли 253 жителя поселка Гайкодзор. Многие из них домой не вернулись. В честь десятков погибших на фронте односельчан в Гайкодзоре установлен величественный монумент. А рядом с ним стоит памятник поменьше, в честь местных армян, расстрелянных фашистами. За доблестное участие в войне 28 жителей Гайкодзора награждены орденами и медалями. Еще 28 человек удостоены государственных наград за самоотверженный труд. Трое носили высокое звание Героя Социалистического Труда, семеро были награждены орденом Ленина. Шестеро гайкодзорцев - долгожители, дожившие до 100 - 109 лет.

Гайкодзор в советское время был известным, весьма зажиточным колхозом, славящимся своими прекрасными виноградниками и великолепным вином. После развала СССР экономика села пережила сложный период. Но вскоре в Гайкодзоре было организовано современное винодельческое хозяйство. В 2006 - 2009 годах на 70 гектарах были заложены новые виноградники. Стали разрастаться виноградные плантации. Из Франции были завезены 14 сортов винограда, которые ранее в России не выращивались. При помощи французских виноделов удалось наладить выпуск высококачественных сухих белых и красных вин. Французские мастера сами выбрали именно это место как наиболее удобное с точки зрения природных условий и чтобы заниматься производством вина вместе с чрезвычайно трудолюбивыми и имеющими большой опыт в этом деле гайкодзорцами. Рядом с «Виноградниками Гайкодзора», которые теперь называют «Виноградниками Шато», собираются открыть дегустационный зал для любителей изысканных вин и смотровые площадки для туристов.

Армянский культурный центр Арин-Берд в Гайкодзоре

В свое время одним из лучших бригадиров виноградарей был Томас Кеворкович Чекучян. Он отдал главному делу своей жизни почти полвека. Его бригада собирала рекордные урожаи. А в последние годы он увлекся пением, причем поет так здорово, что ему присвоено звание заслуженного артиста Кубани. А еще он краевед. Никто лучше него не знает истории Гайкодзора. Он написал книгу о своем любимом селе. В селе создан известный далеко за его пределами армянский танцевальный коллектив «Ахпюр». Он выступает на различных праздниках и у себя дома, и в других местах Краснодарского края. Его руководителем является Галина Овсепян. Танцевальная группа имеет большой репертуар танцев и песен, а также прекрасную коллекцию армянских национальных костюмов, сшитых руководителем этой группы. Кстати, в далеком прошлом на этой земле жили кочевые племена адыгов и черкесов. Об этом свидетельствует обнаруженное на юго-восточной окраине нынешнего Гайкодзора черкесское захоронение, где были найдены старинные монеты, предметы быта кочевников, остатки оружия. А случалось, что гайкодзорцы у себя на огородах выкапывали фрагменты мраморных стен или колонн с древнегреческими орнаментами и надписями. Гордостью Гайкодзора является Армянский культурный центр «Арин-Берд». Это великолепное сооружение, которое могло бы стать украшением даже большого города. Культурный комплекс включает в себя ресторан, кафе, зал торжеств, исторический зал, фонтан во дворе, площадь для выступлений, армянский базар. Здесь проходят различные мероприятия: отмечаются армянские юбилейные даты и праздники, выставки, выступления армянских коллективов и ансамблей. Кстати, различные торжества здесь с удовольствием отмечают не только армяне, но и представители других народов Кубани. Армянский культурный центр становится все более популярным у туристов. В «Арин-Берде» постоянно проводят экскурсии с костюмированными представлениями, песнями, танцами и конкурсами. Одетые в национальные наряды воины, музыканты, ремесленники и мастера знакомят туристов с армянской историей, ее традициями и обычаями. Все гости с удовольствием пробуют изысканные блюда великолепной армянской кухни. Построен этот центр был за 2 года и открылся в сентябре 2008 года, к празднику 100-летия Гайкодзора. В самой Анапе сейчас армянской церкви нет. Старожилы припоминают, что в прошлом в Армянском хуторе была небольшая церквушка. Но она была разрушена в 30-х годах. И вот в 1997 году в Гайкодзоре из красного кирпича была построена армянская часовня Сурб Саркис. Ее настоятелем является Тер Еремия. Сейчас его заботит строительство неподалеку от часовни новой крупной армянской церкви. Она будет называться церковь Сурб Геворг (Святого Георгия Победоносца). Церковь строится из туфа, который привозят из Армении. Большая часть работ уже позади. Строение впечатляет своими размерами. Строительство храма ведется ЦАНКом на средства, пожертвованные армянской общиной. Тер Еремия сказал, что открытие церкви Сурб Геворг намечено на 2014 год и она будет служить армянам всего Анапского района. В Гайкодзоре на горе, на армянском кладбище, есть еще одна небольшая церковь. Это оранжевое кирпичное строение называется Сурб Самвел. Она была построена в 1996 году Валерием Айрапетяном в память о погибшем сыне. Во дворе часовни Сурб Саркис, возвышающейся на живописном холме над селом, установлен хачкар. Этот символ армянской христианской веры доставлен сюда из Армении в 1992 году. Его создателем является известный в Армении скульптор-каменотес Сергей Данилян. На хачкаре изображены две птицы феникс, символизирующие дружбу армянского и русского народов. С момента установки хачкара в 1992 году ежегодно, вот уже 20 лет, в последнее воскресенье мая, армяне Гайкодзора устраивают на этом месте праздник. В Анапе праздник Хачкар уже получил статус официального и вошел в городской реестр. Он стал поистине интернациональным. На него кроме армян приглашают представителей всех общин города-курорта: русских, греков, украинцев, грузин, евреев, немцев, организуя по-настоящему народные гулянья для всех. Помимо армянских фольклорных исполнителей выступают также русские, казачьи, греческие и другие фольклорные коллективы. Юилейный 20-й праздник Хачкара был особенно веселым, радушным и гостеприимным. Было много высокопоставленных гостей, включая мэра Анапы. В Анапе часто невольно возникает чувство, что находишься в Армении. Вокруг армяне, армянская речь, армянская музыка. А чего стоят названия населенных пунктов неподалеку от этих мест: Армянский, Эриванский, Эриванская. Кажется, что для полного счастья только Арарата не хватает. Но как оказалось, и он здесь есть! Да-да, если проехать дальше в сторону Геленджика, у поселка Бетта, можно увидеть гору Арарат. Правда, высота этого Арарата всего 350 метров. Так что, как видим, армянам в Анапе и ее окрестностях живется совсем неплохо. И как завет им звучат слова основателя Центра армянской национальной культуры Анапы Николая Арамовича Испирьяна: «Я горжусь тем, что я армянин, и горжусь тем, что живу в России».

http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/diaspora/67694-armyane-anapy

Категория: История | Просмотров: 1610 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz