Воскресенье, 19.11.2017, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 1 » Армянские дети Западной Армении. Есть ли надежда?
00:10
Армянские дети Западной Армении. Есть ли надежда?
 Несколько лет назад, впервые посетив армянскую церковь в Брюсселе, я была сильно поражена, увидев там усердно молившихся курдов. Немало курдов, да еще и говорящих на курдском языке, было и во дворе церкви, построенной по всем канонам армянской храмовой архитектуры. На мое недоумение друзья ответили, что это длинная и грустная история, а для того чтоб я поняла, что к чему, они меня познакомили с несколькими из этих «курдов».
Рассказ моих новых друзей «курдов» был поразителен, и очень ярко напомнил мне документальные кадры о Западной Армении: истерзанной, опустевшей, окровавленной. Перед глазами проносились картины безжалостно уничтоженных ятаганом мирных армян. Но я видела и спасшихся от турецких зверств: армян, которым посчастливилось выжить в окружении врага и сохранить в глубокой тайне от окружающих свое армянское «я». И все это в условиях запрета говорить на армянском языке, исповедовать армянскую христианскую веру.
Многих из них исламизировали. Кроме армян Стамбула, в остальных регионах Турции армянам было опасно говорить по-армянски, даже просто упомянуть о своей национальной принадлежности. Да и в самой «европейской столице» Турции армяне опасаются говорить в общественных местах на родном языке. И эта ситуация сохраняется по сей день.
Я долго и жадно расспрашивала моих новых знакомых: как им, живущим в Турции армянам, удалось в подобных условиях, рискуя жизнью, сохранить свою идентичность и, тем более, веру? Я интересовалась происхождением их фамилий (они носят турецкие фамилии) и почему вообще они с турецкими фамилиями? Оказалось, что в 1936 году в Турции был принят действующий по сей день расистский закон (Ад канону), согласно которому турецкое правительство насильно поменяло армянские фамилии на турецкие. Это решение, которое, кстати, касалось не только армян, но и других христианских народов, «объяснялось» заботой о нацменьшинствах, чтобы турки не навредили им. В действительности закон отражал стремление к ассимиляции живущих в государстве нетурецких народов.
Турция надеялась, что по прошествии некоторого времени они забудут свои корни: не имея права говорить на родном, лишенные возможности носить национальные имена и фамилии, исповедовать собственную веру, они, по замыслу турок, постепенно должны были превратиться в турок. Необходимо знать, что Турция в государственных реестрах записывала всех своих граждан шифрованным кодом: каждая нация, каждая религия обозначались специальным кодом. Понятно, что люди с нетурецким кодом всегда находились под пристальным вниманием спецслужб государства.
Меня удивило то, что уже взрослые дети (35-45 лет) этих людей прекрасно разговаривали, читали и писали по-армянски, а родители – нет. Мне было непонятно, как такое стало возможно? Выяснилось, что, начиная с 60-х годов, стамбульские армяне начали интересоваться судьбой анатолийских армян, так как до них доходили слухи, что там еще живут армяне. Однако, в то время армянам запрещались поездки в Анатолию, а к горе Арарат тем более не разрешалось и близко подходить. А поскольку стамбульские армяне сильно отличались от населения других регионов Турции, то и ехать они в Анатолию не могли: их могли бы сразу распознать, что стало причиной больших проблем. Тогда они решили прикинуться журналистами, и посетить Анатолию с журналистскими удостоверениями. Так они обошли чуть ли не все села Анатолии, в которых обнаружили живущих под защитой курдских шейхов и ага немало армянских семей. Армяне там в основном говорили на курдском языке.
«Журналисты» знакомились с ними, рассказывали им о тогда еще советской Армении, и предлагали забрать их детей на обучение в Стамбул: спасти от неминуемой ассимиляции. Конечно же, самым трудным было забрать этих детей в Стамбул. Забирали их чаще всего по одному, редко – по несколько детей, из разных населенных пунктов, так как была огромная опасность засветиться. «Журналисты» рисковали, как минимум, свободой. Так были спасены многие армянские детишки, в числе которых, кстати, был и Грант Динк.
Расходы по содержанию и обучению детей взяла на себя армянская община Стамбула. Детей обучали в армянских школах (в Стамбуле есть несколько армянских школ и армянских церквей), жили они в интернатах. Дети были окружены заботой и теплотой взрослых, и даже до сих пор их лицо светлеет при воспоминаниях о тех годах; думаю, не ошибусь, назвав этот период их жизни периодом спасения и возвращения к корням. Многие из этих спасенных детей ныне занимают важные посты, имеют хорошую должность, а, самое главное, это – в основном истинные патриоты, не покладая рук добивающиеся справедливого решения вопроса армянского Геноцида. Этих детей сегодня часто можно встретить в армянских организациях диаспоры.
К сожалению, нескольких патриотов-организаторов спасения наших детей, турецкое правительство обвинило в том, что они стремятся превратить турецких детей (не забудем, фамилии у спасаемых от ассимиляции детей были турецкие) в армян. Активисты этого благородного движения были арестованы и приговорены к различным срокам лишения свободы. Дальнейшая деятельность армянских патриотов стала невозможной.
Однако в последнее время появляется много сведений о том, что анатолийские армяне все чаще заявляют о своем армянском происхождении, независимо от их религиозной принадлежности. Известны случаи, когда исламизированные армяне без страху заступаются за каждого армянина в этом регионе, но наиболее интересны факты обращений в суд с требованием поменять фамилию на армянские. Очень многие из исламизированных армян крестятся в армянских церквях.

В 80-х годах, вследствие трудностей, искусственно создаваемых для них турецким правительством, большая часть армян Стамбула стали выезжать в Европу и Америку. Так, если еще в 60-х годах в Стамбуле проживало около 200 тысяч армян, то к началу 90-х их осталось лишь 30 тысяч. Большинство армянских школ остались без учеников, это означало, что они должны были закрыться: по закону, если нет достаточного количества учеников, то школу имеют право закрыть или перепрофилировать в турецкую. Таким образом, умирающая стамбульская армянская община, к сожалению, может стать причиной потери многих и многих армянских детишек Западной Армении.


Ирина МАНУКЯН

husisapail.wordpress.com

Категория: Новости | Просмотров: 801 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz