Понедельник, 24.07.2017, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Октябрь » 23 » АВБС - перманентная история
14:24
АВБС - перманентная история

На днях в Вагаршапате состоялось 87-е общее собрание Армянского всеобщего благотворительного союза (АВБС) — значительное событие, положившее начало еще одному этапу разработки и реализации новых программ и идей. Символично, что собрание проходило в только что открытом, с иголочки, здании Матенадарана Св.Эчмиадзина, построенном на средства благотворителя. Благотворительность — основа деятельности АВБС, заложенная в 1906 году его основателем — видным национальным деятелем знаменитым Погосом НУБАРОМ.



Созданный Погосом Нубаром и его сподвижниками союз сыграл огромную роль не только в диаспоре, но и в коренной Армении, способствовал выживанию нации после катастрофы 1915 года. В последующие десятилетия вплоть до наших дней деятельность АВБС неотделима от истории армянского этноса — бесчисленны благотворительные акции, проведенные и проводимые союзом. История АВБС — это органичная и неотделимая часть армянской действительности. Недавно на русском языке вышла книга известного исследователя, доктора исторических наук Эдуарда МЕЛКОНЯНА "Армянский всеобщий благотворительный союз: неоконченная история”. Это первое подробное научное исследование деятельности АВБС. Автор — признанный специалист по истории армянской диаспоры, не раз обращавшийся к этой теме и создавший несколько монографий. Книга чрезвычайно интересна и увлекательна — это действительно захватывающее научное произведение. Научные достоинства сочетаются с достоинствами литературными. Предлагаем отрывки из книги Э.Мелконяна.

ПОГОС НУБАР,
ОСНОВАТЕЛЬ АВБС


Армяне жили в Египте еще в древности, однако община как таковая начала формироваться приблизительно в Х веке благодаря терпимой политике Фатимидского халифата (909-1171) в отношении христиан. В 1517 г. Египет был завоеван султаном Селимом I и стал одной из областей Османской империи. Последствия турецкого владычества здесь, как и в других странах, были только отрицательными — быстрый упадок в экономике и других сферах, дискриминация как коренного населения, так и национальных меньшинств и др. Новый этап развития армянской общины наступил в начале XIX века, когда правителем Египта был провозглашен Мухаммед Али, чьей целью стало освобождение Египта от турецкого владычества. Мухаммед Али и его преемники начали осуществлять большую программу реформ, давая при этом возможность участвовать в ней и местным христианам, в том числе армянам. Вклад армян оказался довольно веским. В частности, они установили связи с крупными торговыми и финансовыми структурами Англии, Франции, Турции, России и других стран.
В середине XIX в. одним из армян, занимавших высокие государственные посты в Египте, был П.Юсуфян (1768-1844), в последние годы жизни он был министром иностранных дел и торговли. В 1842 г. он приглашает на должность секретаря канцелярии Министерства иностранных дел своего племянника Нубара Нубаряна, который затем стал одним из самых видных государственных деятелей Египта и вошел в историю под именем Нубар-паши (1825-1899). Его сын Погос Нубар (Нубарян) и стал основателем и первым президентом Армянского всеобщего благотворительного союза.
Как и отец, Погос Нубар (1851-1930) учился во Франции и Швейцарии, а потом довершил свое образование в известной парижской Ecole Centrale; получив специальность инженера-механика, он проработал некоторое время во Франции. О высоком уровне его квалификации как специалиста говорит тот факт, что на парижской и миланской всемирных выставках 1900 и 1906 годов он был удостоен золотой медали за изобретенный им "сельскохозяйственный механический плуг”, т.е. трактор, и был возведен в степень кавалера, а затем и офицера ордена Почетного легиона.
Вернувшись в Египет, он поступил на госслужбу и почти семь лет возглавлял в качестве генерального директора управление железными дорогами страны. Египет стал тогда по существу колонией Англии, все области экономики и особенно железные дороги находились под контролем англичан. Погос Нубар не смирился с их вмешательством в дела вверенного ему ведомства, подал в отставку и с тех пор он никогда не служил в государственных учреждениях. В дальнейшем Погос Нубар проявил способности финансиста и организатора и преумножил богатство, унаследованное от отца. Так, он основал компании по эксплуатации трамваев в Александрии и землепользованию в Мензелэ, многие годы в качестве самого крупного акционера и директора возглавлял компанию водного хозяйства "Кемра”, значение которой в такой стране, как Египет, было очень велико. Вместе с бельгийским финансистом бароном Эмпеном он учредил компанию "Оазис” по основанию города Гелиополиса (позднее этот город оказался в городской черте Каира) и там же еще ряд крупных и прибыльных компаний. Кроме того, он был председателем или членом правлений крупных банков Египта. Несмотря на то что Погос Нубар отказался служить в государственных учреждениях, его вклад в египетское преуспевание был так велик и очевиден, что до последних дней жизни он пользовался доверием и уважением высших властей страны. Достаточно сказать, что султан Египта Хусейн I в 1914 г. в Каире и король Фуад I в 1929 г. в Париже гостили в доме Погоса Нубара, не имевшего тогда какого-либо официального статуса.
Известно, однако, что у этнических меньшинств высокое положение и богатство не всегда предполагают деятельность их обладателя на пользу своему народу, и казалось, таким будет и Погос Нубар. "Он отнюдь не восточный человек, — писал его современник, — в нем мало армянского, возможно, это недостаток, поскольку иногда не дает ему проникнуться нашей психологией, но несомненным его преимуществом является то, что в интеллектуальном плане он совершенный европеец, а точнее — типичный француз”.
В этом смысле показателен следующий факт, связанный с его отцом. Как известно, в июне 1878 г. был созван Берлинский конгресс (при участии Великобритании, России, Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии, Турции) с целью пересмотра заключенного в феврале того же года в Сан-Стефано русско-турецкого договора, поскольку последний с точки зрения европейских держав слишком усиливал влияние России на Балканах и в Малой Азии. Поскольку 16-я статья Сан-Стефанского договора касалась Западной Армении и тоже должна была стать предметом обсуждения, в Берлин отправилась делегация Константинопольской патриархии Армянской церкви как выразителя интересов армянского народа. По пути, в Париже, делегация встретилась с Нубар-пашой и ознакомила его с меморандумом, который намеревалась представить конгрессу. Нубар-паша в свою очередь обсудил меморандум с Бисмарком и Лорис-Меликовым и "...когда прославленные дипломаты — Бисмарк, Лорис-Меликов и Нубар-паша — ознакомились с этой неудачной программой, которую делегация намеревалась представить, все трое пришли к выводу, что она просто нереальна и они хотели бы представить другую программу, однако...” Как развивались события дальше, вспоминал спустя годы глава делегации М.Хримян (теперь уже Католикос Всех Армян Мкртич I) в своем письме Нубар-паше: "...хочу напомнить Вам, Ваше Высокопревосходительство, что 17 лет назад я в качестве представителя армянского Патриарха Нерсеса, вместе с нашим драгоманом г-ном Черазом находясь в Париже, представил Вашему Высокопревосходительству Меморандум, содержавший новое решение Армянского вопроса, который мы намеревались представить Берлинскому конгрессу. Вы весьма охотно согласились уделить ему внимание. Изучив и рассмотрев в разных аспектах этот Меморандум и сочтя его чрезмерным и неприемлемым, Вы подготовили другой, новый Меморандум, сделав с присущей Вам мудрой прозорливостью выдвинутые в нем требования более умеренными и исполнимыми. Этот новый умеренный Меморандум я отправил в Константинополь Патриарху Нерсесу. К сожалению, как он сам, так и его ближайшие советники с величайшим упорством настояли, чтобы именно их Меморандум без всяких изменений был представлен конгрессу. Получив в Берлине телеграмму с этим решением, я был охвачен столь великим горем, что, уединившись, расплакался как дитя, ибо ясно представил себе, каким будет конец... Я не могу забыть этот случай. Я безусловно верю, что если бы Ваше Высокопревосходительство находились в Берлине и конгрессу был представлен составленный Вами Меморандум, то 61-я статья получила бы более непреложную, решительную и реально исполнимую формулировку, а не такую слабую и неопределенную”.
Государства — организаторы Берлинского конгресса не допустили армянскую делегацию к участию в заседаниях, представленная ею программа вообще не обсуждалась, а 16-я статья Сан-Стефанского договора была заменена 61-й статьей, где говорилось о необходимости "улучшений и реформ” в населенных армянами областях Османской империи.
В подобных условиях одно участие в Берлинском конгрессе такого человека, как Нубар-паша — опытного дипломата, пользовавшегося уважением и дружбой руководителей европейских государств, могло способствовать более плодотворной деятельности армянской делегации. Но армянские церковники отказались от его услуг, мотивируя отказ тем, что Нубар-паша далек от национально-политической жизни армян. Трудно было бы ожидать, что высокопоставленный государственный деятель Египта примет постоянное и непосредственное участие в деле, не имеющем ни четкой программы, ни признанного руководства. Другое дело международный конгресс, участники которого имели реальные возможности влиять на судьбы народов и на котором он мог пустить в ход весь свой опыт дипломата, использовать личные знакомства во благо армянского народа. Это была сверхзадача, положительное решение которой стало бы для Нубар-паши как армянина его звездным часом. Что же касается тогдашнего престижа Нубар-паши, достаточно сказать, что через три месяца после открытия Берлинского конгресса он возглавил правительство Египта.
В 1878 г. сыну Нубар-паши Погосу Нубару было уже 27 лет, и подобное недоверие к его отцу могло вызвать у него отрицательное отношение не только к соответствующим лицам или организациям, но и тем самым, как это нередко случается, к этнопатриотической деятельности вообще. И хотя вся его жизнь отмечена множеством примеров такого бескорыстного служения своему народу, наиболее значимым из них, несомненно, было учреждение Армянского всеобщего благотворительного союза:
"Сегодня, 15 апреля 1906 г., в первый день Святой Пасхи мы, нижеподписавшиеся, собрались в Каире во дворце Его Высокопревосходительства Погос-паши и учредили общество под названием Армянский Всеобщий Благотворительный Союз, согласно предписанию и условиям вышенаписанного устава, на котором проставлены сегодняшнее число и наши подписи. Первое Административное Правление Союза состоит из означенных в статье 10-й Устава десяти членов и с нынешнего дня Союз объявляется созданным.
Каир, 15 апреля 1906
Погос Нубар, Ерванд Г.Агатон, М.Андраникян, М.Маркософф, К.Шеритчян, Ягуб Артин-паша, Аракел Нубар, д-р Н.Тагаварян, Григор Егиаян, О.Акопян”.
За три дня до учредительного собрания 12 апреля 1906 г. Погос Нубар и Ягуб Артин подали в Министерство внутренних дел Египта прошение. Зная о тесных связях авторов прошения с правящей верхушкой Египта, нетрудно догадаться, что вопрос признания был уже решен и речь шла лишь об официальном его оформлении. 7 мая министр Мустафа Фехми ответным письмом сообщил о признании АВБС и от имени египетского правительства пожелал успеха в его деятельности. Погос Нубар 9 мая обратился к Католикосу Мкртичу I с просьбой дать благословение "...на благоденствие этого предприятия и в поощрение и одобрение нас и наших вспомоществователей”. Примечательно, что в ответном послании Католикос, благословив новосозданный союз и пожелав ему долговечности и процветания, при этом особо отметил его важность также для российских армян. Таким образом, АВБС получил, с одной стороны, официальное признание, с другой — поддержку самого авторитетного национального учреждения, Армянской Апостольской Церкви.

ПЕРВЫЕ
ПОЖЕРТВОВАНИЯ


Обращаясь к народу за финансовым содействием, учредители АВБС хорошо сознавали важность собственного примера: об этом свидетельствует отчет, опубликованный через год после его основания. В мае 1907 г. членами организации были 815 человек, из них 418 в Каире, 282 в Александрии, 72 в других городах Египта и лишь 33 во Франции, Австро-Венгрии, Джибути (Французское Сомали), Эфиопии и других странах. Первыми 23 членами каирского списка были учредители Союза и члены их семей, чьи членские взносы составили более половины общей суммы.
Это не просто цифры: закладывалась традиция, которая действует по сей день. Со дня основания президенты АВБС делают самые крупные пожертвования. Как в 1906 г., так и в дальнейшем члены их семей обычно тоже становятся членами организации.
Доверие деловых людей к АВБС и, следовательно, рост пожертвований были обусловлены также заявлением от 1 января 1910 г., где Центральное правление обязывалось пунктуально и добросовестно исполнять волю и ясно выраженные пожелания завещателей и дарителей, ни при каких обстоятельствах не допускать произвольных изменений и использовать завещанные и пожертвованные средства только на заранее оговоренные цели. Можно не преувеличивая сказать, что подобное заявление было для армянской действительности беспрецедентным. Известные и авторитетные лица, какими были Погос Нубар, Ягуб Артин, Тигран Келекян и другие, впервые публично обещали всему армянскому народу и каждому армянину неуклонно исполнять желание завещателей и дарителей. Чтобы убедиться в том, что это были не пустые слова, достаточно ознакомиться с ежегодными отчетами Союза, которые подробно освещали его деятельность, в том числе все финансовые операции. Это было воплощением слов Погоса Нубара, что "Союз должен быть как бы прозрачным домом для всех, где ничто не должно быть сокрыто касательно административных дел и целей его деятельности и всегда должен оставаться таким, каким предначертано ему быть нашим Уставом, без каких-либо отклонений от него”.
В первый год меценатов было всего 12, самые крупные пожертвования сделал, как и следовало ожидать, Погос Нубар. Позднее число меценатов постоянно увеличивалось, и с 1912 г. их список начал периодически публиковаться в ежемесячнике АВБС "Миутюн” ("Союз”), а в ежегодных отчетах упоминались лишь самые крупные пожертвования. Первые два-три года, пока Союз еще не приступил к реализации своих программ, пожертвования делались без указания их цели. Можно сказать, что тогда они были скорее своего рода средством поддержки и пропаганды новой организации: "по случаю бракосочетания дочери”, "вместо погребального венка”, "по случаю крестин”, "в память о брате” и др. В дальнейшем и особенно после 1908 г., когда началась ее деятельность на родине, стали различать пожертвования с "общими” целями, которые Центральное правление использовало по своему усмотрению, и пожертвования с "определенной целью”, которые АВБС обязывался использовать по желанию дарителя.
Среди них были люди очень разного достатка, но даже малоимущие армяне, несмотря на свою нужду, посылали несколько долларов или франков с твердой уверенностью, что АВБС преданно служит интересам родины.
...Пожертвования делали не только отдельные лица, но также организации и общины армянского зарубежья. В июне 1907 г., то есть всего через год после основания АВБС, на помощь "бедствующим и нуждающимся” Битлиса, Вана и Муша были получены деньги от Молодежного союза Калькутты, армянских общин Бостона и Аддис-Абебы. Эти вклады, поступившие с трех континентов, из городов, где еще не было филиалов АВБС, свидетельствуют о своевременности его появления и его авторитете как общенациональной благотворительной организации.

http://www.nv.am/mir-i-mi/23076-2012-10-23-07-49-13

Категория: История | Просмотров: 319 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz