Главная » 2010 » Декабрь » 2 » Азербайджан вынашивает агрессивные планы не только в отношении НКР, но и всей Армении, и в первую очередь Сюника
03:17
Азербайджан вынашивает агрессивные планы не только в отношении НКР, но и всей Армении, и в первую очередь Сюника
Интервью директора Института истории, Национальной академии наук Армении, доктора-профессора Ашота Мелконяна информагентству АрмИнфо
Г-н Мелконян, в последнее время наряду с усилением милитаристской риторики со стороны Баку в адрес НКР участились агрессивные заявления уже непосредственно в адрес Армении. Чем объясняется подобное расширение географии?
Здесь мы имеем дело с чистой политикой, в которой нет даже признака науки. Дело в том, что в советское время азербайджанские историки также активно занимались фальсификацией. Однако, поскольку мы жили в едином государстве, они не имея возможности распространять ложь о Советской Армении, ограничивались ложью о Нагорном Карабахе и Нахиджеване. Однако, даже тогда они упорно называли армянские хачкары хачдашами, утверждали, что церкви и христианские памятники культуры в Арцахе и Нахиджеване албанские, а сами азербайджанцы образовались в результате этногенеза албанского и тюркских народов. Сегодня сложилась крайне парадоксальная ситуация, когда азербайджанцы с одной стороны утверждают, что они тюрки, дабы не потерять связи с тюркским миром, с другой, понимая, что тем самым они собственноручно подтверждают факт своей пришлости, не являясь аборигенами, они начали "усваивать" историю армян и северокавказских народов в первую очередь лезгин. Не была "забыта" и история ираноязычных народов, проживающих на территории Атропатены, то есть, Ирана. Соответственно, современный Азербайджан не имеет ничего общего с историческим Азербайджаном - Атрпатаканом, находящимся в правобережье Аракса, на северо-западе Ирана.
А как насчет заявлений о расположении Армении на территориях мифического «Западного Азербайджана»?
Что касается заявлений азербайджанского руководства о том, что якобы современная Армения располагается на "азербайджанских землях", то оно свидетельствует лишь об агрессивности политики и планов азербайджанской власти, поскольку не подтверждается ни единым историческим фактом и ничего общего не имеет с наукой. Азербайджан вынашивает агрессивные планы не только в отношении НКР, но и всей Армении, в первую очередь Сюника. Они прекрасно понимают, что любой грамотный человек увидев карту нашего региона, не поймет, как может Нахиджеван являться азербайджанской территорией, будучи отделенным Арменией и не имея общей границы с Азербайджаном. Азербайджанцы лелеют давние планы по захвату Карабаха и Зангезура, для того чтобы Нахиджеван перестал быть анклавом. Тем самым они также стремятся лишить Армению границы с Ираном, поскольку в этом случае Армения окажется в полной блокаде.
Эта политика ведется еще с начала 20-х годов, когда Турция обменяла свои территории с Ираном, расширив границу с Нахиджеваном?
В Араратской области действительно есть такой одиннадцатикилометровый участок границы, который называется "Волчьи ворота". Здесь сливаются границы 4 государств: Армении, Азербайджана, Ирана и Турции. Уже имея в 1921 году границу с Нахиджеваном, Турция вовсе неслучайно добивалась присоединения селения Садарак к Нахиджеванской АССР, чтобы расширить эту границу. Что же касается территорий обменянных с Ираном, то это было сделано в регионе Малого Арарата с целю расширения непосредственных экономических и стратегических связей между Турцией и Нахиджеваном.
Можно ли отметить, что помимо армян до нашествия тюркских племен аборигенами, проживавшими на территории современного Азербайджана, являлись лишь армяне, лезгины, талыши, аварцы и таты?
Это действительно так. Долгие годы историки вели споры о том куда, собственно, могли деться албанцы в 13-14 вв. До сих пор лезгины, частично аварцы, даргинцы являются прямыми носителями, как албанской культуры, так и истории. В ходе различных научных конференций историки Северного Кавказа неоднократно подчеркивают, что вся лезгинская культура сегодня представляется как азербайджанская. А северная часть Азербайджана, граничащая с Дагестаном, на самом деле является исторической албанской, то есть в основном лезгинской территорией. В результате многовековых этнических сдвигов на территории нынешнего Азербайджана появились своеобразные этнорелигиозные группы:в 7-8 веках- арабы, в 11-ом - сельджуки, в 14-ом веке - тюркменские племена коюнлу, потом Тамерлан, Сефевиды Ирана и т. д. Таким образом, на основе всех этих этнорелигиозных сношений лишь в 30-е годы 20 века было найдено название - азербайджанцы. Слово это не имеет этнический смысл, а является чисто географическим названием. Понятие это появилось в сталинскую эпоху, поскольку СССР собирался захватить Атрпатакан и на севере Ирана создать Иранскую советскую республику.
Иначе говоря, в создании своей «истории» Азербайджан «позаимствовал» чуть ли не всю региональную культуру армян, иранцев, кавказских народов?
Всю индоевропейскую культуру, в первую очередь армянскую и иранскую и местную кавказскую, то есть албанскую, лезгинскую и т.д. Предки же нынешних азербайджанцев пришли из Средней Азии, а до 6 века обитали на Алтае.
Алиев постоянно твердит одну и ту же заученную фразу «о древней азербайджанской территории Нахчыване». Зачем это делается, он боится потерять Нахиджеван?
Часть "азербайджанцев”, проживающих в Нахиджеване, в реальности являются представителями ираноязычных народов проживающих на севере Ирана, которых в течение веков вынудили стать тюркоязычными. И это на фоне того, что основная часть азербайджанцев имеют тюркское происхождение. В антропологическом же плане они так и остались иранцами, что отмечают и иранские историки. Именно поэтому на фоне отсутствия четкого тяготения населения Нахиджевана к Азербайджану, Алиев опасается возможного отторжения Нахиджевана. Ведь если ранее в Нахиджеване проживало около 250-300 тысяч человек, то теперь после того как они предпочли эмигрировать в Иран и в Турцию, там осталось не более 150 тысяч человек, которые живут за счет Турции.
Что Турция добивается спекуляциями вокруг армянской церкви на Ахтамаре с установкой креста, приездом турецких политиков в Армению, при этом, отказываясь ратифицировать Протоколы?
Убежден, что армяно-турецкие протоколы, подписанные в Цюрихе в первую очередь выгодны Турции. Однако, по причине несговорчивости младшего брата Турции- Азербайджана Анкара была вынуждена в ущерб своим национальным интересам отказаться от ратификации протоколов. Сейчас международное сообщество стремится найти иные пути для ратификации Протоколов, стремясь успокоить взбудораженное общественное мнение в Азербайджане.