Четверг, 25.04.2024, 13:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Май » 3 » БЕРДАДЗОР: ЛЕТОПИСЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
03:36
БЕРДАДЗОР: ЛЕТОПИСЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Проезжая по магистрали Горис - Степанакерт мимо буйствующих всеми оттенками весны горных склонов, не забудьте посмотреть вверх. Там на высокой вершине, куда, кажется, невозможно добраться, обязательно промелькнет силуэт притулившихся друг к другу и словно вросших в землю низеньких домов. И если вам захочется прикоснуться к армянской истории и почувствовать армянский дух, понять истоки того, настоящего, скромного, не бьющего себя в грудь патриотизма, и осознать, на чем стоит и чем держится земля Арцахская, поднимитесь туда по этой трудной, извилистой и опасной дороге на вершину горы. Это - Бердадзор.

Бывший Бердадзорский подрайон Шушинского района – это несколько сел, куда 20 лет назад,15 мая 1991 года, спустя 2 недели после насильственной депортации Геташена и Мартунашена добралась операция "Кольцо". К тому времени это был своеобразный армянский анклав, потому что из соседних деревень руководство советского Азербайджана годами целенаправленно и методично выживало армянское население. Кольцо, которым по зловещему замыслу предполагалось охватить непокорный Карабах, не могло обойти Бердадзор, являвший собой стратегически важный в силу своей расположенности район.

Мы приехали сюда в сопровождении участницы тех событий Гаяне Арустамян, которая обеспечивала связь Бердадзора со Степанакертом и Ереваном. Въезжаем в Мец Шен по узкой сельской дороге мимо недостроенного здания – и тем самым, выясняется, повторяем путь карательных советских отрядов и азербайджанского ОМОНа. По словам Гаяне, любое карабахское село, находившееся в окружении азербайджанских, вынуждено было самообороняться.

- Все начиналось с мелких происшествий, которые постепенно переходили в серьезные действия – от угона скота и поджогов до нападений и убийств. Помню, в 1990 году в селе Тас (десять) Верст убили пожилую женщину и сожгли ее дом. Период 1990-1991гг. я бы назвала противостоянием, за которым последовали военные действия. Для защиты населения в Арцахе создавались отряды самобороны, основной задачей которых были ночные дежурства, - вспоминает Гаяне.

Но Бердадзор не был бы Бердадзором, если бы местные мужчины надеялись только на помощь со стороны. Еще в 1989 году они возродили действовавшую в 1918-1921гг. Группу самообороны Бердадзора, членами которой, по словам гюхапета Мец Шена, бывшего ополченца Микаэла Овсепяна, было практически все население села, в том числе женщины и дети. Эта группа, краткое название которой БИХ, стала легендарной в Арцахе, призвана была в условиях бездействия властей организовать защиту села собственными силами.

- 15 мая под предлогом проверки паспортного режима к нам вошли части советской армии и азербайджанского ОМОНа. Мы знали об этих проверках, они уже несколько раз приходили. Но в тот день вошли в село именно с целью депортации, потому что солдаты как бы устранились, предоставив омоновцам действовать самим. В доме Григорянов убили 35-летнего Анушавана, пытавшегося защитить беременную жену. Собрали всех без исключения мужчин и увезли в Лачин, где продержали несколько суток. Потом половину вернули в село, в том числе и меня, остальных увезли – кого в Шуши, кого в Баку. На следующий день началась депортация. Оставшиеся в селе женщины и престарелые собрали все, что могли увезти с собой, их погрузили на машины, отвезли на границу с Арменией – к селу Тех и выгрузили там просто в поле, - рассказывает М.Овсепян.

То же самое происходило и в остальных трех селах Бердадзорского подрайона – Хин (???) Шен, Ехцаог, Тас Верст. 15 мая сюда также ворвались азербайджанский ОМОН и части советской армии. Все население было собрано: женщины и дети отдельно, а мужчины, все без исключения - изолированы и сразу вывезены в Лачин, а затем - в Шуши. Микаэл Овсепян старается не вспоминать, но известно, что все они, в том числе престарелые ветераны войны, подверглись избиениям, издевательствам и пыткам. После этого старшие по возрасту мужчины тоже были вывезены на границу и выброшены в открытое поле, где их подобрали и привезли в Армению, поскольку все армянские села Бердадзора были уже опустошены, разграблены, разрушены, а население депортировано. Другая часть мужчин была отправлена в различные тюрьмы Азербайджана.

Гаяне показывает дом, в котором находился пункт связи. Вспоминает, как азербайджанцы в конце концов догадались, что село имеет связь со Степанакертом, и уничтожили все оборудование. Последнее, что она успела передать в Степанакерт, – отчаянную просьбу прислать вертолет для вывоза женщин и детей. После чего в здание почты, где находился телефон, ворвались омоновцы...

По кривой сельской дороге едем в Хин Шен. С правой стороны открывается картина непередаваемой красоты – кажется, панорама окруженной горами местности вобрала в себя всю палитру весенних красок. Над домами Мец Шена, многие из которых выглядят обновленными и отремонтированными, вьется дымок – в Арцахе все еще холодно. Мы проезжаем двухэтажное здание школы. Мец Шен живет, работает, возделывает землю - все, как и сотни лет назад, здесь же, на вершине, на родной земле...

В Хин Шене нас ждет встреча с Гарником Арустамяном – личностью в Бердадзоре легендарной. Он был в числе тех пяти членов БИХа, которые не были возвращены сразу после пленения. Они находились в селе в день нападения - не успели, а скорее, не захотели уйти в горы: их отсутствие непременно отразилось бы на судьбе женщин и детей. Этих пятерых в Баку судили и приговорили к смертной казни. Они оставались в азербайджанских тюрьмах долгих 5 лет, пройдя сквозь ад чудовищных пыток, издевательств, лишений и страданий. Двоим суждено было погибнуть в бакинских застенках – это были учитель местной школы, руководитель Группы самообороны Арно Мкртчян и Грачик Петросян.

Гарник показывает нам заколоченный белый дом, где 20 лет назад располагался штаб БИХа. Вспоминает спокойно и обстоятельно, словно это было не 20 лет назад, а вчера...

- Я прожил в этом селе всю жизнь, за исключением тех пяти лет, что провел в бакинских тюрьмах. Хин Шен – армянское село с 500-летней историей, здесь похоронены наши предки. Сколько я себя помню, политика Азербайджана в отношении армян не менялась: они всегда стремились обезармянить Карабах. И слава богу, что нам удалось, хотя и с большими потерями, освободить и защитить нашу Родину.

БИХ был создан как подпольная организация с целью самообороны. Иного выхода не было: Бердадзор в то время был окружен азербайджанскими селами с населением более 80 тысяч человек. В основном наши группы дежурили на постах, причем вначале практически без оружия. Даже охотничьи ружья появились позже. Так продолжалось до мая 1991 года. 15 числа в Хин Шен вошли части советской армии и азербайджанский ОМОН, имея на руках список членов БИХа и активистов. Они забрали всех мужчин от 15 до 80 лет в Лачин, потом отобрали человек 40, остальных вернули. Повезли в Шуши, где часть освободили, а 16 человек вывезли в Баку. Год длилось "расследование", после чего состоялись судебные процессы. Обвиняли нас в убийствах, судили как "армянских террористов и экстремистов", хотя мы всего лишь защищали родное село и свои семьи. Пятерых приговорили к смертной казни, остальных - к разным срокам заключения.

Мы впятером 5 лет оставались в Баку как смертники, практически каждую минуту ожидая исполнения приговора. Уже с конца 1994 года нас начали посещать сотрудники Красного Креста, и именно это позволило выжить троим из нас. Если бы не эти визиты, вряд ли мы трое вернулись. И если бы они начали посещать нас раньше, наши товарищи, возможно, тоже выжили бы...

На вопрос о пережитом в тюрьме Гарник отвечает уклончиво – обращались ужасно, побои, пытки и издевательства были постоянными. Но зато охотно вспоминает тех азербайджанцев, которые вели себя по-человечески. Особенно запомнился ему последний начальник тюрьмы, который запретил избивать и мучить смертников. Как потом узнали, он в свое время работал среди армян.

- Двое наших товарищей скончались от побоев, недоедания, пыток и болезней. Арно умер у меня на руках – он был в жутком состоянии… Даже один день в камере смертников – страшное испытание для человека, а мы провели там 4 года. Нас поддерживала и спасла надежда. Как-то сотрудники МККК спросили, в какую страну мы хотели бы вернуться? Мы ответили – куда угодно, кроме Азербайджана и Турции. Написали прошение о помиловании, а на следующий день нас приодели и повезли в аэропорт. Потом мы узнали, что хотя была инициатива Москвы – обменять всех на всех, за нас все равно заплатили огромные деньги. Мы вернулись в ужасном состоянии – исхудавшими до крайности, ослабленными, с целым букетом болезней. Сначала в Ереван, в больницу, потом в Бердадзор – в мае 1996-го, спустя ровно 5 лет...

Гарник приглашает нас к себе домой, где главное действующее лицо, конечно же, его внук – девятимесячный Гарник, белокожий и большеглазый малыш с удивительной улыбкой. Семья Арустамянов живет здесь, как и остальные хиншенцы, мецшенцы – бердадзорцы, для которых эти маленькие села на вершине Арцахских гор - малая Родина, милее и краше которой нет и не может быть. Живут трудно: земля не плодородная в силу климата, занимаются в основном животноводством, рабочих мест, естественно, мало, дорогу никак не отремонтируют... Но живут и уезжать, покидать село не собираются. Испеченный женой Гарника на печке знаменитый жингялов хац показался необыкновенно вкусным, домашний мацун – и вовсе чудом. А маленький Гарник Арустамян, как и остальные юные бердадзорцы – носители славного армянского гена, на котором стоит и борется Арцах, несмотря ни на какие испытания, жертвы и трудности.

Бердадзор был освобожден через год после операции "Кольцо". 17 мая 1992 года сюда вернулись его коренные жители и истинные хозяева. Вернулись, чтобы жить на своей земле и продолжать летопись мужества, побед и неиссякаемой любви к родной земле...

Марина ГРИГОРЯН,Бердадзор, Арцах

1. Дорога, ведущая в Бердадзор

2. Здесь располагался штаб БИХа

3. Микаэл Овсепян

4. Гарники Арустамяны – дед и внук

Марина ГРИГОРЯН

golosarmenii.am

Категория: Это было... | Просмотров: 1736 | Добавил: ANA | Рейтинг: 3.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz