Суббота, 18.11.2017, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Декабрь » 29 » Ф.Ф. АБОСЗОДА: Нам надо восстановить свою государственность и стать хозяином своей судьбы
19:53
Ф.Ф. АБОСЗОДА: Нам надо восстановить свою государственность и стать хозяином своей судьбы

 Интервью Voskanapat.info с одним из лидеров Талышского национального движения, руководителем Движения за возрождения Талыша, ученым и общественным деятелем Фармани Фахраддином АБОСЗОДА.


Господин Абосзода, прежде чем приступить к интервью, хочется поздравить Вас с днем рождения и с приуроченным к этому событию изданием Вашего «Большого англо-талышского словаря».

- Спасибо Вам и всем тем, кто поздравил меня в день моего 55-летия и с выходом нашего «Англо-талышского словаря» в Германии! Я ценю всех наших друзей, и в своей борьбе всегда чувствую их поддержку. Должен признать, без их помощи и поддержки нам было бы намного труднее. С другой стороны, такая поддержка для нас является своеобразным барометром действенности нашей борьбы, так как расширение ее географии и качества становится дополнительным стимулом для талышского движения. Говоря точнее, чем больше мы чувствуем поддержку, как со стороны самих талышей, так и со стороны наших друзей – представителей других народов, в первую очередь, наших соседей, тем более уверенно идем вперед. 


Мне особенно импонирует то, что еще несколько лет назад некоторые наши талыши сами с недоверием относились к нашей борьбе и не видели в ней никакого смысла. Разумеется, мы учитываем и то, что противная сторона – власти Азербайджана – очень старались, чтобы многие талыши думали именно так. С другой стороны, известная расплывчатость наших требований, относительно слабая информационная обеспеченность наших конкретных шагов тоже помешали некоторым нашим соотечественникам четко сформулировать свои взгляды. Сегодня, с одной стороны, те титанические изменения, которые происходили и продолжают происходить в соседних с нами регионах («Арабская весна» и пр.), а с другой – наша активность по всем направлениям, привели к коренным изменениям в сознании наших людей. Чем более решительно мы начали формулировать свои требования и заявлять о них во всеуслышание, тем с большим пониманием относятся к нашему движению и в мире, и в среде наших соседних народов – коренных обитателей Южного Кавказа. В результате, в последнее время все большее количество известных аналитиков и политиков различных стран – России, Иране, Армении и других – активно включаются в обсуждение «Талышского вопроса» как действенного фактора геополитики нашего региона. Безусловно, все это очень радует нас и заставляет с еще большей уверенностью смотреть в будущее.

Может быть, кому-то мои эти слова покажутся не вполне скромными, но, тем не менее, должен констатировать, что сама география поздравлений в мой адрес, письма и телеграммы, которые поступали в эти дни, приятно удивляют даже самих близких моих единомышленников. Сегодня мы можем говорить о поистине общенародном движении талышей, о народе, который четко представляет, что без восстановления нашей государственности на нашей родной земле у него нет никакого будущего. Радует и воодушевляет то обстоятельство, что в последние годы очень много талышей самым активным образом включились в борьбу за осуществлении данной цели.

Учитывая всего это, я еще раз выражаю свое восхищение и огромную благодарность всем тем, кто счел нужным поздравить меня…

10 декабря, в Международный день прав человека, многие СМИ получили и опубликовали Обращение общественных организаций и лидеров коренных народов Азербайджана к проживающим в республике сородичам. Признаюсь, среди подписавших это Обращения я невольно искала также и Ваше имя, но так и не увидела его. В чем причина: инициаторы не обратились к Вам, или Вы по каким-то причинам не захотели его подписать?

Я знаком с текстом названного вами заявления. Видимо, авторы заявления либо не смогли меня найти, либо решили обойтись без меня. В любом случае, я принимаю ее как акт их доброй воли и одной из форм выражения своего протеста против политики властей Азербайджана в отношении коренных народов Азербайджана и всего Южного Кавказа. Это – их позиция, за что я их уважаю.

Что касается вашего вопроса о том, подписал бы я данное Заявление или нет, могу сказать вот что. Во-первых, дело, которым мы занимаемся, исключает всякие проявления самодеятельности отдельных личностей, кем бы они себя ни считали, или за кого бы их ни воспринимали окружающие. У нас есть четко слаженная команда единомышленников, которая коллегиально принимает решения по всем вопросам, касающимся целей и задач нашей борьбы, и несет ответственность за принятые решения. Если авторы заявления сочли бы нужным обратиться к нам, то, безусловно, мы детально обсудили бы данный текст и приняли бы соответствующее решение.

Тут есть еще один момент, на который, на мой взгляд, следует обратить особое внимание. В течение всего времени нашей борьбы мы неоднократно выступали с различными обращениями, предлагали нашим друзьям – представителям лезгин, аварцев и пр. –объединить все свои усилия в единый фронт. Увы, наши призывы остались висеть в воздухе, так как, кроме обещаний, мы по сей день так и не увидели конкретных предложений к действию с их стороны. Наше общение с ними позволяет делать вывод о том, что большинство из них также понимает, что без такого объединения вряд ли кто-нибудь из нас достигнет своей заветной цели по освобождению наших народов. Но каждый раз, когда дело доходит до конкретных действий, ситуация вновь повторяется. Пока мы не сломаем такой стереотип, вряд ли такие несистемные, логически слабо связанные между собою инициативы могут иметь нужный эффект, на который нацелились авторы заявления.

Борьба за народное счастье, которое декларируем все мы – представители коренных народов Азербайджана – на мой взгляд, требует более внимательного, системного и рационального подхода к делу. Эта борьба не должна зависеть от капризов и амбиций отдельных личностей, что может в итоге сыграть злую шутку с тем или иным народом в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Что касается лично меня, я, конечно, согласен не со всеми пунктами данного заявления. Но, несмотря на это, было бы разумным организовать ее тщательное обсуждение, в результате чего можно было бы прийти к единому знаменателю. Давайте поговорим начистоту: Вы, как патриот своего народа, заинтересованы в том, чтобы все остальные народы – ваши соседи поддержали народ Карабаха в его борьбе за независимость. Я ценю ваши стремления и желаю такого же патриотизма всем нашим талышам, лезгинам и другим. Хотя судьба Карабаха вряд ли зависит от таких заявлений, но ваша позиция в этом случае ясна, по крайней мере, для меня. На вашем месте я поступал бы так же. Вместе с тем, этот вопрос имеет другую сторону медали. В чем плюс появления такого заявления для тех народов, представители которых поставили свои подписи под ним, в чем их выгода? Вы можете сказать, что этим они предохраняют и предостерегают своих сыновей и братьев от бессмысленной и несправедливой гибели в предполагаемой войне с Карабахом. Да, возможно, это так и есть. Например, я лично и раньше был против участия талышей в карабахской войне, но, начиная с 2003 года, заявляю об этом во всеуслышание!

В моем понимании это своеобразный акт гражданского неповиновения, который является одним из действенных способов борьбы против антинародной власти в достижении ею своих сугубо корыстных целей. Вместе с тем, тут следует учесть некоторые моменты: фактом является то, что и талыши, и лезгины и молодые парни других национальностей пока что продолжают оставаться гражданами АР. Следовательно, их отказ от служения в армии, даже если эта армия является одним из инструментов в руках властвующего клана для удержания власти в своих руках (а это не вызывает у нас сомнения), особенно в случае провоцировании войны с той или иной стороны, неминуемо приведет их к военному трибуналу, который будет наказывать их по законам военного времени. Прежде чем обращаться к своим соотечественникам с такими призывами, мы должны внимательно взвесить все плюсы и минусы массового дезертирства тех же талышей от армии, и отдавать себе отчет в том, готовы ли мы, хватит ли у нас сил и средств, чтобы в дальнейшем защитить их (а также их родственников и близких!) от такой участи? Вы можете сказать, что они могут массовым образом перейти на вашу сторону, где им будет обеспечена необходимая зашита. Да, могут. Но, тогда как быть с их родителями, родственниками и близкими? Видите, сколько вопросов возникает в ходе только одного нашего разговора? Таких вопросов в реальной жизни может быть еще больше. Можете сказать, они могут отказаться от службы в армии. Могут, конечно. Вы думаете, талыши или лезгины до сих пор добровольно идут служить в армии? Конечно, нет! В армию идут только те, кому просто некуда деться! Многие даже за большие деньги стараются получить так называемый «белый билет». Кто имеет хоть малейшую возможность, вовремя уезжает за границу. На удочку попадаются только абсолютно бедные и неимущие. Можно скрыться. Но Азербайджан небольшое государство, там надолго не спрячешься…

Несмотря на все эти моменты, мы все равно выступаем против участия талышей в этой бессмысленной войне. Не стану вам рассказывать, какими бывают войны. Скажу одно: воевать можно и надо за свою Родину, за родные земли, за свой дом, за свою честь! У нас отняли нашу Родину. За какую Родину мы должны воевать? Нам запрещено даже называть ее по имени! Нам запрещено разговаривать на своем родном языке! Нам надо бороться за свой народ и за свою Родину! Нам надо думать о своей Родине и о своем народе! Тюрки в Азербайджане провозглашают Карабах «родиной тюрков», пишут, что «боль Карабаха является болью тюркского мира»!? Если это на самом деле так, пусть они сами и отвоевывают Карабах обратно, если у них хватит сил и храбрости! Мне больно за то, что многие талыши уже участвовали в этой бессмысленной для нас войне, за то, что многие из них пали на поле боя! Я понимаю боль тех людей, кто потерял своих близких в Карабахе! Но разве до сих пор кто-нибудь им хоть «спасибо» сказал за это? Не сказал, конечно. Да и не скажет никогда!

За последние годы несколько талышских парней – служащих вооруженных сил Азербайджана – по разным причинам оказались на армянской стороне. Все они, без исключения, были затем переданы Азербайджану, и все они, по обвинению «за измену родине», были осуждены судом к длительным срокам заключения. Также за годы «прекращения огня» на границе между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном погибли десятки талышских ребят. Разве судьба этих и, не исключено, других талышских парней, не стоит приведенных Вами аргументов?

- Вот еще одно подтверждение моих слов! Как я уже сказал об этом выше, нам не остается ничего другого, как восстановить свою государственность, чтобы иметь возможность самим решать свою судьбу и будущее своего народа!

Вы являетесь одним из признанных лидеров талышского народа, и в планах Вашей организации четко зафиксировано стремление к независимости Талыша. Каким Вы видите путь к достижению независимости, если известно, что основные усилия политики Азербайджана направлены на восстановление, а, значит, и сохранение, территориальной целостности Азербайджанской ССР?

-Да, мы вовсе не скрываем, что главной целью нашей борьбы является восстановление талышской государственности на своих исконных землях. Не секрет и то, что на сегодняшний день наша борьба является мирной, демократической. Мы стараемся меньшими потерями, с помощью признанных в цивилизованном мире способов, добиться своей заветной мечты. У нас есть уверенность, что эти методы вполне достаточны для того, чтобы обеспечить нам успех в нашем деле на фоне развернувшихся в разных уголках света демократических преобразований и кардинальных геополитических изменений. Но это вовсе не говорит о том, что мы не знаем других методов борьбы, и не готовы изменить свои взгляды на ее способы и методы. Если будет надо, то мы готовы пойти по другому пути, и, если потребуется, готовы обеспечить независимость своего народа другими методами, в том числе путем и вооруженной борьбой.

Хочется сказать несколько слов и о вашей последней мысли. Я вовсе не уверен, что «основные усилия политики Азербайджана направлены на восстановление, а, значит, и сохранение, территориальной целостности Азербайджанской ССР». Если это было бы так, то власти Азербайджана давно могли бы достичь этой цели. Это – обычная риторика, словесная перепалка руководителей Азербайджана, с помощью которой они держат население страны под постоянным напряжением, тем самым продлевая свое нахождение у власти. Увы, всему рано или поздно приходит конец. Этому режиму тоже осталось немного времени, чтобы продолжать разворовывание национальных богатств нашей земли и заниматься рекламированием своих роскошных резиденций иностранным гостям и журналистам.

Входил ли Талыш в состав Азербайджанской республики 1918-1920 годов?

-Мне лично не известно ни единого факта правового или иного свойства, которые доказали бы вхождения Талыша в состав так называемой Азербайджанской демократической республики в течение всех 23 месяцев ее жалкого существования! Как у нормального человека может повернуться язык назвать его полноценным государством? Когда и кем был проведен общенародный референдум о вхождении Талыша в состав АДР? Какая талышская политическая или же неполитическая организация официально, или же кто-нибудь из талышей в частном порядке обратились с просьбой о включении Талыша в ее состав? И в помине не было ничего такого! Давайте обратимся к историческим фактам.

Как известно, после октябрьских событий 1917 г. центральная власть по всей Российской империи была очень ослаблена на перифериях, в Талыше, тем более. После создания в апреле 1918 г. Бакинской коммуны, власть последнего распространялась и на Талыш. Однако падение Бакинской коммуны под натиском оттоманских оккупационных войск и возведения ими правительства Азербайджанской Демократической Республики в Баку кардинально изменили положение дел в регионе. Русское и талышское население, не желавшее признавать власть АДР, в августе 1918 г., сразу же после падения власти Бакинской комунны, провозгласило Муганскую Диктатуру.

Небезынтересным является тот факт, что если АДР, провозгласив свою полную независимость, приступила к антироссийской внешней политике, то Муганская Диктатура была государственным образованием в составе России. А в результате апрельского восстания 1919 г. и провозглашения Муганской Советской Республики, власть в Талыше перешла к большевикам. Считаю нужным подчеркнуть, что Муганская Советская Республика также была государственным образованием в составе РСФСР и категорически отказывалась признавать власть АДР. Однако в конце июля – начале августа 1919 г. под натисками войск АДР, состоявших в своем большинстве из турецких и иных наемных военных и офицеров, Муганская Советская Республика пала. По сути дела, это было ничем иным, как интервенцией и завоеванием. Лишь после этого можно говорить о власти АДР на территории Талыша, да и то с большими оговорками, поскольку:

1) эта власть успела продержаться в крае всего 8 месяцев;
2) все это время в области происходили постоянные восстания талышского населения, не желавшего признавать власть АДР, а также практиковалось кровавое подавление этих восстаний;
3) горный Талыш, номинально признав власть АДР, фактически принадлежал талышским вооруженным отрядам во главе с Шахвераном, в составе которых воевали в том числе и мои предки.

Известно, что Азербайджан целенаправленно меняет этнический состав Талыша, заселяет его закавказскими турками. Кроме того, бакинские ученые фальсифицируют историю этого края. Напоминать Вам об истории талышского национального движения в начале и конце ХХ века явно нет необходимости. Может ли случиться так, что через пару десятков лет ситуация примет необратимый характер, талыши станут меньшинством на своей исторической родине, а любые выступления против насильственной ассимиляции и изменения демографической ситуации будет легко и, добавлю, жестоко, подавлены?

- Если мы будем стоять, сложа руки, и не будем бороться за восстановление прав своего народа, конечно, так и будет! Но, мы же не стоим на месте! Мы хорошо осведомлены об этих планах властей Азербайджана. Они идут стопами своих собратьев из Турции. При этом даже не замечают, что именно благодаря такой же политике, Турция находится на грани развала, о чем открыто пишут многие эксперты. То, что не удалось осуществить Турции, тем более не удастся Азербайджану!

Что касается фальсификаций бакинских историков, то они нас беспокоит меньше всего! Ведь в ученом сообществе всего цивилизованного мира давно уже известно, что они пишут только для внутреннего потребления, то есть из кожи вон лезут, чтобы убедить только самих себя и своих сограждан! «Пещерное состояние» исторической науки Азербайджана мне напоминает один анекдот Муллы Насреддина: Однажды Мулла на рынке во всеуслышание заявляет, что скоро на близлежащей горе польет золотой дождь, и возвращается домой. Люди, поверив в его слова, с мешками в руках, бегут в сторону горы. Мулла, увидев толпу, говорит жене: «Вдруг на самом деле пойдет золотой дождь! И взяв мешок, сам тоже идет в сторону горы...» Вот и бакинские историки: сами пишут, чтобы потом самим же уверовать в собственные байки… Для нас главное то, что мы сами, а также ученые в других странах хорошо знают историю нашего края.

Нам остается только одно: на фоне тех кардинальных геополитических сдвигов, которые стремительно приближаются к границам нашего региона, подготовить свой народ к еще более решительным действиям, которые станут залогом нашего успеха в борьбе за восстановление талышской государственности. Тогда у нас, безусловно, будут все возможности, чтобы, в том числе, написать правдивую историю нашего народа и нашей Родины. Наше дело – правое, и мы победим!

Voskanapat.info
Категория: Интервью | Просмотров: 319 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz