Монастырь Кобайр расположен на севере Армении, в стороне от автотрассы
из Ванадзора в Алаверди, в невероятно красивом месте, среди сказочной и
несколько суровой природы. Ориентиром служит дорожный знак «Кобайр», но
добраться до монастыря можно только по узкой тропинке, петляющей горным
серпантином среди цветов, мелкой россыпи камней и огромных валунов, и
когда отважившийся на это путешествие смельчак остановится на мгновение
почти у самой вершины скалы, чтобы перевести дух, то его взору откроется
прекрасная панорама ущелья реки Дебед. Примерно такой же возглас
восхищения у него вырвется спустя несколько мгновений, когда он, пройдя в
монастырский дворик, неожиданно окажется среди руин, напротив
сохранившейся стены церкви с фресками. С монастырем Кобайр не связано никаких особенных исторических
событий, здесь не принимались никакие судьбоносные решения, здесь не
было своей школы живописи. Он не так известен, как, скажем, соседние,
более величественные монастыри — Ахпат, Одзун или Санаин. Тем
удивительнее видеть прекрасно сохранившиеся средневековые фрески,
изображающие фигуры людей и святых во весь человеческий рост, что в
общем-то не свойственно суровому внутреннему интерьеру большинства
армянских церквей. Подобные изображения привычнее видеть в миниатюрах
Тороса Рослина в оформленных им канонических книгах, нежели в храмах,
разве что такие росписи можно встретить в других хорошо известных
церквях Ахпата, Санаина или же Ани. Но выглядят там фрески не так ярко,
как здесь, хотя не исключено, что богатство палитры скрадывает полумрак,
царящий в закрытом помещении церквей. А здесь – повсюду солнечный свет и
небесная голубизна.
КСТАТИ…
До
сих пор никому не известно место погребения царицы Тамары. Как пишут
грузинские летописцы, дабы избежать осквернения захватчиками своего
праха, гордая царица завещала похоронить себя тайно, и поэтому восемь
столетий назад, в холодную январскую ночь 1213 года, из древней столицы
Грузии – Мцхеты в разные стороны одновременно двинулись семь процессий.
Далее легенда повествует, что все участники этих процессий вступили
затем друг с другом в сражение и погибли, унеся эту тайну с собой.
Армянская версия легенды рассказывает, что царица приказала похоронить
себя в местечке, расположенном в трех днях пути от места ее смерти. При
этом направление указано не было. Три дня пути... пещера Кобайра
находится именно на таком расстоянии от древней столицы Грузии, а с
учетом родственных связей армянских и грузинских Захаридов, Кобайр может
оказаться одной из нескольких пещер, претендующих на почетное звание
гробницы царицы Тамары.
Тем
удивительней, что цвета так и не поблекли, не потеряли яркости на
протяжении долгих столетий. Ведь использованные здесь краски из
натуральных красителей были такие же, как и по всей Армении: красный
цвет – из «вордан кармира», изготовленного из эндемического корневого
червя, распространенного в Араратской долине, зеленый цвет – из железной
охры, синий цвет – из чернильного орешка, краски делались из шафрана,
бессмертника, из зеленой ореховой скорлупы... Можно, конечно, приписать
дело и некой мистике, особому покровительству Кобайру со стороны то ли
природы, то ли высших сил. Ведь, как гласит местная легенда, в пещере,
чуть ниже церкви, похоронена грузинская царица Тамара. Она так и
называется – пещера царицы Тамары.
Главная церковь монастыря Кобайр была построена в 1171 г. князьями из
рода Кюрикянов, впроисходившими от царя Ташир-Дзорагетского царства –
Давида I Безземельного (989— 1048) и являвшимися ответвлением армянской
царской династии Багратидов. В их руках церковь продолжала оставаться в
течение всего ХII века, вероятно, и в начале ХIII. Служители церкви были
довольно активны и принимали участие в жизни армянской церкви, участвуя
в дискуссиях по важнейшим каноническим вопросам, например таким, как
спор в конце ХII века о законности одеяний и других церковных
принадлежностей. Интересно то, что архиепископ киликийского города
Тарсус Нерсес Ламбронаци жаловался царю Киликии Левону II на монахов
находящихся в тысячах километрах от него монастырей Ани, Ахталы и
Кобайра за критику в свой адрес.
КСТАТИ…
Интересно порой переплетаются судьбы царских родов. Грузия, Армения,
Византия и Россия – неисповедимыми путями оказались повязаны кровными
узами армянские цари из династии Аршакидов, византийская принцесса
грузинская царица Тамара, вышедшая замуж за сына русского князя Юрия
Боголюбского – внука Юрия Долгорукого и правнука Владимира Мономаха. Сам
Владимир был сыном князя Всеволода Ярославича и греческой царевны Анны,
дочери византийского императора Константина Мономаха из Македонской
династии. А династия Македонских, согласно сведениям так называемой
«Хроники продолжателей Феофана», ведет свой отсчет от армянских царей из
династии Аршакидов. При этом современные историки, хоть и считают
данную родословную легендой, сочиненной Константинопольским патриархом
Фотием I для прославления новой династии, тем не менее не ставят под
сомнение ее армянское происхождение.
Когда к середине пятидесятых годов ХIII века мужская линия рода
Кюрикянов прервалась и этот княжеский род угас, многие его владения
постепенно переходили в руки других, более влиятельных родов. Как
повествует история, в годы правления в Грузии Георгия III и его дочери
Тамары связь между армянскими и грузинским государствами стала еще
теснее. К этому периоду как раз и относится возвышение армянских князей
из рода Захаридов, которые в течение ряда поколений занимали важнейшие
государственные посты. За значительную службу им в наследственное
владение был передан ряд армянских земель, в том числе и отобранные у
Кюрикянов Давидом Строителем земли Ташир-Дзорагетского царства. Но
Кобайр, согласно хроникам, у Кюрикянов был выкуплен еще до этого. При
Захаридах к одинокой церкви в 1279 г. были построены колокольня,
выполнявшая впоследствии роль усыпальницы, и ряд других сооружений –
таким образом здесь возник небольшой фамильный монастырь старшей ветви
Захаридов, а впоследствии несколько огрузинившихся на то время князей
Долгоруких, известных в Царской России со времен Екатерины II как род
Аргутинских-Долгоруких.
Это
так, к слову, поскольку к Кобайру они никакого отношения больше не
имели, а сам Кобайр стал принадлежать одной из ветвей Захаридов, имевших
большие владения по реке Дебед. Именно с ними связывают изображения на
одной из частей сохранившейся стены полуразрушенной церкви девяти
мужских фигур в светских костюмах, а также одной женщины и мальчика,
направляющихся к восточной стороне, где рядом с апсидой изображен воин –
своеобразный семейный портрет предположительно княжеской семьи.
Основные постройки монастырского комплекса Кобайр относятся к XII – XIV
векам. Они влючают в себя центральный собор в один проход, две часовни,
колокольню-усыпальницу, трапезную и кладбище. Согласно проведенным
исследованиям, фрески в маленькой церкви появились после смерти
владельца монастыря, князя Шаханшаха, не перенесшего гибель сына,
приблизительно в 1261 году. В основной церкви монастырского комплекса
фрески были созданы, вероятно, между 1225 и 1250 годом, сразу после
того, как овдовевшая жена Шаханшаха передала монастырь
армянам-халкедонитам. Как считают историки, Шаханшах, в отличие от
своего отца, амирспасалара Захария (в средневековой Грузии верховный
главнокомандующий и один из высших постов в Грузинском царстве),
принадлежал уже не к армянскому вероисповеданию, а к халкидонитскому.
Монастырь, перейдя от Кюрикянов к Захаридам, реорганизуется из
армянского в армянохалкидонитский. Так, к надписям на стенах монастыря,
выполненным в более ранний период на армянском языке, в Кобайре
прибавляются надписи уже и на грузинском.
С 2008 года в монастыре идут реставрационные работы, финансируемые армянской диаспорой. но продвигаются они совсем неспешно. http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/sokrovishcha-natsii/44927-freski-kobajra
|