Четверг, 24.08.2017, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Август » 1 » Фрески Кобайра
08:30
Фрески Кобайра
Монастырь Кобайр расположен на севере Армении, в стороне от автотрассы из Ванадзора в Алаверди, в невероятно красивом месте, среди сказочной и несколько суровой природы. Ориентиром служит дорожный знак «Кобайр», но добраться до монастыря можно только по узкой тропинке, петляющей горным серпантином среди цветов, мелкой россыпи камней и огромных валунов, и когда отважившийся на это путешествие смельчак остановится на мгновение почти у самой вершины скалы, чтобы перевести дух, то его взору откроется прекрасная панорама ущелья реки Дебед. Примерно такой же возглас восхищения у него вырвется спустя несколько мгновений, когда он, пройдя в монастырский дворик, неожиданно окажется среди руин, напротив сохранившейся стены церкви с фресками.
С монастырем Кобайр не связано никаких особенных исторических событий, здесь не принимались никакие судьбоносные решения, здесь не было своей школы живописи. Он не так известен, как, скажем, соседние, более величественные монастыри — Ахпат, Одзун или Санаин. Тем удивительнее видеть прекрасно сохранившиеся средневековые фрески, изображающие фигуры людей и святых во весь человеческий рост, что в общем-то не свойственно суровому внутреннему интерьеру большинства армянских церквей. Подобные изображения привычнее видеть в миниатюрах Тороса Рослина в оформленных им канонических книгах, нежели в храмах, разве что такие росписи можно встретить в других хорошо известных церквях Ахпата, Санаина или же Ани. Но выглядят там фрески не так ярко, как здесь, хотя не исключено, что богатство палитры скрадывает полумрак, царящий в закрытом помещении церквей. А здесь – повсюду солнечный свет и небесная голубизна.

КСТАТИ…

До сих пор никому не известно место погребения царицы Тамары. Как пишут грузинские летописцы, дабы избежать осквернения захватчиками своего праха, гордая царица завещала похоронить себя тайно, и поэтому восемь столетий назад, в холодную январскую ночь 1213 года, из древней столицы Грузии – Мцхеты в разные стороны одновременно двинулись семь процессий. Далее легенда повествует, что все участники этих процессий вступили затем друг с другом в сражение и погибли, унеся эту тайну с собой. Армянская версия легенды рассказывает, что царица приказала похоронить себя в местечке, расположенном в трех днях пути от места ее смерти. При этом направление указано не было. Три дня пути... пещера Кобайра находится именно на таком расстоянии от древней столицы Грузии, а с учетом родственных связей армянских и грузинских Захаридов, Кобайр может оказаться одной из нескольких пещер, претендующих на почетное звание гробницы царицы Тамары.

Тем удивительней, что цвета так и не поблекли, не потеряли яркости на протяжении долгих столетий. Ведь использованные здесь краски из натуральных красителей были такие же, как и по всей Армении: красный цвет – из «вордан кармира», изготовленного из эндемического корневого червя, распространенного в Араратской долине, зеленый цвет – из железной охры, синий цвет – из чернильного орешка, краски делались из шафрана, бессмертника, из зеленой ореховой скорлупы... Можно, конечно, приписать дело и некой мистике, особому покровительству Кобайру со стороны то ли природы, то ли высших сил. Ведь, как гласит местная легенда, в пещере, чуть ниже церкви, похоронена грузинская царица Тамара. Она так и называется – пещера царицы Тамары.

Главная церковь монастыря Кобайр была построена в 1171 г. князьями из рода Кюрикянов, впроисходившими от царя Ташир-Дзорагетского царства – Давида I Безземельного (989— 1048) и являвшимися ответвлением армянской царской династии Багратидов. В их руках церковь продолжала оставаться в течение всего ХII века, вероятно, и в начале ХIII. Служители церкви были довольно активны и принимали участие в жизни армянской церкви, участвуя в дискуссиях по важнейшим каноническим вопросам, например таким, как спор в конце ХII века о законности одеяний и других церковных принадлежностей. Интересно то, что архиепископ киликийского города Тарсус Нерсес Ламбронаци жаловался царю Киликии Левону II на монахов находящихся в тысячах километрах от него монастырей Ани, Ахталы и Кобайра за критику в свой адрес.

КСТАТИ…

Интересно порой переплетаются судьбы царских родов. Грузия, Армения, Византия и Россия – неисповедимыми путями оказались повязаны кровными узами армянские цари из династии Аршакидов, византийская принцесса грузинская царица Тамара, вышедшая замуж за сына русского князя Юрия Боголюбского – внука Юрия Долгорукого и правнука Владимира Мономаха. Сам Владимир был сыном князя Всеволода Ярославича и греческой царевны Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха из Македонской династии. А династия Македонских, согласно сведениям так называемой «Хроники продолжателей Феофана», ведет свой отсчет от армянских царей из династии Аршакидов. При этом современные историки, хоть и считают данную родословную легендой, сочиненной Константинопольским патриархом Фотием I для прославления новой династии, тем не менее не ставят под сомнение ее армянское происхождение.

Когда к середине пятидесятых годов ХIII века мужская линия рода Кюрикянов прервалась и этот княжеский род угас, многие его владения постепенно переходили в руки других, более влиятельных родов. Как повествует история, в годы правления в Грузии Георгия III и его дочери Тамары связь между армянскими и грузинским государствами стала еще теснее. К этому периоду как раз и относится возвышение армянских князей из рода Захаридов, которые в течение ряда поколений занимали важнейшие государственные посты. За значительную службу им в наследственное владение был передан ряд армянских земель, в том числе и отобранные у Кюрикянов Давидом Строителем земли Ташир-Дзорагетского царства. Но Кобайр, согласно хроникам, у Кюрикянов был выкуплен еще до этого. При Захаридах к одинокой церкви в 1279 г. были построены колокольня, выполнявшая впоследствии роль усыпальницы, и ряд других сооружений – таким образом здесь возник небольшой фамильный монастырь старшей ветви Захаридов, а впоследствии несколько огрузинившихся на то время князей Долгоруких, известных в Царской России со времен Екатерины II как род Аргутинских-Долгоруких.

Это так, к слову, поскольку к Кобайру они никакого отношения больше не имели, а сам Кобайр стал принадлежать одной из ветвей Захаридов, имевших большие владения по реке Дебед. Именно с ними связывают изображения на одной из частей сохранившейся стены полуразрушенной церкви девяти мужских фигур в светских костюмах, а также одной женщины и мальчика, направляющихся к восточной стороне, где рядом с апсидой изображен воин – своеобразный семейный портрет предположительно княжеской семьи. Основные постройки монастырского комплекса Кобайр относятся к XII – XIV векам. Они влючают в себя центральный собор в один проход, две часовни, колокольню-усыпальницу, трапезную и кладбище. Согласно проведенным исследованиям, фрески в маленькой церкви появились после смерти владельца монастыря, князя Шаханшаха, не перенесшего гибель сына, приблизительно в 1261 году. В основной церкви монастырского комплекса фрески были созданы, вероятно, между 1225 и 1250 годом, сразу после того, как овдовевшая жена Шаханшаха передала монастырь армянам-халкедонитам. Как считают историки, Шаханшах, в отличие от своего отца, амирспасалара Захария (в средневековой Грузии верховный главнокомандующий и один из высших постов в Грузинском царстве), принадлежал уже не к армянскому вероисповеданию, а к халкидонитскому. Монастырь, перейдя от Кюрикянов к Захаридам, реорганизуется из армянского в армянохалкидонитский. Так, к надписям на стенах монастыря, выполненным в более ранний период на армянском языке, в Кобайре прибавляются надписи уже и на грузинском.

С 2008 года в монастыре идут реставрационные работы, финансируемые армянской диаспорой. но продвигаются они совсем неспешно.

http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/sokrovishcha-natsii/44927-freski-kobajra


Категория: АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! | Просмотров: 327 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz