Недавно
свой юбилей отметила ведущая актриса театра на Малой Бронной,
заслуженная артистка Армении Вера Бабичева. О пути из Ленинграда в
Ереван, а затем — о нелегком возвращении на российскую сцену и о многом
другом беседуем с юбиляршей.
— Вера Ивановна, какие из образов, созданных на ереванской сцене, особо дороги вам? Какие роли изменили вас?
— Меня изменила в первую очередь вся моя работа в Ереване: от первого
дня до последнего. Я приехала ничего не умеющей студенткой и стала
актрисой в Ереване. И все роли, начиная с Принцессы в "Сказке о любви”
(это была первая), по крупице "создавали” меня и, конечно же, Григорян,
почти сразу доверивший мне, начинающей актрисе, большие и взрослые роли.
Каждая роль меня меняла, но отдельно надо отметить Панну Маличевскую и
Леди Макбет — это то, что перевернуло все и в жизни, и в профессии. И,
конечно, не могу не вспомнить "Комнату”, "12 ночь”, "Татуированную
розу”. Доверие и любовь ко мне в Ереване (простите за нескромность)
привнесли в мою жизнь очень многое.
— А какие эпизоды из вашего пребывания в Ереване особенно запомнились вам?
— Я весной была в Ереване, и впечатление было такое сильное от того,
как изменился город, что моя прежняя жизнь как-то подстерлась. Но вот
что никогда не может заменить жизнь в Ереване — это та эмоциональная
природа города, когда тебе реально кажется, что тебя все ждали и все
рады твоим радостям, и печаль твоя — это печаль всех, и приход в каждый
дом — радость для этого дома... И ты каждую секунду ощущаешь себя самой
прекрасной и желанной. Так я себя не ощущала нигде — ни до, ни после!
Уезжая, я плакала в аэропорту, да так, что все подходили и предлагали
помощь. А я плакала и уезжала...
— Как часто бываете в Ереване и как он вам сейчас — если провести сравнительные параллели между городом тех лет и сегодняшним?
— Как только зовут, еду в театр на их праздники, очень уважаю
Григоряна и Компанию, выстоявших в то трудное время, выживших. И театр
их живет. Поэтому еду к ним по первому зову. Ереван мне показался очень
европейским — красивая молодежь, я сидела у фонтана весь вечер одна и не
могла наглядеться. Конечно, быть в гостях хорошо, и ты многого не
видишь и не знаешь, как живут люди, какие у них проблемы и трудности,
стало проще или нет, поэтому, думаю, мне некорректно давать оценки — все
мои друзья уехали, и я сегодня вижу лишь очень красивую обертку. Дай
Бог, чтобы внутри было так же. Но по-прежнему светит солнце, все вкусно,
и ты опять ощущаешь себя красавицей...
— Если б можно было повернуть время вспять, и вам представилась
возможность сыграть какой-то один спектакль из того репертуара, какой бы
вы выбрали и с кем?
— Конечно, Макбет с Коротковым! Я не была назначена на эту роль —
слишком молода и неопытна — ее репетировала другая актриса. И вдруг
звонок Григоряна: "Вера, завтра репетиция!” Первый день и... "она так
его любит, что нет ничего, что бы она не сделала”. Мы с ходу играем
сцену, как я жду его не для борьбы за власть, ни для чего-то, только для
того, чтобы любить и быть любимой. И в этот день я поняла, как ее
играть: она не злодейка, ей кажется, что нет ничего такого страшного ни в
чем, если он будет счастлив, и тогда можно через все переступить. А
когда я понимаю, что, переступив, я потеряла именно то, ради чего это
делала, вот тогда и жить стало незачем...
— Вы — заслуженная артистка Армении, проработали в театре им.
Станиславского в общей сложности 10 лет. Но вы ведь поначалу не сюда
собирались...
— Вы правы, я попала в Ереван случайно. Мы с курсом поехали открывать
театр в Волгограде, но там все оказалось ужасным... В это же время туда
на гастроли приехал Ереванский театр. Не отработав и сезон, я решила
показаться Григоряну, и тут все закрутилось... Словом, новый сезон я уже
начинала в Армении.
— Сегодня вы — ведущая актриса Театра на Малой Бронной. Расскажите о вашей карьере после театра им. Станиславского.
— Тот тернистый путь, который пришлось преодолеть, врагу не пожелаю. Я
начала работать в театре Маяковского, куда меня пригласили, но,
конечно, я не была готова к этому ни в каком смысле. Конечно, в Ереване я
была заласкана, и это казалось нормальным. А тут Москва, конкуренция не
на жизнь, а на смерть, другой ритм жизни, работы, нет жилья, да еще и
смерть близких... Я потерялась. Очень много раз было желание вернуться,
но я, зная, что так не бывает и никогда уже не будет, очертя, начала
бороться. Я играла везде, во всех театрах, во всех самостоятельных
работах. Я поняла, что очень многого не умею и начала учиться, а потом и
преподавать (лучшее обучение). Со временем появились режиссеры,
захотевшие со мной работать. Я даже прошла кастинг рок-оперы, меня взяли
на главную роль. Ну а потом... я встретила Сергея Голомазова, и мы
больше не расставались — ни в работе, ни в жизни. Я играла и в Риге, и в
Театре им.Гоголя, продолжая работать в Маяковке. В ГИТИСе у Сергея
появилась своя Мастерская, и меня пригласили преподавать, что я и делаю
вот уже 14 лет. В театр на Малой Бронной я перешла вслед за своим
режиссером, вместе с нашими учениками, и теперь, закусив удила, мы идем
дальше.
— Прошлой осенью в театре на Малой Бронной состоялась премьера
спектакля Александра Назарова "Женщина в главной роли” по пьесе Жана
Ануя "Коломба”. В эту субботу также ожидается премьера спектакля
"КОЛОМБА, или "Марш на сцену!” Чем отличается этот спектакль от
прошлогоднего?
— Спектакль Назарова не получился, он прошел один раз и был снят с
репертуара. И уже весной вышел "Марш на сцену” в постановке Голомазова.
Это было правильное решение, хотя очень нелегкое для всех. Но вот
спектакль идет, и мы снова и снова признаемся в любви к Театру, иногда
смеемся над собой и иногда горько плачем... Новый спектакль отличается
всем, описать я это не могу — он просто другой.
—А как вам работалось с Евгенией Симоновой и ее дочерью Зоей Кайдановской в спектакле "Три высокие женщины”?
— Эта работа начиналась как эксперимент. Мы случайно прочли пьесу. А
так как мы с Женей дружим с момента моего приезда в Москву, и ее семья
была мне родной в самые трудные минуты, нам просто захотелось сделать
что-то вместе. Мы стали репетировать: то у них дома, то у нас, не ставя
себе никаких особенных задач, кроме радости творчества и общения. Они
вдвоем — мы вдвоем. Сумка с реквизитом, магнитофон и любое место, где
можно репетировать. Выпустили в Учебном театре ГИТИС, и вдруг...
поднялся такой шум, награды, премии, аншлаги! Потом стали играть в
Маяковке, а когда Голомазов получил Театр на Малой Бронной, то забрал
репертуар, в том числе и этот спектакль. Вот уже начался десятый сезон,
но мы играем его как в первый раз: так он сделан, что каждый раз идет
по-разному, в зависимости от того, какие мы сегодня и что с нами
происходит здесь и сейчас. Мы объехали с ним огромное количество городов
и стран, но признаюсь, самая большая моя мечта — приехать с этим
спектаклем в Ереван. Я знаю нашего зрителя и знаю, что нас поймут. Но
времена трудные, и должен найтись человек, который сможет и захочет нас
привезти. Увы, пока его нет...
— А приехать сюда со спектаклями — хотя бы в рамках театральных фестивалей?..
— Ну, это не от нас зависит — есть устроители фестивалей, они
подбирают то, что им интересно. Театр на Малой Бронной недавно был в
Питере, в прошлом году — в Балтии, но из Еревана подобных предложений не
поступало. Мы-то мечтаем об этом, но времена.....
— Вернемся к вашей преподавательской деятельности. Вот может
сегодняшний выпускник так же, как вы некогда, взять и махнуть в Ереван,
проработать в тамошнем театре 10 лет?..
— Боюсь, что нет, и тому есть немало причин. Но они так же увлечены и
так же хотят работать. С одной стороны, у них больше возможностей, а с
другой... ведь нас искали, уговаривали приехать, думали, где мы будем
жить. А они живут в сознании: буду медийным и меня позовут. И все, и
всюду. А нет — будет сложнее и почти всегда обидно. И бедно... Хотя есть
уникальные ребята. Но из Москвы уехать трудно, как бы не было здесь
нелегко.
— Происходящее сегодня в театре (в постсоветском и не только) можно
назвать "поиском без границ”: сплошь и рядом "театральный креатив”, а
ценза никакого. Не нужны ли, на ваш взгляд, хотя бы направляющие?
— Ой, давайте я не буду умничать: у каждого свой взгляд на это, а я
работаю в очень хорошем театре, почти целомудренном. Не мне судить, что
делают другие — пусть этим занимаются специально обученные люди, а я
репетирую по 7 часов в день.
— Ну а каково ваше отношение к тому, что растет визуальная, зрелищная
сторона? Да и в целом сегодня, казалось бы, более актуальны спектакли, в
которых слово сведено к минимуму, почти к нулю...
— Все интересно, что талантливо. Есть очень талантливые произведения,
где слово первично, а есть, где тело говорит так, что слышишь, о чем с
тобой говорят. А есть спектакли, где все правильно, но... невыносимо
скучно. Когда талантливо рассказана история, это прекрасно.
— Это интервью будут читать ереванцы, в том числе ваши поклонники. Что бы вы хотели сказать им?
— Я хочу обратиться ко всем, кто помнит меня, кто помогал и любил
меня. Это были счастливые годы моей жизни — самые интересные и добрые. Я
вас люблю!!!
Рубен Пашинян
http://www.nv.am/kultura/22956-godi-provedennie-v-armenii