В последние два года мы гораздо реже встречаемся с прославленным тенором Гегамом Григоряном. Блестящий вокальный стиль певца, выразительность его пения, драматизм игры, законченность в воплощении сценических образов поставили Гегама в первый ряд артистических имен в истории музыки. Он надолго определил тот качественный уровень, к которому стремится любой исполнитель. Еще совсем недавно имя его украшало афиши самых знаменитых оперных театров - миланской Ла Скала, парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера, Штатс-опера в Вене, театра "Колон" в Буэнос-Айресе, лондонского "Ковент-Гарден", Большого театра в Москве...Блестящий премьер оперных театров Вильнюса, Еревана, Санкт-Петербурга, Г.Григорян несколько лет возглавлял наш Оперный театр. Сейчас у артиста небольшой тайм-аут.

Мне повезло: я была свидетельницей рождения многих оперных спектаклей, где партию тенора исполнял Гегам. Сидела в пустом зрительном зале во время репетиций, когда постановщик спектакля лишь начинал многотрудный процесс поисков. Потом я видела спектакль много раз, слушала блестящего певца. И каждый раз его исполнение отличалось от предыдущего: он вносил в свою роль новые краски, нюансы, от чего образ его героя становился еще ярче и полнее. Не раз он пел партию Саро в "Ануш". Ревность, отчаянье, безысходное страдание - все в его голосе. Музыка передает его мысли и чувства, певец добавляет к ней новые эмоциональные краски - и перед нами целый мир человеческих страстей.

- С самого детства мечтал стать певцом, - говорит Гегам Григорян. - Родители мои - не музыканты, но музыка, пение звучали в доме всегда. Помню первое посещение оперы. Ни названия спектакля, ни его содержания не помню, но особую атмосферу притихшего зала, неповторимую тишину ожидания музыки запомнил навсегда.

Гегам с благодарностью вспоминает своего первого учителя Шаварша Багдасаряна, который учил его играть на скрипке, водил в театр. Некоторые оперы он слушал по нескольку раз. Тогда, наверное, и зародилась мечта стать певцом. Но на вокальное отделение музыкального училища Гегам попал не сразу: тогда, в 16 лет, голос его еще только формировался. Однако ему повезло: через год в училище начал преподавать народный артист республики С.Даниелян, и дирекция позволила Гегаму посещать его класс.

Как артист, он набирал силу стремительно, основательно: в 1972г. поступил в Ереванскую консерваторию, в класс Даниеляна, и в тот же год стал лауреатом Закавказского конкурса. Уже на первом курсе принял участие в концерте в Западном Берлине, посвященном 50-летию образования СССР. Через 3 года стал лауреатом Всесоюзного конкурса имени Глинки, выступал с концертами в Москве.

Консерваторию закончил, имея большой репертуар - 400 произведений камерной музыки и 8 готовых партий. Спустя год участвовал в отборе оперных певцов в Большом театре СССР для стажировки в Милане. Блестящие данные певца позволили ему в числе наиболее одаренных исполнителей совершенствовать свое мастерство в одном из прославленных театров мира.

С особым чувством Гегам вспоминает Международный конкурс имени Чайковского, где он стал серебряным призером. Это позволило ему принять участие в работе над записью "Маленькой торжественной мессы" Дж.Россини вместе с прославленными солистами Большого театра -Еленой Образцовой, Евгением Нестеренко, Натальей Герасимовой и Московским камерным хором под управлением Вл.Минина.

Самым памятным для артиста остался благотворительный концерт в Канаде после землетрясения в Армении, в котором участвовали крупнейшие артистические силы мира. Гегам был принят с особым восторгом - публика в переполненном зале (а билет стоил 500 долларов) аплодировала ему стоя...

Поистине универсален репертуар певца, охватывающий все партии для тенора армянской, русской и зарубежной классики, современных композиторов, которых он охотно пропагандирует. Ленский, Пинкертон, Каварадосси, Рудольф, Герцог, Фауст, князь Безухов, Саро, Саят-Нова - это лишь часть партий, которые он исполняет. Партнерами Гегама были выдающиеся певцы - Пласидо Доминго, Николай Гяуров, Мария Биешу, Катя Ричарелли, Димитров, Лючия Валентини...

Помню, какой резонанс в прессе вызвало выступление Гегама с двумя блистательными оперными певцами - Барсегом Туманяном и Дмитрием Хворостовским в Москве. Это была настоящая сенсация. "Советская культура" от 04.01.92г. писала о Г.Григоряне: "Голос, по характеру близкий к голосу Паваротти, трогал тоже по-павароттиевски: этот голос прямо воздействовал на то, что в старину называлось фибрами души. Любовь являлась здесь как поэтическая форма существования, когда полет становится не целью, а средством постичь мир. В вердиевских ариях художника Каварадосси, рассуждающего о гармонии, и комедианта Канио, ненавидящего свою личину Паяца, Григорян подчеркивал нежно-романтические краски, снимал привлеченные утрировки, уходил внутрь хрупкого, ранимого душевного мира. Искренность высказывания, когда кажется, что душа человека полностью высвечивается, не оставляла скрытым ни одного уголка, не могла не вызывать слез. Тенор представал голосом чистой души, готовый открыть себя людям без остатка".

Есть в биографии Гегама период, который он не любит вспоминать. Была спровоцирована ситуация, в результате которой артист лишился зарубежных гастролей. Это длилось 8 лет. Эти годы отразились и на здоровье певца: ему пришлось удалить опухоль в горле. Оперировал известнейший хирург, брат великого артиста Аркадия Райкина - Ральф Райкин. Но судьбу Гегама решило яркое выступление на одном из правительственных концертов, который открыл ему железный занавес. С этого момента у артиста был настоящий подъем. Гастроли, выступления на самых престижных оперных сценах, контракты, приглашения. И всюду успех, переполненные залы. Его близкий друг Рафаэл Акопянц вспоминает совместные гастроли в Америке, где Гегам в течение 11 дней имел 7 выступлений в главных партиях, но это, как высказался сам певец, был не рекорд. С Мариинским театром в той же Америке ему пришлось участвовать в девяти спектаклях в течение двух недель."

Во Франции он выступал почти во всех крупных городах. С Францией его связывает и личная дружба с президентом фонда "София Антиполис" Пьером ля Фид, который организовывает концерты по всему миру. На организованных фондом концертах присутствует весь цвет ученых мира (президент фонда - сам крупный ученый, математик). Надо ли говорить о том, что всюду, где бы ни выступал артист, растет интерес к стране, которую он представляет.

Да, ему много дано от природы: тонкий музыкальный слух, неповторимый божественный голос, строгий художественный вкус. Но как бы много ни дала природа, все, что он сделал - это прежде всего результат напряженных поисков. К этому он стремился всегда.

Не раз выпадало счастье слушать арии и песни в исполнении Гегама. И каждый раз было радостно видеть, как оживлялся и замирал зал, как восторженно светились у зрителей глаза, с какой невысказанной благодарностью раскрывались их сердца. И сегодня, когда певец отмечает свой 60-летний юбилей, хочется пожелать, чтобы его чистый голос как можно чаще звучал на сцене.

Наталия ГОМЦЯН "Голос Армении"