Суббота, 19.08.2017, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Ноябрь » 21 » «Искусство в камне»: Варпет и его сыновья (о семье скульпторов Согоянов)
18:53
«Искусство в камне»: Варпет и его сыновья (о семье скульпторов Согоянов)

 

Прогуливаясь по Москве, мы оцениваем красоту города, прежде всего, по его архитектурным достопримечательностям. Но редко задумываемся над тем, кто же сотворил эти великолепные памятники архитектуры и скульптуры, которые украшают город?! Для меня было неожиданностью узнать, что многие известные памятники в Москве созданы руками армянского монументалиста Фридриха Согояна совместно с его сыновьями Ваге и Микаэлом. Буквально на следующий день после возвращения скульпторов из Петербурга, где состоялось открытие памятника крупному российскому полярному исследователю Артуру Чилингарову, мне удалось побывать в мастерской Согоянов в центре Москвы.

Прежде чем мы перейдем к интервью с нашим собеседником, дадим краткую справку о скульпторе: Фридрих Согоян - Народный художник России, лауреат Ленинской премии, заслуженный художник Армении, заслуженный деятель искусств Украины, член Центрального совета Союза армян России. Фридрих с детства любил наблюдать за каменотесами – его завораживал сам процесс работы, когда под резцом мастера материал приобретал формы и орнамент. В 1961 году Фридрих Согоян окончил скульптурный факультет Ереванского художественно-театрального института и сразу начал работать. Однажды, на очередную республиканскую выставку в Ереван для приобретения лучших работ приехала комиссия от Союза художников СССР. Эти работы в дальнейшем комиссия экспонировала на Всесоюзных выставках. В ее деятельности принимал участие знаменитый скульптор Е.В. Вучетич, который в числе лучших работ отметил несколько скульптур Фридриха Согоян.

Возвращаясь к памятнику Чилингарову, приведу слова губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвеенко, а именно: «установленный бюст олицетворяет волевой жесткий характер и талант Чилингарова».










Открытие бюста Артуру Чилингарову в Петербурге на день города


Секретами своего мастерства Фридрих Мкртичевич поделился в интервью: «Мужские портреты – жесткие, крепкие. Цель в их создании одна – через формы и характер лица показать внутренний мир человека. Главное, нашел нужный образ, и дальше уже работаешь вдохновлено. Мужские бюсты желательно делать из бронзы, а женщин – в камне, мраморе».

Многие произведения Согоянов посвящены не только людям, но и важным событиям, которые останутся в истории человечества. Одним из них является сложнейшая композиция: танковое сражение на Прохоровском поле, приуроченная к 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.











Композиция «Танковое сражение на Прохоровском поле» в Белгороде

Вот что рассказал о данной работе ее автор: «Скульптура имеет внушительные размеры. Она специально задумана так, что среди огромных форм есть вход вовнутрь композиции, где может разместиться 60 человек. Вся скульптура сделана из латуни. Внутри нее сидит «обезумевший немецкий солдат», который схватился за голову после боя на Курской дуге. Когда человек заходит туда, то попадает в атмосферу сражения - слышит гром, взрывы битвы в записи. Работали над композицией около двух лет вместе с моими сыновьями: Ваге и Микаэлом. На открытии присутствовал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который выразил мне благодарность, что, конечно, было очень приятно и благословил наше творение».



На открытии композиции «Танковое сражение на Прохоровском поле» в Белгороде

Пожалуй, тема войны – одна из основных тем в творчестве Фридриха Согояна. Но не менее важное место, и даже одно из главных, в творчестве художника занимают события, связанные с армянским народом. Скульптура, посвященная Спитакскому землетрясению, находится на родине Фридриха, в Гюмри. Эту работу в маленьком размере мне удалось запечатлеть в дворике перед входом в мастерскую в Москве: композиция состоит из 17 фигур. В ней показана вся история трагедии, которая начинается у основания скульптуры, где мы видим, как люди спасают друг друга. Скульптурную композицию завершает изображение матери с ребенком в руках, которая символизирует спасенную Армению.



Скульптура, посвященная Спитакскому землетрясению, в Гюмри

Эта скульптура как бы показывает очередное восстановление Армении. Фрагмент данной скульптуры, женщина с ребенком, стал отдельным произведением «Мать-земля», которое находится в Вашингтоне, как знак благодарности американскому народу за помощь жителям Армении, пострадавшим от землетрясения в 1988 году.



Скульптура «Мать-земля» перед Белым домом в Вашингтоне

После того, как скульптура была установлена в Вашингтоне, многие сотрудники Белого дома обращали на нее внимание. И не осталась она не замеченной самим Джорджем Бушем старшим, который пригласил Фридриха Мкртичевича в Белый Дом. Вот что рассказал мастер о встречи с тогдашним Президентом США: «Политик-республиканец Боб Доул организовал нашу встречу с Джорджем Бушем старшим. Боб Доул помогал армянам, так как в своё время доктор Киликян оперировал сенатора. Благодаря доктору Доул не остался инвалидом на всю жизнь. С тех пор Доул помогает армянам в важных политических вопросах. Зная об этой истории, я вылепил бюст сенатора и его жены Элизабет Доул (Президент красного Креста) и подарил им эти две работы, которые находятся в здании конгресса США. Всё это происходило еще до моей встречи с Джорджем Бушем старшим. Когда я пришел в овальный зал Белого Дома, где меня принимал 41-ый Президент США, мне захотелось, чтоб в Белом доме прозвучала армянская речь. Джордж Буш старший был тронут тем, что скульптор из России говорит по-армянски. После моего возвращения в Москву, я получил письмо от Буша, в котором он писал, что был рад личному знакомству со мной и выразил благодарность за скульптуру «Мать-земля» в Вашингтоне».



Фридрих Согоян с 41-ым Президентом США Джорджем Бушем старшим

С произведениями о Родине перекликается любимая тема Варпета связанная с материнством. По словам Фридриха Мкртичевича, в Армении не каждый мог стать варпетом. Например, известного армянского поэта Аветика Исаакяна называли варпет, что означало огромное уважение к его

творчеству и к нему самому: «Когда, есть такое призвание и к тебе обращаются, называя варпет, то естественно ты и учеников оставляешь за собой. Мои ученики в первую очередь – мои сыновья. А так, конечно, у меня много и других учеников», - говорит Фридрих Мкртичевич.

В мастерской Согоян много скульптур женщин-матерей, держащих на руках ребенка.



О женских образах Варпет рассказывает с наибольшим энтузиазмом: «Я люблю делать женские портреты. Когда позирует женщина, надо к этому относиться очень трепетно. Характер ее лица и одновременно изображение внешнего и внутреннего мира – всё это передать в скульптуре непросто. Но когда к этому приходишь, то каждая женщина как будто заново рождается: со своим характером, с нежными чертами лица, плюс что-то, может, от себя прибавляешь, то, что она не заметит даже. Над женскими портретами идет чисто творческая работа, начинаешь искать новые формы и линии, которые характерны именно этому образу».

Почему именно тема материнства занимает центральное место в творчестве монументалиста? Своими сокровенными мыслями поделился со мной Фридрих. Совсем рано он потерял свою жену, когда ей было 35 лет. Именно ей он посвятил любимую работу – скульптура, где сам Фридрих держит на руках любимую женщину. Так она навечно осталась жива не только в его работе, но и конечно в сердце.

Увековечивает монументалист также знаменитых творцов. Среди них – скульптура поэту Валерию Брюсову: «Я хочу делать бюст Брюсову, и чтобы он был установлен в Москве. Но эта скульптура должна быть сооружена от имени армян, как благодарность России. Как известно замечательный поэт В.Я. Брюсов очень многое сделал для защиты армянского народа и осуждения геноцида», - говорит Фридрих.

Помимо уже названных трудов, сегодня Варпет Согоян работает и над портретом Президента факультета журналистики МГУ профессора Ясена Засурского. «Мне хочется его лепить. Это было моим собственным желанием». Я увидела еще незаконченную работу, и заметила реальное сходство великого педагога и журналиста, с которым я лично знакома.

Пока мы общались с Варпетом Согояном, в мастерскую приехал его младший сын Микаэл, который много лет жил и работал за рубежом. Его творчество хорошо известно, как в России, так и в Америке и Европе, где проходили его персональные выставки. Как рассказал Микаэл, лучше всего ему работается со своим отцом и братом в атмосфере любви и заботы, которая царит в их мастерской. Буквально за день до нашей встречи, Микаэлу присвоили почетное звание «Заслуженного художника Республики Армения».

По словам Микаэла, безусловно, на выбор профессии скульптора повлиял отец и атмосфера в семье. Микаэл вспоминает: «Когда мы жили в Киеве, я был еще совсем мальчишкой и с раннего возраста начал активно рисовать». Здесь следует отметить, что Фридрих Согоян был приглашен в 70-е годы в Киев в авторский коллектив для сооружения мемориала, посвященного Великой Отечественной войне. Впоследствии его работа «Герои форсирования Днепра» была удостоена Ленинской премии.

«Однажды отец сказал, что приедет делегация из Германии и почему бы не собрать те картины, которые у меня уже были, и не устроить выставку. Как не звучит парадоксально, моя первая выставка состоялась, таким образом, в 6 лет. А потом мы с братом Ваге ходили в мастерскую к отцу. Лазили по фигурам, помогали ему, как могли и, безусловно, втянулись в это всё, и искусство скульптора уже тогда стало нам родным. Я помню мальчишкой, когда папа приходил очень поздно домой, у него пальцы были в чем-то белом. Впоследствии я понял, что это гипс. Если сразу не моешь руки, то потом очень сложно его смыть. Вот так уже с детства мы приобщались к работе монументалиста».

После беседы в мастерской мы продолжили разговор в театре «Открытая сцена», где в этот же день проходила выставка современных армянских и российских художников в рамках фестиваля «Армяно-Росс», куда была приглашена семья Согоян в качестве почётных гостей.

Когда зашла в театр, то перед входом в зал с картинами, висела фотография с изображением скульптуры «Единый крест» Варпета Согояна и его старшего сына Ваге. Ведь именно она символизирует дружбу между армянским и русским народами: две женщины армянской и русской национальности держат в руках крест.


Скульптура «Единый крест» в Москве

Всё еще находясь под впечатлением от творчества скульпторов Согоянов, я продолжила знакомство с их произведениями уже непосредственно на площадях и скверах столицы. И еще раз убедилась в одухотворенности их произведений.

Анна Акопова,
член Союза журналистов РФ


Фото предоставлены из архива семьи Согоян

Источник: http://sarinfo.org

Категория: Аналитика | Просмотров: 2079 | Добавил: ANA | Рейтинг: 0.0/0
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz