Понедельник, 26.06.2017, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Январь » 11 » Из истории армянской колонии Санкт-Петербурга
03:19
Из истории армянской колонии Санкт-Петербурга
Армяне селились в Санкт-Петербурге практически сразу же по его основании: первые упоминания об армянах в Петербурге относятся к 1708 году, а в 1710 году уже были основаны "армянские конторы" - торговые агентства. В это время в Северной Пальмире жило около 50 армян, в основном купцы и ремесленники.

Армянские купцы и торговые компании рассматривали новую столицу империи не только как транзитный пункт на путях между Востоком и Западом. Они понимали выгоду создания армянской колонии в политическом и культурном центре России. Сознавали это также и деятели армянского освободительного движения, о чем говорит, в частности, просьба архимандрита Минаса «о дозволении строить в Санкт-Петербурге армянскую церковь», датированная 1714 годом.

С Петербургом тесно связана деятельность семьи известных армянских предпринимателей Лазаревых. Здесь были захоронены И.Л.Лазарев (1735-1801) - государственный деятель, просветитель, глава армянской общины, основатель армянской общины, основатель Лазаревского института восточных языков, строитель армянских церквей в Петербурге и Москве, и другие члены семей Лазаревых.

"Невская перспектива" - центральная улица стольного града. Именно здесь была построена и освящена 18 февраля 1780 года армянская церковь Св. Екатерины (на освящении этой церкви присутствовал фаворит Екатерины II князь Г.А.Потемкин.)

Две армянские церкви становятся в течение длительного времени средоточием культурной жизни армянской колонии. Настоятелем храма на Невском проспекте отцом Хореном создается хор любителей пения из числа петербургской молодежи.

В доме у церкви Св. Екатерины была основана в 1780 году первая в России армянская типография. Ее создателем был Григорий Халдарян, приехавший в Россию из Лондона.

Издательско-просветительскую деятельность продолжила впоследствии жена Халдаряна - Екатерина - первая армянская женщина-издатель.

По инициативе церкви в конце XVIII века армяне стремились познакомить русскую общественность с историей своего народа. Капрал лейб-гвардии конного полка Варлаам Ваганов в 1786 году издал в Петербурге в известной типографии Шпора свои переводы на русский язык заключительной части "Истории Армении" армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, а также перевод "Истории Армении" ("Краткое историческое и географическое описание царства Армянского..."), составленной виднейшим представителем индийской армянской колонии в Мадрасе Даамиром Шаамиряном. Перевод был посвящен Г.А.Потемкину, что было не случайно, ибо в это время русские правительственные круги участвовали в разработке планов восстановления армянского государства под протекторатом России.

После присоединения к России в 1828 году Восточной Армении численность петербургской армянской колонии продолжала расти. Наибольший рост относится к рубежу веков (1890 г. - 650 армян в Петербурге, 1900 г. - более 1100, 1910 г. - более 2 тысяч человек). Всего за сорок лет, с 1869 по 1910 гг., численность армянской колонии выросла в пять раз и составила 0,1 процента от численности всего населения столицы. В Петербурге сложилось несколько районов, где проживало большинство армян: Васильевский остров (традиционное место поселения еще с начала XVIII века), Московская часть, кварталы, примыкающие к Невскому и Литейному проспектам. Большинство петербургских армян считало родным языком армянский, но были и русскоязычные, а также считавшие родным языком греческий, грузинский и др. В середине XIX века наиболее многочисленной группой петербургских армян были преподаватели и студенты высших учебных заведений, сфера интересов - в основном медицина и филология. К этому времени Петербург стал одним из крупнейших центров арменоведения. В Университете открылась кафедра армянского языка и литературы, где работали ученые Н.Л.Бероев, К.Н.Патканов, Н.Г.Адонц, И.А.Орбели. Вообще со времени второй половины XIX века среди армянской диаспоры в Петербурге преобладали представители интеллигенции - до 70-80 процентов от всей численности армян.

Армянская интеллигенция, по крайней мере значительная ее часть, определяла развитие колонии, культурную и общественную жизнь в ней. В начале 80-х годов XIX века в городе активно действовал кружок интеллигенции, группировавшийся вокруг Мариам Варданян (Маро) и Мушега Серопяна, впоследствии организаторов партии "Тнчак". Чуть позже была создана организация, ориентирующаяся на оказание помощи освободительному движению и на возрождение армянского народа. Во главе ее стоял петербургский студент Саркис Гугоян. Качественно новая ситуация в жизни армянской колонии создалась в результате событий революции 1905-1907 гг. В эти годы в Петербурге возникает армянская периодическая печать, освещающая различные проблемы жизни своих соотечественников. Начинается и организационное оформление разнообразных национальных объединений: кружков, обществ, клубов, советов. Проводятся первые музыкальные и литературные вечера.

Ведущую роль в культурной жизни армян Петербурга играл Армянский кружок, основанный 14 декабря 1907 года. Цель кружка - сближение армян, проживающих в Петербурге.

Армянский кружок занимал часть небольшого четырехэтажного здания (Спасская ул., д.15). Здесь же, в одной из комнат, располагалась небольшая библиотека литературы на армянском и русском языках. К моменту создания кружка численность его составляла около 40 действительных членов, а в 1913 году - уже более 140.

Из наиболее активных членов кружка следует, прежде всего, упомянуть неутомимого общественного деятеля, композитора, профессора Петербургской консерватории И.Р.Налбандяна, внесшего значительный вклад в дело сохранения армянской культуры в Петербурге. В кружок входили представители творческой интеллигенции (например, известный в городе профессор медицины В.И.Вартанов, талантливый историк, приват-доцент Н.Г.Адонц, инженер Г.П.Нерсесов и др.). Членами кружка были и представители среднего сословия, мещане. Они привлекали к деятельности кружка крупных предпринимателей-армян со всей России (П.О.Гукасов, А.И.Манташев, братья Джангировы). Как уже отмечалось выше, кружок одной из своих целей ставил задачу сближения армян, проживающих в Санкт-Петербурге, а позже объединил деятелей различных политических направлений почти всех партий (от октябристов до эсеров). В его работе принимали участие и члены Государственной Думы.

Еще один очаг армянской культуры в Петербурге-Петрограде - Общество изящных искусств, созданное накануне Первой мировой войны. Располагалось оно на Офицерской ул., д.36, кв.I8. Главная задача - содействие развитию и распространению в широких слоях армянского общества любви и интереса к чистому искусству.

Значительную общекультурную роль в жизни армянской колонии в начале XX века играли также и другие национальные общества: Художественное общество, Армянское бюро, Общество по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Общество попечения о бедных, Армянский клуб, Касса взаимопомощи учащихся-армян в высших учебных заведениях, церковный Совет. Последний был не только центром церковной, но и духовной жизни армян в самом широком смысле слова. Дело в том, что петербургская армянская колония большое внимание уделяла общенациональным проблемам, особенно обострившимся в ходе Первой мировой войны. Петроградский армянский церковный Совет способствовал сохранению и развитию западно-армянской культуры. В 1913-1914 гг. этот Совет организовал экспедицию в Западную Армению, находившуюся в то время под властью Турции. Экспедиция, возглавляемая М.Цицикяном, изучала экономическое положение Западной Армении, собирала этнографический материал, памятники культуры. Вернувшись в Петербург, члены экспедиции передали часть привезенного материала армянским обществам Петербурга для их дальнейшей культурологической деятельности.

В настоящее время армянская община Санкт-Петербурга насчитывает примерно 20–25 тысяч человек.

Армянская Апостольская община в Санкт-Петербурге располагает двумя церквями:

– Церковь Святого Воскресения, построенная в 1791–1794 гг. (наб.реки Смоленки, д.29). Церковь возведена, вероятно, по проекту Ю.Фельтена и освещена 12 июня 1793 года. В течение 60 лет храм был закрыт и лишь в 1988 году возвращен верующим.
1 декабря 1994 года во дворе церкви был торжественно открыт и освящен хачкар «Воскресение» (хачкар - древняя форма христианского памятника). Хачкар для Петербурга выполнен в Армении скульптором А.Овсепяном. На освящение памятника приезжали иерархи Армянской Апостольской Православной Церкви.

Церковь Святой Екатерины, построенная в 1771–1780 гг., архитектор Фельтен (Невский пр., д.40-42); изъята у общины в 1930 году, возвращена общине в 1993 году, заново освящена после восстановления 12 июля 2000 года в присутствии Патриарха Российской Православной церкви Алексия II и Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II.

Осенью 1994 года к 100-летию основания в Санкт-Петербурге первой армянской школы при церкви Св. Воскресения была открыта воскресная школа. После трех лет работы школа переросла в учебный центр. 29 октября 1995 года по благословению Католикоса всех армян духовный глава общины иеромонах Езрас совершил благодарственный молебен в Церкви Св. Екатерины, после чего в церковном доме по Невскому пр., 42 был открыт Армянский учебный центр им. Лазарянов.

Смоленское Армянское кладбище стало формироваться в начале 90-х годов 18 в., когда началось возведение Церкви Святого Воскресения, ставшей усыпальницей семьи Лазаревых. На протяжении 19 в. здесь нашли последнее пристанище более 400 армян, среди них немало видных представителей армянской и русской науки и культуры, купцов и военных. В 20-30-х годах 20 в. Армянский некрополь подвергся разрушениям и разорению. Сегодня армянская община бережно восстанавливает свой некрополь.

http://www.kvs.spb.ru

Категория: История | Просмотров: 1102 | Добавил: ANA | Теги: армянская колония Санкт-Петербурга, Церковь Святой Екатерины | Рейтинг: 5.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz