Среда, 23.08.2017, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2009 » Ноябрь » 19 » ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА (ч.I)
05:43
ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА (ч.I)
Левон Мелик-Шахназарян

Предисловие

В последнее десятилетие в политической, публицистической, социологической, этнографической, обществоведческой и даже исторической литературе все чаще используются понятия "национальный менталитет", "национальный характер". Быстро вошедший в широкое употребление термин "менталитет" (ментальность) имеет латинское происхождение (лат. теш - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад, темперамент). В социологии и социальной политологии словом "менталитет" принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида, социальной или классовой группы, народа в целом воспринимать мир определенным, характерным для него образом.
Не приходится сомневаться, что менталитет любого народа имеет свою характеристику, настоянную на всей его истории, культуре, обычаях, природных особенностях ареала расселения, общее слагаемое которых становится причиной отличий одного народа от других. В свою очередь менталитет оказывает влияние на те особенности бытия народа, которые в свое время рождали характер народа: историю, культуру, обычаи, устои. Сошлемся на утверждение Л. Гумилева: "Этнос - это коллектив, отличающийся от других стереотипом поведения и противопоставляющий себя всем другим"*. Менталитет нации и есть подмеченный ученым "стереотип поведения".
____________________

* Л.Гумилев, География этноса и исторический период. «Наука», Ленинград, 1990.
____________________

Стереотип поведения - довольно устойчивая категория. Например, армянина от азербайджанца можно отличить даже при сравнении того, как они принимают пищу. Речь идет не о сугубо национальных блюдах и не о степени образованности обедающего. Просто принимать пишу у этих народов принято по-разному. Большинство узбеков мужского пола справляют малую нужду на корточках. Непонятно для европейца, необъяснимо, да и не каждый сегодняшний узбек сможет сразу объяснить истоки этой привычки, несомненно носящей в себе бытовую необходимость, связанную с национальной одеждой. Огромное число центральноазиатов умывает лицо одной рукой...
Еще более устойчивой категорией является характер народа. Он вырабатывается в течение веков, и для изменения его также требуются века, хотя и отрицать наличие этого процесса было бы неправильным. Характер армянина, как и русского, иранца или грека конца первого тысячелетия, конечно, не может полностью соответствовать характеру армянина, русского и т.д. современного. Время, условия жизни, опыт и другие составляющие изменили его. Но представители этих народов (как и народ в целом) и в то далекое время отличались от соседей стереотипом поведения и противопоставляли себя всем другим.
Кроме отражения темперамента индивидуума, характер отражает и темперамент его народа. По сути на характер представителя того или иного народа гены его предков влияют в большей степени, чем полученное от родителей воспитание или влияние окружающей среды. Индивидуум - это продолжение народа, в котором он родился и который он продолжит. Его поведенческий стереотип, менталитет, мировоззрение обусловлены характером его народа, всей заложенной в него генной информацией. Чопорный англичанин, меланхоличный араб, угодливый еврей, импульсивный итальянец.., да мало ли прозвищ, живописующих национальный характер, "заслужили" представители разных народов.
Немалое значение для менталитета любого народа имеет и пребывание его в той или иной фазе этногенеза, теория которого разработана опять-таки Л. Гумилевым*. В силу сказанного данное исследование в основных выводах ограничивается рассматриванием и изучением менталитета не только современного армянского народа, но и пережитыми им на протяжении истории изменениями.
____________________
* Л. Гумилев, Этногенез и биосфера земли. "Гидрометеоиздат", Ленинград, 1990.
____________________

Национальный менталитет, или национальный характер формируется на протяжении длительного времени, охватывающего всю историю данного народа, и является движущей силой развития нации. Конкретные, присущие народу черты характера и даже давно замеченный этноспецифичный запах тела (вспомним постоянно упоминаемый в русских сказках "русский дух") складываются в зависимости от его культуры, традиций, географической среды обитания, социальных структур и самым непос-редственым образом влияют на его развитие. "Характер народов, но не ум определяет его развитие в истории... Жизнь народа представляется правильным и фатальным следствием из его психологических черт..."*
____________________
* Г. Лебон, Психология толп. Институт психологии РАН, Москва, 1998.
____________________ 

Ментальность, являясь социально-психологическим феноменом, порождает сознание, ориентирует определенный стереотип поведения народа в целом и отдельных личностей, индивидуумов, составляющих собственно национальный монолит, Национальный менталитет - этногенетически запрограммированное восприятие мира, регулирующее мировоззрение народа и влияющее на его поведение.
Небезынтересно отношение представителей западной либеральной идеологии к понятиям "национальный менталитет" и "национальный характер". Господа либералы тщатся доказать отсутствие у народов национального характера и национальной идеологии. Однако эти потуги явно носят искусственный характер. Как иначе объяснить те яростные нападки космополитов-интернационалистов, которым они подвергают любые проявления национального характера. Ведь если нет объекта для нападения, т.е. национального характера, то и борьба с ним становится непонятной. С другой стороны, если нападают, значит - есть на что. Нельзя же предположить, что все "ликвидаторы" национального характера страдают синдромом Дон Кихота. Наконец, перманентно разгорающиеся (и это на протяжении тысячелетий! Л. М.-Ш.) в разных уголках земного шара национальные страсти, постоянные рождения империй и распады их на национальные образования, движения или войны национально-освободительного характера - все перечисленное является отражением именно национальных характера, мышления, менталитета.
Однако отрицающие понятие "национальный менталитет" либерал-космополиты явно лукавят, поскольку прекрасно информированы не только о наличии такового, но и используют его в своих пропагандистских целях. Материалы по изучению национального менталитета, характера используются ими для разработки методов пропаганды американского (западного) образа жизни в тех странах, где стараются жить выработанными собственными культурными ценностями и национальными понятиями о правильном образе жизни. Американский ученый Хонигман, например, видит прикладное значение изучения этнического характера в том, чтобы разработать методы "проникновения в душу" другого народа, что, по его словам, явилось бы большим подспорьем для "межкультурного просвещения", то есть нивелирования национальных культур под единую -западную*.
____________________ 
* J. Honigman, Understanding Culture. New York, 1964.
____________________ 

Симптоматичен еще один факт современной западной идеологии: стремление к уничтожению национальных самобытности, идеологии или менталитета направлено практически против всех народов мира, за исключением, пожалуй, одного - еврейского. Мы имеем в виду, в числе прочего, и такое широко распространенное явление, как насильственное внедрение и насаждение неприемлемых для сотен стран религиозных, моральных и иных устоев, а также навязывание чуждого образа жизни посредством теле- и радиокоммуникаций. В этом ряду идеологических оружий, на наш взгляд, наиболее опасным сегодня является весьма удачно (случайно ли?) прозванная "всемирной паутиной" - компьютерная сеть "Интернет", технические возможности которого позволяют оказывать на абонента-пользователя не только культурологическое и идеологическое, но и невро-биологическое воздействие.
Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями целенаправленного и весьма агрессивного наступления на выработанный в течение всей своей истории культурологический иммунитет подвергающихся агрессии народов.
Культурологическим иммунитетом мы называем способность народа сохранять и защищать от чужеродных наслоений свои духовные ценности, язык, устои, обряды, обычаи - свое видение мира. Все народы мира при естественном или искуственном соприкосновении с чужой культурой отбрасывают наносное, неприемлемое для себя, пропуская сквозь веками выработанное собственное "культурологическое сито" лишь то, что не входит в противоречие с их культурой. Но и при этом вновь приобретенное подвергается коррекции и национализируется в такой степени, что известие о его "иностранном" происхождении может статься для отдельного обывателя великим открытием. От степени эффективности "культурологического сита" народа зависит большая или меньшая развитость его культурологического иммунитета.
Интерес политологии к особенностям национального менталитета обусловлен его безусловным влиянием на политическую жизнь, политическую культуру общества. Изучение национального менталитета позволяет с достаточно высокой долей вероятности прогнозировать поведение и реакцию народа при тех или иных социально-политических ситуациях, межэтнических контактах. Знакомство с национальным менталитетом имеет прикладное значение и особенно необходимо для политических деятелей, ибо помогает принимать решения, благоприятно воспринимаемые по крайней мере большей частью населения государства. Национальный менталитет, таким образом, является обобщенной характеристикой всего народа. Разумеется, это в полной мере относится и к индивидам, составным частям народа.
Сказанное вовсе не означает, что знание менталитета народа позволяет с абсолютно безупречной точностью прогнозировать поведение индивидуума в тех или иных случаях. Тем более -его реакцию при различных обстоятельствах. Мировоззренческое "я" отдельного представителя нации практически непредсказуемо, равно как и его характер и темперамент. Однако знакомство с менталитетом народа, безусловно, может способствовать более легкому налаживанию контактов с его отдельным представителем, по возможности избежать прихода в "чужой монастырь со своим уставом".
Национальный менталитет любого народа - продукт менталитета составляющих нацию частей, различных социально-демографических и профессиональных групп: женщин, молодежи, горожан, рабочих, сельчан, интеллигенции, предпринимателей, служащих государственного аппарата и т.д., а также отдельных его представителей. Индивидуальность каждой из этих групп обусловлена различными положениями в экономической и социальной структуре общества, географической средой обитания, образовательными, половозрастными и другими особенностями их представителей. Однако именно мозаичность менталитета подобных внутринациональных групп является определяющим фактором при оценке национального характера. Разнообразие в данном случае - признак характеризующей глубинные черты сознания и поведения народа целостности.
Насколько нам известно, национальный менталитет армянского народа до сих пор, как правило, рассматривался исключительно в художественной и публицистической литературе, хотя актуальность проблемы требует серьезного научного подхода и изучения в политологическом аспекте. Единственные, пожалуй, попытки описания характера армянского народа были предприняты в имеющем исключительное социальное значение труде Гарегина Нжде "Тюремные записки" и небольшой по объему, несколько злой, но изумительной по глубине статье "Армянин" известного армянского писателя Дереника Демирчяна*. Этнографические изыскания И. Канадпева, М. Нейман или А. Величко, на наш взгляд, являются исключительно ангажированными, вследствие чего не могут претендовать на серьезное исследование.
Предпринимаемая попытка рассмотрения темы, таким образом, является своеобразной "вспашкой целины", и уже в силу этого не может претендовать на абсолютную категоричность в выводах. Автор с благодарностью примет замечания и предложения заинтересованного читателя.
____________________ 
* Д. Демирчян, "Собрание сочинений". Том 14 (на арм. языке), Ереван, 1987.
____________________

По нашему мнению характер любого народа наиболее выпукло отражен в его фольклоре, что и послужило основанием для частого обращения в данном труде к армянскому народному творчеству.
С целью обеспечения возможно более широкого круга читателей для предлагаемого небольшого труда мы максимально детерминизировали eго, хотя подобное приспособление не всегда шло на пользу работе.

Хотелось бы также оговориться, что под понятием "Армения", восстанавливая историческую справедливость и предупреждая реальное будущее, мы рассматриваем все Армянское Нагорье, т.е. историческую территорию этого государства, в том числе и ныне отторгнутую от армянского народа. Армянское Нагорье - Родина армян, та Сакральная Территория, где нашли друг друга и взаимо-оплодотворились армянский Дух и армянский Этнос.

Краткий экскурс в историю
Языческий период


Исторический опыт народа является основой развития его характера. Он фиксирует историю становления национального менталитета и развития внутри- и внешнеполитических отношений нации, ее культуры в различных формах: духовной и идеологической,- архитектурных, литературных, художественных, научных памятниках, политических традициях, обычаях. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память, утверждается национальный характер, создается и крепнет культурологический иммунитет... История народа, утверждая его характер, в свою очередь зависит от менталитета народа. "Национальный характер содержит в себе зародыш, из которого развивается история нации"*.
____________________
* Гегель, Философия духа. Том 3. Москва, 1956.
____________________ 

1. История армянского народа по самым скромным подсчетам насчитывает 4500 лет*, однако, к сожалению, дохристианский период его трудно поддается изучению: принятие христианства в Армении сопровождалось тотальным выкорчевыванием из народа всего языческого, вплоть до сжигания библиотек, разрушения храмов, уничтожения капищ, запретов на обрядовые песни и танцы и т.д. Сегодня сведения о языческом периоде жизни в Армении весьма скупы, и по этой причине выводы о характере армянского народа, сделанные на основе некоторых сохранившихся мифов, преданий, устного народного творчества, нашедших место в отдельных памятниках литературы раннего средневековья, а также сведений о пантеоне армянских языческих богов, до некоторой степени являются условными и могут быть подвергнуты коррекции и уточнениям.
____________________ 
* Гевонд Алишан, Предания страны Армянской. Том 1 (на арм. языке), Ереван, 1869.
____________________ 

2. Судя по сохранившимся до нашего времени обрывкам античных произведений устного (или все же письменного тоже? Л. М.-Ш.) народного творчества, армянский народ владел великолепно развитой художественной речью. Упомянутые выше предания, легенды, мифы и сказы красноречиво свидетельствуют об изумительной красоте поэтического мышления народа заложившего основы для "золотого века" армянской литературы, как принято именовать У век н.э. Более того, есть серьезные основания полагать, что истинный (или первый) "золотой век" армянской литературы имел место задолго до принятия Арменией христианства, а взлет творческой мысли Армении Y века - это достаточно удачная попытка восстановления преданных забвению литературно-поэтических и художественных традиций народа. Какими же были люди, создавшие все это литературное великолепие, пронесшие знамя своего государства сквозь тысячелетия истории? Каким был менталитет армянского народа языческого периода, какие особенности национального характера отличали его?

3. Представляется, что античные армяне были благородным, гордым и воинственным народом, превыше всех благ ставящим защиту отечества и независимость своего государства. Древнейшие богиармянского языческого пантеона, кроме физической силы и собственно "божественного" дара, едва родившись, спешат на защиту родины. Ваагн, один из самых любимых армянских богов, например, родившись в результате совокупления неба, земли, воды и огня, тут же торопится, "бежит" (վազեր) защищать страну от чужеземцев.
В родах было небо, в родах - земля,
В родах было море багряное,
Роды в море имел
И аленький тростничок.
Из горла тростника дым поднимался,
Из горла тростника огонь поднимался,
И из пламени выбегал
Огненнорыжий юноша*.

____________________ 
* Мовсес Хоренаци, История Армении, книга Первая, гл. 31.
____________________ 

4. По нашему убеждению, народы античного мира, перейдя через этап обожествления природных явлений, а затем и тотемизма, перешли к "очеловечиванию" своих богов: придумывали и создавали себе богов по образу и подобию своему, "передавая" им абсолютную совокупность своих знаний, а также наиболее уважаемых в народе черт характера. Античные армяне создавали богов и придумывали кумиров по веками вырабатывавшимся собственным понятиям идеала, как мужской доблести защитника страны, так и женской красоты, берегини семейного очага. Боги - это люди, такие, какими бы хотели их видеть народные сказители. Это значит, что они являлись олицетворением того идеала, к которому должен стремиться каждый человек. К примеру, главным доблестным поступком обожествленного предка армян - Гайка, совершившего, согласно Мовсесу Хоренаци, множество героических деяний, в памяти и восприятии армянского народа является восстание против жестокого правителя мира, титана и тирана Бела и его убийство на поле брани.

5. Судя по дошедшим до нашего времени обрывкам античных мифов, преданий, песен и легенд, армяне, как, впрочем, и другие народы, наделяли своих богов человеческими качествами. Однако в армянском языческом пантеоне, в отличии от аналогичных пантеонов других народов, отсутствовали божества с отрицательными качествами характера. Боги как "женского", так и "мужского" пола обладали свойствами, способными, да и призванными украсить любого смертного человека. Так, в восприятии армянского народа в понятие женской красоты непременно входили и присущие и даже культивируемые в народной среде скромность и стыдливость: богиня Астхик, например, невзирая на свою божественную недотупность, всякий раз перед купанием в реке Арацани, укрываясь от нескромных взглядов пастухов, окутывала место купания плотной завесой тумана. Согласно этому мифу и возникло название местности Муш.

6. В среде армянского народа домашний очаг являлся одной из национальных святынь. И дело не только в том, что в армянском пантеоне нашла свое место богиня семейного очага - Нане. Скорее, наоборот, наличие богини Нане стало прямым отражением трепетно-уважительного отношения к семье в армянской среде. Семьи в Армении были большими, патриархальными и полностью воссоздавали в миниатюре социальный и политический строй государства. Отношение к семье индивидуума, таким образом, отражало отношение к государству. Народная легенда, сохранившаяся с античного периода, например, рассказывает о царе Ара Прекрасном, который ради сохранения верности семье отказал в любовных притязаниях царице Шамирам (Семирамиде) и решился на войну с могучей Ассирией*. В другом, близком по сюжету, предании повествуется об армянском царе Арта-вазде, оказавшемся в плену у египетской царицы Клеопатры и отвергнувшем ее любовь. Отказавшись предать семью и родину и стать любовником сладострастной царицы, АртавазД предпочел смерть.
____________________ 
* Мовсес Хоренаци, История Армении, книга Первая, гл. 15.
____________________ 

7. Один из самых почитаемых царей в истории Армении - Арташес Великий, сохранился в памяти народа как преданнейший патриот своей родины, могучий герой, без устали укрепляющий мощь своей страны. Арташес стал первым армянским царем, задавшимся целью объединить все населенные армянами земли в единое государственное образование. Царь создавал (воссоздавл) государство, используя политику кнута и пряника. "Пряника", судя по всему, было гораздо больше, ибо страна при нем окрепла, а люди стали жить лучше. При Арташесе Армения разбогатела, в стране не осталось невозделанной земли, она вся была ухожена*. Но вот он умирает, и благодарный народ вкладывает в царские уста слова невыразимой грусти прощания не с жизнью, а с родиной (предание об Арташесе и Сатеник). Как по֊ человечески искренен и обаятелен могучий царь, сколько боли и тоски в его предсмертных словах, сколько любви к родине, которой он отдал всю свою жизнь! Арташес не сожалеет о царских палатах, не вспоминает великие победы, он безмерно тоскует, что никогда больше не увидит горячо любимой Армении, страны, которой он отдал, без остатка, всю свою жизненную энергию.

Кто бы дал мне дым Цхани
И утро Навасарда**...

____________________ 
* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 56.
** Григор Магистрос, Письма (на арм. яз.), Александрополь, 1910. 
____________________ 

В античном календаре армян Цхани - январь месяц, а Навасард - первый месяц нового года, который начинался 11 августа). Царю Арташесу приятен неповторимый запах дыма очагов родной страны, он вместе со всем народом радуется каждому наступающему новому году. Вряд ли возможно более реалистично и более человечески передать всеобъемлющую, поистине царскую любовь к родине и любовь народа к царю-патриоту. Отметим, что спустя более чем два тысячелетия русский классик, практически дословно повторяя Арташеса, воскликнул: "И дым отечества мне сладок и приятен!"

8. Античные армяне были народом благородным и гостеприимным, что, по всей видимости, исходило из сознания собственного достоинства и силы. Ксенофонт, греческий историк Y века до н. э., был очевидцем отступления десятитысячного греческого войска через Армению к Черному морю, которое описал в своем знаменитом "Анабасисе". По словам историка, греки нашли у армян в большом количестве скот, хлеб, ароматные вина, розовое масло, изюм, стручковые плоды. Много было особого хмельного напитка, вроде пива, который армяне тянули через тростинку. Армяне принимали греков приветливо, снабжали припасами, указывали дорогу. Отметим, что армяне высоко ценили гостеприимство, что подтверждается и тем, что один из эпитетов Аманора - бога первых плодов и Нового года - был Ванатур, т. е. "гостеприимец".
Свидетельство Ксенофонта (а он являлся непосредственным участником описываемых событий) весьма интересно, оно является подтверждением благородства гордых людей, и в мыслях не имевших разгромить отступающее и, вне всякого сомнения, деморализованное войско. Такое, надо сказать, в те времена происходило сплошь и рядом. Однако греки в Армении нашли не только приют, но и безопасность. Подобное гостеприимство могло иметь место лишь в стране, где население не боялось внешней агрессии и было воспитано в традициях национальной демократии. Обратим внимание и на тот примечательный факт, что, согласно тому же Ксенофонту, во главе армянских деревень стоял выборный староста из местных жителей.

9. Национальный характер античного армянского народа, по всей видимости, отличался от современного большей нетерпимостью к представителям других национальностей. Например, в предании об Арташесе и Сатеник, прекрасная и мудрая аланская царевна, став, против собственной воли, женой армянского царя Арташеса, впоследствии, по воле сказителей, изменяет мужу. В этом предании, кстати, образ Сатеник представляет весьма большой интерес. Сказители не могут скрыть своего удивления перед умом и красотой Сатеник (мудра, прекрасноока, нежна, стройна и обаятельна), восхищаются ее мужественной гордостью, неприкрыто любуются ею на поистине царской свадьбе.

Ливмя лилось золото на жениха Арташеса,
Ливмя лился жемчуг на невесту Сатеник*

Однако помня о чужеземном происхождении прекрасной царицы, народ не удерживается от того, чтобы не рассказать (или придумать) о ее порочной любви к обладателю второго престола в Армении Аргаму (в фольклоре - Аргаван). В данном сюжете проявляются и присущие армянскому народу благородство и справедливость: Сатеник не по любви стала женой Арташеса, он ее умыкнул.
И метнув краснокожий аркан с золотым кольцом...
Обхватил стан дочери аланов
И сильную стану нежной царевны боль причинил
Быстро промчав (ее) в свой лагерь*.

____________________ 
* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 50.
____________________ 

Что ж, любовь за золото не купишь, и прекрасная аланская царевна, насильно превращенная в армянскую царицу, вовсе не обязана была любить мужа.

10. Присущее в той или иной мере практически всем народам мира стремление к справедливости было необычайно сильно развито у армян. Так, в том же предании об Арташесе и Сатеник, царевич Артавазд, из эгоистичных побуждений зло и несправедливо упрекнувший умершего отца, навечно заточается в скалу.
Ты ушел
И всю страну с собой унес,
Как же мне царствовать на руинах?*

Так обращается завистливый сын к умершему отцу, видя, как в знак преданности и любви к Арташесу подданные принимают на его могиле добровольную смерть. И народ, не пожелавший иметь царем человека, страдающего манией величия и безудержной тягой к славе, проклинает его устами отца.

11. Согласно тому же преданию об Арташес и Сатеник, проклятие умирающего царя сбылось, и Артавазд заточен в скале на горе Арарат. Но если ему удастся освободиться из заточения, то во всем мире воцарятся зло и несправедливость. Интересно и весьма поучительно, что возможное воцарение несправедливости в легенде побеждается трудом. Народные сказители пели о том, как два свирепых пса, в стремлении освободить Артавазда, денно и нощно грызут сковывающие его цепи, однако звон наковален работающих кузнецов вновь укрепляет их. Именно поэтому каждый армянский кузнец обязан в праздничные и воскресные дни три раза ударять молотом по наковальне*. Артавазд не должен обрести свободу: несправедливость, зло не должны вырваться на волю и воцариться в Ойкумене, и уж тем более это не должно произойти вследствие лени армянского труженика.
____________________ 
* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 61.
____________________ 

12. Трудолюбие было одной из особенностей античных армян, сохранившихся и в национальном характере армянина современного. Мы считаем, что трудолюбие того или иного народа в немалой степени зависит от природных условий его среды обитания. В Армении природа никогда "добровольно не кормила" жителей, и добиться каких-либо благ можно было только упорным трудом. Как верно заметил А. Тойнби: "Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие"*.
____________________ 
* Toynbee A. J. Study of History/Abridgement by D. Somervell. London; New York, Toronto, 1946. P. 60.
____________________ 

Теме труда посвящено множество мифов, преданий и сказок. В одном из древнейших мифов, отрывки которого сохранились благодаря отцу армянской историографии Мовсесу Хоренаци, рассказывается о Вардгесе Мануке, который "выковал-закалил" врата царя Ерванда. Лишь после этого подвига "на трудовом фронте" удостоился он чести жениться на сестре царя. Но и став зятем царя, Вардгес Манук не предался праздной жизни высокопоставленного вельможи, а продолжал трудиться и "застроил местность эту"*.
____________________ 
* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 65.
____________________ 

Еще в начале двадцатого века армянские купцы покупали жертвенное животное на вымененные у трудового человека, чаще всего у кузнеца, деньги. Считалось, что эти деньги чище, и на них более пристало покупать животное, предназначенное в жертву Всевышнему.

13. По всей видимости, армянский народ высоко ценил телесную красоту, но не придавал ей решающего значения. Внешняя красота являлась не признаком душевной и телесной гармонии, как это считалось, скажем, у персов, а лишь желательным дополнительным фактором, призванным украсить красоту душевную. Внешне прекрасная ассирийская царица Шамирам (Семирамида), например, представлена в народной легенде олицетворением похоти, злых колдовских чар. С другой стороны, одним из любимых божеств армянского народа был огромный добрый титан неимоверной силы: имеющий "хрупкое сердце", но уродливую внешность Торк Ангех. Это, однако, не означает, что античные армяне не умели ценить прекрасное, красоту. Достаточно лишь взглянуть на фотографии (к сожалению - только фотографии) великолепных гигантских статуй армянских богов, сохранившихся на горе Немруд в Коммагене, в которых сила и могущество естественно сочетаются с пленительным идеалом красоты армянского типа лица. Просто для определения понятия "красота" основным критерием у античных армян служили благородство, искренность, мужество и справедливость, т. е. красота внутренняя, душевная. Красота телесная, и это естественно, являлась желанной, но не имела определяющего значения.

14. В характере армянского народа дохристианского периода, по-видимому, отсутствовали жестокость, мстительность. Пожалуй, армяне являлись единственным в мире народом, в пантеоне которого отсутствовал бог тьмы, аида, тартара. Бог подземелья Спандарамет не выполнял у античных армян роль карающей силы. Под землей нет ада, считали армяне, и, естественно, Спандарамет - это добрый и великодушный бог растений, цветов, плодородия. (Сравнительно новая трактовка Спандарамета, как властителя тьмы и злых подземных сил, безусловно, является следствием интерпретации его образа армянином-христианином). Античные же армяне считали, что в глубинах земли не страх и наказание, а животворящая сила. В земле вообще не может быть ничего плохого. Этой особенности древней религии армянского народа по сей день, к сожалению, не уделено должного внимания, хотя один лишь сей факт способен многое разъяснить в мировоззрении народа. Армянский народ не боялся греха, ибо грех органически был чужд его образу жизни, мировоззрению и национальным устоям.

15. Армянский народ не чувствовал страха перед карающей силой, поскольку изначально, в глубинной сущности своей, не приемлел низости, зависти, предательства и иных, унижающих человека преступлений. Это, конечно, не означает, что в Армении не было "отрицательных персонажей". Были, и наверняка. Просто мы считаем, что эти люди наказывались иначе, путем всена родного остракизма и презрения (кстати сказать, подобная форма осуждения и по настоящее время существует в армянских деревнях). Каждый живущий в Армении должен был обогревать ее, стараться делать бытие на давшей ему жизнь земле светлее и теплее. Не случайно армяне считали себя детьми солнца, и вплоть до XII века называли себя "аревординер"*. Сакральная территория Армян ского Нагорья не просто породила Армянский Этнос, но и придала ему присущую ее природе духовную, физическую и огненную энергию.
____________________ 
* Лео, История Армении, том I (на арм. яз.), Ереван, 1966.
____________________ 

16. Кстати об огне. Античные армяне были огнепоклонниками, исповедуя эту форму религии в национализированном виде. Огонь, по их мнению, порождал жизнь как смертных, так и богов (вспомним еще раз миф о рождении Ваагна). Михр - бог солнца - символизировал огонь небесный, дающий тепло и жизнь всему сущему, а празднества в его честь проводились в третьей декаде декабря, когда солнце вновь начинало набирать силу, а день начинал продлеваться. Огонь в очаге на земле - это добрый подарок богов людям. Подарок, который надо ценить, любить и лелеять, ибо без огня весь мир покроется холодным мраком.
Остаточные проявления обожествления огня античными армянами можно наблюдать и сегодня, спустя 1700 лет со времени принятия христианства. Так, при праздновании христианского праздника Теарнндарадж (Трндез) исполняется обряд, при котором молодожены, прыгая через зажженный костер, "очищаются" с помощью огня. Армяне шутят, что в группе собравшихся у костра представителей разных национальностей легко вычислить армянина: это тот из них, кто без конца ворошит огонь, способствуя притоку к нему свежего воздуха.

Армения христианская

Принятие христианства в качестве государственной религии, вне всякого сомнения, самым серьезным образом повлияло на характер армянского народа, его мировосприятие и этно-психо-логическую сущность. После четвертого века армянский народ можно сравнить с плодовым деревом, к которому искусный садовник привил ветвь от другого. Плоды изменились (как и их вкусовые качества), но питаться живительной силой они продолжали посредством тех же корней. Примерно так же повлияло христианство на армян. Основные черты армянского характера сохранились, и лишь побочные особенности приняли иной облик. Христианству не удалось оторвать армянский народ от родной почвы, да армянские священнослужители в массе своей и не стремились к этому, наоборот: это армяне умудрились, и очень скоро, национализировать изначально наднациональную религию и приспособить ее под свой этнический характер.

17. Христианство, вопреки общепринятой и общепризнанной модели, проникло в Армению религией воинственной, практически стершей с лица земли все, что могло напомнить его жителю о языческих временах. Исторические источники весьма скупо упоминают об этом периоде (начало IY в. н. э.), однако даже те обрывочные сведения, которые можно найти в первоисточниках, однозначно указывают на противостояние между христианами и приверженцами старой религии. У нас нет никаких сомнений, что сопротивление народа навязываемой "правящими кругами" религии было ожесточенным. Иного не допускает вся логика дохристианской истории армянского народа. На ожесточенные гражданские войны, кстати, указывает и обстоятельство мученической гибели первого Просветителя Армении Григора Лусаворича. 

18. Принятие христианства государственной религией в Армении, конечно же, не могло произойти в одночасье, и сопровождалось многочисленными вооруженными столкновениями и беспощадным физическим уничтожением наиболее активно сопротивляющегося элемента. Безусловно и то, что особенно ожесточенное сопротивление внедрению новой религии оказывали наиболее энергичные представители народа, пассионарии. Не исключено, что некоторая часть пассионариев вынуждена была покинуть Армению. Как бы там ни было, христианство невольно или вольно старалось изменить национальный характер армянского народа, привнеся в него мировоззрение страсто-терпия и всепрощенчества. В среде армянского народа стали проповедоваться космополитизм и отказ от национальных истоков. В результате воинственный, гордый народ, любящий и умеющий радоваться всем прелестям жизни, достойно защищать свою родину, постепенно превращался в страстотерпца, мученика, во имя другой, внеземной, загробной жизни терпеливо сносящего земные несправедливости.

19. Некоторым диссонансом с вышеприведенной мыслью может показаться народное предание, сохранившееся в "Истории Армении" историка Y века Павстоса Бюзанда, о царях Армении и Персии Аршаке II (350-367 гг.) и Шапухе П. Приглашенный к Шапуху с коварными целями царь Аршак II оказывается в плену. Персидский шах, наслышанный о влиянии родной земли на армян, беседует с ним в палатке, где на одной стороне, по совету магов, была рассыпана привезенная из Армении земля. Оказываясь на персидской земле, Аршак отвечает венценосному персу боязливо, с дрожью в голосе, он соглашается удовлетворить несправедливые требования Шапуха, но как только нога его ступает на армянскую землю, его голос крепчает, сердце его исполняется мужеством и он начинает угрожать персидскому владыке. Однако противоречие с действительностью в легенде (или все же предании?) лишь кажущееся, ибо Павстос Бюзанд сохранил дух и философскую направленность истинно национального предания, рассказываемого людьми, еще помнящими дохристианскую Армению, понимающими и ценящими живительную силу родной земли.

20. Еще одним решающим фактором в формировании характера армянского народа стала потеря государственности в конце IY в., когда Армения была поделена между Персией и Византией. По нашему убеждению, государство -это главное средство защиты этноса-нации от внешних вызовов - природных или этнических, что приводит к утверждению среди представителей народа чувства принадлежности к собственной этнической группе. Потеря государственности является страшной катастрофой, могущей способствовать исч
Просмотров: 4193 | Добавил: ANA | Рейтинг: 4.0/4
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz