КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИНСТИТУТОВ И ТРАДИЦИЙ КАРАБАХСКИХ МЕЛИКСТВ - 13 Августа 2011 - Армения
Четверг, 30.03.2017, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Август » 13 » КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИНСТИТУТОВ И ТРАДИЦИЙ КАРАБАХСКИХ МЕЛИКСТВ
00:38
КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИНСТИТУТОВ И ТРАДИЦИЙ КАРАБАХСКИХ МЕЛИКСТВ
 Мнение, высказанное в данной статье, не всегда отражает официальную позицию
Союза Армянских Дворян и является частной точкой зрения автора статьи.


История армянских княжеств Арцаха (Карабаха, Малого Сюника, Хачена[1]), более известных под названием меликств[2], чрезвычайно богата и вполне могла бы сравниться с историей дворянства любого другого европейского государства. При подобном богатстве, об истории арцахских княжеств проведено довольно незначительное количество исторических исследований и практически нет художественных произведений. Причин тому много - начиная с того, что сложная история края, вынужденного постоянно защищать свою независимость, почти не оставляла времени для занятия историографией, кончая жесточашим духовным террором времен коммунизма, когда московская цензура и бакинская шовинистическая пропаганда, усиленно сочиняющая "историю Азербайджана", табуировали любое упоминание армянских меликств, да и вообще армянских корней и традиций Арцаха. Данная статья является вводной и представляет собой лишь краткий обзор армянского дворянства Арцаха, его происхождения, традиций, состава, институтов, основ права и отдельных эпизодов истории. По причине объемности материала, даже эти выделенные темы будут освещены лишь в наиболее общем виде, с указанием ключевых аспектов традиций армянской аристократии Арцаха и ее современного состояния. Следует также особо подчеркнуть, что хотя информация, отраженная в данной работе, основана на ряде источников и исследований, все же в качестве основного источника использована работа Раффи "Меликства Хамсы".

Происхождение

Исторические хроники Хоренаци, Каланкатуаци, Гандзакеци и других армянских историков свидетельствуют о глубокой древности происхождения и родовых корней армянских княжеств Арцаха. Согласно этим источникам, первыми правителем Арцаха и северо-восточного междуречья Аракса и Куры был Арран из рода Сисака, который в свою очередь был отпрыском Айка Наапета. Каланкатуаци в частности пишет, что армянски царь Валаршак (Вагаршак) "назначил им вождей и правителей, во главе которых по приказу Валаршака был поставлен некто из рода Сисака... по имени Арран... Многие храбрые и знатные из потомков этого Аррана, говорят, были назначены Валаршаком Партевом наместниками и тысячниками. От его [Аррана] сына, произошли племена Утийского, Гардманского, Цавдейского, Гаргарского княжеств."[3] Таким образом, армянские дворянские роды Арцаха являются прямыми потомками Айка, патриарха армян, и его отпрыска Аррана.
Аристократический род Арран-тун со временем окреп, разросся и дал ряд ответвлений, положив начало множеству местных княжеских домов. В следствие географической удаленности от центра Армении, а также приграничного расположения, его правители стали обладать правами и полномочиями, сравнимыми с бдешхами (т.е. вице-королями) Армении. В дальнейшем представители рода Арран взошли на престол Алуанка[4], вассала Великой Армении, а в средние века дали начало Арраншахикам-Михранянам, правителям прикуринской низменности.
В дальнейшем наступают периоды арабского и персидского завоеваний, позже чередуемые монголо-таратскими набегами. Однако следует отметить, что собственно завоевания как такового - в смысле постоянного присутствия на территории Арцаха окупационных армий - не было. Были опустошительные походы иноземных армий, набеги диких кочевников, заезды сборщиков дани, но Арцах всегда оставался армянонаселенным и во власти местных армянских правителей-князей, потомков тех же родов, которые вели свою родословную от Аррана, отпрыска Айка. Независимо от меняющейся политической палитры в регионе, эти князья оставались полноправными правителями своих земель, на которых они были верховной властью для местного армянского населения.
Будучи неотъемлимой частью аристократии Великой Армении, княжества Арцаха привносили свою лепту в управление и защиту армянского государства. Закономерно, что арцахские княжества упоминались в армянских гахнамаках и зоранамаках - придворных дворянских и воинских грамотах, перечислявших значимость родов и количество предоставляемых ими воинских сил. Широко известен факт участия знаменитой арцахской конницы в военных кампаниях армянских царей. Даже в те периоды, когда Великая Армения попадала в зависимость от правителей Ирана и была обязана предоставлять воинские силы для военных кампаний персидского государства, конница и пешее войско арцахских княжеств участвовало в этих кампаниях именно как составная часть армянского воинского контингента. С другой стороны, при всем единстве с остальной частью армянской аристократии, арцахские княжества развивались довольно самобытно, что объясняется географической удаленностью от центра Армении, а также геополитическими и историческими особеностями края. С постепенной потерей независимости остальной частью исторической Армении, княжества Арцаха фактически остались единственными носителями элементов армянской государственности, что добавило самобытности в местные формы и традиции правления.
В средние века Арцах оказался в составе Персии. К 17-18 векам относится возвышение армянских меликств Арцаха и создание военно-политического союза Хамсы[5] - Пятикняжества Арцаха. Вопросы истории этого периода будут освещены подробнее по ходу статьи. Здесь стоит лишь отметить, что будучи составной частью и наследником армянского дворянства, арцахское меликство продолжило и обогатило аристократические традиции армянских князей, создав ряд жизнеспособных институтов, сильную армию, эффективное судопроизводство и тем самым защитив традиции и устои, и само существование арцахского армянства.

Состав

Княжеские роды Арцаха условно можно разделить на "первое" и "второе" поколение. Это разделение очень условное и призвано лишь помочь читателю разобраться в хронологии правления родов, потому что во всех других отношениях мелики имели одинаковые права, независимо от древности их наследственного правления.
К первому поколению относятся пять меликств Хамсы, а также княжеский род Цава - Допяны - формально не входивший в Пятикняжество Хамсы, но правивший в области Карвачара (верхнее течение реки Тартар). Традиционно меликский род Хасан-Джалалянов, князей Хачена, считался наиболее древним и влиятельным родом среди меликств Хамсы. Именно из рода Хасан-Джалалянов назначались католикосы Алванка (позже - митрополиты Гандзасара), и именно на территории Хачена собирался меликскиий совет. Старшинство Хасан-Джалалянов признавалось другими княжескими родами Арцаха; влияние этого рода было настолько велико и общепризнанно, что иногда Хасан-Джалалянов даже величали царями Арцаха. Раффи утверждает, что из всех армянских меликских родов Хамсы, только Хасан-Джалаляны являются коренными арцахцами, а остальные меликиские роды пришлые[6]. Однако историками доказано, что не только Хасан-Джалаляны, но и остальные меликские кланы Арцаха являются аборигенными. В частности, Б. Улубабян доказал, что меликские дома Арцаха произошли от трех ветвей княжеских домов области - Хасан-Джалалянов из Нижнего Хачена, Вахтангянов из Центрального Хачена, или Атерка, и Допянов из Верхнего Хачена, или Цара. А все эти три ветви берут свое начало от армянского нахарарского дома Арраншахиков, потомков уже упомянутого Аррана[7]. Вероятнее всего, Раффи ввел в заблуждение тот факт, что род Хасан-Джалалянов пользовался особым почетом среди арцахских меликств. Однако это обстоятельство, вероятнее всего, можно объяснить не столько исключительной древностью рода, сколько центральным расположением владений Хасан-Джалалянов; их наследственное меликство Хачена находилось в самом сердце Арцаха, в связи с чем, в известной степени, доминировало над остальными армянскими княжествами края.
Кроме Хасан-Джалалянов, к "первому" поколению меликств относятся также роды Мелик-Бегларянов (князей Гюлистана), Мелик-Исраелянов (князей Джраберда), Мелик-Аванянов[8] (князей Дизака) и Мелик-Шахназарянов (князей Варанды), а также уже упомянутых Допянов (князей Цава-Карвачара). Как уже говорилось, все эти роды имели общие корни и происхождение. Кроме того, среди Арцахских дворян были приняты династические браки, при которых князья старались женить или выдавать замуж своих отпрысков за потомков других княжеских родов Арцаха. Таким образом, многие арцахские мелики "первого" поколения так или иначе приходились родственниками друг другу. Об этом же свидетельствует Раффи: "Мелики были связаны друг с другом как политическими интересами, так и родственными отношениями, и, таким образом, все пять княжеств Хамсы вместе составляли единый целостный союз"[9].
Ко второму поколению принадлежат меликские роды, которые по разным причинам пришли на смену изначальным меликам. Среди причин могли быть прекращение меликского рода, переселение рода в другой край, или же создание нового меликства специально для того, чтобы подорвать силу уже существующего меликства[10]. Примерами последних, согласно Раффи, были вновь созданные меликства Мелик-Мирзаханянов (для того, чтобы ослабить хаченских Хасан-Джалалянов) или Мелик-Алахвердянов (созданных для ослабления джрабердских Мелик-Исраелянов). Ко второму поколению арцахских меликов также принадлежит княжеский род Атабекянов, который занял пустующее место Джрабердских меликов[11]. Однако по примеру Атабекянов также видно, что само деление арцахско-армянской аристократии на "первое" и "второе" поколение является весьма условным. Дело в том, что хотя Атабекяны были формально возведены в меликское достоинство в 1814-ом году[12], по свидетельству Раффи, "Атабекяны вели свое происхождение от старинного дворянского рода"[13]. Из истории также известно, что Атабекяны состояли в родственных отношениях (возможно, были потомками) армянских княжеских родов Закарянов, Арцруни-Махканабердских и Хасан-Джалалянов. Само название рода происходит от титула "атабек"[14], который в период объединенного грузинско-армянского царства присваивался наиболее влиятельным аристократам при царском дворе и переходил по наследству.
Независимо от причин создания меликств "второго" поколения, они считались полноправными князьями и признавались как другими меликскими родами, так и историками, писавшими об их деятельности. Более того, даже если вышеупомянутые меликства создавались с целью, чтобы нанести вред усилению антиханской коалиции армянских князей, со временем эти вновь созданные меликства также начинали выступать против ханов и защищали интересы армянского населения.

Титулы и наследование

На протяжении веков армянская аристократия Арцаха выработала свои дворянские титулы и институты. Высшим титулом арцахского дворянства был титул мелика, соответствующий исконно армянскому титулу ishxan (князь). Слово "мелик" пришло в Арцах из Месопотамии, где оно означало "царь", "владыка". Уже сам этот титул указывает на статус меликов на своей территории. В действительности, хотя мелики считались подданными персидских правителей, на своей территории они были полновластными владыками. Права меликов могут быть сопоставимы с полномочиями древнеармянских князей, хотя некоторые их права скорее походили на полномочия бдешхов - полузависимых правителей приграничных армянских провинций[15]. Остается добавить, что хотя в Арцахе князья повсеместно назывались месопотамским титулом "мелик", собственно армянское название князя не исчезло и также использовалось, преимущественно в надписях (например, надгробных) и хронологиях.
Раффи пишет, что "власть меликов была наследственной: после смерти отца бразды правления и титул "мелик" переходили к старшему сыну, а другие братья назывались беками... Мелики обладали неограниченной властью над своими подданными, они имели право судить, наказывать и даже приговаривать к смерти"[16]. Если титул мелика ставился перед именем (например, мелик Абов), то титул бека ставился после имени или даже был частью имени (например, Саргис-бек, Аван-бек, Атабек). Само слово "бек" имеет тюркско-иранское происхождение и означает "дворянин", "владыка". Другим дворянским титулом после мелика и бека, был титул юзбаши. По свидетельству Раффи, "предки всех меликов Карабаха носили титул "юзбаши". Этот титул обычно присваивался тем, кто был владетелем собственного края и имел право содержать войско"[17]. Русский военный историк немецкого происхождения генерал-лейтенант Василий Потто также подтверждает, что ранее "звание юзбаши носили многие лица и высшего сословия", и что этот титул переходит по наследству[18]. Иногда меликам присваивались также особые титулы. Так, в 1736 году Надир шах, правитель Персии, пожаловал дизакскому мелику Егану (Авану) титул хана, после чего тот стал называться мелик Аван-хан. В результате, мелик Дизака на некоторое время был признан главой пяти княжеств Арцаха[19].
В арцахских меликствах вопросы наследования решались в соответствии с древней армянской традицией. После смерти отца-правителя, и при отсутствии особых на то оговорок, сделанных самим прежним меликом, право меликского правления автоматически переходило к старшему сыну мелика от законного брака. Последнее особо важный аспект, поскольку среди части аристократии - как в Армении, так и в других странах - было нормой иметь наложниц. Раффи также упоминает, что "многоженство было в обычае у меликов Карабаха"[20]. Соответственно, мелики могли иметь множество отпрысков мужского пола от разных женщин. Но, как уже было сказано, меликская традиция признавала право наследования исключительно за законнорожденными сыновьями по старшинству.
Иногда бывали ситуации, когда после кончины князя-отца, оставался несоврешеннолетний сын, который не мог принять всю полноту княжеской власти. В таком случае, бразды правления временно переходили к ближайшему старшему родственнику скончавшегося мелика по мужской линии. Так по свидетельству Раффи, в 1728 году, когда скончался гюлистанский мелик Абов II, "согласно обычаю меликов, ему должен был наследовать сын - мелик Овсеп. Но поскольку мелик Овсеп был еще неопытным юношей, правление страной было поручено брату покойного Тамразу, и юный Овсеп должен был находиться под его опекой до совершеннолетия"[21]. Иногда, как и в упомянутом случае, временные опекуны пытались воспользоваться случаем и присвоить меликскую власть. Это приводило в недовольству других меликских родов Арцаха и даже могло послужить поводом для междоусобицы.
Номосы, фирманы и прочие грамоты, подтверждавшие их наследственные права на владение арцахскими княжествами, мелики получали непосредственно от иранских царей и шахов. Однако надо помнить, что на самом деле эти шахские грамоты лишь де-юре закрепляли уже существующие де-факто исконные наследственные права арцахских меликов[22]. Например, согласно фирману-грамоте Надир шаха, персидская монархия всецело подтверждала наследственные права меликов и предоставляла право каждому суверенно править своим княжеством; мелики лишь раз в год должны были выплачивать шаху дань. Как пишет Раффи, "мелики подчинялись лишь шаху, обладали абсолютными правами на самоуправление, в качестве вали (феодальных князей) могли жить мирно и безопасно и еще более укреплять свои силы"[23]. То, насколько высок был статус некоторых армянских меликов при правящем дворе Персии указывают отдельные фрагменты истории. Так, в 1795 году один из арцахских меликов - Меджлум - получил от шаха три привилегии: право беспрепятственно входить к нему в любое время, любое его желание должно было выполняться, и неограниченное право пользоваться шахской сокровищницей. И хотя эти привилегии были исключением и свидетельством особого предрасположения правителя Персии к харизматическому мелику Меджлуму, сам по себе этот факт все же является свидетельством в целом высокого статуса армянских князей при персидском шахском дворе.
Здесь особо следует оговорить взаимоотношения армянских князей Арцаха и шушинских ханов. Шушинские ханы были представителями пришлых кочевых тюркских племен. Причем любопытно то, что принадлежали они к сарыджаллы,- кочевому племени из группы джеванширцев, которое даже среди своих джеванширских племен считалось низкого происхождения, и занималось одновременно выпасом скота и разбоем[24]. Шушинские ханы, первым из которых был главарь разбойников по имени Панах, обосновались в древней армянской крепости Шоши (позже - Шуши), принадлежавшей князьям Варанды, в следствие предательства одного из варандинских князей - мелика Шахназара. Своей земли шушинский хан не имел, и, как пишет Раффи, "не был владетелем или князем страны, он был временным правителем, одним из тех, кого персидское правительство непрерывно сменяло". По своим функциям шушинские ханы были своего рода губернаторами, действовавшими от имени персидских шахов. Они не имели право вмешиваться в земельные вопросы, в судопроизводство, в вопросы наследования и другие суверенные права меликов. Их решения не имели никакой силы для арцахских меликств, поскольку население всего края подчинялось непосредственно армянским меликам, а последние напрямую подчинялись персидскому шаху. Характерно также то, что, как уже говорилось, персидские ханы именно за армянскими меликами признавали законные наследственные права на владение своими княжествами.


Имения и владения

Хотя данные историков разных эпох об исторических границах Арцаха противоречивы, достоверно известно, что административные границы этой армянской провинции со временем менялись. К периоду Пятикняжества Хамсы под Арцахом или Карабахом подразумевалась территория, простиравшаяся от границ Гандзака[25] на севере до левого берега реки Аракс (Ерасх) на юге. Таким образом, в 18-ом веке Арцах-Карабах занимал северо-восточные предгорья Малого Кавказа и по территории был значительно больше нынешней территории Нагорно-Карабахской Республики. При этом, по свидетельству Раффи и других историков, вся эта провинция была населена исключительно армянами, вплоть до появления здесь тюркских кочевников-скотоводов в середине 18-го века.
Все это пространство Арцаха-Карабаха было разделено между пятью меликствами на приблизительно равные княжества. В своей книге "Меликства Хамсы" Раффи следующим образом описывает географические границы меликств Арцаха:

1. Гюлистан (или Талыш), простирающийся от реки Курак, то есть от границ Гандзака, до реки Тартар.
2. Джраберд (или Чараберд), простирающийся от реки Тартар до реки Хаченагет.
3. Хачен, простирающийся от Хаченагета до реки Каркар (Баллу).
4. Варанда, простирающийся от Каркара до гор Дизапайта.
5. Дизак (или Дузах), простирающийся от южных склонов горы Большой Кирс до реки Ерасх (Аракс).

На своей территории все мелики имели основные и временные резиденции, родовые усыпальницы, крепости-схнахи и другую собственность. Резиденция чаще всего состояла из ряда строений, среди которых выделялся меликский дворец, называемый дарпаснер (darpasner). Само название дарпаснер дословно переводится как "врата". Вероятнее всего, это название указывает не столько на сами врата, сколько на некий двор, наподобие княжеского двора в древней Армении. Судя по описаниям, некоторые меликские дворцы действительно немногим уступали царским. Так, князь Атам Мелик-Исраелян восстановил дворцовые постройки в местечке Кахакатехи или Майракахак[26], недалеко от Джрабердской крепости, и превратил их в свою резиденцию. Наряду с основной резиденцией, мелики чаще всего имели ряд дополнительных резиденций, летних или зимних. Обычно летние резиденции находились выше, в горах, вблизи рек, водоемов, прохладных родников, где было легче переносить летний зной. Зимние резиденции, наоборот, находились в долинах и низменностях, где климат зимой не был так суров, как в горах.
Мелики активно занимались строительством общественных строений: постоялых дворов, церквей, часовней, притворов, мостов и т.п. Каждый меликский род имел свои крепости, которые назывались схнахами (sghnax)[27]. Развалины этих крепостей сохранились до наших дней. Ниже приводятся названия меликств Арцаха, с принадлежавишими им крепостями:

1. Мелик-Бегларяны, князья Гюлистана, владели крепостями Гюлистан и Талиш[28],
2. Мелик-Исраеляны, князья Джраберда, владели крепостью Джраберд[29], возвышающемся на скалистом полуострове в месте слияния рек Тартар и Трхи,
3. Хасан-Джалаляны, князья Хачена, владели крепостями Хоханаберд (Тарханаберд) и Качахакаберд,
4. Мелик-Шахназаряны, князья Варанды, владели крепостями Аветараноц (Чанахчи) и Караглух (Шоши-Шуши),
5. Мелик-Аваняны (или Мелик-Еганяны), князья Дизака, владели крепостью Гтич (Гороз), находящейся между селами Тох и Туми.

У каждого меликского рода была своя родовая усыпальница, которая обычно находилась в родовой крепости либо пососедству с какой-либо церковью, чаще всего построенной предками этого рода. Так, родовое кладбище Хасан-Джалалянов находилось в Гандзасарском монастыре, где была резиденция католикосов Алванских, наследственно занимаемых представителями этого рода. Родовая усыпальница варандинских князей Мелик-Аванянов находилась в притворе церкви в крепости Тох; сама церковь была построена одним из предков этого дворянского рода. Усыпальница Мелик-Бегларянов находилась возле монастыря Орек, Мелик-Шахназарянов - в Аветараноце, а Мелик-Алахвердянов - в Гюлатахе.

Общественные отношения

Знакомясь с явлением меликств, невольно удивляешься насколько они гармонично вписывались в арцахское общество. С самого начала власть меликов-князей не была навязана силой крестьянству Арцаха. Мелики скорее были общепризнанными политическими, военными и духовными лидерами на определенной территории, своего рода вождями местного крестьянства. Именно поэтому Арцах никогда не знал крестьянских выступлений и восстаний против своих князей. Первой и ключевой причиной тому являлось отношение и князей и крестьянства к личной свободе.
Армянский народ никогда не знал рабства или его разновидностей, например, крепостного права. Действительно, Араратское (Урартское) царство было рабовладельческим государством; значительные массы рабов были заняты на строительстве и в сельском хозяйстве. Однако эти рабы были практически все военнопленными иностранцами, захваченными во время завоевательных походов Араратских царей или же, что было чаще всего, в результате неудачных военных кампаний чужеземных захватчиков. В течение всей своей пятитысячелетней истории, армянин никогда не был рабом на своей земле. Да это было бы невозможным, поскольку, будучи потомками древнеарийского воинства, армянство не потеряло ни воинственный дух своих далеких предков, ни острое ощущение самоценности свободы.
Эти же обстоятельства формировали взаимотоношения арцахских меликов и крестьянства. В то время, как в значительной части европейских стран крестьяне находились в феодальной зависимости, были прикреплены к земле, лишены прав и считались собственностью феодала, в Армении, в том числе и в Арцахе, крестьянство было полностью свободным, имело право собственности на землю, могло покупать и продавать землю, и имело полную свободу передвижения[30]. В этой связи, сравнивая статус крестьянства в Арцахе и остальной Армении с другими странами, Раффи пишет, что только после вхождения в состав России в 1813 году армянское крестьянство впервые за всю свою многовековую историю столкнулось с крепостничеством. Разумеется, для традиционно свободных армянских крестьян царящее в России крепостничество, при котором крестьянин был лишен многих естественных прав и мог быть обменян своим помещиком на другого крестьянина или даже на животных, казалось ужасной дикостью.
Отношения меликов с пришлыми кочевыми тюрками-скотоводами строились по несколько иному принципу. В то время, как армянские крестьяне, будучи коренными жителями Арцаха, имело в собственности землю и полноправно распоряжалось ею, заезжие кочевники (в основном тюрки и курды) не имели никакой собственности на территории Арцаха и могли пользоваться пастбищами для своих стад лишь временно и исключительно с разрешения армянских князей. При этом они обязаны были платить десятину со своих баранов за право пасти свой скот на меликских пастбищах[31]. В отличие от армян, кочевники не имели право поселяться на территории Арцаха и с окончанием летнего сезона обязаны были покинуть пределы меликств.


Меликское право и судопроизводство

Историки позднесредневекового Арцаха упоминают "меликское право", "меликские обычаи", "меликскую традицию". Все эти понятия обозначали один и тот же неписанный закон, состоявший из свода юридических и моральных правил поведения арцахского армянства, который сохранился почти в неизменном виде с древнейших времен. Иными словами, меликское право представляло собой сложную систему судопроизводства, основанную на старинных армянских общепринятых принципах морали, чести, справедливости и на древней традиции.
Судопроизводство было одной из традиционных прерогатив арцахских меликов. На своей территории мелик был верховным судьей. Его решения основывались на упомянутом меликском праве и были обязательны для исполнения. Мелики сами непосредственно вершили суд над своими подданными, либо над чужеземцами, совершившими преступление на их земле. Более того, зачастую мелики сами проводили расследование уголовных дел и для этого могли отправляться в селение или местность, где и было совершено преступление. Как люди благородного происхождения, мелики дорожили своим именем. По всей видимости, коррупция не была распространена, поскольку, будучи в достатке, мелики не могли ожидать каких-либо особо ценных подношений от простых крестян. Кроме того, в традиционном и архаичном сельском обществе, где слухи распространялись быстро, мелики делали все возможное, чтобы крестьяне видели в них справедливых и мудрых правителей. Однако неменее важно было постоянно демонстрировать своим подданным и суровость меликского суда, а потому когда дело доходило до наказания, мелики не отличались особым милосердием. Так, описывая меликское право, Раффи ссылается на некую рукописную историю, которая следующим образом характеризует судопроизводство одного из князей рода Мелик-Аванян: "Без сребролюбия и взяточничества творил он свой суд: приговоренных к смерти он казнил без жалости - многих вешал вдоль дорог или предавал в руки своих слуг, которые убивали их на глазах общества и разбойников, дабы никто более не осмелился совершать подобное злодеяние"[32].
Разумеется, меликское право распространялось и на самих меликов. В случае нарушения норм традиционного права и фундаментальных принципов морали каким-либо меликом, остальные мелики объединялись против него и карали его со всей строгостью неписанного меликского закона. Например, когда мелик Шахназар убил своего правящего брата мелика Овсепа и таким образом незаконно захватил власть в княжестве Варанда, другие мелики - Хаченский, Джрабердский, Гюлистанский и Дизакский - объединились против него дабы привлечь его к ответственности. Собрав свои войска, они организовали карательный поход против него и осадили его крепость Аветараноц. Хотя захватить крепость и покарать самого Шахназара не удалось, но в наказание последнему меликская коалиция разграбила большую часть сел Варанды, тем самым нанеся значительный урон имуществу Шахназара. В другом случае, некто предатель из армянских меликов - Алахкули-бек - который в свое время предал меликов Арцаха, состоявших в тайной переписке с русским правительством, покрытый бесчестием, скитался по Грузии. Меликский закон был применен к нему со всей строгостью; мелики его схватили, обезглавили, а тело скрыли. У всех народов с чувством национального достоинства предательство национальных интересов всегда жестоко каралось.


Меликский совет

Следует помнит, что Хамса представляла собой военно-политический союз арцахских меликств. Одним из институтов этого союза был совет меликов, который собирался в случае необходимости обсудить наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, касающиеся всех меликств. Иными словами, наряду с защитой интересов своих меликств, у арцахской аристократии было и ясное осознание общности интересов и политических приоритетов всего армянского края.
Совет Хамсы традиционно собирался в Гандзасаре. Председательствовал во время совета католикос Арцаха, который в данном случае преставлял и старший род Хасан-Джалалянов, и высшую духовную власть Арцаха. Присутствие глав всех меликских родов было обязательным для принятия решений. Даже в случае вражды между отдельными меликскими домами, их представители обычно присутствовали на совете и совместно решали общие для Арцаха вопросы. В случае, когда глава какого-то меликского рода по каким-то прчинам не мог присутствовать на меликском совете, он посылал полномочного представителя, который представлял интересы его меликства.
Иногда мелики созывали тайный совет. Чаще всего, подобные советы созывались для обсуждения стратегических внешнеполитических вопросов, секретных переговоров с другими государствами и т.п.. В условиях сложной геополитической ситуации, которая всегда царила на Кавказе, мелики вели активную переписку с официальными представителями, а зачастую и с главами иностранных государств. Так, род Мелик-Аванянов состоял в переписке с царем Петром I, императрицами Анной Ивановной и Елизаветой Петровной, а также с персидскими шахами и европейскими дворами. В свою очередь, Екатерина I через князя Потемкина вела переписку с арцахскими меликами. В своей докладной записке от 19 мая 1783 года Потемкин предлагал ей воссоздать в регионе армянское христианское государство, во главе которого стояли бы мелики. Все это свидетельствует и о всеобщем признании высокого дворянского статуса армянских князей Арцаха, и о международном признании военно-политического союза меликств Хамсы.


Воинство

С древнейших времен, одним из атрибутов политической самостоятельности феодалов было наличие собственных воинских формирований. Арцахские князья имели свои войска. Для того, чтобы представить размеры меликских войск Арцаха, следует упомянуть один лю