Пятница, 19.04.2024, 13:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 3 » Кто такие боша?
22:53
Кто такие боша?

Армянская история цыган
Как  ни странно, корр. "НВ” Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, побывавшая недавно в Западной Армении, встретила там и цыган, которых называли боша. Память у Шуваевой молодая, отменная, потому вспомнила про ереванский "боши тах” что в Канакере. По приезду она провела блиц-исследование: кто такие боша и когда они поселились в Армении, которое и предлагаем читателю.


Боша (поша) (арм. µбЯі боша, арм. ·Эгбх гнчу) — субэтническая группа цыган-дом, самоназвание — лом, проживающих в Армении и Грузии.
Самоназвание народа происходит предположительно от санскритского слова дом — названия одной из каст. Языком общения является исключительно армянский, однако и по сей день бытует тайный язык — ломаврен.
Дом — одна из восточных ветвей цыган. Территория их проживания — арабоязычные страны, Турция, Иран, Ирак, Кипр, Закавказье, Израиль. Живут компактными общинами. Одна из самых малоизученных цыганских ветвей включает в себя несколько этнических групп. В целом они имеют очень низкий уровень жизни, образования часто не имеют никакого. По вероисповеданию почти все дом — мусульмане, иногда встречаются христиане. Говорят на языке, известном как "язык домари”, сильно отличающемся от европейских цыганских диалектов и с большим количеством заимствований из арабского и некоторых других языков Ближнего Востока, но того же происхождения. Лингвистический анализ позволяет предположить, что хотя предки дом те же, что у рома, но дом покинули Индию в другое время. Признают своими родственниками цыган-рома и цыган-кале. Считается, что больше всего цыган-дом проживает в Египте. Дом ведут кочевой, полукочевой и оседлый образ жизни в зависимости от страны проживания. В Израиле официально причисляются к арабам, там же с 1999 года существует их организация "Домари: Общество цыган в Иерусалиме”.
Для достоверного описания раннего периода миграции цыган из Индостана, через Северный Иран и Армению на Балканы нет ни исторических, ни археологических данных. Эту часть цыганской истории можно реконструировать на основании данных цыганских диалектов, из которых следует, что:
а) они выходцы из северо-западной Индии; б) они проходили через Северный Иран (есть множество классических новоперсидских заимствований (IX-XV вв.), во всех цыганских языках присутствует слово "море” — возможно, они где-то вышли на берег Каспия); в) в Иране откололась одна ветвь, положив начало разным цыганским группам Ближнего Востока, наиболее известные из которых нынешние палестинские цыгане; г) остальные продолжили свой путь в Армению (во всех цыганских диалектах вплоть до Уэльса есть довольно значимое количество армянских заимствований, по хронологии перехода древнеармянского (IX-XI вв.), так как в цыганском есть слова и с архаичным, и с инновационным, и здесь они впервые ознакомились с христианством; д) в Армении откололась вторая ветвь цыган, положив начало группе армянских цыган, так как в их языке нет греческих заимствований; е) они проходили через Византию (здесь история впервые начинает говорить о них в XIV в.) и довольно долго контактировали с грекоязычным населением (греческое влияние прослеживается не только в лексических заимствованиях, как в случае с новоперсидскими или армянскими, но и в грамматике языка); ж) в цыганских диалектах нет тюркских и семитских заимствований (арабские заимствования в языке палестинских цыган имеют поздний характер, как и тюркские заимствования в языках разных цыганских групп Ближнего Востока); з) есть некоторые заимствования предположительно из грузинского и осетинского.

* * *
Цыганские группы впервые появились на территории Армении в X-XII веках, мигрируя из северо-западных и центральных частей Индостана через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган осталась в Армении и в Малой Азии и, впоследствии приняв христианство, положила начало формированию армянских цыган.
В конце прошлого и начале нынешнего веков на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более 50000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада, Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты, Сарыкамыша. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония боша проживала в Ереване, в районе Конд. После геноцида 1915 года основная масса уцелевших от резни боша переместилась в Восточную Армению и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе Боши-Майла), в поселке Харберд. На территории Грузии боша живут в городах Ахалкалаки и Ахалцихе, а также в Шаумянском районе, Шулавере и Марнеули. Общая численность боша, по наблюдениям, приближается к 10-12 тыс., из которых около 8-9 тыс. — в Армении. Есть свидетельства о том, что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на 1987 г.). Всего же в мире проживают 2 158 400 цыган-боша.
Хотя христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение народа, традиционные занятия и образ жизни, оказавшись более живучими, сохранились и поныне. В Армении же часть цыган-боша занялась скотоводством и земледелием.
В 1901 году журнал "Этнографическое обозрение” поместил статью армянского этнографа Папазьяна, посвященную цыганам-боша.
"Ни один боша никогда не был присужден за преступление к тюремному заключению или высылке. Конечно, это можно приписать тому, что среди боша никогда не бывает убийств и не обнаруживается каких-либо межнациональных преступлений, те же, которые бывают в своей среде, они ловко скрывают, подвергая виновного лишь суду старосты. В Турции и на Кавказе во всех кварталах городов есть полицейские сторожа, а в кварталах боша это считается излишним, так как никогда не бывает беспорядков, чтобы потребовалось вмешательство полиции. Женщина-боша не ворует... мужчина никогда ничего не стащит из дому, даже если видит открытую дверь.
Религиозное усердие, та вера, с которой они относятся к обрядам Армяно-Григорианской Церкви, и уважение к духовным лицам выражены подчас у армянских боша гораздо сильнее, чем у армян”. Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии.
Так или иначе, боша оказались в парадоксальном положении: зная, что они не "чистые” армяне, они подчас скрывают свою принадлежность к этой этнической группе и всячески стараются доказать свое армянское происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так называемых "чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению, армянские цыгане, однако — редкий парадокс, — стараются ускорить процесс ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта группа полностью исчезнет. Цыгане, осевшие в Армении, в настоящее время практически полностью ассимилировались с местным автохтонным населением. Диалект боша, так называемый "ломаврэн”, был окончательно вытеснен армянским языком еще в XIX веке.
Что же касается нового потока цыган в Армению, то в советскую эпоху время от времени они забредали к нам, а в Третью республику их пришествие и вовсе большая редкость. Лишь иногда на улицах армянских городов можно увидеть цыганок-гадалок со множеством детей.
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

http://www.nv.am

Категория: История | Просмотров: 1111 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz