Мирослав Попович: Трагедия армянского народа 1915 года отозвалась в Украине болью - 6 Августа 2011 - Армения
Четверг, 23.03.2017, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Август » 6 » Мирослав Попович: Трагедия армянского народа 1915 года отозвалась в Украине болью
00:05
Мирослав Попович: Трагедия армянского народа 1915 года отозвалась в Украине болью

 

Мирослав Попович – выдающийся украинский ученый, директор Института философии им. Г. Сковороды. Он – один из немногих представителей украинской интеллигенции, кто в своих книгах написал правду о геноциде армян. 


- Мирослав Владимирович, как Вы оцениваете историческую роль армянской общины в Украине?

- Ну, начнем с того, что киевские князья были армяне. Дело в том, что Владимир женился на сестре византийского императора из так называемой македонской династии. То есть это была династия армян-халкедонитов. Когда-то в Киев приезжал директор института армянской археологии из Академии наук, и его специально водили в Софиевский собор, чтобы он посмотрел на армянские "граффити" на стенах. Они свидетельствуют о том, что здесь была армянская община, и армяне ходили в Софиевский собор и оставили после себя такую память. Нацарапывать на стенах церкви было нельзя под страхом смерти. И, тем не менее, там все "отметились": и княгини киевские, и прочие... Видимо, у всех было неистребимое желание написать, что "Вася и Петя были здесь".

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития поликультурной среды в Украине?

- Фактически у нас среда уже давно многонациональная и многокультурная. Она сформирована и украинцами, и русскими, и поляками, и армянами, и другими народами. Сейчас у нас ничто не угрожает мирным взаимоотношениям, и мне кажется, что это залог позитивных перспектив для общего культурного развития. У нас в Киеве большая армянская диаспора, и у каждого из нас есть или местные друзья-армяне, или друзья в Армении, с которыми мы перезваниваемся и переписываемся. Это основа личных связей. Это значит, что личных связей у нас больше, чем каких-либо напряженностей в отношениях. Для них нет никаких оснований. Мне кажется, в дальнейшем у нас все будет еще более интересно.

- А что Вы думаете об отсутствии преподавания (даже в школах) истории народов, которые столетиями проживают на территории Украины? Армяне живут здесь уже более 10 веков, а о них в учебниках упоминается лишь как об одном из южно-кавказских народов, подается какая-то общая информация...

- Ну, конечно, необходимо знать историю всех культур, с которыми мы больше всего общались. При этом армяне, конечно, занимаю здесь исключительное положение, поскольку большие армянские колонии были на всем торговом пути, проходившем через Украину и связывавшем западные регионы с восточными. Есть работы историка Ярослава Дашкевича об истории армянских поселений на территории Украины. После татарского нашествия и после того, кака Османская империя перекрыла здесь торговые пути, армяне ушли из этих поселений. Место большой торговли заняла мелкая, которой занимались в основном евреи. Тем не менее, большие армянские поселения здесь были. Но со временем многие из армян ассимилировались: в связи с тем, что у них не было больших религиозных отличий со славянами, происходила естественная руссификация, а точнее, украинизация, поэтому многие семьи забыли, что они армяне. Это может быть обидно для армян, но, с другой стороны, это говорит о том, что здесь была благоприятная для взаимообмена среда. И, кроме того, при советской власти многие армяне или учились, или работали на Украине, прижились здесь, создали семьи. Но я не буду вам об этом рассказывать, вы лучше меня это знаете.

- В продолжение данной темы скажите как, на Ваш взгляд, может повлиять пропаганда общей истории на формирование национальной идеи украинцев?

- Если национальную идею украинцев понимать как некий проект, как конкретную программу действий, которая бы обеспечила Украине почетное место в семье европейских народов, то здесь я вижу такую хорошую традицию, как весьма доброжелательные отношения, которые складываются между различными национальными анклавами. И я просто убежден, что Украина должна развивать эту сторону своей исторической судьбы – толерантность, терпимость. Не ассимилировать все инонациональные вкрапления, и, прежде всего, армянское, а для того, чтобы быть более открытыми миру. Нужно, чтобы у нас было больше информации о том, что сегодня происходит в Армении, как армяне переживают трудности, что у нас общего и какие сложности есть у наших закавказских братьев. Очень хорошо, что пока (употребляя это слово, я стучу по дереву) на Украине не была пролита кровь. Первая же капля крови в каких-либо столкновениях потом даст многократное усиление вражды. И то обстоятельство, что у нас сохранились доверительные отношения, что нет подозрительного отношения к "чужим", это могло бы стать украшением нашего политического и культурного быта и частью той самой национальной идеи – построения толерантного общества, которое умеет пользоваться своей культурой и воспринимать достижения иных культур.

- Какие именно страницы нашей общей истории Вы бы выделили?

- Во-первых, ранние страницы истории древней Руси, когда связи с Закавказьем и, в частности, с Арменией были гораздо более интенсивными, чем мы себе это представляем. Это нужно специально исследовать, и такие исследования, к сожалению, у нас практически не ведутся. Отмечу период с XVI и до начала XVIII века, когда в эпоху религиозных войн с армянскими общинами были очень хорошие отношения. В то время, когда всю Европу (и Украину в том числе) буквально раздирали межконфессиональные конфликты, не было ни одного случая каких-либо религиозных кровавых столкновений с армянами. Затем период, когда мы все были в Российской империи, XIХ столетие. Конечно, у нас литература, изданная на армянском языке, была малоизвестна. Но потом, уже в советскую эпоху, у нас поддерживались очень тесные взаимосвязи с нашими армянскими коллегами. Это было и в области музыки, и в области живописи, где армяне были на большой высоте, и в области философии, которая мне близка. Мы проводили совместные мероприятия, конференции, вместе готовили научные издания. А сейчас приходится говорить о том, что надо восстанавливать утраченное.


- Как Вы считаете, соответствует ли нынешний уровень украинско-армянских культурных взаимоотношений тысячелетней истории наших народов?

- Ну конечно же, этот уровень не соответствует нашим традициям. И даже можно сказать, что мы потеряли те повседневные связи (они действительно были повседневными), которые связывали нас в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века.

- С чем это связано?

- Это связано с тем, что нам очень трудно достать деньги. Ведь связи стоят денег – мы ездили в командировки. Теперь это все гораздо труднее, это та сторона культурной жизни, которая требует больших вложений. Я думаю, что в будущем мы будем терять гораздо больше денег, чем сейчас экономим на взаимных обменах. Наши ребята учатся на Западе – в Англии, Америке, Швейцарии, где угодно. А вот обменов с нашими братскими республиками (не побоюсь этого сказать: у нас были братские отношения) – таких обменов сейчас нет, и это скверно. Со временем и армянские, и украинские дети будут забывать русский язык. Это очень плохо. Конечно, нужно добиваться того, чтобы украинский язык был господствующим, но это не значит, что нужно забыть русский язык и русскую культуру. Все это – звенья одной цепи, изоляция никогда ничего хорошего не дает.

- Мирослав Владимирович, поддерживаете ли Вы отношения с кем-то из армянских ученых, из армянской интеллигенции?

- Я постоянно поддерживаю связь с Геворком Абеловичем Гуртяном, академиком Армянской Академии наук. Он один из организаторов Международной философской академии, и я тоже являюсь членом этой философской академии. Я неоднократно общался с выдающимся ученым Виктором Амазасповичем Амбарцумяном. Он покровительствовал нашим философским изысканиям и открывал наши собрания, которые мы не раз проводили в Ереване. Кроме того, у меня много друзей из Армении: Саша Манасян из Еревана, Герберт Барсегян из Ленинакана (сейчас Гюмри), Гамлет Геворкян, Левон Абрамян и т.д. Но большинство из них, к сожалению, уже ушли из жизни.

- Что бы Вы могли пожелать армянской общине в Украине?

- Я бы пожелал, чтобы она была более заметной, более активной, чтобы люди знали, что у нас есть армянская община. Чтобы проводились Дни армянской культуры, проходили выставки, чтобы люди помнили, что у нас есть такая культурная среда, которая связана еще и со своей материнской средой в Армении, и что она живет с нами в тесном взаимодействии, что наши страдания – это их страдания, и боль армян – это наша боль. Это необходимо, люди должны быть солидарными на этой земле. 

P. S. Мирослав Попович родился в 1930 году в Житомире. В 1953 году окончил философский факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. В 1956 году поступил в аспирантуру Института философии АН Украины и с тех пор всю жизнь остается его сотрудником. Здесь он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 2001 году стал директором Института философии.
В 1992 году избран членом-корреспондентом, а в 2003 году – академиком НАН Украины. Мирослав Попович – автор более 100 научных работ, посвященных проблемам логики, методологии и философии науки, философии и истории культуры. Владеет польским, немецким, английским, французским и чешским языками.

   

analitika.at.ua   (архив- май 2011 г)
Категория: Интервью | Просмотров: 365 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz