Вторник, 24.10.2017, 06:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Июнь » 20 » Навязанная “конституция”
20:15
Навязанная “конституция”
 В результате политических заигрываний большевистской России, игравшей в большевизм кемалистской Турции и Советского Азербайджана антизаконным и не имеющим юридической силы решением Кавбюро от 5 июля 1921 г. Нагорный Карабах был включен в состав Советского Азербайджана. Ему был предоставлен статус областной автономии.

На основании этого унизительного для карабахской части армянского народа решения Советский Азербайджан должен был определить границы области и рамки автономии. Однако он не торопился, а партийные органы этой страны перестарались до такой степени, что обратились даже в Кавбюро с просьбой пересмотреть вопрос о предоставлении Карабаху автономии.


Вопрос о создании какого-либо документа о статусе Нагорного Карабаха неоднократно обсуждался в партийных и государственных органах Советского Азербайджана. В конечном итоге президиум ЦК Коммунистической партии Азербайджана сформировал 1 июля 1924 г. комиссию по разработке Устава о Нагорном Карабахе. Председателем комиссии был назначен нарком внутренних дел Советского Азербайджана и председатель Чрезвычайной комиссии М. Багиров, а членами комиссии – Т. Алиев и глава исполнительной власти области А. Каракозов. Разработанный комиссией документ получил название «Проект Конституции Автономной Области», который был обсужден и одобрен на заседании президиума ЦК Компартии Азербайджана 3 июля 1924 г. В то же время президиуму Центрального исполнительного комитета Азербайджана было предложено незамедлительно придать проекту Конституции «советский вид» и напечатать на азербайджанском, армянском и русском языках. Конституция на армянском и азербайджанском (с арабскими буквами) впервые вышла в свет в издающейся в Баку на армянском языке газете «Коммунист», органе ЦК Компартии Азербайджана, 6 июля 1924 г. В тот же день издающаяся в Баку на русском языке газета «Бакинский рабочий» поздравила крестьянство Карабаха по случаю «6 июля». В газете «Советский Карабах» Конституция была перепечатана в номере за 24 июля 1924 г.

Советское правоведение подразумевало под Конституцией основной закон страны, отражающий интересы господствующего класса и соотношение классовых сил в обществе.

Современная наука характеризует Конституцию не только как правовой, но и как политический и идеологический документ, который, обладая высшей юридической силой, регулирует основы государственной и общественной жизни, правовой статус личности, закрепляет соотношение сил в обществе, их борьбу и сотрудничество и отражает в концентрированной форме социально-политическую установку и мировоззрение, которые господствуют в обществе или избраны руководящими силами.

Безусловно, с точки зрения конституционной культуры написанная в Баку для Арцаха «Конституция» была далека от того, что именуется Основным законом, но поскольку она должна была закрепить правовой статус автономной области как одной из форм социалистической национальной государственности народов СССР, то с высоты почти 90 лет было бы нелишне обратиться к сути и характерным чертам документа, навязанного нашему краю.

Конституция состояла из преамбулы и 4 разделов:

1. Общие основы. 2. Территория автономного Нагорного Карабаха. 3. Организация центральной власти. 4. Организация власти на местах.

В преамбуле отмечалось, что «согласно решению президиума ЦИК Азербайджана отныне объявляется «Конституция Автономного Района Нагорного Карабаха».

Любопытно, что, согласно Конституции, Нагорному Карабаху предоставлялся статус не «области», а «района», и что Конституция объявляется в соответствии с решением президиума ЦИК Азербайджана. Вот каким образом ЦИК Азербайджана исполнил указание ЦК Компартии Азербайджана «срочно привести в советский вид» проект конституции автономной области. В контексте политической автономии форма «автономный район» была чужда принципам советского государственного строительства, даже нижнее звено СССР называлось «автономный округ». Однако власти Баку, игнорируя как решения Кавказского бюро, так и свои решения, с самого начала были непоколебимы и непреклонны в вопросе упразднения автономной области.

Первый раздел Конституции состоит из трех статей. Согласно первой статье Автономный Нагорный Карабах является «составной частью» Советского Азербайджана, а, согласно второй статье, «все делопроизводство, судопроизводство и обучение в школах в Автономном Нагорном Карабахе ведется на родном языке». Понятие «родной язык» тут весьма загадочно. В декрете ЦИК Азербайджана об образовании автономной области про крайней мере были указаны словосочетания «армяно-мусульманский», «армян и мусульман», «армянская часть Нагорного Карабаха», из которых понятно, что первая часть словосочетания касается коренных жителей страны с тысячелетней историей – армянского этноса, а слово «мусульманин» не подразумевает конкретную нацию или национальность, оно лишь означает «последователи ислама». Может, ЦИК позабыл о принятом им же 7 июля 1923 г. постановлении «О национализации учреждений», согласно которому на предприятиях, в учреждениях и организациях Азербайджана делопроизводство должно вестись на азербайджанском, а в Нагорном Карабахе – на армянском языке. Третья статья закрепляла, что Нагорный Карабах участвует «во всех республиканских органах Советского Азербайджана по пропорциональному принципу». С правовой точки зрения это большой аргумент, означающий, что одним из носителей государственной власти Азербайджана является армянский народ Арцаха.

Во втором разделе Конституции прописано, что территорию Нагорного Карабаха составляют населенные пункты Шушинской, Дживанширской, Карягинской и Кубатлинской провинций. Эта беспрецедентная с точки зрения волюнтаризма чудовищная конституционная норма послужила основанием, чтобы власти Баку самовольно определили границы области. И решение было таким, что от исторической провинции Арцах с территорией 11,5 тыс. квадратных километров было оставлено всего 4,4 тыс. кв. километров. От области отсекли плодородные равнинные земли – Северный Арцах. Примечательно, что почти все исторические армянские населенные пункты были отмечены в Конституции отуреченными названиями или адаптированы к турецкому произношению. Например, Хаск они превратили в Сари-Кешиш, Красни – в Дагдаган, Вагуас – в Гузлу, Ннги – в Джамеат, Кюратаг – в Дудукчи и т.д. По сути, населенные пункты были переименованы таким образом, чтобы у не знакомого с Карабахом человека сложилось впечатление, что у всех населенных пунктов здесь турецкое происхождение. Поневоле вспоминаются мудрые слова В. Гюго: «Здесь турок прошел».

Третий и четвертый разделы Конституции посвящены организации центральной и местной власти, вопросам её структуры и полномочий. В соответствии с этими разделами власть в Нагорном Карабахе принадлежит съезду Советов, Центральному исполнительному комитету и местным Советам. Высшим органом власти края был съезд Советов, который созывался не менее одного раза в год. За период между съездами власть полностью переходила к Центральному исполнительному комитету Советов. Далее отмечалось, что для выполнения решений этих двух органов власти Центральный исполнительный комитет избирал Совет народных комиссаров, наделял его правами президиума Центрального исполнительного комитета. Председатель ЦИК одновременно являлся также председателем Совета народных комиссаров.

Для руководства первыми отделами правительства автономного района Конституцией были установлены десять народных комиссариатов – юстиции, просвещения, труда, внутренних дел и т.д. Примечательно, что комиссариаты внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и земледелия были назначены Центральным исполнительным комитетом Карабаха и несли перед ним ответственность, а военный комиссар, уполномоченные по труду, финансам и рабоче-крестьянской инспекции были назначены соответствующими комиссариатами или уполномоченными Советского Азербайджана с согласия Совета народных комиссаров Карабаха.

В Конституции ничего не говорится о судах и прокуратуре, между тем в отдельной статье подчеркивалось, что борьба с контрреволюцией остается в компетенции органов ЧК Советского Азербайджана. За рамками Конституции осталось также положение Декрета ЦИК Азербайджана от 7 июля 1923 г. «Об образовании Автономной Области Нагорного Карабаха», согласно которому «всеми пастбищами, лесами, садами, землей и водой Автономной Области могут распоряжаться ее нынешние хозяева».

В четвертом разделе Конституции закреплено, что органами местной власти считаются сельские и городские Советы представителей рабочих, крестьян и красноармейцев и избранные из их числа исполнительные комитеты, уездные и сельские съезды и избранные ими исполнительные комитеты и их президиумы.

«Конституцию» Нагорного Карабаха газета «Бакинский рабочий» напечатала в номере за 26 ноября 1924 г., где документ назывался не «Конституцией», а «Уставом», слова же «Автономный район» были заменены словами «Автономная область». Несмотря на это, руководители области в своих решениях и записях использовали слово «Конституция».

Так, председатель ЦИК области и Совета народных комиссаров А. Каракозов в письме, адресованном в 1925 г. секретарю ЦК Компартии Азербайджана С. Кирову в связи с созданием в Нахиджеване Верховного суда, счел целесообразным создание такого же суда и в Карабахе, обосновав это тем, что Конституция автономной области по своему содержанию ничем не уступает Конституции Нахиджеванского края.

В истории немало случаев, когда владеющие колониями страны, не сумев удержать свое господство над ними, чтобы скрыть свою хищническую суть, разработали и подарили колониальным народам конституцию. Подобная конституция называется навязанной конституцией. Однако на заре создания Советского Союза Азербайджан оказался на шаг впереди стран, имеющих колонии. В 1929 г. под предлогом разработки проекта нового Устава области он аннулировал подаренную Арцаху конституцию и начал открыто проводить политику колонизации карабахской части армянского народа. В результате случилось то, что должно было случиться. Свободолюбивому народу края удалось сплотиться в единый кулак и посредством национально-освободительной борьбы сбросить с себя колониальное ярмо, провозгласить на основе права на самоопределение государственную независимость и принять свой Основной закон.

Володя ОВСЕПЯН

Председатель Апелляционного суда НКР

Категория: Это было... | Просмотров: 366 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz