Как древний армянский город стал вдруг русским
Четвертого января популярное российское сетевое издание "Свободная пресса” опубликовало любопытный репортаж, подготовленный специальным корреспондентом Александром Сивовым, побывавшим в Карсе. Стремление автора написать статью о духовном наследии славного христианского города можно было бы только приветствовать. Но некоторые оценки журналиста оказались настолько неожиданными, что я счел своим долгом их прокомментировать. Статья, опубликованная под рубрикой "Осколки русского мира”, посвящена русским, населявшим Карс до захвата города турками в 1921 году.

Множество исторических неточностей, допущенных автором, можно было бы приписать его недостаточной осведомленности. Но пристрастность корреспондента слишком очевидна. Александр Сивов принципиально избегает упоминания о том, что в Карсе когда-либо жили армяне. Ознакомившись с его статьей, может показаться, что Карс — чисто русский город — такой, как Смоленск или Архангельск, а Ататюрк его отторг не у Армении, а у России. Повествование начинается с 1878 года, хотя в действительности в первый раз Россия отбила у турок этот армянский город еще в 1828-м. Русские четыре раза завоевывали крепость, опираясь на поддержку местных армян, а потом снова возвращали ее в результате торга, получая взамен уступки султана на европейском направлении. Известно, что в марте 1856 года император Александр Второй подарил Карс туркам взамен на согласие султана Абдул-Меджида отдать России Севастополь. Спустя 65 лет нечто подобное сделал Владимир Ленин, заключив за спиной армян договор, согласно которому Карс, входивший тогда уже в состав армянской республики, был подарен Турции. Этот позорный договор Александр Сивов стремится представить как великое достижение, положившее начало братству русского и турецкого народов. "Кемаль Ататюрк поклялся открыть еще один фронт против нашего врага — Антанты — и воевать насмерть. Свое обещание он полностью сдержал. После окончательной победы турецких республиканцев в 1923 году СССР получил на своей южной границе самого верного и преданного союзника”, — пишет обозреватель "Свободной прессы”.
"Самым верным и преданным союзником” названа страна, которая в начале августа 1942 года стянула к границе с Арменией четыре армии и несколько корпусов для начала широкомасштабных военных действий против ослабленного фашистским нашествием Советского Союза. (Известно, что только поражение фашистов под Сталинградом предотвратило вступление турок в войну на стороне Германии.) "Верный и преданный союзник” — это та самая страна, которая в течение считанных недель изгнала из Карса 18 тысяч этнических русских староверов-молокан. Это та самая страна, которая в 1952 году вошла в блок НАТО, являвшийся врагом СССР номер один. Странное у господина Сивова представление о союзниках...
Спецкор "Свободной прессы” настойчиво убеждает своего читателя в том, что до 1921 года Карс был исключительно русским городом — с православными церквами и старообрядческими молельными домами, русской крепостью и казацкими казармами. Между тем Карс был областным центром Армянской Республики. А до провозглашения Арменией независимости был административным центром области, местное гражданское население которой было на 90 процентов армянским. Это подтверждают официальные данные российской переписи. По данным на 1896 год, в городе проживали 5200 армян, 1490 славян, 1380 турок. Причем практически все славянское население составляли либо служившие там военные, либо переселенные сюда из центральных районов России старообрядцы. Но журналист несмотря на это продолжает создавать видимость того, что до прихода сюда русских на месте Карса ничего не было. И ни слова о том, что Карс был основан армянскими князьями еще в девятом веке и был столицей армянского царства. Ни слова о том, что до 1921 года в городе было девять армянских церквей.
"Карс был построен в соответствии с планом, разработанным русскими архитекторами. Здесь сохранилось множество домов русского архитектурного стиля, а в некоторых местах целые улицы напоминают типично русский городок. У меня появлялось мистическое ощущение, что русские люди ушли отсюда только вчера”, — пишет Александр Сивов. Я не раз бывал в Карсе, но не видел там ни единого дома, построенного в русском архитектурном стиле. Если не считать оскверненного турками православного собора. Зато армянская архитектура в Карсе практически на каждом шагу. Не заметить это может лишь тот, кто не хочет замечать. О том, что архитектура старого Карса исключительно армянская, свидетельствуют и турецкие исследователи. А вот что пишет о Карсе выдающийся турецкий писатель Орхан Памук, который в отличие от Александра Сивова имеет не только уши, но и глаза: "В османские времена здесь жили армяне, оставшиеся со времен армянского государства, чьи церкви были возведены тысячу лет назад. Некоторые из них и сейчас стоят во всем своем великолепии...” Вот еще одна цитата из книги Памука "Снег”: "Широта карнизов старых зданий, красота дверей и барельефов, строгие фасады наводили на мысль о том, что когда-то некий карсский армянин, торговавший в Тифлисе, вел здесь спокойную, яркую и счастливую жизнь...” Далее Нобелевский лауреат пишет: "В красивом трехэтажном здании муниципалитета, оставшемся от армян, никого не было...” Читаем далее: "Напротив находилось старое здание армянской постройки. Справа был другой армянский дом, такой же красивый и печальный, как и другие...”
Неужели Сивов пишет о том же самом городе, который описывал Памук? Ведь совсем непохоже. Почему же журналисту кажется, что умалчивая об армянах, он способствует созданию легенды об имеющемся в Карсе богатом русском наследии? Ведь веками Россия в Карсе опиралась на армян, без которых русское присутствие было бы практически невозможным. Все еще было бы ничего, если б одновременно автор статьи не противопоставлял армянам турок, которые якобы делают все для сохранения в Карсе русских традиций. Это уже полный бред. Решение турецкого правительства о преобразовании построенного в конце XIX века православного собора Александра Невского в суннитскую мечеть спецкора "Свободной прессы” вовсе не оскорбляет. Наоборот, он пишет об этом с восхищением, отмечая, что Храм Божий вновь начал действовать как место культа. О том, что восемь из девяти армянских церквей Карса турки уничтожили, Сивов, конечно же, не упоминает. С трепетом описывая заботу, которую якобы проявляют турки в отношении христианских святынь, журналист переходит все границы логики и морали. "Могу констатировать, что в Грузии и Армении с символикой и памятниками времен СССР, а также с исламскими предметами культа церемонятся куда меньше”, — утверждает российский журналист.

Наверное, всем интересно узнать, кто же был источником информации, которой пользовался Александр Сивов при написании своей статьи. Корреспондент не скрывает, что информацию он черпал у главы Карсского городского культурного центра Ведата Акчайоза. Этот деятель представился журналисту этническим русским, потомком проживавших там некогда молокан-старообрядцев. В статье Акчайоз представлен как "руководитель русских молокан Карса”. Вот что о нем пишет Сивов: "Имя его уже звучит на турецкий манер, да и внешностью он тоже похож на местных жителей. Тем не менее он энтузиаст сохранения культурного следа русских молокан в Турции”. Кто же в действительности этот загадочный "русский старообрядец” с турецкой фамилией и азиатской внешностью? Ведата Акчайоза я хорошо знаю, и могу засвидетельствовать — к русским старообрядцам он имеет такое же отношение, как к ацтекам Мексики. Акчайоз — чистокровный азербайджанец, о чем сам он мне лично поведал во время встречи, состоявшейся в Карсе три года назад. Свою ненависть к армянам скрывает с трудом. Сам себя называет потомком "азербайджанских беженцев, изгнанных из Армении”. В период "футбольной дипломатии” выступал категорически против открытия армяно-турецкой границы. И этот вот человек стал вдруг "руководителем русских молокан Карса”.
С какой же стати азербайджанец Ведат Акчайоз вдруг решил заняться темой русского культурного наследия? Поясню. Этот коммерсант средней руки, владеющий в Карсе магазином строительных материалов, помимо торговли краской и олифой, занимается еще и грантоедством. Зарегистрированная им общественная организация растратила не один десяток тысяч американских долларов, предоставленных западными донорами на исследование и сохранение в Карсе христианского наследия и создание атмосферы доверия между народами региона. В действительности все его усилия направлены на уничтожение следов армянского присутствия. Чего только стоит его инициатива, касающаяся проведения в древней армянской столице Ани театрализованного представления по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи”. Организатор этого "шоу”, комментируя свое начинание, заявил, что было бы несправедливо называть Ани достоянием только турецкого исторического наследия. Он считает, что "кроме турок вклад в развитие города внесли также урартцы, гурийцы, персы, византийцы, грузины, османы и сельджуки”. И ни слова об армянах...

Но вернемся к статье в "Свободной прессе”. Как же мог обозреватель столь серьезного издания опуститься до столь непрофессионального уровня? Ответ на этот вопрос дал один из читателей "Свободной прессы”, написавший в форуме по статье комментарий следующего содержания: "Автор либо подвержен влиянию турецкой версии истории, либо сам совершенно не знаком с историей Анатолии, либо просто глуп”. С этим утверждением соглашусь в полной мере.

Артем Ерканян
http://www.nv.am/politika/24724-2013-01-10-08-34-54