Армении и НКР следует обновить позиции Гаянэ МОВСЕСЯН США
поддерживают определение окончательного статуса Нагорного Карабаха
путем мирных переговоров, а также справедливое разрешение конфликта в
соответствии с принципами Хельсинкского заключительного акта. Об этом
заявил журналистам новоназначенный посол США в Азербайджане, бывший
сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. Он подчеркнул
недопустимость военного пути разрешения конфликта. По его словам, в
недопущении использования силы и заключается задача сопредседателей. "На
своем посту я сделаю все, чтобы помочь сопредседателям в переговорах.
Основная цель - добиться на основе двусторонних компромиссов
долгосрочного мира”, - сказал посол, добавив при этом, что "Минская
группа не может принять решение вместо сторон”. Как
известно, в основные положения Хельсинкского заключительного акта
1975г. входят три принципа - территориальной целостности государств,
права народов на самоопределение и недопустимости применения и угрозы
применения силы. Таким образом, американский дипломат особо выделил
последний принцип и фактически громогласно заявил, что основная задача
международных посредников, по крайней мере, на данном этапе, - не
допустить новой войны. А насчет остального - стороны должны
договариваться сами. Для милитаристски настроенного
и пытающегося получить от международного сообщества карт-бланш на
применение силы Баку это заявление сродни холодному душу. Видно,
понимание этого сподвигло Ильхама Алиева на некоторое изменение риторики
в преддверие встречи в Сочи. Вопреки обыкновению, глава Азербайджана в
интервью телекомпании "Мир” воздержался от открытых угроз в адрес армян,
заметив лишь, что в случае неуступчивости Армении "развитие ситуации в
регионе может идти по различным сценариям”. А по бакинским, так сказать,
понятиям, ситуация должна быть возвращена к положению на начало 1988г.
По словам Алиева, ”Азербайджан никогда не согласится на предоставление
независимости Нагорному Карабаху”, "урегулирование должно быть основано
на нормах и принципах международного права”. При этом нормы и принципы
международного права трактуются Алиевым опять-таки исключительно по
бакинским понятиям. В ход вновь пошла ложь о якобы признании
международным сообществом Азербайджана в границах Азербайджанской ССР.
Посему, по логике Баку, должна быть обеспечена "деоккупация всех
азербайджанских территорий, возврат азербайджанских беженцев на эти
территории, включая Нагорный Карабах, и налаживание отношений между
Арменией и Азербайджаном, также гарантии безопасности”. Если верить
вечно лгущему Алиеву, - это тот формат, который сегодня на столе
переговоров. "Конечно, там есть нюансы, но глобально речь идет об этих
принципах. Если это будет обеспечено, конечно же, в ближайшее время мы
можем говорить о прорыве. Если нет, то дальнейшее развитие ситуации в
регионе может идти по различным сценариям”, - добавил он. Ереван,
разумеется, не мог оставить эти заявления без ответа. В интервью той же
телекомпании замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян
подчеркнул, что "заявления руководства Азербайджана, в том числе и
последние заявления, направлены на срыв переговорного процесса, на
полную фальсификацию, извращение сути самой Нагорно-Карабахской
проблемы, и это попытки избежать ответственности за развязанную
руководством Азербайджана агрессию против Нагорно-Карабахской Республики
и этнические чистки населения Нагорного Карабаха”. Отметив, что
заявление руководства Азербайджана о приверженности мирному процессу не
соответствует действительности, Ш.Кочарян напомнил, что именно
Азербайджан начал агрессию и вынужден был сам просить начать переговоры о
заключении перемирия, причем именно с Нагорно-Карабахской Республикой. "Я
зачитаю один документ от 3-го сентября 1993 года, Баку, документ №171:
"Руководство Азербайджана уполномочивает заместителя председателя
Верховного Совета А.Джагилова вести переговоры об организации встречи
руководителей Азербайджана и НКР (Нагорно-Карабахской Республики).
Подпись: осуществляющий полномочия президента Азербайджанской
Республики, председатель Верховного Совета Азербайджанской Республики
Гейдар Алиев”. Вот документ с его подписью. После того, как такие
полномочия получил Джагилов, соответствующие полномочия от руководства
Нагорно-Карабахской Республики получил тогда министр иностранных дел НКР
Аркадий Гукасян. Состоялись переговоры, между Джагиловым и Гукасяном
было подписано двухстороннее коммюнике. По
результатам этого коммюнике было два пункта: 1. Перемирие, прекращение
огня на полтора месяца. 2. Организация встречи руководителей
Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана. Эта
встреча состоялась в Москве. Встречались президент тогда
Нагорно-Карабахской Республики Роберт Кочарян и президент
Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. Этот раунд привел к тому, что
было, наконец, заключено соглашение в Бишкеке и в конце концов заключено
соглашение об установлении режима прекращения огня. Этими самыми
заявлениями, переговорным процессом, протоколами, по сути дела,
Азербайджан признал Нагорно-Карабахскую Республику”, - подчеркнул
замминистра ИД Армении. Он отметил, что
Азербайджану должно вести переговоры с НКР, а не делать вид, что такого
субъекта не существует и не повторять непрерывно, как заклинание, что
никогда НКР не может быть вне состава Азербайджана: "Нагорно-Карабахская
Республика отношения к независимому Азербайджану не имела, не имеет и
не будет иметь. Мы привержены действительно мирному всеобъемлющему
урегулированию конфликта, привержены к этому и в Нагорно-Карабахской
Республике на основе всех норм международного права, как того требует
заявление, о чем говорят сопредседатели Минской группы, о чем говорит
мировое сообщество. И, только основываясь на всех принципах
международного права и не исключая основную сторону
азербайджано-карабахского конфликта - Нагорно-Карабахскую Республику, мы
достигнем действительно всеобъемлющего мира. Любые попытки шантажа,
милитаристских угроз не только заранее обречены на провал, но они были и
продолжают оставаться главным тормозом для продвижения вперед процесса
урегулирования”. Не менее важно в контексте
предстоящей встречи в Сочи и заявление МИД НКР по поводу очередного
доклада по Нагорному Карабаху Международной кризисной группы (МКГ),
которую из-за ее конкъюнктурных провокационных умозаключений и
рекомендаций по целому ряду конфликтов давно уже метко окрестили
"Группой по созданию кризисов”. Вот и этот доклад по НК под громким
названием "Армения и Азербайджан: предотвращая войну”, по оценке МИД
НКР, был написан исключительно с целью убедить Армению "смягчить”
позиции в переговорном процессе, в частности, в вопросе окончательного
статуса Нагорного Карабаха. "Известно, что на сегодня позиции
Нагорно-Карабахской Республики в переговорном процессе представляет
Республика Армения, в той части, которую делегировала ей НКР. Однако все
акторы миротворческого процесса, а также общественный сектор,
заинтересованный в мирном разрешении азербайджано-карабахского
противостояния, в том числе и ICG, должны считаться с тем фактом, что
последнее слово все-таки за народом и властями НКР”, - отмечает МИД НКР. Так-то
оно так. Но, уже не первый год отслеживая процесс переговоров и
урегулирования, не могу не отметить одно обстоятельство. Баку на
переговорах отстаивает не только свои территориальные претензии на
Нагорный Карабах и освобожденные территории, но и права проживавшего там
до военной агрессии Азербайджана азербайджанского населения, настаивая
на его возвращении в места былого проживания. Потому Алиев и
отказывается от фиксации конкретных сроков проведения т.н.
дополнительного референдума по определению статуса Нагорного Карабаха.
Руководители Азербайджана постоянно выступают с заявлениями о правах
своих беженцев и внутренне перемещенных лиц, и эта позиция Баку в той
или иной степени нашла отражение в разработанных посредниками Мадридских
принципах. В заявлениях же армянских сторон
почему-то никак не отражается проблематика более полумиллиона
беженцев-армян из Азербайджана, подвергшихся в 1988-92гг. зверским
погромам и актам геноцида, спланированным и осуществленным
азербайджанскими властями. Те же Мадридские принципы констатируют право
ВСЕХ внутренне перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места их
прежнего проживания. Другое дело, что никто из бывших бакинцев,
сумгаитцев, кировабадцев и не помышляет о возвращении в Азербайджан.
Однако в соответствии с международным правом 500 тысяч беженцев-армян из
Азербайджана, не получивших от азербайджанских властей никакого
возмещения за нанесенный им ущерб, могут претендовать на получение не
только моральной и материальной, но и территориальной (за потерянную
родину) компенсации. Они и претендуют - на
получение в собственность находящихся ныне под юрисдикцией Степанакерта
освобожденных территорий в качестве частичной компенсации. С подобными
требованиями к властям НКР уже обратились десятки тысяч армянских
беженцев. Однако эти требования, являющиеся одним из важнейших аспектов
международного права, в рамках которого вроде как и должно состояться
урегулирование, пока никак не отражаются в позициях армянских сторон. Без
сомнения, форсирование подписания соглашения по базовым принципам без
детальной проработки всех его ключевых положений станет, как отмечает
МИД НКР, "миной замедленного действия” под весь мирный процесс, а
интеграция НКР в международные процессы - едва ли не единственный
инструмент в арсенале международного сообщества для противодействия
скатыванию ситуации к новой войне. Ведь именно
игнорирование международным сообществом НКР в угоду Азербайджану в
начале 1990-х годов было воспринято в Азербайджане как карт-бланш на
осуществление полномасштабной агрессии против НКР и подавление воли его
народа. Войне следует противопоставить не подписание рамочного
соглашения и другие полумеры, а признание НКР, отмечает карабахское
внешнеполитическое ведомство. Однако стоит ли ждать
признания от международного сообщества, как погоды у моря, ничего не
предпринимая самим? Тем более, что международное сообщество на подобного
рода уговоры отвечает кивками в сторону Армении, мол, а сами-то что.
Так, может, параллельно со всеми имеющими место процессами следует
начать переговоры между Степанакертом и Ереваном о признании НКР,
подготовить для этого необходимую законодательную и иную базу. В
конце концов, и в вопросе армянских беженцев, и в вопросе признания НКР
инициатива должна исходить от нас, ибо в этом заинтересованы, в первую
очередь, мы, а не международное сообщество. Политика делается не
декларациями, а конкретными политическими шагами. Игнорирование этой
банальной истины чревато угрозами нашей национальной и государственной
безопасности. "Республика Армения"
|