Проведенный
в Южном Судане референдум, на котором более 60 процентов населения уже
сказали «да» самоопределению и обретению независимости от Северного
Судана, дало обильную пищу политическим аналитикам и экспертам для
проведения параллелей как между ним и другими непризнанными странами,
так и, в частности, статусом Нагорного Карабаха. Самая большая по своей
территории африканская страна, Судан, после длившихся около двух
десятилетий кровопролитных конфликтов, наконец, в 2005г., нашла
промежуточное решение: под эгидой международного сообщества была
достигнута договоренность и подписано соглашение о проведении в 2011г.
всенародного референдума. Сегодня этот факт вызвал волну воодушевления, в
первую очередь, как прецедент и очередное доказательство того, как
может право самоопределения наций быть приоритетным в отношении
остальных принципов и прав. Кажется, в условиях таких реалий можно
согласиться с той точкой зрения, что в мире вообще происходят процессы,
создающие благоприятные условия для развязки армяно-азербайджанского
конфликта и признания НКР международным сообществом. Однако вряд ли
стоит переоценивать эти развития и раньше времени создавать иллюзию их
отождествления. В первую очередь, право так думать дает тот очевидный
факт, что референдум Южного Судана проводится с согласия центральных
властей. К месту вспомнить, что за прошедшие 20 лет независимости таким
путем последовали также другие страны, в частности, Эритрея отделилась
от Эфиопии, а Восточный Тимор – от Индонезии. Между тем, в нашем случае
не только нет, но и вряд ли имеет смысл надеяться на благосклонность
Азербайджана. Что касается проведения всенародного голосования в
одностороннем порядке, то Карабах прошел и этот путь. Упомянутый
регламент или, если хотите, демократический механизм с успехом был
применен в НКР еще в декабре 1991г. Т.е. Степанакерт отныне нуждается не
в проведении референдума, а должен ждать международного признания
выражения воли народа. По крайней мере, такую очередность подсказывает
простая логика. Но и это в настоящее время считается далекой от
реальности. Всем понятно, что в данном случае международная
общественность применяет двойной подход к признанию права на
самоопределение. Запад может признать Косово или приветствовать
референдум Судана, однако, исходя из приоритетных интересов, откажется
признавать Карабах, как и не желает признавать Южную Осетию, Абхазию или
Приднестровье ... Следует
также отметить, что на этот раз не ускользнуло от внимания тот факт,
насколько солидарно выступили США, Евросоюз и Россия, точки зрения
которых конкретно в вопросе Судана совпали, как-будто у них была цель
продемонстрировать всем и каждому, каким может быть единственное
возможное решение конфликта этнического характера в современном мире. И
сколь бы мы ни оставались приверженными тому мнению, что Судан делится с
согласия официального Хартума, вполне очевидно, что это согласие
получено в результате определенного давления и, в первую очередь, в роли
главного «давителя» выступили США. Ряд наблюдателей даже указал на одну
из истинных причин, отмечая, что сложившуюся вокруг Южного Судана
ситуацию нужно рассматривать в контексте глобальной конкуренции США и
Китая. Как известно, эти две сверхдержавы стремятся обладать
энергетическими ресурсами Африки, а это вполне «уважительная» причина
для серьезного вмешательства. Что
же касается пассивной позиции России, это тема отдельного обсуждения. В
этом плане вполне понятным должно быть разочарование главного редактора
агентства «Регнум» М.Колерова, который по этому поводу написал: «У
всякой фальши должен быть предел: расчленять Судан и признавать его
осколки в современном состоянии «международного права» – дело, которое
объединяет Запад, расчленивший Югославию и Сербию и признавший Косово, и
Россию, признавшую Абхазию и Южную Осетию. Если за этим не следует
признания Россией Приднестровья, и если перед этим не последовало
признания Арменией Нагорного Карабаха, то это значит, что для них только
три фактора имеют значение для признания неотъемлемых прав человека:
санкция Запада, местонахождение в Африке и убийство, как минимум, 2
миллионов человек». Принимая
к сведению предусловия, позволяющие сверхдержавам управлять миром, нам
остается лишь понять, как они должны влиять в случае Армении, к тому же
без нашего существенного участия, поскольку мы пока не в состоянии
влиять на них. И если министр иностранных дел Армении Э.Налбандян
утверждает, что нехватки прецедентов для НКР нет, и Судан является
просто одним из последних примеров, и если не все, то хотя бы
большинство стран-членов ООН могут служить примером и прецедентом для
самоопределения Нагорного Карабаха, то возникает естественный вопрос:
когда, наконец, обозримые для него эти козырные карты станут выгодными
для нас? Разумеется, можно на примере нашего министра озвучивать
абстрактные тезисы о том, что «то, что происходит в Южном Судане, еще
раз показало, что вопреки воле народа или ценой насилия и уничтожения
невозможно препятствовать становлению права на самоопределение». Но
разве имеющегося достаточно, чтобы утверждать, будто отныне
международное сообщество пойдет именно по этому пути и рано или поздно
настанет и наш черед? Арман ВАГАНЯН "Национальная идея" |