Четверг, 25.04.2024, 16:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Апрель » 6 » Президент НКР Бако Саакян: «Я уверен, что у Арцаха надежное будущее»
04:47
Президент НКР Бако Саакян: «Я уверен, что у Арцаха надежное будущее»
Интервью президента НКР Бако Саакяна информационно-аналитическому агентству «Де-факто» и газете «Голос Армении»

- Господин Президент! Не знаю насколько необычно прозвучит мой первый к Вам вопрос, но позвольте его все-таки задать: легко ли управлять непризнанной страной?

- Управление непризнанной страной, конечно же, имеет свою специфику. Но коренных отличий между управлением непризнанным и признанным государствами все же нет. Республика Арцах такое же государство, как и очень многие в мире – имеющие все необходимые атрибуты и институты государственности. Соответственно и функционирование этих институтов в НКР происходит точно так же, как оно происходит в других странах. Арцах провозгласил себя как суверенное государство свободных равноправных граждан, где человек, его жизнь и безопасность, права и свободы являются высшими ценностями. Этому основополагающему государственному принципу, закрепленному в Конституции НКР, мы и следуем. 
Конечно, непризнанность в рамках международной системы сталкивает нас с определенными трудностями как политического, так и экономического характера. Но эти трудности во многом компенсируются триединством Арцах – Армения – Спюрк. На эффективность управления государства больше влияют развитость государственных институтов, правильная кадровая политика, соответствующая морально-психологическая атмосфера в обществе, нежели сам факт признанности или непризнанности. 

- Получается, что признание НКР в рамках международного сообщества – факт малозначительный?

- Отнюдь нет. Малозначительным он быть не может по определению. Но то, что Нагорный Карабах успешно развивается и без признания – это тоже факт. Равно как и то, что Республика Арцах – это уже состоявшееся государство, которому очень скоро пойдет третий десяток лет. Признание нашей республики в качестве суверенного государственного образования в рамках международной системы станет всего лишь констатацией этого факта и является лишь вопросом времени. А в том, что это будет – я абсолютно уверен.

- На чем основывается Ваша уверенность?

- Прежде всего на непоколебимой воле арцахцев, на диалектике, на природе вещей. Самое главное заключается в том, что наш народ, при поддержке всего армянства, успешно строит и укрепляет свою независимую государственность, развивает экономику своей страны, повышает свое благосостояние. И непризнанность нисколько не ослабила нашу решимость продолжать начатое дело. К тому же реалии сегодняшнего дня принципиально отличаются от ситуаций десятилетней давности, не говоря даже о более ранних. За последние годы ряд бывших «непризнанных» государств добились признания своей независимости, тем самым подтвердив готовность международного сообщества к признанию новых реалий. 

- Азербайджанские средства массовой информации утверждают обратное...

- Это понятно. Не желая воспринимать существующую реальность, азербайджанские власти посредством информационной политики пытаются исказить ее, распространяя всяческую дезинформацию, обвиняя Армению в агрессии, требуя возвращения к ситуации 1988 года и т.д. 

- И все-таки эти аспекты сегодня все еще являются предметом обсуждения в переговорном процессе. Азербайджан прямо заявляет, что ему должны быть возвращены территории вокруг бывшей НКАО, туда должны возвратиться азербайджанские беженцы. Как Вы относитесь к так называемой сдаче территорий? Какие условия может выдвинуть официальный Степанакерт перед другими сторонами конфликта, а также перед посредниками по данному поводу?

- О возвращении к ситуации 1988 года, как в вопросе статуса, так и в вопросе территорий, нет и не может быть даже речи. Территория Арцаха никоим образом не может быть очерчена границами бывшей автономной области. Проблема статуса и вопросы безопасности являются узловыми политическими аспектами урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Все остальные вопросы являются производными от них. Обеспечение безопасности Республики Арцах во всех измерениях собственными силами также не может быть подвергнуто ни малейшему сомнению. Конечно, нам могут сказать, что Азербайджан пообещает гарантию невозобновления военных действий. Но какова гарантия азербайджанской гарантии? 
Что касается остальных вопросов, то мы готовы обсуждать их с Азербайджаном. Думаю, что это основанная на реалиях конструктивная позиция. Мы глубоко убеждены, что всякого рода решения должны приниматься именно на основе компромиссов и ни в коем случае не должны носить односторонний характер. Только в этом случае возможно достижение всеобъемлющего мира. 
Что касается вопроса беженцев. Власти Нагорно-Карабахской Республики никогда не отрицали возможность их возвращения в пределы нашей республики. Но для решения этого вопроса необходимы определенные условия. Первое и самое главное заключается в том, что решение гуманитарных вопросов, к числу которых относится и возвращение беженцев, не должно подменять собой решение политических вопросов. Только после решения политических вопросов, например, статуса, можно переходить к гуманитарным вопросам. В противном случае, беженцы, как весьма уязвимая категория, могут снова пострадать. Кроме того, процесс возвращения азербайджанцев в НКР должен быть синхронизирован с возвращением армянских беженцев в Азербайджан, иначе решение этого гуманитарного вопроса станет просто нереальным. 

- Понятно, что реальной модели урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в настоящее время, к сожалению, нет. Когда будет – тоже неясно, и, как утверждают в Азербайджане, с неизбежностью встает вопрос о возобновлении военных действий. Так сказать, новой войне... Вы не боитесь ее?

- Что касается войны, то она неприемлема для любого разумного человека. Война – это разрушения, это - смерть, это - нерожденные дети. Не думаю, что в Азербайджане не понимают столь простых вещей. Тем более, что в начале 1990-х Азербайджан, навязав Карабаху войну, будучи уверенным, что сумеет тем самым уничтожить Арцах и всецело завоевать его территорию, потерпел поражение. Не думаю также, что там не понимают всей пагубности развязывания новой войны – как в плане собственных интересов, так и интересов международного масштаба. Не секрет, что Южный Кавказ и, в частности, наш регион в существующем раскладе отношений может стать своеобразным детонатором взрыва, радиус которого охватит расстояние куда большее, чем представляется кое-кому по недомыслию. Повторю то, что говорил по этому поводу не раз. Воинственная политика Азербайджана напрасна и неуместна. Я глубоко убежден, что существующие в современном мире проблемы возможно решить исключительно цивилизованными методами, за столом переговоров и посредством прямого диалога. Но если Азербайджан прибегнет к силе, то окажется в более тяжелом положении, чем во время войны 1991-94 гг. 

- Вы даже как-то говорили, что в случае возобновления войны с Азербайджаном армия обороны НКР может продвинуться еще дальше - так сказать, вглубь территории Азербайджана...

- Говорил, и от слов своих не отказываюсь. Другое дело, что это тоже не есть решение проблемы. Наоборот, это станет новой эскалацией напряженности между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, не говоря уже об Армении. И о мерах доверия между нашими народами, которые всячески стараются привить нам международные посредники, придется забыть – лет, этак, на сто, если не больше. 

- В таком случае вопрос: если бы Вы со своей командой дипломатов, без представителей Армении, сели за стол переговоров с азербайджанскими переговорщиками, то что бы Вы им предложили? Каким образом выстроили бы систему мер доверия с Азербайджаном?

- Прежде всего должен заметить, что я не разделяю того мнения, что НКР, вернувшись в переговорный процесс, должна вести эти самые переговоры единолично, без Армении. Самостоятельная позиция Нагорного Карабаха вовсе не предполагает исключения из переговорного процесса Армении. Единственный действенный формат переговоров – трехсторонний: Армения–Азербайджан-Арцах. 
Должен заметить, что такой подход, кажется, уже обретает практические очертания. Возможно потому, что все наши неоднократные призывы к посредникам о восстановлении полноценного формата переговоров (в соответствии с условиями Будапештского саммита) получили определенный резонанс. Во всяком случае, все страны и структуры, так или иначе вовлеченнные в переговорный процесс, отмечают необходимость обсуждения проблемы также и с НКР. И это естественно, поскольку сегодня уже все понимают, что без участия Нагорного Карабаха в переговорах невозможно принять какое-либо окончательное решение. 
Что касается того, что мы можем предложить Азербайджану. А что могут предложить друг другу два соседних государства? Ровные и стабильные отношения, основанные на взаимоуважении и в перспективе на взаимовыгодном сотрудничестве.

- Позвольте задать Вам еще один похожий вопрос. Какие доводы, аргументы в пользу провозглашенной Арцахом независимости Вы, будь карабахская сторона на переговорах, предъявили бы Ильхаму Алиеву?

- Я думаю, что и без меня Алиеву (как отцу, так и сыну) было предъявлено немало аргументов о законности, а значит, и естественности провозглашенной в 1991 году независимости Арцаха. К сожалению, руководство Азербайджана, не внемля этим аргументам, хотя и продолжая спекулировать международным правом, само не предъявляет, в отличие от армянских сторон, ни одного мало-мальски значимого юридического документа, ни одного правового акта, на основе которых нынешняя Азербайджанская Республика могла бы претендовать на Нагорный Карабах. 
Упорно цепляясь за принцип территориальной целостности, азербайджанское руководство сознательно искажает его, превращая вполне мироохраняемый принцип в средство закабаления других народов и захвата их територий. Поэтому пока Азербайджан не откажется от упования на военную мощь, на разговор с позиций силы, я не вижу каких-либо реальных подвижек в урегулировании наших взаимоотношений и установлению цивилизованного диалога. 
Тем не менее, о самих доводах скажу. Их немало. Прежде всего, совершенно алогично, чтобы Нагорный Карабах, который провозгласил свою независимость в форме повышения национально-государственого статуса, должен быть административно-территориально подчинен нынешнему Азербайджану. Нагорный Карабах никогда не был частью территории Азербайджана – ни того, который был создан в 1918 году на турецких штыках, и ни того, который образовался в результате распада Союза. Что же касается советского Азербайджана, то уже не раз было замечено во время обсуждений проблемы на самых разных международных уровнях, что волевой акт партийного органа третьей стороны не может являться в аспекте норм международного права юридическим документом доказательного свойства. 
Все это, а также многое другое из арсенала веских доводов в пользу независимости Арцаха хорошо и давно известно. Можно было бы избежать их повторения, если бы в Азербайджане, вняв разуму и логике необратимости исторических процессов, заняли бы действительно конструктивную позицию на переговорах, акцентируя свое внимание больше на решении вопросов поствоенных последствий. То есть смотрели бы в будущее, а не терзали собственный народ иллюзиями прошлого. 

- Господин президент! На минуту отвлечемся от реальности и предположим, что в Азербайджане раскаялись в содеянном (речь опять же о «сумгаите», «баку», «кировабаде» и т.д.), признали право карабахцев жить на своей родной земле, но при этом предложили бы Арцаху на правах «широкой автономии» войти в состав Азербайджанской Республики. Как Вы на это смотрите?

- Вы знаете, если бы в Азербайджане действительно раскаялись, осознали, признали и так далее, то никогда бы и не предложили эту самую широкую автономию. Дело здесь в самом понятии «широкая автономия». Иногда его называют «высоким статусом». Суть та же. И суть эта – профанация мирного договора, мирного сосуществования двух народов. Выдвигая данный тезис, азербайджанские политики попросту занимаются политической спекуляцией. Как я уже сказал, возврата к прошлому нет. Мы уже имели эту автономию в течение 70 лет советской действительности и все знаем, чем это кончилось. Ни о какой широкой, широчайшей или еще какой такой автономии речи быть не может. Конфликт с Азербайджаном может быть разрешен только одним способом – юридическим признанием на международном уровне независимой Нагорно-Карабахской Республики. 

- Итак, Нагорный Карабах уже двадцать лет существует как самостоятельное государство, пусть и непризнанное в известном смысле. Карабахцы живут своей, а не чужой жизнью, и весь вопрос теперь в том – как они живут? Поэтому, господин президент, позвольте от внешних проблем перейти к внутренним проблемам Нагорно-Карабахской Республики. Много ли их? Каковы их причины? И как в республике их решают? 

- Краеугольным камнем в философии государственного строительства нашей республики является осознанный выбор в пользу построения демократического государства и создания гражданского общества. Формы и способы построения такого государства уже давно апробированы в цивилизованных европейских странах, и мы в разумных пределах стараемся привязать их к существующей реальности. За годы независимости в нашей республике окончательно сформировались современные институты государственности, страна перешла на мирные рельсы развития, начался процесс восстановления практически полностью разрушенной войной экономики. 
Нагорный Карабах по праву является одной из самых стабильных стран не только в регионе, но и на постсоветском пространстве. В нашей республике стабильные показатели экономического роста, заметно повысился жизненный уровень населения. Вместе с тем, у нас все еще много неразрешенных проблем. Война и ее последствия нанесли серьезный урон нашему государству и до сих пор мы вынуждены преодолевать их.
На сегодня для НКР наиболее актуальными являются вопросы социально-экономического характера. Приоритетами здесь являются улучшение и повышение уровня жизни населения, особенно, его социально-уязвимых слоев осуществление мер по улучшению демографической ситуации, развитие приоритетных напаравлений экономики, энергетики, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, производственных инфраструктур, а также решение проблемы водоснабжения для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, создание эффективной ирригационной системы. Ключевое значение мы придаем развитию села. Это направление было приоритетным и в моей предвыборной программе. Экономически развитое село – один из ключевых компонентов безопасности и поступательного развития Карабаха. Уверен, что несмотря на все трудности, мы сумеем справиться с вызовами экономического и социального характера.

- Каким образом в Нагорном Карабахе укрепляется эта основа – стабильное экономическое развитие?

- В своем экономическом развитии мы опираемся прежде всего на собственные силы, на потенциал всего армянства, на рациональное использование имеющихся у нас ресурсов и возможностей, что выработало у нашего народа и нашей страны высокую степень жизнестойкости. Именно это мы считаем самой надежной основой нашего развития. 
Большое значение мы уделяем разработке различных инвестиционных программ. Пока эти программы, объявленные нами в качестве приоритетных, направлены, прежде всего, на обеспечение потребностей внутреннего рынка. Такую задачу посильны решить средние и малые предприятия, задействованные в Арцахе, и потому этому сегменту бизнеса уделяется первостепенное внимание. В НКР создан благоприятный инвестиционный климат: налоговое законодательство у нас довольно, я бы сказал, ощутимо либеральное, до простейших элементов доведены отношения хозяйствующих субъектов с государственными структурами, законодательно закреплена защита прав инвесторов. 

- Каковы основные приоритеты экономической политики НКР?

- В качестве приоритетных сфер я бы прежде всего отметил гидроэнергетику. Здесь рациональным направлением нам представляется строительство малых ГЭС, благо позволяют наши водные ресурсы. Впервые на армянском бизнес-поле было проведено публичное размещение акций компании «АрцахГЭС». Предприятие поменяло свой юридический статус с закрытого на открытое акционерное общество. По существу, был расширен фронт инвестиционных вложений. 
К числу приоритетных направлений следует отнести и аграрную сферу, а также капитальное строителство. Это те две важные отрасли, без которых немыслимо серьезное развитие экономики республики.
В сельском хозяйстве нам предстоит решить немало важных задач. Прежде всего это относится к виноградарству – отрасли традиционно благополучной для Арцаха. Военные разрушения значительно сказались на этой отрасли, и теперь ее надо восстанавливать. Именно виноградарство и переработка сельхозпродукции (прежде всего – винодельческой) могут стать вполне самодостаточными для экономики республики. Тем более, что еще с советских времен у нас накоплен достаточный опыт – в былые времена в Карабахе общий сбор винограда доходил до ста восьмидесяти тысяч тонн в год. У нас разработана специальная программа, рассчитанная на длительную перспективу. Правда, особо радоваться пока нечему, имея в виду прошлые достижения, однако тенденции роста обнадеживают. Впрочем, хочу заметить, что при сложившихся обстоятельствах (проблемы рынка, недостаток перерабатывающих предприятий, хранение, транспортировка) быстро, в короткие сроки реанимировать отрасль будет не просто.

Другим приоритетным направлениям является животноводство. Тут тоже следует отметить достаточный потенциал для развития. Хотя свои трудности имеются и в этом деле – соответствующие помещения, механизация, трудовые ресурсы. Тем не менее, специальные программы разработаны. И потенциальные инвесторы спокойно могут вписаться в них, гарантируя себе рентабельное производство – спрос на мясо будет всегда. Кстати, в рамках программы по развитию животноводства в прошлом году в республику завезены партии породистых видов крупного рогатого скота – из Швейцарии и Австрии.
На сельскохозяйственные программы в целом бюджетом этого года предусмотрены немалые финансовые средства - более 2,5 млрд драмов, что почти на полмиллиарда превышает аналогичный показатель 2009 года. 
Особое значение для поднятия на соответствующий уровень не только сельского хозяйства, но и всех остальных направлений экономики Арцаха имеют, как я уже отметил, инвестицции, которые мы активно привлекаем. 
Они необходимы и в капитальном строительстве, и в любой другой отрасли экономики республики. В этом плане у нас создана и уже несколько лет как действует соответствующая структура – Арцахский инвестиционный фонд. Одна из самых крупных программ этого фонда – ипотечное кредитование жилья, которое с каждым годом расширяет географию своей деятельности. Конечно, инвестирует Фонд не только в жилье. Ведь дел в Нагорном Карабахе много. И в сельском, хозяйстве, и в капстроительстве, и в добывающей промышленности, и в туризме. У нас созданы и продолжают создаваться реальные условия для сбалансированного развития экономики с использованием всех ресурсов республики – естественных, трудовых, интеллектуальных. Прибавим к сказанному политико-экономический потенциал всего армянства и можно быть уверенными в том, что у Арцаха надежное будущее. Я в этом абсолютно уверен.

Беседу вел Карен Захарян
http://defacto.am
Категория: Аналитика | Просмотров: 1011 | Добавил: ANA | Рейтинг: 0.0/0
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz