Пятница, 29.03.2024, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Июнь » 28 » РОДИНА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЖИВЫЕ, НО И МЕРТВЫЕ
03:08
РОДИНА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЖИВЫЕ, НО И МЕРТВЫЕ
 Спюрк. Воистину, как много в этом слове... и горя, и драмы, и ностальгии, и воли, и безволия, и побед, и поражений, и церквей, и школ, и рождений, и ... смертей. Да, спюрк - это и смерть тоже. Как света не может быть без тьмы, так и жизни без смерти. И уж коль "Армения" совершает кругосветное плавание в рамках экспедиции, носящей имя Месропа Маштоца, значит, маршрут ее пролегает по дорогам спюрка, отдавая якорь там, где есть не только армянские церкви, армянские школы, армянские дома, но и армянские кладбища. Да, и кладбища тоже. Так что рядом с жизнью и очагом есть и такая тема, как смерть, кладбище. К теме этой я шел долго.

Впервые в спюрке я посетил кладбище в Лос-Анджелесе. Это было более четверти века назад. Возложил цветы на могилу Гургена Яникяна. В Сан-Франциско посетил огромное армянское кладбище с названием "Арарат", где возложил цветы на могилу Согомона Тейлеряна у подножия поистине величественного надгробья. Там же в мемориальном зале посетил амфору с прахом Уильяма Сарояна. Правда, это была половина праха. Вторая половина в 1981 году была похоронена, по завещанию великого писателя, в Ереване, в пантеоне Комитаса. В Техасском Хьюстоне сегодня осталось мало армян, но там есть этакое бескрайнее кладбище с армянскими могилами, по надписям на которых можно о многом узнать. То же самое можно сказать о Бейруте, Алеппо, Каире, Багдаде, Тегеране, Исфагане, Марселе и многих населенных пунктах всех без исключения пяти материков. В конечном итоге речь идет о миллионах и миллионах могил и надгробий. И больше всего на территории Турции, особенно Западной Армении, и на территории царской России (СССР). Почти везде сохранились и охраняются местными властями то, что в цивилизованном мире называют святынями. Лишь в Турции и в созданной под ее давлением и эгидой социалистической республике Азербайджан все стерто с лица земли подчистую.

Вот только один пример. В 1978 году, работая над книгой "Очаг", я путешествовал по всей Армении в течение полугода беспрерывной экспедиции, посетил все без исключения населенные пункты Армянской ССР. Стартом был Мегри, куда я поехал через Нахичевань, получив на это официальное разрешение в МВД. Таков был закон, ибо Сталин превратил новоиспеченную Армянскую автономную республику Нахичевань в сплошную пограничную зону. Годы спустя, 29 февраля 1988 года, на заседании Политбюро ЦК КПСС М.С. Горбачев выразит удивление по поводу того, что пограничной была объявлена вся территория Нахичевани. А это значит - даже армяне, родившиеся там, не имели права без пропуска поехать туда или хотя бы посетить могилы своих предков. Это все происходило на территории СССР. И мы молчали.

Тогда перед стартом моей экспедиции в Мегри я посетил не только Джугу с тысячами и тысячами хачкаров, но и кладбища Знаберта, самой Нахичевани, Ордубада и, конечно, Агулиса. При коммунистическом тоталитаризме еще кое-как удавалось кое-что сохранить. Но при капиталистической демократии вандализм был возведен в ранг государственной политики. Мало того, чтобы оправдать свое зверство, азеры объявили на весь мир, что хачкар явление турецкое, назвав армянские шедевры малой архитектуры хачдашем. И мы молчали. Молчали не в советское время, а в эпоху независимости. Молчали, когда подчистую тысячи и тысячи сохранившихся в советское время хачкаров были выкорчеваны бульдозерами и вывезены вагонами. Молчали трусливо и гадко. Публикации же у себя дома на армянском и русском языках были настолько лживыми, особенно если учесть, что независимая Армения является полноправным членом ООН и многих международных организаций.

Слава Богу, в в абсолютном большинстве стран мира вопрос кладбищ стоит иначе. Скажем, в Сингапуре древние кладбища и церкви считаются национальным достоянием государства. "Армения" еще не пришвартовалась к причалу Сингапурского порта, но, зная, что именно в этом городе-государстве по-человечески относятся к прошлому, к старине, к исторической памяти, я решил вернуться к нелегкому разговору, к которому готовился долго и давно. В свое время, претворяя в жизнь генплан города, сингапурцы вынуждены были сносить некоторые строения старины, в том числе и кладбища. И мужи города, снося, скажем, кладбище, надгробья, вставляли могильные камни с надписями в специально возведенные стены, чтобы сохранить их. Казалось, зачем? Для чего? Вроде хозяев, родных и близких усопших давно уже нет. Но ведь в этом-то и гуманность, в этом-то и проявляется действенная цивилизация, мораль, отношение к своей и чужой религии. Скажу, забегая вперед, что Бабас и Гайк сняли для нашего фильма ту самую стену с той самой армянской надгробной плитой.

А пока вернусь к теме, с которой я начал этот репортаж. Да, мы посещаем и кладбища тоже. А в Мельбурне принимали участие и в панихиде нашего соотечественника, присутствовали на похоронах и потом долго ходили по могильным рядам армянских участков общегородского кладбища. Вот тут и появились в блокноте отдельные заметки по теме "Живые и мертвые".

... Мельбурн. Панихида в церкви. В первых четырех рядах одетые в траур родственники. Перед алтарем - гроб. Закрытый. На крышке гроба цветы. Проводят панихиду святой отец Киракос и прибывший из Сиднея священник Партев. Узнал имя умершего. Виктор Тер-Погосян. Инфаркт. Гроб выносят восемь мужчин в униформах. Два лимузина. Один катафалк. В одном - родные и близкие.

Кладбище. Несколько десятков гектаров. Не просто земля, трава, деревья, а красиво, с умом, строго, словом, удобно. Обустроенный фантастических размеров парк. Ровные дороги на кладбище с соответствующими дорожными знаками. Участки с могилами греков, итальянцев, арабов, армян, евреев, русских и многих других. Обратил внимание, что практически все надгробные камни, памятники, скульптурные фигуры имеют почти один и тот же объем. Есть на этот счет определенные указания мэрии. Заказы тоже в своем большинстве выполняют специальные цеха, мастерские, находящиеся под эгидой мэрии. Они и отвечают за размеры. С каждым годом становится все строже.

Похоронили нашего соотечественника Тер-Погосяна не там, где написано "армяне", а на просторном поле, откуда издалека не видно надгробий. Это для нас нечто новое.

... Оказывается, есть много людей, которые не хотят, чтобы после их смерти возложили на них тяжелые камни. Таковым был отец Виктора Тер-Погосяна Зограб Тер-Погосян. Таких на мельбурнском кладбище очень много. Прах (или даже тело) хоронят, и над землей можно увидеть лишь розовую плиту размером тридцать на двадцать сантиметров. Толщина плиты не более полутора сантиметров. Высечена веточка ивы, крест, имя, фамилия, даты. Иногда можно встретить еще несколько слов. Таких плит очень много. Сын не успел ничего завещать. Решили похоронить рядом с отцом. Но могила Виктора особая. На целом материке, где располагается всего одно государство с населением всего в двадцать миллионов человек, не просто экономят землю, а действительно думают о далеком будущем. Особенно если учесть, что речь идет о многомиллионном городе с его пригородами, спутниками. Вот и у Виктора Тер-Погосяна вырыта могила глубиной более трех метров. И нетрудно увидеть, что есть над его гробом еще целых два этажа уже для последующих похорон.

... Давайте не будем ни обсуждать, ни тем более осуждать. Тема действительно тяжелая, сложная и в то же время тонкая. Однако, думаю, стоит провести некоторые параллели с нашей отечественной проблемой. Речь даже не об Армении (точнее, Республике Армения), а о мегаполисе Ереван.

... Я не собираюсь начинать дебаты. Но имею право, не вызывая никого на диалог, а тем более, на споры, порассуждать, так сказать, прилюдно. Вопросом этим в свое время занимались многие. Незабвенный Серо Ханзадян хорошо знал толк в этой теме. В своем многотомном "Айренапатуме" он рассказывает и о многих кладбищах Армении, Арцаха, Гардманка, Нахичевани. И, помнится, как в Союзе писателей, где Сильва Капутикян попыталась раскрыть тему кладбищ, Серо в поддержку сказал: "Скоро маленькая Армения превратится в большое кладбище". Кстати, тема тогда оказалась в повестке дня писательского собрания потому, что после выступления Сильвы по телевидению многие, мягко выражаясь, просто не поняли ее. А говорила она не только о безвкусице и пошлости многих надгробий, но и о "захвате территорий чиновниками". Да, проблема есть, но мы, как это часто бывает, не готовы хотя бы поговорить по-братски. Ведь, хотим мы того или нет, но когда-нибудь встанем перед неизбежностью разрешения проблемы. Тут, как говорил неповторимый Серо, придется или срочно построить крематорий, или срочно вернуть все наши потерянные территории. Мне думается, лучше если и то, и другое.

... Удивительно, как много бессмертных людей говорили о смерти. Я имею в виду тех, кто своими гениальными деяниями шагнул в бессмертье. Но мне ближе всего и по душе слова Хримяна Айрика, который, обращаясь к прихожанам, говорил о том, что надо учиться не только жить, но и умирать. Имея в виду - умирать за родину. Ученые в своих определениях обычно обходят стороной эмоции. Вот и сухо считают, что смерть - это прекращение жизнедеятельности организма, его гибель. Однако сегодня я совершенно о другом. Я о ... земле, которая называется родиной. И тут не могу не вспомнить, что среди любимых моих философов есть один не очень популярный, но, как отмечали его современники, который был очень шумным. Звали его Ксенофаном. А вот прозвище у него было просто уникальным. "Последний голос". "Послесловье". "Завершающий". По-гречески звучит "Колофон". Вот и вошел в историю как Колофонский. Ксенофан Колофонский. Надо было иметь большую смелость, чтобы в шестом-пятом веках до нашей эры громить многобожье, выступать против антропоморфизма, то есть против тех, кто всяким там мифическим существам или даже природным явлениям придает сверхъестественные свойства. Словом, был до мозга костей реалистом. И за долгие века до обнародования текста "Библии" Колофонский писал о жизни и смерти очень четко: "Из земли все возникло и в землю все обратится в конце концов". Вот почему мы должны твердить все время, что не просто землю требуем у турок, а родину, и что вандалы не просто разрушали хачкары, но оскверняли прах наших предков, лежащих под хачкарами на родине-земле. И вот почему надо сегодня твердо знать, что венцом жизни наших усопших предков является действенная память о них. Память, без которой разрывается связь времен, гасится чувство родины. В то же время нельзя переставлять решение проблемы земли и кладбищ на плечи будущих поколений, ибо им тогда еще труднее и еще тяжелее будет решать ее.

... Что же касается спюрка, то, думается, нам надо иметь атласы (сборник, энциклопедия, по истечении времени - альманах) всех кладбищ спюрка. Пусть сама идея никого не пугает, тем более что есть уже некоторые примеры. Подобную работу можно проводить и на местах. В абсолютном большинстве стран есть наши посольства, церкви, консульства, почетные консульства, активисты, партии, организации. Ведь там на чужбине стала землей большая часть останков нашего народа. Там есть множество великих имен. Там не просто надгробья, а целое искусство, малая архитектура хачкар, прекрасное, великое разнообразие мыслей, подобно тому, как, скажем: "Здесь отдыхает тот, кто никогда не отдыхал, соблюдая тишину". Да и ведь они все сыны и дочери нашей единой святой апостольской церкви.

... И еще: Бабас и Гайк сняли целый фильм о том, как у многих народов (особенно у евреев) хоронят, мудро экономя землю. При этом там хранят и любовь, и уважение, и ровное, и равное отношение к усопшим.

... Последние строки писал уже в Сингапуре. Завтра экипаж посетит армянскую церковь, которая возведена в ранг национального достояния страны. И не только церковь. Но об этом в следующем репортаже.

Зорий БАЛАЯН, "Армения"

ИСТОЧНИК: www.azg.am

Категория: Это было... | Просмотров: 650 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz