Маленькое село на обочине большой дороги
Все ли помнят, что на границе Армянской ССР с Азербайджанской
ССР было, в частности, два анклава – островные территории: наш Арцвашен
и турецкий Кярки. Арцвашен был действительно островной территорией,
никак и ничего не контролирующей. Изначально это был не анклав, а выступ
армянской территории; в анклав он был постепенно превращен стараниями
властей Аз.ССР и при бездействии властей наших. Во время последней войны
Арцвашен, несмотря на заверения, был сдан туркам. В истории этой до сих
пор многое покрыто туманом.
ТУРЕЦКИЙ КЯРКИ РАСПОЛАГАЛСЯ НА ЕДИНСТВЕННОЙ АВТОДОРОГЕ,
связывающей Араратскую долину и Ереван с Вайоц Дзором и Сюником, в
самом удобном для разбоя и засады месте. Административно он относился к
Нахиджевану. Верные своим адатам оседлавшие автодорогу турки с прицелом
на будущее делали все для превращения села в опорный пункт, откуда в
дальнейшем могли бы расползаться уже по долине. Оно пользовалось
неслыханными для нас и обычными для экспансионистов привилегиями. Здесь
был сельскохозяйственный техникум, куда приезжали учиться из Нахиджевана
и других районов Азербайджана. Естественно, часть из них оставалась тут
жить. Молодым семьям государство оказывало безвозмездную финансовую
помощь, более того, все жители только за то, что жили в Кярки, получали
от государства по 500 рублей ежемесячно (зарплата профессора была
меньше) – опять же безвозмездно. Не нужно быть политиком, чтобы понять,
зачем все это делалось.
Во время последней армяно-турецкой войны анклав Кярки был
ликвидирован. Сначала его заселили беженцы из Аз.ССР, в основном
горожане, часть которых постепенно перебралась в города. Сейчас село
заселено и жителями разных областей Армении и Еревана и называется гордо
– Тигранашен.
Село это… висит в воздухе. Непонятно, по какой причине, – то ли чтобы
не нервировать европейские структуры, то ли чтобы не усложнять жизнь
себе, наши чиновники его не признают, оно… не существует ни в каких
официальных документах Армении: его нет, хотя каждый, кто едет по
дороге, видит и дома, и табличку с названием, и школу. Но одно село – не
государство, оно не может существовать самостоятельно, и признание для
него – насущная необходимость.
Поскольку села официально не существует, жители оставлены на произвол
судьбы. Им так и говорят: живите, как можете. Соответственно, один
овладел участком в 60 га, другой – в 40, третьему досталась дырка от
бублика. Один решил, что, поскольку власти нет, он волен делать, что
вздумает, – и перекрыл улицу, расширив свой приусадебный участок.
Соседу, который хочет подвести к своему дому воду, сделать это уже
невозможно, потому что улица частная! В ущелье рядом с селом бьет
сильный родник: поднять бы воду к селу, раздать ее сельчанам, но некому,
нет власти. В итоге без воды осталась и школа. Ей по мере возможностей
помогает ереванский Ротари-клуб Интернэйшнл, постепенно ремонтирует,
приводит в достойный вид. Но проблему воды клуб решить не может, и школа
собирает дождевую воду, чтобы работали туалеты. Она и сама на птичьих
правах – по документам находится в соседнем селе, и в старшую школу дети
ходят уже туда.
ВОПРОС ЛЕГАЛИЗАЦИИ СЕЛА, ЕГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРАВОВОЕ ПОЛЕ АРМЕНИИ,
поднимался не раз - и во всех инстанциях. О нем знают и в областном
центре – Арташате, и в Национальном Собрании. Все в лучшем случае
обещают, в норме – отмахиваются. Очевидно, любить армянский народ
скопом, теоретически намного легче и удобней, чем жителей конкретного
села, чьи проблемы надо решать не общими патриотическими фразами, а
конкретными делами.
Конкретных же дел, требующих неотложного решения, более чем достаточно.
Во-первых, попросту необходимо признать физическое существование села
как административной единицы, общины Араратской области. Все отговорки
смешны и не выдерживают никакой критики. Всем давно ясно, что связывать
предоставление административного статуса селу с решением карабахской
проблемы, которая уже давно решена, как минимум глупо, если не сказать
больше… Во-вторых, необходимо провести инвентаризацию села – домов,
угодий, официально закрепить за людьми их участки, дать им уверенность в
завтрашнем дне, а потом требовать и столь любимые нашим государством
налоги. Село необходимо газифицировать, решить вопрос питьевой воды.
Затем необходимо решить вопрос учета жителей - сейчас они даже и не
голосуют. При нынешних их возможностях ехать за тридевять земель на
официальное место жительства, чтобы там проголосовать, – им это нужно?
Тем более что на их положении это даже теоретически не может отразиться.
Необходимо решить вопрос школы. Сейчас в ней всего 19 учеников. Будет
у села определенное будущее, уверенность в завтрашнем дне – увеличится и
их число. Педагогический коллектив – фанатики своего дела; иные туда бы
не поехали, так надо дать им возможность реализации.
Наконец или, может быть, в первую очередь необходимо взять бульдозер с
ножом пошире и "экспроприировать" в пользу общины сельские улицы, чтобы
по селу можно было передвигаться беспрепятственно, не утыкаясь в заборы
загребущих самодуров.
Есть, естественно, целая куча и других дел – больших и малых,
неважных для стороннего человека и крайне важных для самих сельчан.
Часть из них они могут решить и сами, но для этого нужно, чтобы власть
признала их существование - как самого села, так и дел.
Ни Тигранашен, ни его проблемы не исчезнут. Их надо решать.
Как – это обязанность власти. На то она и власть, и индульгенции ей
никто не даст.
Раздан МАДОЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20386/home/25784/
|