Пятница, 21.07.2017, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Декабрь » 18 » ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА "АРМЯНСКАЯ ПАСТОРАЛЬ"
13:45
ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА "АРМЯНСКАЯ ПАСТОРАЛЬ"

 Прохожие задерживались у здания Гюмрийской мэрии, невольно остановился и я: через оконный проем второго этажа округлого центра фасада краном проталкивали в помещение отреставрированную фреску Минаса Аветисяна "Армянская пастораль" (4 х 25 м).

Итак, отныне эта знаменитая фреска - собственность городской мэрии и лицезреть ее смогут главным образом чиновники, старейшины мэрии... Не об этом я мечтал все эти годы: вот уже лет десять, как рядом с Академией искусств кто-то соорудил 2-этажный каркас со сверхмощными швеллерами, балками и бросил все это на произвол судьбы. Можно было бы завершить строительство и основать в нем Музей фресок Минаса Аветисяна?

Землетрясение 88-го года не пощадило никого и ничего, в том числе и гениальные фрески Минаса Аветисяна на стенах столовых предприятий Ленинакана и культурных объектов ширакских сел.

После трагедии один из журналистов республики назвал эти фрески "гениальными ошибками Минаса", имея в виду факт их создания в зоне сейсмически повышенного риска. Собственно говоря, а что было делать Минасу? Как известно, жил он не на широкую ногу, чего очень заслуживал, а временами даже нуждался. Слава богу, в правительстве догадались поддержать его и предложили "халтуру". Гении не умеют халтурить, они всегда творят в свое удовольствие, поэтому и рождаются шедевры искусства. Я всегда был уверен, что Великий джаджурец за свою работу получал мизерную часть действительной стоимости своих фресок - они уже сегодня бесценны.

В 1994 году на заседании правления Союза интеллигенции Гюмри была предложена схема восстановления фресок художника: основать Всеармянский фонд "Минас Аветисян", на собранные средства организовать за рубежом подготовку специалистов с тем, чтобы они, вернувшись на Родину, занялись реставрацией фресок. Тогда предложения были отвергнуты со следующими мотивировками: никогда не собрать требуемую сумму, подготовка кадров реставраторов - это обязанность государства, а не общественной организации, за гроши реставраторы не будут работать и т.д.

Время доказало, что все эти доводы были пустыми оговорками. Стоило государству, гюмрийской мэрии и олигархам обернуться лицом к фрескам Минаса, пострадавшим во время землетрясения, как стали решаться проблемы, до этого казавшиеся неразрешимыми: был основан фонд "Минас Аветисян", председателем попечительского совета которого стал сын художника Арман Аветисян, а в Италию были отправлены молодые люди для обучения реставраторскому искусству, на восстановление фрески "Армянская пастораль" Гюмрийская мэрия выделила из местного бюджета 37 млн драмов и т.д.

Общественные страсти вокруг фресок Минаса Аветисяна кипели всегда. Особого накала они достигли в Гюмри, когда фрески стали восстанавливаться и вывозиться в Ереван, устанавливаться в организациях, имеющих общественно-политическую значимость. Что плохого в том, что их будут лицезреть официальные гости Армении, которые лишь понаслышке знают нас и нашу республику, а наши соотечественники, покидающие родину навсегда, увидев фрески Минаса, еще раз задумаются над смыслом жизни и запомнят: двух родин не бывает. И в горе, и в радости - Родина одна!

Как ни странно, перенос фресок Минаса в Ереван гюмрийцы объявили незаконным (следовательно, их реставрацию тоже). Удивительно наивна и аргументация данного утверждения: "В 70-х годах за фрески Минасу выплачивались средства из фондов предприятий, создаваемых нашими родителями", следовательно, эти фрески - собственность Гюмри. Однажды я высказал мысль, что эти шедевры искусства не могут считаться собственностью ширакцев, поскольку они - общенациональное достояние. Как же тут все ополчились против меня! Как бы там ни было, напрасными были волнения этих лет, дебаты, так и не ставшие конкретным делом, обиды на правительство, таскания Армана Аветисяна, выступившего против мнения гюмрийцев, по судам и многое другое. Хотя все это уже в прошлом, но неприятный осадок остался: больно за Гюмри и гюмрийцев...

Свои фрески Минас создавал в Шираке 70-х годов, я не раз обозревал их и каждый раз отходил от них в задумчивости, проникнутый минасовским лиризмом. В чем нескончаемое обаяние произведений Минаса? Ему достаточно нескольких мазков и линий, чтобы запечатлеть присущие и самые характерные черты своей родины и ее людей, это - Армения, Ширак и его люди: Великий джаджурец был великим певцом Ширака.

Землетрясение пощадило стену столовой шлифовального завода, но испещрило "Армянскую пастораль" на 420 кусков, которые с годами стали отваливаться, и недалек был день, когда от фрески не осталось бы ничего. Правительственным постановлением от 2 февраля 2011г. было решено пригласить из зарубежья специалистов, отреставрировать "Армянскую пастораль" за счет городского бюджета и установить фреску в здании Гюмрийской мэрии.

Фабрицио Якобини из Италии согласился выполнить работу со своей командой за 37 млн драмов. Учитывая размер фрески, выходит, что за каждый квадратный метр уплачено 37 тыс. драмов, а это - никакие не большие деньги за подобную работу, что, естественно, сказалось на перерасчетах - были произведены непредвиденные расходы в пределах 7 млн драмов.

Реставрация фресок - это сложная и многоэтапная работа. Отсутствующие куски фрески реставраторы покрыли более бледными красками, подчеркнув линии и мазки, не принадлежащие кисти Мастера. В начале сентября реставраторы приступили к последнему этапу работы - удалению слоя клея с фрески. Согласно договоренности, мэрия обязана была выплатить к этому времени оставшиеся 6 млн и сумму непредвиденных расходов, но она не торопилась: высшие чины мэрии, крайне обиженные на власти и гюмрийцев в связи с выборами в местные органы самоуправления, самоустранились от дел. Тогда им было не до фресок Минаса.

Как тебе на новом месте, "Армянская пастораль, измученная землетрясением, бесхозностью и пересудами?

Юрий АРУТЮНЯН

http://www.golosarmenii.am/ru/20349/culture/23701/

Категория: АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! | Просмотров: 325 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz