Суббота, 20.04.2024, 11:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Май » 2 » Восстановление исторической справедливости по вопросу уничтожения коренных народов на территории Османской Турции
22:41
Восстановление исторической справедливости по вопросу уничтожения коренных народов на территории Османской Турции
Современное состояние процесса восстановления исторической справедливости по вопросу уничтожения коренных народов на территории Османской Турции в 1915-1923 гг.

Современное развитие процессов Армянского вопроса (Армянского суда, Армянского дела) берет свое начало в 1965 г., когда армянство отметило 50-ю годовщину Геноцида. Этот всплеск национального движения или фронды многие приписывают на счет символизма даты, но это не совсем так. 1965 год явился переломным по многим причинам, из которых можно выделить основную. Для армянской диаспоры после 2-й мировой войны к этому времени стало понятно, что вопрос армян больше не стоит в повестке дня мировой политики, и борьба за его решение должна быть перемещена из узких коридоров политических договоренностей в сферу широкой мобилизации армянства и создания общенационального фронта и лоббинга. Символическая дата лишь подхлестнула эти процессы в армянской диаспоре.

В Советской Армении 1965 год также стал переломным, тогда с определенной позиции соучастии и сочувствия властей, до этого всячески чуравшихся и отстранявшихся от этого вопроса, настроениям активной части армянского общества был начат процесс обсуждения, изучения и осуждения преступления против армянского народа в начале 20 в. И хотя, при молчаливом согласии на эти действия центральных властей Советского Союза данные процессы несли на себе печать советской пропаганды, они в буквальном смысле перевернули общественное сознание армян Армении, после чего ни о каком возврате к прошлому отрицанию объективности и злободневности уже не осталось и следа.

В дальнейшем эти процессы в армянском Спюрке и в Армении, не смотря на их идеологическое различие и масштабы, прошли довольно сходные векторы внутреннего развития, и лишь потом между ними наметились различия. Речь идет о том, что и в Спюрке и в Армении на первом этапе развития движения за решение вопросов Ай Дата были предприняты большие усилия для широкого ознакомления мировой общественности с темой Геноцида армян, которая к тому времени уже перестала быть актуальной, и пропаганды армянской точки зрения, сочетавшихся в Спюрке с активизацией массовых и публичных акций вместе с традиционным политическим лоббингом, получившим новый импульс. В Советской Амении происходили идентичные процессы гораздо меньшего масштаба и с учетом советской идеологической составляющей. Памятник жертвам Геноцида армян в Цицернакаберде, книги и монографии Джона Киракосяна и Николая Оганисяна, художественные фильмы на тему Геноцида и т.д., и т.п. появились массово именно в это время. Но, как и в Спюрке, так и Армении эти события натолкнулись на глухую стену неприятия и молчания, равнодушия мирового и внутреннего политического сообщества. Как подтверждение, заметим, что массово антиармянская пропаганда в Турции до этого периода почти не велась, так как армянская точка зрения как политический фактор был незначителен и не существенен для этой страны.

Именно тогда, в середине-конце 70-х сначала в Спюрке, а затем и в Армении появляется левое движение в основном молодежи, различное по содержанию и формам, но готовое на крайние методы ведения борьбы, чтобы изменить отношение к Армянскому вопросу, актуализировать его. Естественной причиной появления левого течения в армянском политическом движении явилась явная неэффективность применяемых средств борьбы за решение Армянского вопроса традиционными институтами, сугубо мирные политические акции в защиту которого так и не достигли цели при значительной исчерпанности имевшихся ресурсов.

В Спюрке появились террористические армянские группы и организации (АРА, АСАЛА и др.), проведшие многочисленные силовые акции против турецких высокопоставленных лиц, государственных и общественных объектов и т.д. в Европе, Америке, На Ближнем Востоке и в самой Турции. После подобных первых случаев и событий ведущие мировые СМИ, политические и общественные деятели сразу актуализировали Армянский вопрос, а армянский фактор приобрел фактически некоторую политическую легитимность, насколько таковой могут обладать общественные и политические союзы (Э. Оганнисян об эффективности террора и возросшем количестве статей об армянах). В результате всех этих событий наибольшим достижением Спюрка явилось осуждение Геноцида армян со стороны Европейского сообщества в 1987 г., что явилось беспрецедентным политическим и юридическим актом для лишенной всякой, даже формальной поддержки национальной общественной структуры в диаспоре.

В Советской Армении этот процесс, естественно, не мог вестись официальными структурами, был гораздо пассивнее и гораздо менее массовым. Помимо ежегодного всенародного хода к памятнику жертвам Геноцида и официозного митинга, в Армении возник ряд подпольных диссидентских групп, пытавшихся в меру сил и возможностей придать Армянскому вопросу политическую платформу и общественную легитимность. Их, как правило, жестоко преследовали власти, многие из участников были осуждены. Но и они смогли внести в армянское дело заметный штрих – широкую вовлеченность в этот процесс молодого поколения.

К сожалению, история этой героической страницы борьбы армянства за свою самость и Армянский вопрос еще не написана, и точно сказать о ее масштабах и формах пока не представляется возможным. После образования независимой

Несмотря даже на прямое противодействие этому процессу со стороны администрации Левона Тер-Петросяна, маховик Армянского дела получил новые стимулы, что выразилось тогда и в дальнейшем в широком признании факта Геноцида армян в мире, его политико-юридическом постулировании целым рядом государств, некоторыми влиятельными политическими и общественными институтами.

К концу 90-х гг. прошлого века стало ясно, что факт Геноцида как преступления против человечества является доказанным положением. Которое, правда, требовало и требует постоянного активного доказательства и рефлексии из-за неприятия его турецким государством и не подтверждения основными политическими силами современного мира, где армянская диаспора в реальности или в потенции наиболее влиятельна, прежде всего, в общеевропейских структурах, в США и России. И процесс борьбы за признание Геноцида армян не снизил широты действий до сих пор, что видно по ближайшим годам и событиям (40 стран, из них в ближайшее время около 30).

Армянское общество, Турция и наиболее влиятельные государства именно в последнее время пришли к выводу, что Армянский вопрос достиг стадии, когда необходимо принятие какого-либо кардинального решения. Каждый, конечно, по-своему смотрит на пути и цели такого решения, но главным для армянства становится вопрос, постулированный еще в конце 80-х гг. все тем же Э. Оганнисяном – это необходимость перехода или переноса Армянского вопроса из сферы политики (главный тезис чего - признание Геноцида) в сферу права и соответствующих политических решений, которые смогли бы предложить и привести весь спектр Армянского вопроса к какому-то решению, приемлемому для сторон.

Особенно этот процесс стал заметен в 90-х гг. прошлого века, когда Турция стала соискателем места в Европейском сообществе. С одной стороны этот политический вектор детонировал вопросы Ай Дата в Европе, а как следствие и в мире. При том деятельность Турции по вступлению в ЕС для армян означало и означает потенциальное воздействие европейских ценностей и норм права на турецкое государство и общество, которые в принципе не противоречат целям Ай Дата и могут подвести эти вопросы к приемлемому решению для армян. С другой стороны в прошлом и современном мире не менее политическая целесообразность играла и играет определяющую роль вплоть до того, что «политико-культурный блеф» Турции, прикрывающей ее квази-демократическую и ультра-нацистскую государственность, может быть, и «не замечен» Европой в угоду политической конъюнктуре. Что требовало и требует о т армян еще большей активизации вопросов Ай Дата и мобилизации потенциальных возможностей.

Такая ситуация развития Армянского вопроса сохранялась вплоть до последнего времени. Взорвал эту ситуацию пассивного противоборства и противостояния армян и Турецкого государства 2009 г., когда были подписаны армяно-турецкие протоколы о намерениях установить дипломатические отношения между странами и открыть армяно-турецкую границу в общем режиме. Из-за некоторой закулисности этого процесса, трудно сделать окончательные выводы, почему Президент Армении пошел на этот шаг. Можно предположить политическое давление на него ряда стран из-за социально-экономических и политических проблем Армении, с которыми не может самостоятельно справиться правящий режим. Куда важнее понять логику Президента, подписавшего протоколы. Если судить по заявлениям его самого и его сторонников, они не видели каких либо предусловий в протоколах, боле того, своими заявлениями о приверженности Армении вопросам Ай Дата и свободы Арцаха, категорически неприемлемыми Турцией, нейтрализуя ее возможности ратификации данных протоколов и выигрывая имидж статуса политического лидерства. Оппозиция в самой Армении резко осудила подписание протоколов, указав в них предусловия в формулировках об исторической комиссии и упоминание третьих стран в процессе нормализации отношений.

Армянская диаспора также категорически не приняла протоколы, хотя на постсоветском пространстве массовых протестов против них не было. В практическом ракурсе противники протоколов говорят об их потенциальной угрозе единству армянства, актуальности Ай Дат-овского движения в политике и неприемлемости каких-либо обсуждений факта Геноцида армян. Заметим, что, даже принимая логику Президента, армянской стороне в дальнейшем будет очень сложно вести активный прессинг против Турции, эксплуатирующей тему протоколов, и тем более будет сложно возместить появившиеся трещины в армянском национальном движении и убеждать политических партнеров в продолжении признания Геноцида и давления на Турцию. Тем более, судя по последним заявлениям Турецкой стороны о категорическом отказе обсуждать тему признания Геноцида и независимости Нагорного Карабаха, вряд ли стоит Армении ожидать скорейшего открытия границы и получения некоторых экономических и социальных дивидендов в связи с этим.

Сейчас, особенно после встречи Президента с турецким коллегой в Вашингтоне, большинство политиков и Армении, и Турции говорят о мертворожденности протоколов, съевших немало ресурсов армянских организаций и общества. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов интересы крупных политических игроков на этом поприще, могущих попытаться реанимировать этот процесс или эксплуатировать его в своих интересах. И с этой стороны Армении очень невыгодно находиться в роли стороны такой политической игры, учитывая ограниченность ее ресурсов (заявление Президента от 22 апреля 2010 г.).

За последние десятилетия определился и круг приоритетных тем движения за решение вопросов Ай Дата. Это, во-первых, самое широкое по спектру применяемых методов и средств ознакомление мировой общественности с темой и сутью проблемы Ай Дата (АНКА, ААА, Конторы Айдата). Во-вторых, резолюционное, законодательное и правовое постулирование вопросов Геноцида армян (Дадрян, Барсегов, Конторы Айдата и др.). В-третьих, появившиеся впервые в мировой правовой практике прецеденты возмещения ущерба армян, пострадавших в годы Геноцида и их потомкам. В-четвертых, наметившееся в последнее время в вязи с большей открытостью турецкого общества и развитием информационных технологий – воздействие на турецкое общество, как предпринятых шагов, так и СМИ, Интернета и других информационных ресурсов (Танер Акчам и др.). В-пятых, процесс пробуждения самосознания и самоорганизация исламизированных и тайных армян или их потомков (Фетхие Четин, книга «Внуки», хемшилы, Сасун, арабоязычные армяне, армяне-заза и т.д.). в-шестых, хотя и скромные, и во многом показушные, но предпринимаемые Турцией акты в отношении армянского культурного достояния (Ахтамар, Малатия, Диарбекир, Осман Кёкер и др.). И многие другие факторы, что говорит о значительном прогрессе вэтой сфере.

В связи с развитием Армянского вопроса на современном этапе необходимо упомянуть сопутствующие темы, касающиеся преступлений Турции против других коренных народов Малой Азии и Армянского нагорья. К ним относятся Геноцид понтийских греков, ассирийцев, сирийцев-несториан и геноцидные акты в отношении курдского населения. Во многом эти вопросы, исключая курдский, имеющий внутреннюю логику развития, непосредственно связаны с Геноцидом армян, а их политическая констатация имела предтечей в том числе и успехи армянского движения за решение вопросов Ай Дата. К сожалению, эти вопросы слишком поздно получили признание в политике и праве, а вопрос сирийских христиан до сих пор очень редко обсуждается публично.

Плохо знакомой широкому кругу общественности, но важной и сопутствующей темой для Ай Дата является также вопрос курдов-заза и армян Дерсима и геноцидных акций против них, особенно, в 1933 г. Тем не менее, отметим, что признание рядом стран и общественных организаций преступлений турецкого государства против понтийских греков и ассирийцев, бесспорно, является важнейшим элементом вместе с Геноцидом армян в системе доказательств геноцидной природы турецкой государственности, и имеет очень большой потенциал совместных усилий и действий для достижения справедливости. Вот та краткая схема, которую мы хотели бы привести для ознакомительного понимания Армянского вопроса в современных условиях, чтобы перейти к тезисным практическим выводам относительно векторов и задач развития Армянского вопроса, в общем, и в Южном регионе России, в частности. - Как говорилось выше, деятельность армянской стороны, будь то в Спюрке или в Армении, не должна и не может снизить активность в деле признания Геноцида армян, чтобы постоянно актуализировать этот вопрос на политическом поле.

Этот процесс также оказал существенное влияние на Турцию, государству которой в век информационных технологий все сложнее сдерживать объективную констатацию данной проблемы со стороны граждан Турции и этнических турок за рубежом. Упомянем лишь ряд имен. Еще 10 лет назад только Танер Акчам, ученый и диссидент, осмеливался говорить об армянском Геноциде, теперь об этом говорит очень много турок. Упомянем, хотя бы последний призыв турецкой интеллигенции почтить память жертв Геноцида 24 апреля в Стамбуле на площади Таксим и т.д.

На этом фоне весьма расплывчато смотрится позиция российской армянской диаспоры в этом вопросе, ограничивающейся пока лишь заявлениями и незначительными акциями в этом вопросе, в некоторой степени, за исключением Москвы. Как правило, основным методом проведения мероприятий 24 апреля в армянской диаспоре остается пассивные митинги в церквах и культурных центрах, очень мало могущие положить на алтарь борьбы за решение вопросов Ай Дата.

В частности, в Краснодарском крае, где проживает огромная армянская диаспора, отсутствуют пока попытки придать этому вопросу политическую и общественную легитимность и значимость. Например, ни разу не было проведено пикетирование турецкого консульства в Новороссийске, хотя это обычное явление в Москве, не говоря о других странах. Правда, такая попытка предпринималась «Русско-армянским содружеством» на заре своего становления в 2008 г., но не была поддержана местными организациями.

Суть мобилизационных действий нашей диаспоры должна состоять не в ознакомлении армян, а поиске потенциальных союзников, в получении поддержки наших требований. Для этого наши акции давно должны переместиться из кабинетов и церквей на площади и улицы, чтобы наш вопрос получил общественный резонанс и создал платформу для более широкой деятельности. - Второй спектр деятельности армянства во всем мире составляет законодатальная костатация вопроса Геноцида армян, чтобы придать этому необратимый характер. В этом вопросе крупнейшими достижениями являются законы Франции, Швейцарии и Бельгии, запрещающие публичное отрицание Геноцида армян.

В России мы пока довольствуемся заявлениями Госдумы и глав некоторых провинциальных городов. В нашем регионе еще ни разу не проводилось широкое ознакомление законодательной и исполнительной власти края в отношении Армянского вопроса, а тем более не выдвигались требования заявления, резолюций и, главное, законодательного признания органами власти края и районов факта Геноцида армян и его окончательного постулирования в регионе. Опять упомянем, что «Русско-армянское содружество» проводило такие акции в Сочи и Туапсе, но пока в одиночку не достигло успехов. - Вторая важнейшая задача в Армянском вопросе – всестороннее освещение и научное правовое исследование фактов, положений и событий, подтверждающих неоспоримость явления Геноцида армян во всех его ракурсах. Важность эта не носит только научный характер, сколько важна для доказательной правовой базы, которая поздно либо рано будет востребована в судебных процессах, о которых уже активно говорят в армянской диаспоре. Об этом известный геноцидовед из Германии Тесса Хофман говорила еще в 1989 г., сетуя, что такая работа ведется недостаточно активно и широко.

С тех пор в Армении и диаспоре была проделана огромная работа по каталогизации, поиску и публикации большого количества документов и свидетельств. Опять же в этом ракурсе российская диаспора не выглядит в лучшем свете, имея при этом огромный потенциал. В нашем регионе, в краевых и личных архивах, в изданиях и т.д. содержится некоторый материал о Геноциде армян, беженцах и т.п., изучение которого крайне важно и необходимо в общем процессе борьбы за признание и осуждение Геноцида армян.

В нашем только родившемся научно-литературном издании «Амшен-Понтос» в этом, 3-м номере, напечатан один из материалов, свидетельствующий о Геноциде армян, и эта серия материалов будет продолжена в последующих номерах, но этого, естественно, недостаточно. Было бы не лишним общими усилиями армянских организаций начать работу по исследованию документов края о Геноциде армян, организации круглых столов среди студентов для активизации такой работы.

Наша организация предлагает обсудить эти вопросы для их практической реализации.

Другой вопрос развития движения за решение вопросов Ай Дата - образовательный. Не секрет, что сегодня армянское образование переживает не лучшие времена в России и других странах, но, тем не менее, нигде в Спюрке нет такого безразличия к воспитанию молодежи в национальном духе. Один из моментов такого воспитания – это ознакомление детей и подростков с началами и основами Ай Дата, помогающие им понять свою историю и цели нашей борьбы, а в будущем и присоединиться к ней. Думается, это тоже очень важная тема для обсуждения армянскими организациями в крае. - Наконец, упомянем о таком факте, как совместная деятельность ряда организаций Спюрка в вопросах Ай Дата. Думаю, что такая форма ассоциативной работы вполне оправдана и в нашем регионе.

Михаил Кузуб
Arunion.info

Категория: Аналитика | Просмотров: 861 | Добавил: ANA | Рейтинг: 0.0/0
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz