«Дадиванк, словно океан, выплескивался наружу за пределы монастыря,
оказывая свое влияние на окружающую действительность во всех смыслах: в
духовно-религиозном, в культурно-историческом, в архитектурном и в
бытовом. Влияние Дадиванка чувствуется в этой местности повсюду.
Пожалуй, единственная подходящая по своей масштабности аналогия, которая
приходит в голову, — это знаменитый монастырь Шаолинь в Китае. Но
Шаолинь давно стал просто раздутым брендом, а Дадиванк сохранил дух
настоящего, истинного, аутентичного места. Таких мест немного на нашей
планете», — так красочно описывает этот армянский монастырь IX века один
из современных российских экотуристов, посетивший несколько лет назад
Нагорно-Карабахскую Республику.
Дадиванк, или как его еще называют в народе – Хутаванк (дословно –
«монастырь на холме»), находится на севере Арцаха, в 60 километрах от
другого, более знаменитого Гандзасарского монастыря, на южном склоне
лесистой горы, на высоте 1100 м над уровнем моря. Как и подавляющее
большинство армянских монастырей, Дадиванк построен в несказанно
красивом месте и естественно вписывается в окружающий ландшафт.
Как гласят предания, первая базилика, сохранившаяся до наших дней,
была построена еще в середине I века на могиле Дади – ученика апостола
Фаддея, проповедовавшего вместе с Варфоломеем христианство в Армении. С
южной стороны к ней примыкает также довольно древняя церковь,
представляющая собой базилику со сводчатым перекрытием. В тех же
хрониках упоминается, что еще в V веке эта одиноко стоящая на горе
церковь была резиденцией местного епископа и являлась в тот период одним
из важнейших культурно-просветительских центров в округе. Но его
расцвет уже в статусе монастыря пришелся на X – XV века, когда он
превратился в один из духовных центров Хаченского княжества и оставался
таковым до того момента, когда неподалеку началось строительство, а
затем и возвеличение другого монастыря – Гандзасара. В XIII в. в
восточной части монастырского двора была построена соборная церковь жены
князя Вахтанга Арзун-Хатун (1214г.) – в интерьере купольного зала
сохранились фрагменты фресок, приписываемых самой Арзун-Хатун и ее
дочерям. Спустя несколько лет у западных стен древних базилик была
построена часовня Сурб Григор (1224 г.) – довольно долгое время она
являлась усыпальницей великих князей Верхнего Хачена. В южной части
комплекса расположена церковь Гасана
Джалаляна Великого. Это один из немногих памятников архитектуры Арцаха,
да и всей Армении, при строительстве которого был использован
обожженный кирпич. Монастырь Дадиванк в общих чертах повторил судьбу
практически всех исторических и религиозных сооружений на территории
Армении, подвергавшихся разграблению или уничтожению проходящими армиями
чужеземных завоевателей. В первой половине XIII века практически все
постройки Дадиванка были разрушены до основания сельджуками, затем снова
восстановлены, и благодаря независимости князей карабахских меликств он
вплоть до конца XVIII века оставался крупным культурно-религиозным
центром, обслуживающим все ближайшие селения. Но начиная с XVII века
монастырь постепенно теряет свое прежнее значение в связи с тем, что
население десятков соседних деревень, в том числе и принадлежащих
монастырю, было насильственно переселено в Персию. В конце XVIII века
близлежащее село Хут покинуло 300 семей, переселившихся в окрестности
Еревана. Связано это было также и с тем, что в конце XVIII века в край
начали усиленно переселяться различные кочевые племена.
КСТАТИ…
В конце XII века Хаченское княжество разделилось на три ветви (Нижний
Хачен, Верхний Хачен и Атерк), сюзеренными правами среди которых
изначально владели князья Атерка. В 1214 году, после смерти последнего
атеркского князя Вахтанга Тагаворазна (Царственного), все подвластные
ему территории были поделены между Верхним и Нижним Хаченом, где правили
зятья правителей Армении Иванэ и Закаре Закарянов. Правление над Нижнем
Хаченом унаследовал Гасан-Джалал. Тогда же он и стал сюзеренным
правителем всего Хачена. В годы его правления (1214 – 1261гг.) Хачен
являлся одним из центров армянской духовности и национальной культуры.
Гасан-Джалал становится родоначальником династии Гасан-Джалалян.
Этот
процесс особенно усилился после вхождения пяти карабахских княжеств в
состав Российской империи в результате русско-персидской войны и
подписания в 1813 году Гюлистанского мира, когда власть над краем была
передана Ибрагимхану с присвоением ему звания генераллейтенанта русской
армии. По его приглашению на территории всего края, и в частности
монастыря «Дадиванк», поселились племена курдов и айрумов. В XIX веке
монастырь опустел окончательно. Посетивший монастырь в середине века
архиепископ Саргис Джалалянц, описывая руины, сообщал, что они
превратились «в укрытие для разбойников, совершавших набеги на Арцах», а
древние святилища превращены в пастбища «для стад овец и скота».
С установлением Советской власти Дадиванк постигла судьба всех
аналогичных религиозных сооружений – монастырские владения были
национализированы, а сам он был передан в подчинение азербайджанским
властям и вновь обезлюдел. И только после освобождения этих территорий в
1993 году в результате карабахско-азербайджанской войны монастырь вновь
был возвращен в лоно Армянской Апостольской Церкви. Реставрационные
работы здесь были начаты практически сразу, однако они продвигаются
крайне медленно и продолжаются до сих пор. В 1994 году Дадиванк был
вновь освящен и в настоящее время является действующим монастырем
Арцахской епархии ААЦ.
На
протяжении нескольких тысячелетий на армянской земле почти всегда чтото
строилось, а чаще восстанавливалось после варварских набегов и
пренебрежительного отношения со стороны пришлых правителей к святыням
коренного населения. Но несмотря на это и пагубное влияние времени, на
территории Дадиванка сохранилось около тридцати построек. Летом 2007
года в монастыре начались археологические изыскания, в результате
которых под стелой возле алтаря были обнаружены мощи святого Дади – того
самого ученика апостола Фаддея.
Дадиванк – это нечто большее, чем просто древний монастырь. Его по
праву считают духовным явлением с интереснейшей историей, воплощенным
мастерством зодчих в каменную летопись.
КСТАТИ…
В конце XIX века журнал «Арарат» писал: «После присоединения Восточной
Армении к России в 1830х годах митрополит Багдасар АсанДжалалян начал
движение по возвращению монастыря Армянской Церкви, поддержанное позже
Католикосом Всех Армян Нерсесом V и новым настоятелем монастыря иереем
Аствацатуром. В начале 1910-х годов управляющим монастырских владений
был назначен житель Тифлиса Левон Микаэлович Тер-Аветикян, который,
собрав необходимые документы, обратился в суд. Вопреки положительному
для монастыря постановлению суда кочевники долгое время не желали
покидать присвоенные земли. Однако к 1917 году Тер-Аветикяну удалось
добиться передачи монастырю многочисленных пастбищ. http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/sokrovishcha-natsii/48615-vozvrashchennaya-svyatynya-artsakha |