Сергей
Параджанов назвал его "одним из немногих подлинных киногениев". Годфри
Реджио утверждал: "Он мой идол в кино, армянский документалист, гений.
Если я произвожу искры, то он — шаровые молнии". Подлинный киногений,
совершивший революцию в киномонтаже, с первых творческих шагов
снискавший славу классика мирового кинематографа, Артавазд ПЕЛЕШЯН
приехал в Ереван по приглашению ректора Государственного института
театра и кино, чтобы провести мастер-классы с молодыми режиссерами, за
которыми будущее национального кино.
Пелешян вошел в историю кино не только как практик
изобретенного им метода "дистанционного монтажа", но и как теоретик,
продвинувший развитие теории монтажа, начатой Вертовым и Эйзенштейном.
Это открытие и позволило ему делать, по образному выражению Сергея
Муратова, "кино в степени кино".
"В моих фильмах нет ни словесных комментариев, ни интервью. Я
полагаюсь единственно и исключительно на автономный кинематографический
язык, на звук и образ. Однако благодаря дистанционному монтажу возникает
интересный эффект - вы здесь не только видите изображение и слышите
звук, но и слышите изображение и видите звук, ибо оба эти компонента,
изображение и звук, меняют здесь свое значение и территории: звук
покидает свою территорию и переходит на территорию изображения, точно то
же делает изображение. Без этого невозможно достичь ожидаемого
эффекта", – говорил мастер.
Будущих режиссеров, конечно, вопросы дистанционного монтажа
интересовали, но самым животрепещущим оказался вопрос, каким образом
Артавазд Пелешян решил стать режиссером. Ответ оказался своеобразным. "В
ранней юности я работал на заводе, а тогда коллективные походы в кино
были традицией. После таких просмотров мы естественно, обсуждали
увиденные картины. Мое мнение, как правило, резко расходилось с мнением
остальных, что приводило к бурным спорам. А спорить я не люблю. Тогда и
решил: сам буду снимать кино, а разговоры оставлю тем, кому это
интересно", - ответил режиссер-классик.
Встреча с Артаваздом Пелешяном началась с просмотра четырех его
картин, первой из которых была "Земля людей", сделанная еще в годы учебы
во ВГИКе. Вместе с "Горным патрулем" и "Началом" эти первые
короткометражные работы принесли ему не просто известность, но славу -
им давали призы, специалисты обсуждали его уникальный монтаж, который он
использовал, "собирая" нередко архивные материалы, из которых состояла
большая часть фильмов. Его монтаж вызывал в памяти стихи, а не привычную
структуру и ритмику документального кино. Режиссер утверждает, что
интересом к законам киноязыка он был обязан своему учителю Леониду
Кристи.
На вопрос о месте теоретических изысканий в создании фильмов
первооткрыватель ноу-хау дистанционного монтажа отвечает: "В моей
конкретной художественной практике моя теоретическая работа не помогает
мне вообще. Говорю определенно, что сначала я что-то делаю и лишь потом
ищу для этого объяснение. Так что дело обстоит вовсе не так, будто я
просто следую уже сформированному методу монтажа и на его основе делаю
фильм. Наоборот, я сначала делаю фильм. Поэтому на вопросы, в чем мое
отличие, в чем заключается моя тайна, моя специфика, я могу только
сказать: этого я не знаю. То, что называют моей теорией, в сущности не
что иное, как поиск смысла моей работы, поиск объяснения структуры
целого, ответа на вопрос, как я создаю этот мой киноорганизм".
А еще мастер заметил: "Я верю, что придет день, когда
научно-технический прогресс позволит человеку прочесть коды природы и
узнать тайну сотворения мира". Эта попытка открыть тайну сотворения мира
- в каждой его ленте. Его произведения о вечном, все - через человека о
человечестве. В 1969г. вышел в свет фильм "Мы", построенный на
энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна, и буквально потряс
киномир. "Когда я называл фильм "Мы", я имел в виду армянский народ, но и
он лишь часть куда большего Мы", — утверждает автор. И так было в
каждой работе, будь то "Осенняя пастораль", "Времена года", "Наш век",
"Жизнь". Когда его спросили, о чем фильм "Времена года", Пелешян
ответил: "Обо всем. Не только о временах года или о людях - обо всем".
Столь же лаконичен был мастер, когда его спросили, что он чувствует,
видя такое количество заинтересованных глаз, столько будущих творческих
людей независимой Армении. "Я рад" – был ответ. Режиссер Л.Гуревич
говорил о нем: "Высокопочитаемый и любимый мною мастер Артавазд Пелешян в
жизни молчалив, горд, склонен к самоуглубленности, к одиночеству. И его
фильмы полны этой мощной самодостаточности, эпического самостояния, ими
правят идеи, но не персоны".
Зал ГИТиКа буквально трещал по швам, не будучи в состоянии вместить
всех желающих послушать мастера и увидеть его фильмы. Неудивительно.
Фильмы Пелешяна трудно увидеть. Их представляют в ретроспективах
кинофестивалей, но по телевидению показывают редко, а на большом экране —
практически никогда. Последний фильм с трагическим названием "Конец"
режиссер снял в 1993 году. Дальше – тишина. По этому поводу кинокритик
Людмила Донец написала: "Тут угадывается или придумывается какая-то
закономерность. Времена социальных переворотов и сломов не времена
Пелешяна. Он "вечности заложник". Интенсивность эстетической структуры
его фильмов такова, что они представляют огромное силовое поле, словно
эта пленка весит больше обычной и разматывается не по горизонтали, а по
вертикали - в глубину и высоту".
Тем не менее культовый фильм Артавазда Пелешяна "Времена года" на
днях будет представлен на международном кинофестивале в Амстердаме в
номинации "10 лучших документальных фильмов всех времен и народов".
Ехать в Голландию и присутствовать на презентации своего фильма
режиссер отказался, возбуждение в СМИ по этому поводу прокомментировал
следующим образом: "Наверное, это внимание несколько излишне. Я пережил
свои желания. Мне было интересно только тогда, когда я снимал эти
фильмы. Но уже прошло 40 лет. А если они все еще интересны людям… Что ж,
значит, я правильно снимал".
Несмотря на то что в последние годы Артавазд Пелешян живет большей
частью в Москве и, судя по всему, анахоретом, в арсенале мастера еще
есть сценарий, воплотить на экран который он еще не оставил надежду. "Я
уже вижу этот фильм под названием Homo sapiens", - сказал он. А на
информацию о том, что Национальный киноцентр уже принял решение
финансировать эту картину, достаточно резко ответил: "Мне об этом ничего
не известно".
В будущем году великому режиссеру, классику мирового
кинематографа, нашему соотечественнику и современнику исполнится 75
лет. Дай бог, чтобы юбилейный год стал временем для нового свершения,
новой картины Артавазда Пелешяна - "одного из немногих режиссеров, а
может, и единственного, кому удалось выявить в монтаже этическое
измерение".
Сона МЕЛОЯН
|