Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" ( Гл. 1) ч. 2 - Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" - Геноцид армян - Армения и Арцах - Армения
Пятница, 31.03.2017, 03:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Геноцид [3]
Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" [15]
Памяти жертв Геноцида армян посвящается. [8]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Геноцид армян » Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС"

Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" ( Гл. 1) ч. 2
Турецкое национальное "Я" и враждебное отношение к христианам


Христианские меньшинства, в том числе и под влиянием Французской буржуазной революции, приступили к национально-освободительной борьбе и один за другим отторглись от империи. Эти отторжения были оценены господствующей нацией как "предательство" по отношению к ней. В этом не последнюю роль сыграл характер распада империи: борьба христианских меньшинств за независимость очень скоро приняла характер столкновений на религиозной почве. И, как правило, их восстания против османского государства приводили к взаимным кровавым оооищам между различными этническими и религиозными группами. В этом значительную роль, особенно на Балканах, сыграла особенность социально-классового расслоения. Например, в Болгарии собственниками земель, как правило, были мусульмане.

Эти восстания позволили империалистическим кругам вмешиваться во внутренние дела Османской империи, и почти каждая этническая или религиозная группа нашла себе определенного защитника. Тот факт, что национальные меньшинства благодаря поддержке великих держав и капитуляциям приобрели ряд привилегий, которых были лишены мусульмане, и при помоши своих покровителей добивались все новых привилегий, пробудил глубокую ненависть мусульман к христианам.

Хотя чувство ненависти существовало еще до Танзима-та, но оно достигло предела после провозглашения принципа равенства всех подданных. "Приравнивание прав христиан к мусульманским глубоко оскорбило религиозные чувства мусульман".* Об этом событии историк Джевдет-паша писал: "Согласно высочайшему указу, отныне христианские подданные уравнивались в правах с мусульманами. Последние этот указ встретили в штыки...".** "Нас лишают священных прав, завоеванных иеною крови наших отцов. Привыкший командовать другими, наш народ теперь лишится этого права", - сетовали они. Интересно, что так думали не только рядовые подданные, но и многие государственные деятели.***

_______________________
* Doç. Dr. Gülnihâl Bozkurt, Alman-lngiliz Belgelerinin ve Siyasi Gelişmelerin isiği altinda Gayrimüslim Ostanli Vatandaşlarinin Hukuki Durumu (1839-1914), s.60, T.T.Kurumu Yayini, Ankara 1989.
** Cevdet Paşa, Tezâkir, Tezakir No:10, s.67-68, T.T.Kurumu, Ankara 1986.
*** Doç. Dr. Gülnihal Bozkurt, a.g.e., s.60-61.
_______________________

Итак, мусульмане, до сих пор смотревшие на христиан свысока, начали терять свою главенствующую роль в османском обществе. Это выражалось, в первую очередь, в том, что империалистические державы приобрели ряд привилегий не только в свою пользу, но и в пользу христианских меньшинств. Со временем эти привилегии приняли такие масштабы, что особенно в крупных городах государство лишилось права на контроль над некоторыми своими подданными. Иностранные посольства и консульства превратились в своего рода государства в государстве. Во многих регионах консулы вели себя как настоящие лорды.* Им ничего не стоило избавиться от неугодных государственных чиновников. "Если какой-нибудь вали или мутесарриф не ладил с местным консулом, одного письма переводчику посольства было достаточно, чтобы их тут же уволили с работы".** Благодаря усилиям консулов христианские подданные султана тоже стали пользоваться привилегиями, полученными гражданами их стран на основе капитуляций. Бывало, им вручали паспорта своих стран. Аля получения иностранного подданства достаточно было обратиться в консульство. Такие люди налогов не платили, были неподсудны турецким судам, что способствовало образованию экономически более благополучного христианского меньшинства. С точки зрения возрастающей вражды было неважно, что эти люди составляли лишь незначительную часть христианского населения.

_______________________
* Roderic H. Davison, Osmanli imparatorluğunda Reform, 1856-1876, s.84 (basilmamiş çeviri metin) Orjinal metin; Reform in Ottomen Empire 1856-1876, New Jersey, 1963.
** Ihsan Sundu, "Tanzimat ve Yeni Osmanlilar", Tanzimat Cilt I'içinde, s.791, Istanbul 1941.
_______________________

В потере господствующего положения мусульманского и турецкого населения немаловажную роль сыграла также их жизненная философия. Речь идет о явлении, аналогичном антисемитизму на Западе.* Для турецко-мусульманс-кого населения империи идеальным социальным статусом была служба в армии или бюрократическом аппарате. "Они в течение веков с мечом в руках завоевывали новые страны и управляли государством. Всю свою историю они пренебрегали торговлей и ремеслами".** "Торгово-финансовые занятия считались непрестижными, и любой стамбульский парень подобные занятия считал ниже своего достоинства".*** По этой причине торговое училище, открытое в 1882 г. в Стамбуле, вынуждено было закрыть свои двери из-за отсутствия желающих учиться. В результате эти профессии стали монополией христианских меньшинств, перед которыми двери государственных и военных учреждений были наглухо закрыты. Мусульмане выступали против равноправия всех подданных еще потому, что не желали допустить последних в управленческие структуры. Как заметил Юсуф Акчура, против равноправия христиан с мусульманами выступали особенно турки-османы. Ведь этим юридически был бы положен конец их шестисотлетнему господству. И вследствие этого им пришлось бы заниматься презираемыми им торговлей и ремеслами".****

_______________________
* Носившее в средневековье религиозный характер, позже это течение приняло расистскую окраску.
** Zafer Toprak, Türkiye'de "Milli Iktisat", a.g.e., s.49.
*** Ali Birinci, Hürriyet ve itilaf Firkasi, s.19, Istanbul 1990.
**** Yusuf Akçura, Üç Taiz-i Siyaset, a.g.e., s.28.
_______________________

Росту антихристианских настроений способствовало еще то обстоятельство, что христиане в армии не служили и не принимали участия в войнах, пожиравших мусульманское население. Возможно, "христиане теоретически не были против равноправия, но на практике они предпочитали платить выкуп и освобождаться от службы в армии и заниматься торговлей и земледелием".* Если к сказанному добавить, что, воспользовавшись отсутствием мусульман, служивших в армии, христиане устанавливали свой контроль над сельским хозяйством и торговлей, нетрудно будет понять причины роста неприязни к ним со стороны мусульман.**

_______________________
* Roderic H. Davidson, Osmanli imparatorluğunda Reform, 1856-1876, s.111, (basilmamiş çeviri metin). Orjinal isim, Reform in Ottoman Empire 1856-1876, New Jersey, 1963.
** Great Britain, Parliamentary Papers, 1861, c.67, Accounts and Papers, c.34, "..Condition of Christians in Turkey", N0:8. Aktaran, R.Davidson, a.g.e., s.113, 47 Nolu dipnot.
_______________________

Подытоживая, мы приходим к выводу, что ненависть мусульман к христианам питалась следующими факторами: считавшиеся еше вчера гражданами второго сорта христиане, хоть и декларативно, были уравнены с ними в правах; воспользовавшись покровительством иностранных государств, они приобретали определенные привилегии; имели возможность улучшить свое экономическое положение; были освобождены от службы в армии, и вся тяжесть военных потерь легла на плечи мусульман. Эту ненависть наглядно демонстрирует статья, опубликованная в конце XIX века в одной из ежедневных газет. В ней автор пишет: "Их (турок) убивают на Крите, режут в Сисаме, уничтожают в Румелии, в Йемене, Хавране, топят в Басре. Ведь туда не посылают греков, армян, болгар, молдован, евреев, арабов и албаниев. Те сидят себе в уютных домах и палатках, занимаются своим делом, богатеют, женятся, размножаются. А как же! Нельзя ведь их злить, обижать, утомлять их нежные тела в военных походах. А то вдруг они не воспримут идеи па-носманизма. Мы должны были им угодить, чтобы они сделали одолжение и остались османцами."*

_______________________
* Bekir Sitki Baykal, Şark Buhrani ve Sabah Gazetesi, s. 148, Ankara 1948. Aktaran Çetin Yetkin, a.g.e., s.303.
_______________________

С другой стороны, не секрет, что материальное положение мусульманского населения во многих отношениях было хуже христиан.

Когда на мусульман оказывали давление, они не могли найти защиту ни у консулов, ни у государств. Сэр Генри Бульвер, находившийся в 1860-х гг. с дипломатической миссией в Стамбуле, писал: "Турки, принадлежащие к низшим сословиям, от некомпетентности провинциальных чиновников страдают больше, чем христиане. Перед своими угнетателями они абсолютно беззащитны, тогда как христиане хотя бы пользуются покровительством агентов иностранных держав".* "В донесении английского агента, посланного из Измира, особо подчеркивалось, что турецкий крестьянин находится под еще большим нажимом, чем христианский".** О том же пишет в своем донесении германский консул в Трабзоне: "Если говорить о беззакониях, то положение турок хуже христиан. Последние пользуются покровительством греческого или русского консула, тогда как первым не к кому обратиться за юридической помощью".*** В последнем примере из Бурсы в одном из консульских донесении 1873-74 гг. читаем: "Здесь всегда практикуется деление подданных на мусульман и немусульман. Первый водится под защитой государства. Но если мусульманин несостоятельный, его еще больше терроризируют".****

_______________________
* James Baker, Die Türken in Europa, s.167, Stuttgart 1879.
** Ilber Ortayli, Yerel Yönetim Geleneği, s.72, istanbul 1985.
*** James Baker, a.g.e., s. 373.
**** Zentrales Staatsarchiv Potsdam, Auswârtiges Amt, I-C, 52364 Bursa, Bd.1.
_______________________

Это обстоятельство козырной картой использовали сначала новые османы, а затем и иттихадисты. Под лозунгами зашиты прав мусульманского населения они внедряли явно расистскую идеологию, способствовав тем самым созданию антихристианской атмосферы. Как говорилось выше, первейшим условием сосуществования разных народов в империи стало признание превосходства и господствующего положения турок.

Естественным следствием враждебного отношения к меньшинствам стала нетерпимость к их демократическим требованиям. В этом отношении в подходах правительства и оппозиции не было существенных различий, чему наглядным примером служит личность Митхад-паши. Он был реформатором, крупным государственным деятелем, на которого оппозиция возлагала большие надежды. Даже в наши дни многие социалисты продолжают считать Митхад-пашу крупнейшим деятелем турецкого просветительского движения. Однако в его лице мы видим демократизм лишь в отношении к турецкой оппозиции. В Болгарии его прозвали "палачом болгар"* за его позицию при подавлении восстания 1867 года. Паша с такой жестокостью подавил восстание и казнил болгарских крестьян, что даже историк Лютфи-эфен-ди, говоря об этих событиях, употребляет выражение "устроил бойню". По его мнению, своей жестокостью Митхад-паша способствовал усилению освободительного движения болгар."**

_______________________
* Dr. Alois Hajek, Bulgarien unter der Türkenherschaft, s.294, Berlin-Leipzid 1925.
** Поспешность действий Митхад-паши напоминает подрезание деревьев. Как известно, путем подрезания веток укрепляют корни деревьев, но в случае с болгарами произошел обратный эффект: усилились националистические чувства болгар. (Lütfi Efendi'den aktaran, E.Z. Karal, Osmanlı Tarihi, VII. Cilt, s.95).
_______________________

Позиция Митхад-паши в национальном вопросе является почти что продолжением позиции новых османов. Хотя те на словах тоже были за равноправие всех народов империи и от всех требовали "одинаково любить и зашишать империю",* к христианам относились враждебно, мотивируя это их привилегированным положением и антигосударственными выступлениями. Поэтому весьма отрииательно относились к национальным движениям и постоянно го-орили о потерях мусульман. Главной причиной их нападок на Али и Фуат-пашу, объявленных ими заклятыми врагами, являлись "уступчивость к христианам" и "попрание догм шариата". В этом они пошли так далеко, что в газете "Хюрриет" ими была опубликована фетва (священный указ) о казни "покровителя христиан Али-паши".** Зия-паша обзывал черногорцев, борющихся за независимость, "бандитами". Али Суави и Намык Кемаль протестовали против передачи одной из турецких крепостей в Сербии сербам и выступали против освобождения заключенных, задержанных во время критского восстания. Они призывали правительство не поддаваться давлению Европы и отказывать в предоставлении независимости некоторым народам.***

_______________________
* D. Robinson, a.g.e., s.264.
** Mümtaz'er Türköne, a.g.e., s.83.
*** Yuriv Aşatoviç Petrosyan, a.g.e., s.132-133.
_______________________

Весьма отрицательным было отношение и младотурок к меньшинствам. В их глазах меньшинства были той потенциальной угрозой, которая расчленяла империю. В своих воспоминаниях Ибрахим Темо сетует на то, что "Ахмед Риза никак не хотел понять, что, "если им не предоставить ряд привилегий, вряд ли меньшинства будут верны государству".* "Автономия-это предательство родины, - говорил Ахмед Риза, - это расчленение империи... Наши христианские подданные станут османцами".** Вот почему младо-турки, признававшие в своих публикациях факты попрания прав христиан, гневно осуждали их национальную борьбу. Их обвиняли в том, что своими действиями они способствовали вмешательству иностранных держав во внутренние дела империи и становились разменной монетой в их играх. В одном из номеров газеты "Мешверет" от 1902 г. о целях организаций национальных меньшинств говорилось: "Революционные комитеты армян и македонцев всегда признавали, что целью восстаний в Турции является привлечение внимания и вмешательства Европы".*** В связи с чем нельзя было оставлять без ответа их деятельность, направленную на "расчленение родины" и ее "уничтожение".**** В разные времена младотурки сотрудничали с организациями национальных меньшинств, договаривались с ними о совместных действиях, но здание этого сотрудничества было построено на ненависти и злобе.***** Поэтому оно очень скоро рухнуло, уступив место неприкрытой вражде.

_______________________
* E.E. Ramsaur, a.g.e., s.111.
** A.g.e., s.112.
*** O. Koloğlu, a.g.e., s.335-6.
**** Ibrahim Temo'nun Ittihad ve Terakki Anilari, s.148, Istanbul 1987.
***** Y.A. Petrosyan, a.g.e., s.267.
_______________________

В результате на свет появился "исламский шовинизм", не признающий равноправия или превосходства христиан.* Это явление достаточно хорошо прослеживается в литературе конца XJX века. В литературе танзиматского периода подданные греческой, армянской и еврейской национальности представлены, в основном, женщинами легкого поведения, врачами-мошенниками, официантами, кучерами, слугами и т.п.** Казалось, за потерю статуса привилегированного народа турки-мусульмане мстили христианам в литературных произведениях.

_______________________
* Можно не согласиться с термином "исламский расизм", поскольку при расизме пренебрежительное отношение к другим расам обосновывается незыблемыми расово-культурными особенностями. В данном случае речь идет о дискриминации на религиозной почве, и лицо, подвергающееся гонениям, имеет возможность принять ислам. Употребляя термин "исламский расизм", мы как раз хотели показать необоснованность утверждений о том, будто ислам проявляет терпимость по отношению к лицам другой религиозной принадлежности.
** Taner Timur, Osmanli-Türk Romanında Tarih, Toplum ve Kimlik, s.41, istanbul 1991.
_______________________

Положение нисколько не изменилось и в современной литературе. Например, подход к этой теме не так уж отличается и в произведениях, почитаемых социалистами. В Европе левые и коммунисты создавали образ еврея-буржуя и банкира, косвенно способствуя распространению антисемитизма, а у нас искусственно создавался определенный стереотип христианина. Во всех теоретических работах, посвященных превращению Турции в колонию или полуколонию империалистических держав, христианские меньшинства представлены как компрадоры и агенты империализма. Они либо пользовались какими-то привилегиями, либо в качестве богатых компрадоров выполняли отрицательную роль в политико-экономической жизни империи. Класс капиталистов идентифицировался с христианами.

В трудах авторов левого толка можно найти сотни примеров сказанному. По мнению Догана Авджиоглу, османские правители стремились превратить христиан в самых привилегированных подданных. "Армянские и греческие компрадоры выступали в качестве комиссионеров западного капитализма". Следовательно, за идеей предоставления христианам равных с мусульманами прав лежали интересы империалистических кругов.*

_______________________
* Doğan Avcioğlu, Türkiyenin Düzeni, Cilt l, s. 122, Ankara 1987.
_______________________

Развивая эту идею, ряд авторов представляет всех без исключения немусульман капиталистами, утверждая, что "в Стамбуле греки жили в такой роскоши, что туркам было далеко до них". Но, несмотря на это, "с целью создания поводов для вмешательства во внутренние дела империи и обеспечения более выгодного положения для немусульман, империалистические государства старались представлять этих "богатых капиталистов" как "угнетенные обшины".* Таким образом, представители этнической религиозной обшины приравнивались к социальному классу, ставился знак равенства между христианином и буржуа, делалась попытка придать классовое содержание антихристианским взглядам. И, как логический результат этого, принцип равноправия провозглашался "кознями империализма" и ставился под сомнение.

_______________________
* Çetin Yetkin, a.g.e., s.265.
_______________________

Словом, в глазах турецких левых христианские подданные были не просто могильщиками целостности Османской империи, но еще и осмеливались ставить под сомнение господствующее положение турок и зариться на власть. Естественно, мусульмане не могли "мирно" уступить свои позиции. В истории довольно редки примеры, когда держащие власть добровольно уступают ее своим соперникам. Обычно же, когда они убеждены в потенциальной силе противника и чувствуют, что их власть находится под угрозой, то бывают опаснее диких зверей. Подобное развитие событий заставляет людей прибегнуть к насилию. Так было в прошлом, так есть и сегодня. Здесь кроется одна из главных причин войн".*

_______________________
* Norbert Elias, a.g.e., s.467.
_______________________

Потеря нашего превосходства над "продавцами молока-болгарами, пастухами-сербами и трактирщиками - греками так задела нашу гордость, что стало ясно - пахнет кровью."* Зия-паша также считал, что в практическом осуществлении принципа равноправия христиане оставили далеко позади мусульман, которые не собирались с этим мириться. "До сих пор мусульмане терпели, но это (принцип равноправия) стало последней каплей, переполнившей чашу. Придет день - наше терпение лопнет".** В своих суждениях еще дальше пошел Али Суави: "Мусульмане никоим образом не могут согласиться, чтобы их вчерашние пленники (христиане) взяли верх над ними. Они пойдут на все, чтобы не допустить этого, прольют реки крови".*** На самом деле так и случилось. В течение всего XIX века происходили восстания мусульман, протестовавших против потери своего господства. Подобные выступления произошли в 1844 г. в Ливане и Сирии. Одной из причин сербского восстания 1856-61 гг. явилась непримиримость мусульман с потерей своего господствующего положения.

_______________________
* Akçura'nin Türk Yurdi, Cilt 3, 1329 yilinda yayimlanmiş bir makalesinden aktaran, Hüseyin Tuncer, Türk Yurdi Üzerine Bir inceleme, s.47. ankara 1990. Тот факт, что подобные выражения употребляет такой известный своим "либеральным" и умеренным национализмом деятель, как Ю. Акчура, является доказательством неприемлемости потери власти над христианскими меньшинствами среди турок.
** ktaran Mümtaz'er Türköne, a.g.e., s.70.
*** A.g.e., s.70.
_______________________

Аккерманский мирный договор 1826 года и Адриана-польский мирный договор 1828 г. предусматривали продажу земель турецких крестьян сербам и их эмиграцию из Сербии. Но большинство турок отказывалось покидать свои земли. Им очень трудно было привыкнуть к мысли, что за один день они перестали быть хозяевами Сербии и впредь должны были подчиняться вчерашним своим подчиненным.* Наоборот, сербы, благодаря полученным привилегиям, постепенно приобретали национальное сознание и пресекали попытки обращения с ними по-старому... Изменения, произошедшие в психологии турок и сербов, приводили к кровавым столкновениям между ними.**

В армянских погромах тоже не последнюю роль сыграла потеря господства турок над ними. В ряде произведений антиармянского направления действия турок представляются как "естественная и понятная реакция мусульман". Мусульмане вилайета Ван презирали армян, которые столетиями подчинялись им, и никак не могли смириться стой перспективой, что армяне станут управлять или командовать ими, по крайней мере при жизни их поколения.***

_______________________
*E.Z. Karal, Osmanli Tarihi, VI. Cilt, s.70.
** A.g.e.
*** Salâhi R. Sonyel, Adana'da Türk-Ermeni Olaylan, a.g.e., s.1247.
_______________________


Турецкое национальное "Я": славное прошлое и задетая гордость


По мере ужесточения позиции центрального правительства, движения христианских меньшинств, носившие вначале социальный характер благодаря поддержке извне, привели к созданию независимых государств. Потому и любые демократические требования христианских меньшинств воспринимались правительством как шаг к разложению империи. Тот факт, что восстания происходили именно на окраинах империи и приводили к территориальным потерям, стал главным фактором формирования национальной политики турецких государственных деятелей.

Особенность, выявленная Норбертом Элиасом и определившая процесс формирования немецкого национального государства, проявилась и в случае с турецким национальным государством: "Процесс объединения немецких земель в одном государстве во многом определялся окружением. Латинизированные и славянские народы чувствовали постоянную угрозу со стороны немецкого государства с чересчур плотным населением. В свою очередь, немецкие государственные деятели постоянно чувствовали угрозу со стороны соседей. Следовательно, каждая из сторон стремилась использовать все возможности для расширения своей территории. С точки зрения немецкого государства, подобное расположение государств на географической карте грозило непрерывным отторжением окраинных областей и созданием новых независимых государств".*

_______________________
* Norbert Elias, a.g.e., s.9.
_______________________

Потеря окраинных территорий без военного вторжения оставила глубокую печать на турецком национальном мышлении. Как правило, восставшие народы терпели поражения. Но даже в тех случаях, когда османцы подавляли эти выступления, под давлением внешних сил они оказывались в роли побежденных и делали политические уступки повстанцам. Это обстоятельство задевало самолюбие и честь османских государственных деятелей. Даже в мирное время западные державы использовали любой повод для оскорбительного вмешательства во внутренние дела империи и играли с ней как кошка с мышкой.

Можно привести сотни примеров из истории. Вот типичный пример: когда седьмого октября 1913г. французский посол Бомпарт потребовал у великого везиря Саид-Халим паши провести реформы в (Западной) Армении, тот заплакал как ребенок: "...нам советуют для управления страной привлечь иностранцев, а когда мы обращаемся к ним, чтобы они послали к нам офицеров, нам отказывают в этом... Без нашего участия составляют всякие программы, с нашим мнением никто не считается... Кто хоть краешком глаза взглянул на проект реформ, посланный нами...?"*

_______________________
* Yusuf Hikmet Bayur, Türk lnkiladi Tarihi, Cilt II, Kisim III, s.148-9, T.T.Kurumu Yayini, Ankara 1983.
_______________________

Пренебрежительное отношение Запада так сильно задевало достоинство и честь османских руководителей, что проекты и предложения они просили формулировать хотя бы так, чтобы "не оскорблять достоинства турок". В официальном документе, врученном 16 декабря 1913 г. иностранным послом, было употреблено выражение "с условием, чтобы соблюдать достоинство государства перед общественным мнением страны".* XIX и XX вв. для турок были не просто эпохой поражений, но и периодом постоянного унижения их национального достоинства.

_______________________
* A.g.e., s.164.
_______________________

Подобные примеры можно продолжить. Как правило, эти примеры приводятся для демонстрации распада империи и превращения ее в колонию. На самом деле умалчивается очень важный фактор. Далее в разделе, посвященном геноциду армян, мы увидим, как агрессивность турецкого национализма во многом проявилась из-за обиды за пренебрежительное и оскорбительное отношение к туркам. Общество, честь и достоинство которого постоянно задевались сильным противником, естественно, должно было испытывать чувство ненависти к нему. Поскольку турки были бессильны перед Западом, являющимся их главным обидчиком, они искали более слабый и беззащитный объект для отмщения. Этим объектом оказались христианские меньшинства империи.

Одной из причин агрессивности униженных народов является груз "славного прошлого". Существовала огромная пропасть между той Османской империей, которая распространила свое господство над тремя континентами, и ее жалкими остатками, вдобавок презираемыми всеми. Тем более, что это "славное прошлое" стало историей еще не так давно, и связанные с ним воспоминания были еще слишком свежи в памяти старшего поколения. А это придавало особую трагичность теперешнему состоянию дел. "Всей Редыдущей историей доказано, что представители государств или других общественных образований, потерявшие ныне свое главенствующее положение, не могут сразу смириться с новым положением и обесцениванием признанных ими ценностей. Для этого должны пройти десятилетия, а иногда и века".*

_______________________
* N. Eliass, a.g.e., s.10.
_______________________

История османских турок демонстрирует, что они тяжело переносили период упадка, что было обусловлено свежестью воспоминаний о "великом прошлом". Эволюцию взаимоотношений Запада и Турции можно сравнить с положением человека, который имеет зуб на соседа, отобравшего у него самое ценное, и никак не могущего смириться с этой потерей. Вот почему к чувству восхищения турок по отношению к Западу скорее всего примешиваются зависть и ненависть, чем любовь. А с начала XIX века турки-османы презирали Запад. "Когда Селим III поднялся на трон, государственные мужи Османской империи все еще свысока смотрели на государства христианской Европы. Заключение с ними равноправных политических договоров считалось оскорблением религиозных чувств".* Чувство превосходства над Европой было так велико, что турки отказывались даже изучать иностранные языки.**

_______________________
* Enver Ziya Karal, Osmanlı Tarihi, V. Cilt, s.73.
** Enver Ziya Karal, Osmanlı Tarihi, a.g.e., s.9.
_______________________

Вначале турки протестовали против вынужденного внедрения технических новшеств из стран Запада, в войнах с которыми они терпели одно поражение за другим, поскольку это означало бы признание превосходства Запада; "мусульманину недостойно копировать неверных", - говорили они.* Однако со временем положение изменилось, и как руководители государства, так и интеллигенция начали открыто выражать свое восхищение Западу.

_______________________
* Aktaran, Şükrü Hanioğlu, Osmanlı ittihat ve Terakki Cemiyeti ve Jön Türklük (1889-1902), s.13, Istanbul 1985.
_______________________

Некоторые турецкие историки считают, что начало равнения Османской империи на Запад положили "Хатт-ы шериф" (Декларация о реформах) 1856 г. и Парижский мирный договор. По мнению других, процесс начался еше в годы царствования султана Селима III.* Как бы там ни было, понадобилось слишком много времени, чтобы гласно признать превосходство Запада. С признанием этой реальности у гурок появился комплекс неполноценности. "Так как признавая превосходство Запада и восхищаясь им, они все же не любили его. И как можно было любить? В ту эпоху Запад на полях сражения наносил туркам одно поражение за другим, а за столом переговоров постоянно унижал их достоинство... В Турции тема восхищения Западом часто становилась предметом дискуссий и критики. Но мало кто сознавал, что в этом восхищении нет места любви".**

_______________________
* Дату 1856 г. приводит Ялчин Кючюк. Ряд авторов, таких как Т. 3 Туная и Ахмед Мумжу, считает, что идея равенства Запада и Османской империи начала распространяться в годы правления Селима III-го. (Türkiye'de Batililaşma Hareketleri, s.23-24, Istanbul 1961. Siyaseten Katl, s. 167, Istanbul 1985)
** Taner Timur, Osmanli Kimliği, s.13.
_______________________

Признав превосходство Запада, турки все же с подозрением относились ко всему западному, особенно к культуре. Этот подход актуален и сегодня. Наука и техника Запада были превосходны, но в вопросах морали он никуда не годился. Запад деградировал и прогнивал. Мы должны были перенять лишь науку и технику и уберечь себя от вырождающейся и отвратительной культуры. "Для прогресса нашей страны мы у Запада будем заимствовать достижения науки и техники, но нам не нужны такие сатанинские проявления, как уличные танцы, свобода морали, равнодушие к умирающим с голоду, отсутствие совести и жалости".*

_______________________
* Ibret gazetesinden aktaran, Ş. Hanioğlu, a.g.e., s.29.
_______________________

На самом деле происходил своего рода культурный шок. Один из наших государственных деятелей, командированный в Европу для усовершенствования, в ужасе писал: "Во Френгистане (Европе) моральные устои так расшатались, что наш Деде-Эфенди (сопровождавший его шейх из ордена Мевлеви) чуть с ума не сошел. Мы проводим с ним время, читая Коран и обсуждая эту проблему. И молимся, чтобы он скорее избавил нас от всего этого".* Поражение от морально прогнившего Запада - вот что им трудно было принять, результатом этого душевного состояния стала тоска по прошлому; идеализировался и был превращен в культ возвврат к "Золотому веку". С целью вернуть свое былое превосходство над Западом, турки начали шумную кампанию. Можно утверждать, что до Освободительной войны в турецком общественном мнении, особенно в рядах оппозиции, господствовала идея о том, что турки являются наследниками грандиозной и величавой империи, которую нужно восстановить.

_______________________
* Enver Ziya Karal, Gülhane Hatt-i Hümayununda Batinin Etkisi, s.591, Belleten 112, Ekim 1964.
_______________________

Как у новых османов, так и у младотурок тоска по прошлому выходила за рамки обычных эмоций. Венгерский востоковед Вамбери, который неоднократно беседовал на эту тему в Лондоне с Намык Кемалем и Зия-пашой - видными лидерами новых османов, в своих воспоминаниях приводит следующий эпизод: «Днем наши беседы были умеренны и даже скучны, зато вечером за бутылкой водки аппетиты разыгрывались. У господ-эфенди глаза начинали блестеть. Ностальгия по некогда могущественной, а теперь развалившейся империи выводила их из себя, но они были уверены, что прошлое вернуть можно. Аля меня было естественным их восхищение успехами воинственных предков, уважение к героям ислама и приверженность к династии османов.»*

_______________________
* Niyazi Berkes, Türkiye'de Çağdaşlaşma, a.g.e., s.596-7.
_______________________

По мере того, как в результате постоянных военных поражений и территориальных потерь империя теряла остатки своего могущества, ностальгия по славному прошлому росла. Например, когда в результате Балканских войн возникла реальная угроза потерять Стамбул, сразу стали отмечать юбилей завоевания Стамбула. Неизменной тематикой газетных публикаций и официальных торжеств стали разглагольствования о том, что мы являемся потомками Фати-ха и Кануни и будем достойными продолжателями их дела.

Рассказывая об одном из этих торжеств, Текин Альп писал: "Создается впечатление, что мы второй раз завоевываем Стамбул".* Казалось, турки искали утешения в прошлом.

_______________________
* Tekin Alp, Türkismus und Pantürkismus, a.g.e., s.18.
_______________________

Не секрет, что даже сегодня мы полностью не избавились от этого душевного состояния. Комплекс неполноценности, вызванный нашей слабостью и беспомощностью перед Западом, заставляет нас часто повторять: "Какими мы были когда-то!"

Это состояние духа один из наших историков сравнивает с душевным состоянием потомков аристократической семьи, отец которых был предан анафеме. Закомплексованность прочно вошла в нашу литературу и сознание широких масс. Признаться, у нас вошло в привычку представлять османскую историю в розовом свете. На концертах символической Янычарской роты в крепости Румелихисар мы слышим топот коней наших предков, перед которыми "дрожала" Европа, и когда наши соседи ведут антитурецкую политику, называем их "неблагодарными".*

_______________________
* A. Turan Alkan, "Osmanli Tarihi: Bir'lnanç Alani!", s.7-8, Türkiye Günlüğü, Osmanli Tarihi ve Toplum Yapisi Tartişmalari Özel Sayi 11, Yaz 1990.
_______________________

Словом, унижение достоинства нации, которая столетиями командовала другими и презирала их, глубоко потрясло нас и ранило нашу душу. Для наций, скатившихся с заоблачных высот на грешную землю и превратившихся в лакеев, становятся актуальными поиски виноватых и желание отомстить. "Сознание слабости своего государства по сравнению с другими создает особые условия для людей, ощущающих на себе влияние этой слабости. Эти люди испытывают чувство неуверенности, сомневаются в незыблемости принятых ценностей, чувствуют себя униженными и стремятся отомстить своим обидчикам".*

_______________________
* Norbert Elias, a.g.e., s.13.
_______________________

Как говорилось выше, в Османской империи этот процесс не отличался оригинальностью. "Военные поражения и политические неудачи поколебали уверенность турок в непообедимости и неизменном превосходстве. Однако прежнее презрение к "варвару-гяуру" породило не чувство зависти, а ненависть".*

_______________________
* Bernard Lewis. a.g.e., s.127.
_______________________

И "пантюркизм" стал козырной картой для возрождения нашей гордости перед "продавцами молока-болгарами", "пастухами-сербами" и "трактирщиками-греками", находившимися 500 лет под владычеством турок.

Вот почему турецкий национализм за свои неудачи решил отомстить национальным меньшинствам, которые, по его мнению, были виноваты в подавленном и униженном состоянии османского государства. Иначе говоря, он "искал подходящего момента", и там, где поддержки внешних сил не было, осуществлял погромы.
Категория: Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" | Добавил: Vahan (23.11.2009)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz