Реваншизм, рожденный мусульманскими погромами и территориальными потерями
Турецкий национализм питался также и реваншизмом, рожденным в результате поражений, мусульманских погромов и территориальных потерь. История восстаний XIX в. - это не просто история резни христианских общин, боровшихся за такую справедливую цель, как национальная независимость. Эта история включает в себя также "геноцид мусульманского населения, проживавшего в этих краях"*. Начиная с середины XIX в. огромные массы мусульман, бежавшие от погромов, принявших довольно большой размах, переселились в Анатолию, что не могло не сказаться на национальном сознании турок-мусульман.
_______________________ * Stanford Shaw, "Osmanli imparatorluğunda Azinliklar Sorunu", s.1004, Tanzimattan Cumhuriyete Türkiye Ansiklopedisi, Cilt 4, Istanbul 1985. _______________________
Особенно после 1848 г. число людей, спасшихся от преследований и погромов на христианских землях и переселившихся на все уменьшающуюся территорию империи, достигло миллиона. Эти люди "оставляли могилы своих убитых родителей, детей, родственников, свое имущество".* Только в течение 1855-1866 гг., вследствие Крымской войны, около миллиона человек иммигрировали в Анатолию и Румелию.** Результатом сербского и критского восстаний стало переселение сотен тысяч мусульман в Анатолию***. Особенно драматические масштабы приняли погромы и бегство мусульман в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. За этим последовали мусульманские погромы и депортация в ходе Балканских войн.
_______________________ * Stanford Shaw, a.g.e., s.1005. ** R.H. Davison, a.g.e., s.180, 37 nolu dipnot. *** E.Z. Karal, Osmanli Tarihi, VII. Cilt, s.277. _______________________
Беженцев, с неимоверными трудностями добравшихся до Анатолии, сознательно поселяли на территориях с христианским населением. С помощью создаваемых обществ и издаваемых газет и журналов беженцы постоянно напоминали о пережитом и призывали к мести. Наглядным примером служит стишок, опубликованный в одном из таких журналов обществом беженцев с Балкан. Этот стишок, озаглавленный призывом "Извлечем урок", заканчивался словами: "Не утешай себя, мусульманин! Не успокоимся, пока не отомстим!"* Эти жалкие, чудом спасшиеся от резни люди в скором времени должны были стать добровольными палачами национальных меньшинств в Анатолии, в первую очередь армян. Чтобы составить представление о масштабах и результатах переселения мусульман, скажем, что только в период с 1878 по 1904 г. в вилайете одновременно с компактным армянским населением поселилось около 850 тысяч беженцев.**
_______________________ * Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 87, Mart 1991. ** Artem Ohandjanian, Armenien, Das Verschwiegene Völkermord, s.36 Wien1989. _______________________
В формировании турецкого национализма немалую РОЛЬ, наравне с мусульманско-турецкими погромами, голодом, нищетой и депортацией, сыграли территориальные потери. Особенно жива была в памяти беженцев потеря Балкан. Эти люди, оставшиеся в живых, постоянно напоми-и своим соотечественникам о потерянных землях. "Им-Фанты,- писал Ататюрк в 1931 году, - являются нашей национальной памятью о потерянных землях".*
_______________________ * Bilal Şimşir, Rumeli'den Türk Göçleri, Belgeler Cilt l, Kapak sayfasi, Ankara 1970. _______________________
Желание вернуть потерянные земли постоянно будоражило умы турок и взывало к мести. А это, в свою очередь, усиливало милитаристские и агрессивные настроения в обществе. Начиная с периода правления Абдул Гамида, эти чувства легли в основу образовательных программ в военных училищах. О настроениях курсантов этих училищ Шевкет Сурейя Айдемир в своих мемуарах писал: "Эти молодые офицеры свято верили, что война рано или поздно начнется, и они отомстят врагу за поражение в войне 1877-1878 гг., расквитаются с греками за потери, понесенные в войне 1897г...".* Надо признать, что дух милитаризма и агрессивности охватил не только училища, но и все общество.
_______________________ * Şevket Süreyya Aydemir, Enver Paşa, Cilt II, s.296. _______________________
Лучшим примером этого является атмосфера, царившая в Стамбуле в 1912 г., в преддверии Балканской войны. Как правящая, так и оппозиционная партии проводили многочисленные митинги и шествия, улицы были полны студентами. Звучали громкие речи "доблестных внуков славных дедов, перед которыми дрожал весь мир". Газетные заголовки призывали молодежь к войне лозунгами: "Турок-это воин", "Да здравствует армия, да здравствует война", "Потерянные земли будут возвращены", "Река Дунай является границей Османской империи, вернемся к Дунаю. Вперед, османцы, к Дунаю!".*
_______________________ * Celal Bayar, Ben de Yazdım, Cilt 3, (Istanbul 1966), s.808 ve sonrasinda Balkan Savaşi öncesi havasinin son derece güzel bir tablosu verilir. _______________________
Однако новая война принесла новое разочарование. Вновь поражение, вновь мусульманские погромы, тысячи беженцев, новые территориальные потери... Особенно сильным было горе от потери Македонии - родины многих ит-тихадистских лидеров. "Быть изгнанным из Румелии - это было что-то невообразимое".*
_______________________ * Hüseyin Cahit Yalçin'a ait olan bu sözleri aktaran, Tarik Zafer Tunaya, Türkiye'de Siyasal Partiler, Cilt III, a.g.e., s.462. _______________________
Несчастье от территориальных потерь было так велико, что председатель османского меджлиса Халил-бей в своей вступительной речи на сессии 1914 г. с горечью говорил: "Многие другие нации никогда не забывают о тех краях родной земли, которые уступили врагу на полях сражения, и память о них всегда жива. Они до сих пор помнят причины, приведшие к таким тяжелым потерям, и предостерегают будущее поколение от повторения ошибок. С этой священной кафедры я обращаюсь к своему народу: Ничего не забывайте! Не забывайте любимых Салоник, зеленый Монастырь, Косово, Шкодру, Янью... Не забывайте всю нашу прекрасную Ðóìåëèþ".*
_______________________ * Aktaran, T. Zafer Tunayan, a.g.e., s.465. _______________________
В дореспубликанский период государственные деятели Османской империи были одержимы идеей возвращения потерянных земель. Писатель Хусамеддин Эртюрк в своих воспоминаниях приводит нижеследующую речь Энвер-паши, упоминая при этом, что тот был чересчур воодушевлен: глаза блестели, а лицо побагровело. "Как можно забыть те поля и пастбища, орошенные кровью наших отцов! Мы никогда не примиримся с той мыслью, что нам пришлось покинуть Румелию и искать убежище в Анатолии, оставив нашим вчерашним слугам площади, мечети, кладбища, мосты и крепости, просторы, где наши воины бряцали оружием в течение четырех столетий. Я готов пожертвовать собой, лишь бы отомстить болгарам, грекам и черногорцам".*
_______________________ * Hüsamettin Ertürk, (yazan: Samih Nafiz Tansu), Iki Devrin Perde Arkasi, s.121, Istanbul 1964. _______________________
Иттихадисты приложили немало усилий, чтобы вновь завоевать Балканы.* "Возвращение этих земель, отторгнутых от нас в результате "крестового похода", стала свяшенной целью, - продолжал Энвер-паша. - Везде видны следы этого опустошения. Если бы я был в состоянии рассказать о злодеяниях, сотворенных врагом на подступах к Стамбулу, вы бы поняли положение бедных мусульман. Но в нас не поднимается волна гнева. Призываю вас к возмездию, им за все!".**
_______________________ * Bu doğrultuda yapilan faaliyetler için genel bir bilgi içim bak: Ilhan Tekeli, "Ittihat ve Terakki Döneminde Diş Dünya ve Uygulanan Diş Politika", Toplum ve Bilim Dergisi 28, KİŞ 1985, s.111-132; T.Zafer Tunaya, a.g.e., s.462-474. ** Şükrü Hanioğlu, Kendi Mektuplarinda Enver Paşa, Istanbul 1989, aktaran, "Orhan Koloğlu, Enver Paşa Efsanesi'nde Alman Katkisi (1908-1913)", Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 78, s.22 (342), Haziran 1990 Istanbul. _______________________
Не один Энвер-паша думал так. Сразу после Балканских войн эти настроения стали преобладать во всей турецкой печати. О потерянных территориях слагались стихи. "Спи спокойно, доблестный наш предок, твой сын стал воплощением мести".* Горечь непрерывных поражений так въелась в детские души, что и они уже горели желанием отомстить.** В своей книге "Лозан" Джемиль Бильсел утверждает, что как раз территориальные потери и стремление к мести стали причиной вступления Турции в I мировую войну. "Балканские народы,- пишет он,- превратили Руме-лию в бойню для турок, которые им это не простили. Учителя в школах, родители дома постоянно рассказывали детям о подробностях этих избиений, пробуждая в них чувство ненависти и шовинизма. В таком духе воспитывался и рядовой турецкий солдат, который должен был помнить одно - отомстить за оскорбленное достоинство турок". На картах Румелия была окрашена черным цветом. Каждое утро турецкие солдаты маршировали, повторяя слова: "В 1328 г. (1912) надругались над честью турок. Отомстим, братцы, отомстим!" Демобилизованный солдат, вернувшийся в свою деревню, с этой песней на устах пахал землю. Когда вспыхнула Первая мировая война, каждый турок, горевший чувством мести, понял, что появилась возможность для реабилитации своего национального достоинства".***
_______________________ * Celal Bayar, Ben de Yazdım, Cilt 4, s.1082, istanbul 1967. ** Ahmet Hamdi Tanpinar, Sahnenin Dişindakiler, s.54, Istanbul 1973. *** Cemil Bilsel'den aktaran Sina Aksin, Jön Türkler ve ittihat ve Terakki, s.270-71, Istanbul 1987. _______________________
Чувство возмездия, вызванное у османско-туреикой верхушки территориальными потерями, было направлено против "вчерашних слуг" - национальных меньшинств, проживающих на этих землях. И за все "грехи" греков и болгар, которым турки не смогли "отомстить" в ходе I мировой войны, должны были ответить "неблагодарные армяне, сотрудничавшие с империалистами и нанесшие удар туркам ъ спину". Свою долю "возмездия" должны были получить также остальные нетурецкие народы, в частности, арабы: "Багдад пал. Османская армия собирается в спешке оставить город. Здесь находится комкор Кязым Карабекир-паша. По приказу полковника Бекира Сами народ собирается на пло-шади. Затем полковник палит из пулемета по собравшимся. Карабекир-паша спрашивает:
- Бекир-бей, зачем ты так? В чем провинились эти люди? Тот невозмутимо отвечает:
- Я свожу с ними счеты за 400-летнюю османскую историю.*
_______________________ * Ilhan Selçuk, Yüzbaşı Selahattin'in Romanı, I. Kitap, s.286-7, Istanbul 1973. _______________________
Двойной стандарт Запада и "тактика" христианских меньшинств
На формирование турецкого национализма немалое влияние оказало также то обстоятельство, что в Европе реагировали только на слухи об избиениях христиан, а факты погромов, жертвами которых становились турки и остальные мусульмане, упорно замалчивались. Действительно, общественное мнение западноевропейских стран интересовалось, как правило, судьбой христианских меньшинств. Вымышленными или преувеличенными слухами о погромах пестрели страницы западной прессы того времени. А ведь в ряде случаев слухи о погромах либо были преувеличены, либо не соответствовали действительности.
Османский чиновник немецкого происхождения Мурат-эфенди, побывавший в 1858 году в Боснии по служебным делам, в своих воспоминаниях рассказывает следующий эпизод: "Из Рагожи, наконец, получил немецкие газеты, по которым скучал с тех пор, как покинул Стамбул. Меня удивило одно сообщение, в котором описывались погромы, якобы произошедшие недалеко от города, где я остановился и еще вчера проезжал через эту деревню, где не то что людей, а даже кур не резали. Здесь впервые получил представление о кухне сплетен, с помощью которых общественное мнение ориентировалось в ложном направлении".*
_______________________ * Murad Efendi, Türkische Skizzen, Erster Band, s.153, Leipzig 1877. _______________________
Одной из причин появления преувеличенных и вымышленных известий о событиях в Османской империи было стремление местных организаций, борющихся за независимость своих народов или недавно получивших ее, обеспечить вмешательство Запада. Интенсивная пропаганда о "христианских погромах" способствовала этому. В результате - либо Османская империя несла новые территориальные потери, либо предоставлялись новые привилегии меньшинствам. Особенно активно распространяла легенды о погромах Греция, стремившаяся присоединить к себе новые острова.
Один немецкий генерал в своих воспоминаниях приводит следующий пример: "...Попытки иностранных дипломатов и итальянского капитана Ругереи успокоить повстанцев не привели к успеху. Но слухи о погромах на улицах Канджи, якобы осуществленных турецкими солдатами 4-ого февраля, не подтвердились. Было убито 12 солдат, но не обнаружено ни одного погибшего грека. Видимо, из Афин поступил приказ при помощи террористических актов спровоцировать турецких солдат и помешать реформам, которые могли бы задержать присоединение острова Крит к Греции."* Односторонний подход Запада к проблеме погромов в Османской империи и нигилистическое отношение держав к участи обездоленных мусульман породили в нас, турках, уверенность, что нарушение наших прав никого не интересует. В результате мы стали считать себя истинными жертвами истории. "И в действительности,- думает турок,- история несправедливо обходится со мною, но этот факт умалчивается, поскольку не отвечает интересам Запада».
_______________________ * Generalmajor Ritter v. Steinitz (Hrg), Zmei Jahrzehnte im Nahen Orient Aufzeichnungen des Generals der Kavallerie Baron Wlademir Giesl, s.83-84, Berlin1927. _______________________
Мы знаем, что стали козлами отпущения, и всегда во всем обвиняют только нас. С нами обращаются как с незаконнорожденными детьми истории, которых можно лишить территории и уничтожить. Не удовлетворившись тем, что обращаются с нами как с беспризорными, европейцы позарились на нашу собственность, подобно бессовестным и ехидным наследникам. Разделили нашу страну на зоны влияния с целью ее дальнейшего раздела и нашу власть на этих землях свели к нулю".*
_______________________ * Ittihat ve Terakki 1916 Kongre Raporu, Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 33, s.135, Istanbul 1986. _______________________
В нашем сознании крепко осела уверенность в том, что Запад, обманутый действиями христиан, поступает с нами несправедливо. Мы убеждены: Европа делает все возможное, когда дело касается христиан, но она же предпочитает роль постороннего наблюдателя, когда жертвами избиений становятся тысячи мусульман. Во всех произведениях, в которых описываются христианские восстания, красной нитью проходит мысль о несправедливом отношении к нам. Вот несколько примеров: "Считать малейшее преступление врага самым непростительным поступком, а свои злодеяния представить как меры, необходимые для торжества справедливости: вот психология тех, кто принимает участие в европейской войне".* "И европейские империалисты, и США во главе с Вильсоном применяют двойной стандарт. Для них неприемлема постановка вопроса о зверствах христиан в отношении турок и мусульман, но жестокость последних, которая просто муссируется, способна вызвать бурю негодования."** Опять же в этих произведениях часто задается вопрос: "Почему Англия и Франция, известные как пооорники прав человека и справедливости, так равнодушны, когда жертвами несправедливости являются турки".*** Проблема не ограничивается лишь двойным стандартом и несправедливым отношением к нам. Важнее то, что в наших глазах главными виновниками такого отношения становятся христианские меньшинства. О. Кологлу утверждает, что "все христианские общины империи действовали по общему сценарию: организовывали кровавые бойни и провоцировали османскую армию и мусульман на еще более кровавые ответные действия, создавая тем самым в общественном мнении Европы образ "бедного, угнетенного христианина", которого следовало спасти. Например, в течение первого месяца греческого восстания (1821г.) хладнокровно было вырезано 20-30 тысяч турок, - в основном, женщин и детей,- а когда турки приступили к ответным действиям, по всей Европе пошли вопли о резне греков".**** Надо признать, что греческая пропаганда работала довольно успешно. Аналогичная ситуация наблюдалась и в начале XX века. В 1913-1914гг. "греческое правительство попыталось расшевелить гуманистические чувства Европы, равнодушной к страдающим мусульманам, но готовой немедленно отозваться на зов христиан, и это ему удалось".*****
_______________________ * Dr. Reşit Bey ve Hatiralan, Yakin Tarihimiz, Cilt 3, s.334. ** Doğan Avcioğlu, Milli Kurtuluş Tarihi, Cilt 1, s.342, Istanbul 1981. *** Süleyman Kocabaş, Ermeni Meselesi Nedir Ne Değildir?, s.112. **** Orhan Koloğlu, a.g.e., s.91. ***** Y. Hikmet Bayur, Türk Inkilabi Tarihi, Cilt II, Kisim III, s.252. _______________________
Аналогичная картина наблюдается и в случае с болгарским восстанием. "Это событие вызвало бурю негодования в Европе. О том, что первыми напали болгары и что среди турок тоже есть жертвы, естественно, ничего не говорилось. Фанатичные турки ни с того, ни с сего перешли в наступление и уничтожили невинных христиан".* Тот же метод, по утверждению турецких авторов, применялся армянами. Турецкие источники с особым удовольствием приводят свидетельства иностранцев, порочащие армян. Посол Великобритании сэр П. Курри в одном из своих донесений писал: "Армянские революционеры, воспользовавшись беспорядками, пытались вызвать ответную реакцию турок и тем самым добиться вмешательства держав".**
_______________________ * Orhan Koloğlu, a.g.e., s.119. ** Doğan Avcioğlu, Milli Mücadele Tarihi, Cilt III, s.1084, Istanbul 1979. _______________________
Ему вторит Абдул Гамид: "Целью армян было спровоцировать турок, применив против них силу, привлечь внимание Европы, в частности, Англии".* Основатель и первый ректор Роберт колледжа доктор Хамлин в одной из американских газет от 23 декабря 1892 г. приводит следующие слова одного армянского революционера: "...Вооруженные отряды гнчакской партии будут уничтожать турок и курдов, сжигать их деревни, затем уйдут в горы. В ответ на это разъяренные мусульмане нападут на беззащитных армян и совершат такие зверства, что Россия во имя гуманизма и христианской цивилизации оккупирует страну".**
_______________________ * A.g.e., s. 1089-90. ** A.g.e., s.1084. _______________________
В данном случае я не дискутирую о характере и сущности поступков христианских меньшинств. Обилие приведенных примеров должно показать взгляды турок. По их глубокому убеждению, организаторами христианских погромов были сами же христиане, добивавшиеся таким путем отделения от империи.* "Тактика всех меньшинств была одинаковой: вооруженное восстание, ответная реакция правительства или мусульманского населения, шумиха насчет "геноцида" и вмешательство великих держав..."**
_______________________ * Sina Akşin, Istanbul Hükümetleri ve Milli Mücadele, s.241, Istanbul 1983. ** A.g.e., s. 241. _______________________
Вкратце суть турецкой официальной версии сводится к следующему: не было ни погромов, ни геноцида, а были просто действия мусульман, спровоцированные христианами с Целью обеспечения вмешательства Запада во внутренние дела империи. Это приводит к весьма важному для нашего исследования заключению. Массовая резня христианских меньшинств мотивируется и даже оправдывается этой логикой. Наш национальный лидер (Ататюрк), выражая насгроение масс, говорил: "Ответственность за все беды, принесенные христианскими элементами нашей стране, должна лечь именно на их плечи... Это все является результатом их злоупотребления своими правами и той сепаратистской политики, которую они осуществляли самыми зверскими методами".* Нашли широкое применение объяснения и оправдания геноцида армян: "В годы I мировой войны армяне осуществляли геноцид турок, а когда последние приступили к самообороне, то поднялся невообразимый шум... Так бывает всегда! Когда убивают турок, все молчат, а когда турок кого-то убивает, все приходит в движение".**
_______________________ * Mustafa Kemal'in Ankara'ya ilk gelişinde eşrafla yaptığı konuşmadan aktaran Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1053. ** Muharrem Ergin, Türkiye'nin Bugünkü Meselesi, s.68, Istanbul 1975. _______________________
Уверенность в том, что о наших бедах не принято говорить и что весь мир несправедлив к нам, основывается еще на одном немаловажном факте: обвиняя христиан в "предательстве", а Запад - во вмешательстве в наши внутренние дела, мы привыкли прятаться за этими обвинениями и игнорировать беззаконие и давление, существующие у нас на самом деле. Мы постоянно избегаем дискуссий о нарушениях прав национальных меньшинств, мотивируя это тем, что они являются орудием в руках внешних сил. И сегодня это является одной из главных особенностей нашего национального характера. |