Вторник, 23.04.2024, 17:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Геноцид [3]
Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" [15]
Памяти жертв Геноцида армян посвящается. [8]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Геноцид армян » Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС"

Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" ( Гл. 1) ч. 3
Реваншизм, рожденный мусульманскими погромами и территориальными потерями


Турецкий национализм питался также и реваншизмом, рожденным в результате поражений, мусульманских погромов и территориальных потерь. История восстаний XIX в. - это не просто история резни христианских общин, боровшихся за такую справедливую цель, как национальная независимость. Эта история включает в себя также "геноцид мусульманского населения, проживавшего в этих краях"*. Начиная с середины XIX в. огромные массы мусульман, бежавшие от погромов, принявших довольно большой размах, переселились в Анатолию, что не могло не сказаться на национальном сознании турок-мусульман.

_______________________
* Stanford Shaw, "Osmanli imparatorluğunda Azinliklar Sorunu", s.1004, Tanzimattan Cumhuriyete Türkiye Ansiklopedisi, Cilt 4, Istanbul 1985.
_______________________

Особенно после 1848 г. число людей, спасшихся от преследований и погромов на христианских землях и переселившихся на все уменьшающуюся территорию империи, достигло миллиона. Эти люди "оставляли могилы своих убитых родителей, детей, родственников, свое имущество".* Только в течение 1855-1866 гг., вследствие Крымской войны, около миллиона человек иммигрировали в Анатолию и Румелию.** Результатом сербского и критского восстаний стало переселение сотен тысяч мусульман в Анатолию***. Особенно драматические масштабы приняли погромы и бегство мусульман в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. За этим последовали мусульманские погромы и депортация в ходе Балканских войн.

_______________________
* Stanford Shaw, a.g.e., s.1005.
** R.H. Davison, a.g.e., s.180, 37 nolu dipnot.
*** E.Z. Karal, Osmanli Tarihi, VII. Cilt, s.277.
_______________________

Беженцев, с неимоверными трудностями добравшихся до Анатолии, сознательно поселяли на территориях с христианским населением. С помощью создаваемых обществ и издаваемых газет и журналов беженцы постоянно напоминали о пережитом и призывали к мести. Наглядным примером служит стишок, опубликованный в одном из таких журналов обществом беженцев с Балкан. Этот стишок, озаглавленный призывом "Извлечем урок", заканчивался словами: "Не утешай себя, мусульманин! Не успокоимся, пока не отомстим!"* Эти жалкие, чудом спасшиеся от резни люди в скором времени должны были стать добровольными палачами национальных меньшинств в Анатолии, в первую очередь армян. Чтобы составить представление о масштабах и результатах переселения мусульман, скажем, что только в период с 1878 по 1904 г. в вилайете одновременно с компактным армянским населением поселилось около 850 тысяч беженцев.**

_______________________
* Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 87, Mart 1991.
** Artem Ohandjanian, Armenien, Das Verschwiegene Völkermord, s.36 Wien1989.
_______________________

В формировании турецкого национализма немалую РОЛЬ, наравне с мусульманско-турецкими погромами, голодом, нищетой и депортацией, сыграли территориальные потери. Особенно жива была в памяти беженцев потеря Балкан. Эти люди, оставшиеся в живых, постоянно напоми-и своим соотечественникам о потерянных землях. "Им-Фанты,- писал Ататюрк в 1931 году, - являются нашей национальной памятью о потерянных землях".*

_______________________
* Bilal Şimşir, Rumeli'den Türk Göçleri, Belgeler Cilt l, Kapak sayfasi, Ankara 1970.
_______________________

Желание вернуть потерянные земли постоянно будоражило умы турок и взывало к мести. А это, в свою очередь, усиливало милитаристские и агрессивные настроения в обществе. Начиная с периода правления Абдул Гамида, эти чувства легли в основу образовательных программ в военных училищах. О настроениях курсантов этих училищ Шевкет Сурейя Айдемир в своих мемуарах писал: "Эти молодые офицеры свято верили, что война рано или поздно начнется, и они отомстят врагу за поражение в войне 1877-1878 гг., расквитаются с греками за потери, понесенные в войне 1897г...".* Надо признать, что дух милитаризма и агрессивности охватил не только училища, но и все общество.

_______________________
* Şevket Süreyya Aydemir, Enver Paşa, Cilt II, s.296.
_______________________

Лучшим примером этого является атмосфера, царившая в Стамбуле в 1912 г., в преддверии Балканской войны. Как правящая, так и оппозиционная партии проводили многочисленные митинги и шествия, улицы были полны студентами. Звучали громкие речи "доблестных внуков славных дедов, перед которыми дрожал весь мир". Газетные заголовки призывали молодежь к войне лозунгами: "Турок-это воин", "Да здравствует армия, да здравствует война", "Потерянные земли будут возвращены", "Река Дунай является границей Османской империи, вернемся к Дунаю. Вперед, османцы, к Дунаю!".*

_______________________
* Celal Bayar, Ben de Yazdım, Cilt 3, (Istanbul 1966), s.808 ve sonrasinda Balkan Savaşi öncesi havasinin son derece güzel bir tablosu verilir.
_______________________

Однако новая война принесла новое разочарование. Вновь поражение, вновь мусульманские погромы, тысячи беженцев, новые территориальные потери... Особенно сильным было горе от потери Македонии - родины многих ит-тихадистских лидеров. "Быть изгнанным из Румелии - это было что-то невообразимое".*

_______________________
* Hüseyin Cahit Yalçin'a ait olan bu sözleri aktaran, Tarik Zafer Tunaya, Türkiye'de Siyasal Partiler, Cilt III, a.g.e., s.462.
_______________________

Несчастье от территориальных потерь было так велико, что председатель османского меджлиса Халил-бей в своей вступительной речи на сессии 1914 г. с горечью говорил: "Многие другие нации никогда не забывают о тех краях родной земли, которые уступили врагу на полях сражения, и память о них всегда жива. Они до сих пор помнят причины, приведшие к таким тяжелым потерям, и предостерегают будущее поколение от повторения ошибок. С этой священной кафедры я обращаюсь к своему народу: Ничего не забывайте! Не забывайте любимых Салоник, зеленый Монастырь, Косово, Шкодру, Янью... Не забывайте всю нашу прекрасную Ðóìåëèþ".*

_______________________
* Aktaran, T. Zafer Tunayan, a.g.e., s.465.
_______________________

В дореспубликанский период государственные деятели Османской империи были одержимы идеей возвращения потерянных земель. Писатель Хусамеддин Эртюрк в своих воспоминаниях приводит нижеследующую речь Энвер-паши, упоминая при этом, что тот был чересчур воодушевлен: глаза блестели, а лицо побагровело. "Как можно забыть те поля и пастбища, орошенные кровью наших отцов! Мы никогда не примиримся с той мыслью, что нам пришлось покинуть Румелию и искать убежище в Анатолии, оставив нашим вчерашним слугам площади, мечети, кладбища, мосты и крепости, просторы, где наши воины бряцали оружием в течение четырех столетий. Я готов пожертвовать собой, лишь бы отомстить болгарам, грекам и черногорцам".*

_______________________
* Hüsamettin Ertürk, (yazan: Samih Nafiz Tansu), Iki Devrin Perde Arkasi, s.121, Istanbul 1964.
_______________________

Иттихадисты приложили немало усилий, чтобы вновь завоевать Балканы.* "Возвращение этих земель, отторгнутых от нас в результате "крестового похода", стала свяшенной целью, - продолжал Энвер-паша. - Везде видны следы этого опустошения. Если бы я был в состоянии рассказать о злодеяниях, сотворенных врагом на подступах к Стамбулу, вы бы поняли положение бедных мусульман. Но в нас не поднимается волна гнева. Призываю вас к возмездию, им за все!".**

_______________________
* Bu doğrultuda yapilan faaliyetler için genel bir bilgi içim bak: Ilhan Tekeli, "Ittihat ve Terakki Döneminde Diş Dünya ve Uygulanan Diş Politika", Toplum ve Bilim Dergisi 28, KİŞ 1985, s.111-132; T.Zafer Tunaya, a.g.e., s.462-474.
** Şükrü Hanioğlu, Kendi Mektuplarinda Enver Paşa, Istanbul 1989, aktaran, "Orhan Koloğlu, Enver Paşa Efsanesi'nde Alman Katkisi (1908-1913)", Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 78, s.22 (342), Haziran 1990 Istanbul.
_______________________

Не один Энвер-паша думал так. Сразу после Балканских войн эти настроения стали преобладать во всей турецкой печати. О потерянных территориях слагались стихи. "Спи спокойно, доблестный наш предок, твой сын стал воплощением мести".* Горечь непрерывных поражений так въелась в детские души, что и они уже горели желанием отомстить.** В своей книге "Лозан" Джемиль Бильсел утверждает, что как раз территориальные потери и стремление к мести стали причиной вступления Турции в I мировую войну. "Балканские народы,- пишет он,- превратили Руме-лию в бойню для турок, которые им это не простили. Учителя в школах, родители дома постоянно рассказывали детям о подробностях этих избиений, пробуждая в них чувство ненависти и шовинизма. В таком духе воспитывался и рядовой турецкий солдат, который должен был помнить одно - отомстить за оскорбленное достоинство турок". На картах Румелия была окрашена черным цветом. Каждое утро турецкие солдаты маршировали, повторяя слова: "В 1328 г. (1912) надругались над честью турок. Отомстим, братцы, отомстим!" Демобилизованный солдат, вернувшийся в свою деревню, с этой песней на устах пахал землю. Когда вспыхнула Первая мировая война, каждый турок, горевший чувством мести, понял, что появилась возможность для реабилитации своего национального достоинства".***

_______________________
* Celal Bayar, Ben de Yazdım, Cilt 4, s.1082, istanbul 1967.
** Ahmet Hamdi Tanpinar, Sahnenin Dişindakiler, s.54, Istanbul 1973.
*** Cemil Bilsel'den aktaran Sina Aksin, Jön Türkler ve ittihat ve Terakki, s.270-71, Istanbul 1987.
_______________________

Чувство возмездия, вызванное у османско-туреикой верхушки территориальными потерями, было направлено против "вчерашних слуг" - национальных меньшинств, проживающих на этих землях. И за все "грехи" греков и болгар, которым турки не смогли "отомстить" в ходе I мировой войны, должны были ответить "неблагодарные армяне, сотрудничавшие с империалистами и нанесшие удар туркам ъ спину". Свою долю "возмездия" должны были получить также остальные нетурецкие народы, в частности, арабы: "Багдад пал. Османская армия собирается в спешке оставить город. Здесь находится комкор Кязым Карабекир-паша. По приказу полковника Бекира Сами народ собирается на пло-шади. Затем полковник палит из пулемета по собравшимся. Карабекир-паша спрашивает:

- Бекир-бей, зачем ты так? В чем провинились эти люди? Тот невозмутимо отвечает:

- Я свожу с ними счеты за 400-летнюю османскую историю.*

_______________________
* Ilhan Selçuk, Yüzbaşı Selahattin'in Romanı, I. Kitap, s.286-7, Istanbul 1973.
_______________________


Двойной стандарт Запада и "тактика" христианских меньшинств


На формирование турецкого национализма немалое влияние оказало также то обстоятельство, что в Европе реагировали только на слухи об избиениях христиан, а факты погромов, жертвами которых становились турки и остальные мусульмане, упорно замалчивались. Действительно, общественное мнение западноевропейских стран интересовалось, как правило, судьбой христианских меньшинств. Вымышленными или преувеличенными слухами о погромах пестрели страницы западной прессы того времени. А ведь в ряде случаев слухи о погромах либо были преувеличены, либо не соответствовали действительности.

Османский чиновник немецкого происхождения Мурат-эфенди, побывавший в 1858 году в Боснии по служебным делам, в своих воспоминаниях рассказывает следующий эпизод: "Из Рагожи, наконец, получил немецкие газеты, по которым скучал с тех пор, как покинул Стамбул. Меня удивило одно сообщение, в котором описывались погромы, якобы произошедшие недалеко от города, где я остановился и еще вчера проезжал через эту деревню, где не то что людей, а даже кур не резали. Здесь впервые получил представление о кухне сплетен, с помощью которых общественное мнение ориентировалось в ложном направлении".*

_______________________
* Murad Efendi, Türkische Skizzen, Erster Band, s.153, Leipzig 1877.
_______________________

Одной из причин появления преувеличенных и вымышленных известий о событиях в Османской империи было стремление местных организаций, борющихся за независимость своих народов или недавно получивших ее, обеспечить вмешательство Запада. Интенсивная пропаганда о "христианских погромах" способствовала этому. В результате - либо Османская империя несла новые территориальные потери, либо предоставлялись новые привилегии меньшинствам. Особенно активно распространяла легенды о погромах Греция, стремившаяся присоединить к себе новые острова.

Один немецкий генерал в своих воспоминаниях приводит следующий пример: "...Попытки иностранных дипломатов и итальянского капитана Ругереи успокоить повстанцев не привели к успеху. Но слухи о погромах на улицах Канджи, якобы осуществленных турецкими солдатами 4-ого февраля, не подтвердились. Было убито 12 солдат, но не обнаружено ни одного погибшего грека. Видимо, из Афин поступил приказ при помощи террористических актов спровоцировать турецких солдат и помешать реформам, которые могли бы задержать присоединение острова Крит к Греции."* Односторонний подход Запада к проблеме погромов в Османской империи и нигилистическое отношение держав к участи обездоленных мусульман породили в нас, турках, уверенность, что нарушение наших прав никого не интересует. В результате мы стали считать себя истинными жертвами истории. "И в действительности,- думает турок,- история несправедливо обходится со мною, но этот факт умалчивается, поскольку не отвечает интересам Запада».

_______________________
* Generalmajor Ritter v. Steinitz (Hrg), Zmei Jahrzehnte im Nahen Orient Aufzeichnungen des Generals der Kavallerie Baron Wlademir Giesl, s.83-84, Berlin1927.
_______________________

Мы знаем, что стали козлами отпущения, и всегда во всем обвиняют только нас. С нами обращаются как с незаконнорожденными детьми истории, которых можно лишить территории и уничтожить. Не удовлетворившись тем, что обращаются с нами как с беспризорными, европейцы позарились на нашу собственность, подобно бессовестным и ехидным наследникам. Разделили нашу страну на зоны влияния с целью ее дальнейшего раздела и нашу власть на этих землях свели к нулю".*

_______________________
* Ittihat ve Terakki 1916 Kongre Raporu, Tarih ve Toplum Dergisi, Sayi 33, s.135, Istanbul 1986.
_______________________

В нашем сознании крепко осела уверенность в том, что Запад, обманутый действиями христиан, поступает с нами несправедливо. Мы убеждены: Европа делает все возможное, когда дело касается христиан, но она же предпочитает роль постороннего наблюдателя, когда жертвами избиений становятся тысячи мусульман. Во всех произведениях, в которых описываются христианские восстания, красной нитью проходит мысль о несправедливом отношении к нам. Вот несколько примеров: "Считать малейшее преступление врага самым непростительным поступком, а свои злодеяния представить как меры, необходимые для торжества справедливости: вот психология тех, кто принимает участие в европейской войне".* "И европейские империалисты, и США во главе с Вильсоном применяют двойной стандарт. Для них неприемлема постановка вопроса о зверствах христиан в отношении турок и мусульман, но жестокость последних, которая просто муссируется, способна вызвать бурю негодования."** Опять же в этих произведениях часто задается вопрос: "Почему Англия и Франция, известные как пооорники прав человека и справедливости, так равнодушны, когда жертвами несправедливости являются турки".*** Проблема не ограничивается лишь двойным стандартом и несправедливым отношением к нам. Важнее то, что в наших глазах главными виновниками такого отношения становятся христианские меньшинства. О. Кологлу утверждает, что "все христианские общины империи действовали по общему сценарию: организовывали кровавые бойни и провоцировали османскую армию и мусульман на еще более кровавые ответные действия, создавая тем самым в общественном мнении Европы образ "бедного, угнетенного христианина", которого следовало спасти. Например, в течение первого месяца греческого восстания (1821г.) хладнокровно было вырезано 20-30 тысяч турок, - в основном, женщин и детей,- а когда турки приступили к ответным действиям, по всей Европе пошли вопли о резне греков".**** Надо признать, что греческая пропаганда работала довольно успешно. Аналогичная ситуация наблюдалась и в начале XX века. В 1913-1914гг. "греческое правительство попыталось расшевелить гуманистические чувства Европы, равнодушной к страдающим мусульманам, но готовой немедленно отозваться на зов христиан, и это ему удалось".*****

_______________________
* Dr. Reşit Bey ve Hatiralan, Yakin Tarihimiz, Cilt 3, s.334.
** Doğan Avcioğlu, Milli Kurtuluş Tarihi, Cilt 1, s.342, Istanbul 1981.
*** Süleyman Kocabaş, Ermeni Meselesi Nedir Ne Değildir?, s.112.
**** Orhan Koloğlu, a.g.e., s.91.
***** Y. Hikmet Bayur, Türk Inkilabi Tarihi, Cilt II, Kisim III, s.252.
_______________________

Аналогичная картина наблюдается и в случае с болгарским восстанием. "Это событие вызвало бурю негодования в Европе. О том, что первыми напали болгары и что среди турок тоже есть жертвы, естественно, ничего не говорилось. Фанатичные турки ни с того, ни с сего перешли в наступление и уничтожили невинных христиан".* Тот же метод, по утверждению турецких авторов, применялся армянами. Турецкие источники с особым удовольствием приводят свидетельства иностранцев, порочащие армян. Посол Великобритании сэр П. Курри в одном из своих донесений писал: "Армянские революционеры, воспользовавшись беспорядками, пытались вызвать ответную реакцию турок и тем самым добиться вмешательства держав".**

_______________________
* Orhan Koloğlu, a.g.e., s.119.
** Doğan Avcioğlu, Milli Mücadele Tarihi, Cilt III, s.1084, Istanbul 1979.
_______________________

Ему вторит Абдул Гамид: "Целью армян было спровоцировать турок, применив против них силу, привлечь внимание Европы, в частности, Англии".* Основатель и первый ректор Роберт колледжа доктор Хамлин в одной из американских газет от 23 декабря 1892 г. приводит следующие слова одного армянского революционера: "...Вооруженные отряды гнчакской партии будут уничтожать турок и курдов, сжигать их деревни, затем уйдут в горы. В ответ на это разъяренные мусульмане нападут на беззащитных армян и совершат такие зверства, что Россия во имя гуманизма и христианской цивилизации оккупирует страну".**

_______________________
* A.g.e., s. 1089-90.
** A.g.e., s.1084.
_______________________

В данном случае я не дискутирую о характере и сущности поступков христианских меньшинств. Обилие приведенных примеров должно показать взгляды турок. По их глубокому убеждению, организаторами христианских погромов были сами же христиане, добивавшиеся таким путем отделения от империи.* "Тактика всех меньшинств была одинаковой: вооруженное восстание, ответная реакция правительства или мусульманского населения, шумиха насчет "геноцида" и вмешательство великих держав..."**

_______________________
* Sina Akşin, Istanbul Hükümetleri ve Milli Mücadele, s.241, Istanbul 1983.
** A.g.e., s. 241.
_______________________

Вкратце суть турецкой официальной версии сводится к следующему: не было ни погромов, ни геноцида, а были просто действия мусульман, спровоцированные христианами с Целью обеспечения вмешательства Запада во внутренние дела империи. Это приводит к весьма важному для нашего исследования заключению. Массовая резня христианских меньшинств мотивируется и даже оправдывается этой логикой. Наш национальный лидер (Ататюрк), выражая насгроение масс, говорил: "Ответственность за все беды, принесенные христианскими элементами нашей стране, должна лечь именно на их плечи... Это все является результатом их злоупотребления своими правами и той сепаратистской политики, которую они осуществляли самыми зверскими методами".* Нашли широкое применение объяснения и оправдания геноцида армян: "В годы I мировой войны армяне осуществляли геноцид турок, а когда последние приступили к самообороне, то поднялся невообразимый шум... Так бывает всегда! Когда убивают турок, все молчат, а когда турок кого-то убивает, все приходит в движение".**

_______________________
* Mustafa Kemal'in Ankara'ya ilk gelişinde eşrafla yaptığı konuşmadan aktaran Doğan Avcioğlu, a.g.e., s.1053.
** Muharrem Ergin, Türkiye'nin Bugünkü Meselesi, s.68, Istanbul 1975.
_______________________

Уверенность в том, что о наших бедах не принято говорить и что весь мир несправедлив к нам, основывается еще на одном немаловажном факте: обвиняя христиан в "предательстве", а Запад - во вмешательстве в наши внутренние дела, мы привыкли прятаться за этими обвинениями и игнорировать беззаконие и давление, существующие у нас на самом деле. Мы постоянно избегаем дискуссий о нарушениях прав национальных меньшинств, мотивируя это тем, что они являются орудием в руках внешних сил. И сегодня это является одной из главных особенностей нашего национального характера.
Категория: Танер Акчам "ТУРЕЦКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ "Я" И АРМЯНСКИЙ ВОПРОС" | Добавил: Vahan (23.11.2009)
Просмотров: 1005 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz