Хачкары XII и XIII столетий ч.1 - АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ - История - Армения и Арцах - Армения
Пятница, 31.03.2017, 03:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ

Хачкары XII и XIII столетий ч.1
В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося в XIII в. Постепенно увеличивалось . количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни. А вместе с тем увеличивалось разнообразие декоративной разработки хачкаров, становившейся все более индивидуальной — т.е. происходило то же, что и во всей художественной культуре Армении (да и не только Армении) того времени. Появились и выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню; некоторые из них увековечили на хачкаре свои имена.

Но важно подчеркнуть, что мастера продолжали разрабатывать традиционную композицию, сложившуюся еще в XI в. В этом отношении характерна судьба композиции с геометризованной расцветшей листвой в виде выпрямленных или слегка наклоненных к кресту пучка стеблей. Обозначим их как группу 1.

Группа 1. Один из наиболее интересных памятников этой группы хачкар Хачатура из Джрвежа (ныне в ИМА) с датой 1173 г.. Декор хачкар а полностью следует композиции, сложившейся в XI в.

  . Концы вертикально поднимающихся и геометризованных стеблей образуют прямую линию, восходящую от нижнего конца креста к оконечностям его боковых ветвей, как на хачкаре еще 996 г. из Норадуза . Верхние два междукрестья заняты переплетающимися стеблями со свисающими гроздьями винограда, как то не раз встречаем на хачкарах XI в. Хачкар Хачатура с обеих сторон обрамлен вертикальной резной полосой, состоящей из квадратов сложного плетения с кругом в середине.


Но в рисунок хачкара 1173 г. введены и некоторые новые элементы, в XI в, еще не встречавшиеся: это сфера, на которую собственно и водружен крест; сфера здесь заполнена лучами (наподобие розетки); а кроме того, хачкар завершен слегка нависающим широким карнизом («козырьком») с двумя ярусами гранатов, почти так же скомпонованных, как на тимпане церкви Катогике 1215 г. Гегарде (расположенном, кстати сказать, по соседству с Джрвежом). Близок по композиции к описанному хачкар в Амберде (на южном склоне Арагаца, т. е. в районе Аштарака) с надписью, содержащей дату 1200 г. (ныне в ИМА) и с такими же сплетенными ветвями со свисающими плодами (гранатами?); листва в нижних междукрестьях несколько склонена к кресту. Под крестом вместо горизонтально расположенных пальметок — спиралеобразно вьющиеся побеги, под ними — пятистрочная надпись. Вертикальные обрамления хачкара также заполнены надписью.

По общей композиции и деталям (переплетающиеся лозы в верхних междукрестьях со свисающими гроздьями винограда) к этим хачкарам близок большой хачкар в Аштараке, но выполнен он плоскостно и менее тщательно.

Насыщенность декором, почти сплошь заполняющим стелу, становится в XII в., как говорилось, доминирующей особенностью хачкаров. Насыщенность декором еще сильнее в замечательном хачкаре Григора Тудеорда в Санаине, выполненном мастером Мхитаром в 1184 г. . Это большой хачкар (выс. 1,80 м, шир. 0,85 м), поставленный на монументальный двойной стилобат; обе части его расчленены аркатурой; верхний завершен карнизом из мелких сталактитов, нижний — «сельджукской цепью», прерываемой высокими ступенями всхода к хачкару. Хачкар сплошь заполнен резьбой, почти не оставляющей свободных промежутков. Рисунок резьбы следует знакомой нам схеме с геометризованными и выпрямленными стеблями процветшей части креста; только верхние концы их загнуты горизонтально. Крест имеет широкое обрамление, состоящее из удлиненных прямоугольников, заполненных очень сложным и компактным неповторяющимся плетением; фигуры между собой сплетены (рисунок на обеих сторонах креста — одинаковый); над крестом полукруглое завершение с плотным плетением, но иного рисунка.

Сам крест украшен плотной плетенкой. Пальметки под нижним концом креста также превращены в плетенки. Сложной плетенкой заполнена и сфера под крестом.

Стела венчается нешироким, слегка нависающим карнизом («козырьком») с плетенкой в виде переплетающихся кругов. Промежутки между карнизом и полукружием заполнены вьющимися спиралью побегами.

Но хачкар имеет и еще одну особенность, ранее не наблюдаемую: глубоко впалый фон верхнего и нижнего междукрестья также заполнен рельефной резьбой в виде округлых ячеек с остроугольной пальметкой внутри. Эта резьба является как бы нижним пластом декора. Таким образом, декор хачкара обогащен двухплоскостностью резьбы: чередование более высокого и слегка пониженного рельефа имело целью усилить светотень и тем самым придать большую пластичность резьбе хачкара. Эта особенность — игра светотени, иначе говоря живописное начало в резьбе хачкаров активно развивалось особенно в XIII в. И это явление отражало общее направление художественного развития Армении.

Композиция, лежащая в основе рассмотренного хачкара в Санаине, стала в конце XII в. очень популярной, хотя и выступала большей частью в значительно более скромном виде. Примером может служить хачкар, стоящий рядом с церковью Кармравор в Аштараке; хачкар датирован надписью — 1184 г. . Он воспроизводит ту же композицию, лишь с некоторыми отличиями. Так, верхние концы вертикальных стеблей в нижнем междукрестье не загибаются горизонтально (как на хачкаре Тудеорда в Санаине). В верхних междукрестьях помещены переплетающиеся лозы с гроздьями винограда, как на хачкарах 1041 г. в Цахац-каре , Джрвежа и в Аштараке. Сфера под крестом заполнена сплетенными многолучевыми звездами. К ним близки еще два аштаракских хачкара XIII в., близки по общей композиции, рисунку стеблей в нижних междукрестьях и верхних междукрестьях со свисающими плодами, обрамление заполнено плетенкой .

К рассмотренным хачкарам следует отнести несколько других с той же композиционной схемой; рисунок их отличается лишь некоторыми деталями. Это хачкар в Кечарисе (XII в.?) с несколько склоненными к кресту стеблями, с широкой сферой и обрамлением, состоящим из двух вертикальных рядов сплетенных квадратиков.

Богаче хачкар, стоящий на кладбище в Агарцине6, также со слегка склоненными к кресту стеблями (в нижней части они представляют собой отрезок «сельджукской цепи»), а верхние междукрестья заняты с каждой стороны креста двумя сплетенными толстыми витыми лозами; с нижней свисает гроздь винограда, верхнее кончается розеткой.. Под крестом — сфера с шестиконечной звездой. Верхняя плита занята крестом в круге на фоне геометрической плетенки.

Но в XII в. встречаются и более простые хачкары такой же композиции, освобожденные от второстепенных деталей. Таков хачкар в Санаине, вставленный в тимпан входа с датой 1189 г..

Та же композиция, но в усложненном виде, удерживалась на протяжении всего XIII в. В качестве примера можно привести два хачкара в Бджни: один из них 1291 г. с вертикально выпрямленными стеблями. Крест помещен под аркой; в верхних междукрестьях — по две сплетенных лозы (как на хачкаре из Агарцина), но свисают с них не виноградные гроздья, а розетки. Под крестом — широкая сфера. Обрамление состоит из двух, вертикальных рядов сплетенных узлов.

Другой хачкар, стоящий рядом с описайным, сложнее. Крест украшен плетенкой, вертикальные стебли — витые, нижняя дугообразная' процветшая часть состоит из кружков. Под крестом — пышные, сложно-
то рисунка расходящиеся в стороны пальметты. Под ними — многолопастная сфера с розеткой внутри. Крест помещен в углублении; откосы орнаментированы обращенными друг к другу полупальметтами.

Близок по композиции, но столь же дробный, притом грубовато выполненный небольшой хачкар в Аштараке (стоит у стены церкви Кармравор); крест увенчан широкой аркой, украшенной архаичным орнаментом; широкое обрамление заполнено сложной плетенкой.

Ряд особенностей — пропорции креста с усложненными узлами на концах его ветвей («почками»), рисунок склоненных к кресту стеблей (крайние горизонтально загнуты), пышная, горизонтально расположенная пальметта под крестом — все это сближает с описанным хачкар, вставленный в стену церкви Спасителя в Ани. Крест помещен под полукруглой аркой, украшенной вьющимся побегом с пальметтовидными заполнениями между его изгибами и обрамлен плетенкой .

Стилистически близка к этому хачкару серия хачкаров в селах Ариндж и Аван (оба села близ Еревана) и один в ограде церкви Гаяне в Эчмиадзине. Отличие их — в отсутствии горизонтально помещенной широкой двойной пальметты под крестом и в наличии в верхних междукрестьях свисающих тяжелых гроздьев винограда. Хачкары эти выделяются тем, что в большинстве они венчаются геральдически расположенными друг против друга птицами-павлинами (символами бессмертия); на одном из хачкаров птицы клюют виноград, на другом — причащаются к вину в высоком сосуде. Широкое обрамление у всех хачкаров этой серии приблизительно одинаково: оно состоит из малых крестов, чередующихся с четырехлучевой розеткой — на одном хачкаре, из четырех или пяти малых крестов — на двух других; только у одного такого хачкара обрамление украшено лишь простой плетенкой.

К этой же группе примыкает серия хачкаров, отличающихся от рассмотренных тем, что верхние оконечности стеблей в нижних междукрестьях, слегка склоненные к кресту, образуют не строго прямую линию (от оконечностей перекладины креста к его основанию), а слегка дуговидную, что придает таким хачкарам своеобразный облик. Среди них наиболее выработаны по рисунку два хачкара в Кечарисе, обрамленные «сельджукской цепью», и два хачкара в Одзуне; оба помещены под полукруглой аркой . Для этой серии хачкаров характерно то, что довольно широкое поле между крестом, стеблями и обрамлением оставлено совершенно свободным, что контрастно выделяет сам крест и его процветшую часть.

Относятся к этой группе и хачкар в Оромосе (близ Ани) (по рисунку-обмеру Т. Тораманяна); сверху креста произрастает лоза со свисающими с нее, как это нередко, на хачкарах, гроздьями винограда, занимающими верхние междукрестья. Крест заключен в широкую раму, состоящую из двойного ряда простого плетеного орнамента.

К той же серии можно отнести и хачкар,, вставленный в стену церкви Катогике в Ани, и группу из трех хачкаров в Аштараке .

Наконец, та же схема хачкара почти без изменений перешла в XIV столетие, как то показывают хачкары в Егварде и Норадузе (со склоненными к кресту стеблями).

Искусство армянских хачкаров было многоликим и многогранным. Наряду с рассмотренными композициями, тогда же, еще, вероятно, в XI в., была выработана и другая, отличающаяся иной трактовкой одного из наиболее существенных элементов хачкара — процветшей части креста, занимающей нижние междукрестья. Такого рода хачкары составляют 2 группу.

Группа 2. Листва здесь менее геометризована, ей приданы плавно изгибающиеся очертания в виде более или менее развитых полупальметок, симметрично размещенных относительно креста в нижних междукрестьях, но все же они носят также декоративный характер. Своеобразный рисунок пальметт придает таким хачкарам облик, совершенно иной в сравнении с другими, хотя в остальном — в орнаментике самого креста, форме его завершения, характере и рисунке обрамления — они очень близки другим, а зачастую и просто идентичны.

Один из наиболее ранних хачкаров этой группы (по крайней мере типологически) является, возможно, хачкар в Нораванке: из нижнего и верхнего концов широкого креста, украшенного плетенкой и с розеткой в средокрестье, произрастают плавно изгибающиеся многолепестковые полупальметки, симметрично занимающие нижние и верхние междукрестья. Стела — со скругленными углами обрамлена простой плетенкой.

Более выработанный и также один из наиболее ранних хачкаров такого рода — это небольшой по размеру и очень скромный по декору, стоящий в книгохранилище Санаина; он относится еще к 1063 г.; другой, близкий к нему, стоит у западной стены того же, книгохранилища и, вероятно, того же времени, что и первый.

К XII в. относится, возможно, хачкар в Нор-Гетике. Крест помещен под аркой на тонких парных витых полуколонках; с верхней оконечности креста спускаются два стебля со свивающей пальметкой; изображено треугольное основание креста, заполненное плетеным орнаментом.

Но уже в начале XIII в. процветшая листва по сторонам креста выступает в очень развитом виде — графически отточенном и декоративно разработанном. Убедительные примеры дают хачкары в Норадузе (один из них 1203 г.). Характерной особенностью их является то, что пучки дуговидных витых стеблей, из которых вырастают пальметты, делают под крестом широкие петли. Сам крест помещен под аркой; обрамление состоит из квадратов с почти неповторяющимся орнаментом.

К этой же группе относится хачкар Ованнеса 1227 г. в Санаине, очень изящный по рисунку и с хорошо найденными пропорциями его отдельных частей. Пучок стеблей с перевязками также делает петли, но менее крупные; в верхние междукрестья спускаются пальметки; широкое обрамление с каждой стороны состоит из шести квадратов, заполненных густой плетенкой неповторяющегося рисунка (орнамент на обоих сторонах симметрично повторен).

Но шедевром среди хачкаров этой группы следует признать два однородных хачкара усыпальницы рода Укананц 1211 г. и 1220 г. в Ахпате   и аналогичный хачкар в Санаине.

На ахпатских хачкарах остановимся подробнее. Оба хачкара очень высокие и стройные. Кресты (с пышными «почками») заключены в восьмилопастную арку, лопасти которой — сверху и с боков — как бы врезаны в панно со сплошным растительным орнаментом в виде вьющихся спиралью и сплетенных тонких стеблей. Боковые панно прерывают обрамление, состоящее из восьми мар квадратов с плотным неповторяющимся плетеным заполнением. Толстый стебель процветшей части креста, украшенный извивающимися побегами с ответвляющимися пальметками, делает под крестом широкие круглые петли, а затем переходит в тонкие изящные пальметки, слегка отклоняющиеся к обрамлению и достигающие оконечностей боковых ветвей креста. Под петлями — сфера с плетеным орнаментом, основанном на прямоугольнике с плотным плетением. «Козырек» также заполнен мелкой плетенкой; в середине его изображена под арочкой богоматерь (?).

Оба хачкара почти одинаковы. Существенное отличие первого, 1211 г., то, что углубленный фон верхнего и нижнего междукрестья (вернее, остающиеся свободными промежутки) покрыты мелкой растительной резьбой в виде густой плетенки тонких побегов (вверху) и вьющихся стеблей с утолщениями (внизу). Таким образом, ахпатский хачкар 1211 г. дает еще один образец двухплоскостной резьбы, о которой нам еще предстоит речь.

В соседнем с Ахпатом Санаине стоят два совершенно аналогичных стройных хачкара. Один из них — так называемый Циранавор. Он заключен в четырехлопастную арку, откуда в верхние междукрестья спускаются удлиненные пальметты. Процветшая листва (вдоль нижней ветви креста) также удлинена. Под крестом стебель, извиваясь, образует круглые петли. Сфера занята шестилучевой звездой. Широкое обрамление по бокам креста состоит с каждой стороны из восьми квадратов с неповторяющимся геометрическим орнаментом (на обеих сторонах симметрично одинаковым); сверху, над крестом — три прямоугольника с плотной плетенкой. «Козырек» украшен вьющимися
спиралью стебельками. Хачкар имеет ту же замечательную особенность, что и ахпатский хачкар 1211 г. — углубленные промежутки его междукрестьев также заполнены мелкой растительной резьбой: декор этого хачкара, таким образом, двухплоскостный К этому хачкару близок другой в Санаине же 

  отличающийся от него лишь деталями. Крест помещен под полукруглой аркой, пальметта по сторонам креста сильно вытянута вверх; кроме того крест имеет необычный острый отросток в виде опущенной вниз полупальметты. Ветви креста посередине немного утолщены, образуя как бы перекладины. Сфера очень широкая. Все части хачкара — крест, боковые пальметты, сфера, обрамления (с боков и сверху) — заполнены сплошной резьбой в виде мелкой орнаментальной плетенки, придающей резьбе хачкара ажурный характер. А кроме того, так же как и на предыдущих хачкарах, мастер применил двухплоскостную резьбу, которая занимает углубления в междукрестьях.Нельзя не отметить и прекрасно выполненный хачкар на кладбище Агарцина, вероятно, также начала XIII в., близкий по рисунку к ахпатским хачкарам и к санаинскому «Циранавору». Отличия не существенны: хачкар помещен под многофигурной аркой (верхняя лопасть — широкая полукруглая, боковые — узкие, врезаны в обрамление, как на подобных ахпатских хачкарах); под крестом — гладкое трапециевидное основание.

Наконец, к описанным хачкарам присоединим и хачкар, стоящий в гавите Мшкаванка (также в север. Армении)

. Хачкар повторяет ту же композицию с полупальметтами по бокам креста, с круглыми петлями внизу и обрамлением из двух пар вертикальных рядов (столбиков) одинаковых сплетенных узлов. Под крестом — полоса с растительным орнаментом (сплетенные пальметки), а в верхних междукрестьях помещены в рельефных ободках человеческие головы (олицетворения солнца и луны?). Хачкар интересен и двухплоскостной резьбой: сильно углубленный фон на всей плоскости хачкара наполнен резным орнаментом — сплетенными побегами, сердцевидными фигурами и прочими, а в верхних углах нижних междукрестий помещены розетка и «сегнерово колесо». Нижняя часть хачкара оформлена в виде очень мелкой плетенки, по сторонам которой (под обрамлением, продолжая его) — полосы сетки.


Хачкар вставлен в широкий пьедестал , на котором в тройном портике с полуциркульными арками на парных полуколонках представлены человеческие фигуры: под средней аркой — приземистая фигура в фас (Христа?) в длиннополой одежде; слева — меньшая фигура, справа — две миниатюрные фигуры, обращенные к средней (ктиторы?); над ними — рельефный круг с двумя пальметками. Все фигуры сильно выветрились, так что о деталях изображений судить невозможно.

Композиция хачкаров со стилизованной листвой, плавно склоняющейся к кресту, была в Армении в XIII в., по-видимому, очень популярна. Об этом можно судить по серии более скромных небольших хачкаров в Нораванке (вставлены в стену храма; ), где крест заключен в портал на парных полуколонках, и в Кобре, где стела обрамлена широкими полосами плетенки . Все рассмотренные хачкары из расположенных по соседству друг с другом Ахпата, Санаина, Агарцина и Мшкаванка — очень схожи между собой. Поэтому можно предположить, что все они не только приблизительно одного времени, но и вышли из одной монастырской мастерской — в Ахпате или Санаине, где, может быть, и была выработана и разрабатывалась интересующая нас композиция хачкаров.

В дальнейшем рисунок листвы в виде изгибающихся полупальметок утратил прежнее изящество: на некоторых более поздних хачкарах (XIII, если не XIV в. ) стилизованная листва трактуется в виде целого пучка листьев, отогнутых не в сторону креста, а обрамления. Таковы, например, два хачкара в селе Акунк (Варденисского р-на) , хачкар в Эчмиадзине, XIV в., в селе Дашкент (Варденисского района), 1529 г., и в Азизбекове . Впрочем, и этот рисунок возник, по-видимому, уже в XI в. (об этом говорилось в главе 1). Более поздние хачкары утратили и прежнюю строгость: рисунок листвы был утрирован, его стали сочетать и с другой орнаментикой. Таковы хачкары XIII — XIV вв. в Ованаванке и Егварде, чрезмерно насыщенные резьбой, не оставляющей ни малейшего свободного места на стеле.

На некоторых хачкарах рисунок полупальметт искажен и превращен в змееподобно удлиненный отросток.. Таков хачкар в селе Дсех (Туманянского р-на). Стилизация листвы процветшего креста на более поздних хачкарах (XIV в.) достигла предела: растительная форма превратилась в отвлеченно орнаментальную схему, уже утратившую видимую связь с ее прототипом. Примером могут служить хачкары в Гегарде, где изгиб листвы трактован как змеевидно извивающийся (с двумя петлями) стебель-жгут; или хачкар в селе Акунк (Варденисского р-на), на котором процветшая листва превратилась в форму двух полукругов, симметрично занимающих нижние междукрестья (. Хачкары эти, повторяем, относятся, вероятно, уже к XIV в.

Искажены полупальметки и на хачкаре в Агарцине, где они сочетаются с рисунком предыдущего вида. Интересен хачкар в Авуц-таре (Абовянского р-на), до предела наполненный резьбой, притом различной по своему характеру. Эта эклектичность склоняет нас датировать и этот хачкар более поздним временем — XIV столетием.

Интересен хачкар в Норадузе (озеро Севан), также, вероятно, XIV в.; на нем свойственная этой группе композиция (с плавно изгибающейся листвой) сочетается с двумя малыми крестами (как на хачкарах группы 4, о которой будет сказано ниже), помещенными под оконечностями боковых ветвей креста, над верхушкой процветшей листвы.

Рассмотренные нами хачкары в группе с орнаментально трактованными пальметтами по сторонам креста и склоненными к нему, замечательны тем, что мотив этот, в сущности, исходит еще из композиции раннесредневековых свободных (объемных) крестов (венчавших памятные столбы типа Двинского) с очень выработанными и гармоничными по рисунку ажурными пальметтами и как бы навеян ими. Но в XII в. мотив пальметт был, как видим, полностью переработан и приобрел совершенно иной облик — чисто декоративный и орнаментальный: рисунок их не менее выработан, но, став орнаментом, он утратил связь с pастительной формой. Такова была тенденция армянского монументального искусства XII-XIII столетий, получившая в хачкарах того времени яркое, воплощение.

Представленные выше две художественные группы хачкаров отнюдь не исчерпывают их разнообразия. Обратимся к следующей серии с более сложной композицией, новой по своей структуре, но столь же насыщенной орнаментикой, столь же новой. Стелы эти открывают нам новую грань в художественном содержании хачкаров. Речь идет о композиции, выработанной также в конце XII в.

Категория: АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ | Добавил: ANA (30.01.2010)
Просмотров: 1422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz