Понедельник, 24.07.2017, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ

Хачкары XII и XIII столетий ч.3
На некоторых хачкарах в Гегарде малые кресты как бы врезаны в сплошную плетеную геометрическую орнаментику обрамления. Среди них выделяется хачкар в Гегарде, где все кресты (большой к малые) высечены рельефом на плоско орнаментированном фоне и обрамлены вертикальными полосами, содержащими каждая еще по четыре креста; кроме того, четыре креста помещены вверху.

Интересен хачкар в Гегарде же с крестом под десятилопастной аркой (ср. хачкар в Цахац-каре — ) и с малыми крестами в нижних междукрестьях. Любопытна фигура ромба под крестом, совершенно аналогичная ромбам на восточных фасадах армянских храмов XIII в.. Отметим также хачкар XIII в. оттуда же, очень напоминающий описанный хачкар в Цахац-каре с теми же произрастающими из креста стеблями в виде двух симметричных полукругов, но без длани . Обращает внимание то, что вообще в большинстве хачкары с малыми крестами в нижних междукрестьях происходят из Гегарда, мастера-резчики которых, как видно, чаще других обращались к этой форме хачкаров.

Ряд интересных и своеобразных хачкаров той же группы происходит из других мест. Так, хачкар в селе Мартирос с крестом под десятилопастной аркой выделяется растительной фигурой в верхних междукрестьях (в виде трехлучевых отростков), а внизу помещен широкий стебель, расходящийся от нижнего конца креста двумя полукругами и также, как на описанных хачкарах, заканчивается дланями, держащими малые кресты. Под крестом прочерчено «сегнерово колесо». Резьба хачкара плоскостная. Он лишен орнаментального обрамления, зато окружен надписью об основании села Мартирос; в надписи указана и дата — 1283 г. и имя мастера — Шноравора.

Богаче других аналогичных по композиции хачкар в Бджни, интересный орнаментикой своего обрамления: левая сторона украшена вьющимися спиралью стеблями, правая — двумя столбиками сплетенных узлов (в нижней части) и геометрической плетенкой (в верхней части). Орнаментальная структура хачкара, таким образом, асимметрична. Замечательно по рисунку резное орнаментальное заполнение сферы под крестом.

Встречаются хачкары, у которых малые кресты в нижней части хачкаров окружены растительными побегами65; на некоторых хачкарах малые кресты полностью повторяют композицию основных крестов со сплошной плотной растительной орнаментикой в междукрестьях и со сферой под крестом. Таков большой хачкар на высоком пьедестале — Цак-хач, 1286 г. в Аштараке.

Нередки и более простые хачкары с малыми крестами в нижних междукрестьях с обычным обрамлением в виде столбиков, оплетенных квадратов и с богато украшенной сферой; например, хачкар в Ахавнадзоре в с. Алаяз (в верхних междукрестьях — свисающие плоды).

На некоторых хачкарах XIII-XIV вв. малые кресты занимают не только нижние, но и верхние междукрестья (всего малых крестов, таким образом, 4). Такие хачкары известны в Сагмосаванке (вставлен в стену), в селе Гергер (Ехегнадзорского р-на) (хачкары 1310 и 1313 гг.), Гегарде  (в верхних междукрестьях — две пары крестов).

Несколько отличаются хачкары X1I1 в. в Агарцине, у которых два малых креста помещены не в нижних междукрестьях, а под крестом; под его боковыми ветвями малым крестам, как видно, не хватило места (иначе мастеру пришлось бы увеличить ширину хачкара и тем самым нарушить его стройность). Эти малые кресты в миниатюре повторяют большой процветший крест.

Выделяется своеобразный хачкар в Нор-Гетике, уникальная особенность которого состоит в том, что левое междукрестье занято плавно изгибающейся листвой, свойственной рассмотренной 2 группе хачкаров , а правое — малым крестом (как в группе 4). Образуется асимметричное построение, проявившееся и в декоре обрамления, которое с каждой стороны состоит из четырех отрезков, заполненных неповторяющимся плетеным орнаментом различного рисунка и разного масштаба. Асимметрия, напомним, — это одна из сокровенных особенностей нового монументального искусства средневековой Армении. Но известны и хачкары, сочетающие две композиции — группу 2 (с полупальметками) и группу 4 с малыми крестами, помещенными над полупальметками (между их верхушками и оконечностями боковых ветвей креста). Таковы хачкары в Норадузе и в Геташене.

Наконец, из упрощенных хачкаров той же группы отметим хачкар в Норадузе, с удлиненным крестом, обрамленным широкой «сельджукской цепью», отличающийся тем, что все четыре малых креста (в верхних и нижних междукрестьях) даны не рельефно, а врезаны в стелу.

Определенную подгруппу составляют двойные хачкары XIII-XIV вв., т. е. хачкары с двумя, высеченными рядом, большими крестами. Таков упрощенный хачкар в селе Зод (Варденисского р-на),1274 г.; оба процветших креста — гладкие, без орнаментики, вырезаны «в резерве» и помещены под двойной аркой. Произрастающие из нижних оконечностей крестов стебли в виде толстых жгутов делают под каждым крестом по две петли, а затем вертикально поднимаются вверх; верхушки их свисают. Стебли между крестами сплетены, образуя миндалевидный промежуток. Под крестом — четырехстрочная надпись, содержащая дату.

Почти тождествен по рисунку «двойной» хачкар в селе Мец-Мазра (того же Варденисского р-на), отличающийся лишь тем, что сам хачкар украшен насечкой, а процветшие стебли лишены петель. Между крестами помещен малый крест, а под большими крестами — подряд четыре мелких креста.

Несколько отличается грубовато выполненный двойной хачкар в селе Сараван (Азизбековского р-на) (стоит у родника) . Между двумя большими хачкарами помещен малый; все три — под арками. Процветшие части больших крестов даны в виде полупальметок (как у хачкаров группы 2). Под крестами — четыре маленьких креста (сохранились три) под арочками.

Своеобразен хачкар, вероятно, XIV в., на кладбище в Норадузе с розеткой между крестами (сфера в виде солнца, обычная под крестом, переместилась сюда); ряд розеток занимает карниз над крестами.

Группа 5. Сюда следует отнести хачкары с изобразительными элементами — различными иконографическими изображениями — распятием (Аменапркич), изображением Деисуса, вознесения, изображением Георгия-драконоборца, ктиторов и других Но следует подчеркнуть, что таких «изобразительных» хачкаров вообще сравнительно немного, они довольно редки. И относятся они почти исключительно к XIII в., немногие — к началу XIV в. и еще реже — к XV-XVII вв.

Наше общее наблюдение таково, что изображения на большинстве хачкаров XIII-XIV вв. являются элементом в сущности дополнительным, как бы наслаивающимся на определенную композицию, основные виды которых мы рассмотрели.

Это в полной мере относится к композиции Деисус, представляющей собой группу, в центре которой помещен Христос на троне, по сторонам — предстоящие: слева богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Прекрасный образец такой скульптуры дает хачкар Григора Хахбакяна, 1233 г., перевезенный в Эчмиадзин из Имирзика. Изображение помещено на козырьке под трехарочным углублением на фоне мелкой растительной резьбы. О самом хачкаре, который мы относим к группе 3, уже шла речь.

Другие хачкары с изображением Деисуса — более поздние, начала XIV в. Это замечательный хачкар из Нораванка (ныне в Эчмиадзине), 1308 г., выполненный выдающимся мастером Момиком   

null    . Изображение также занимает верхнюю часть хачкара и помещено в углубленных пятилопастных нишах на фоне мелкого растительного плетения с мелкими, как бы вкрапленными в резьбу, пальметками. Двухплоскостность резьбы здесь очень ясно выражена. Христос сидит на троне. Предстоящие, в хитоне и гиматии (на голове богоматери — мафорий), стоят в 3/4, но высота всех трех фигур одинакова. Фигуры, как обычно в армянской изобразительной скульптуре ХШ-XIV вв., — большеголовые в тяжелых одеждах, спадающих прямыми складками. О самом хачкаре, который мы также включили в группу 3, уже говорилось.


Аналогичное изображение Деисуса на другом хачкаре в Нораванке, выполненном, может быть, тем же Момиком (об этом хачкаре также уже шла речь . Все три фигуры (в хитоне и гиматии) одного размера, даны рельефом на фоне крупных растительных побегов. Христос окружен символами евангелистов (композиция, называемая Христос во славе): слева погрудное изображение человека (Матвей), под ним — льва (Марк), справа — голова орла (Иоанн), под ним — передняя часть тельца (Лука).

Совершенно аналогичен другой хачкар в Нораванке. В его крайне правом и левом верхних углах (справа и слева от верхушки креста) в слегка углубленных прямоугольных рамках с полукруглым верхом помещены погрудные изображения апостолов Петра и Павла. А внизу обрамления хачкара в слабом углублении с многолопастным верхом представлены коленопреклоненные фигуры ктиторов Буртела и Бугда (?). Слабый рельеф фигур не дает возможности судить о деталях изображения, но само по себе изображение ктиторов внизу хачкаров, наблюдаемое неоднократно — в XIII, в XIV вв. и позднее — представляет большой интерес.

Гораздо сложнее композиция Деисуса, завершавшая хачкар парона Проша (сохранилась лишь часть хачкара; фрагмент находится в ИМА)80. Хачкар относится к концу XIII в. (Прош умер в 1284 г.). В центре композиции, занимающей продолговатое панно, помещен Христос на троне; слева от него, как обычно, богоматерь, справа — Иоанн. По сторонам Деисуса стоят ангелы. Всю композицию обрамляют фигуры апостолов — один слева, другой, очевидно, стоял справа (в несохранившейся части хачкара). Все фигуры облачены в хитон и гиматий, спадающие тяжелыми складками. Лица фигур — сбиты. Все изображения даны на фоне мелкой геометрической резьбы. Аналогичную композицию имеет композиция Деисуса в верхней части хачкара Аменапркич 1273 г. в Ахпате . Над панно помещена надпись, под ним — другая.

Интересно обрамление хачкара: оно было, вероятно, занято вертикальным рядом изображений апостолов, от которых сохранилось только одно — слева. Представлен сидящий апостол Матвей, перед
которым, как реконструирует изображение С. Тер-Нерсесиан, на аналое лежала книга. Фигура включена в восьмилучевую звезду. Композиционно близкими были, возможно, изображения и других апостолов в обрамлении хачкара Проша.

Наиболее простой хачкар с изображением Деисуса с датой 1340 г., находится на кладбище села Алаяз (Ехегнадзорского р-на), на хачкаре группа Деисуса занимает полукружие над крестом, причем фигура сидящего Христа — выше стоящих богоматери и Иоанна. Фигуры сильно обобщены.

Хачкары с изображением распятия встречаются во второй половине XIII в. Это так называемые хачкары-всеспасители (Аменапркич), но название это закрепилось за хачкарами независимо от наличия изображения распятого Христа. Некоторые из хачкаров — Аменапркич выделяются своей художественной разработанностью. Особенно замечательны два хачкара.

Один из них происходит из Джингула (ныне в Эчмиадзине). Надпись на хачкаре указывает дату: 1279 г. Хачкар создан в память парона Григора и Мамкан, отца и матери Мамикона. Удлиненный хачкар состоит из трех неравных частей. Основная средняя часть и занята распятием. Сильно рельефный широкий крест выступает на углубленной поверхности, сплошь и плотно покрытой переплетающейся растительной орнаментикой, стебли которой местами расширяются (изображая как бы прижатые к стеблям лепестки) и заканчиваются пальметками (эта растительная орнаментика еще будет предметом нашего специального рассмотрения). Орнаментика эта абсолютно асимметрична. На фоне ее, в центре, помещено распятие; тело Христа с большой головой в нимбе и с короткой бородой и непомерно короткими ногами в опоясании. По сторонам Христа, как обычно, слева помещена небольшая фигура богоматери в хитоне и гиматии, целующей руку Христа, справа, чуть поодаль — Иоанн. А ниже — еще две фигуры: слева стоит сравнительно крупная фигура Иосифа Аримафейского с повернутой горизонтально головой (т. е. смотрящего вверх), справа миниатюрная фигурка коленопреклоненного Никодима, достающего клещами гвозди из ног Христа.
 Изображение это, как указывает Тер-Нерсесиан , отличается тем, что апостолы, обычно изображаемые стоящими, здесь сидят. Отмечу крымскую аналогию XIV в. — в апсиде храма Иоанна Предтечи 1348 г. в Феодосии. Погрудные изображения апостолов известны и в Армении — на только что упомянутом хачкаре в Нораванке .
Смысловое содержание композиции «Всеспасителя» связано с понятием спасения мира Христом — мира, погубленного первородным грехом Адама, череп которого изображен на этих хачкарах. Христос обозначен в надписи на них как «создатель неба».

Под основанием креста, занятым надписью (надпись занимает и поперечную ветвь креста), помещено широкое панно, выступающее вверх семью лопастями (оно как бы заменяет верхнюю часть сферы?). Панно заполнено симметричными и широко разветвленными пальметками с усиками.

Нижняя часть хачкара занята изображением скачущего на коне всадника (Мамикона), поражающего копьем крупного хищника (барса или тигра). Фигуры всадников, притом неоднократно, встречаются и на других хачкарах XII-XIII вв. — из Хачена. Почти все они, по мысли И. А. Орбели, всадники-воины, изображенные не на охоте, а в спокойном движении. Скачущие всадники — те, кому посвящены хачкары — изображены на хачкарах в Кохес 1241 г., в Авуц-таре.

В верхней части хачкара 1279 г. из Джингула помещены символические изображения — солнца (человеческое лицо с лучами) — на спине фантастической птицы, и луны (человеческое лицо без лучей) — на спине священного быка. Изображения эти даны на фоне плетенки. Хачкар завершается двухстрочной надписью.

Бросается в глаза то, что фигуры по сторонам креста расположены совершенно асимметрично, явно с целью создать впечатление многоплановости композиции и ее пространственности: более крупные фигуры помещены на переднем плане (внизу), фигуры меньшего размера, т. е. как бы стоящие дальше от зрителя — на заднем плане. Ощущение асимметричности изобразительной композиции усиливается и полной, как сказано, асимметрией всего растительного узора фока. Асимметричность, трехплоскостность резьбы, насыщенность растительной орнаментикой, выработанной в то время — эти сокровенные черты нового монументального искусства Армении XII-XIII столетий — очень выразительно и мастерски переданы в композиции и резьбе хачкара Григора и Мамкан.

Г. Овсепян опубликовал еще два аналогичных по композиции хачкара — из села Дсех, 1281 г., и из села Марца, 1285 г..

Другой замечательный хачкар Аменапркич, датированный 1273 г., находится в Ахпате . Типологически он близок к предыдущему хачкару, т. е. к группе 3. На широком шестиконечном кресте (на концах которого помещены надписи) распят бородатый Христос; его удлиненное тело — в коротком опоясании с многочисленными складками. Большая голова — в нимбе, опущенная ниже плеч, склонена направо. Над головой Христа, по сторонам верхней части креста, помещены два серафима и два апостола с относительно большими бородатыми головами, обращенные к Христу в три четверти. Рядом с ними (ближе к кресту) изображены симметрично кресту две человеческие головы: левая — на фоне рубчатого круга (лучи солнца), правая — на фоне гладкого круга. Это, очевидно, изображение древних, еще дохристианских космических символов — солнца и луны, подобное изображение — на спинах птицы и быка — мы видели на описанном хачкаре из Джингула . Ниже, параллельно стволу креста, помещены, как и на том хачкаре, богоматерь слева и Иоанн — справа в хитоне и гиматии. А у подножия креста слева помещена стоящая фигура Иосифа Аримафейского, справа — коленопреклоненная фигура Никодима (общая композиция в этой части хачкара полностью повторяет хачкар из Джингула).

По сторонам креста — от его поперечной ветви и ниже — изображены один под другим обращенные к Христу  миниатюрных фигурок стоящих апостолов, помещенных каждый под трехлопастной арочкой. Два вертикальных ряда апостолов образуют как бы обрамление хачкара (возможно, что аналогичную композицию имел, как говорилось, хачкар парона Проша).

Все эти изображения (Христос и окружающие фигуры) даны на фоне разветвленной растительной орнаментики с усиками-завитками и пальметками на концах, аналогичной орнаментике на хачкаре из Джингула. Апостолы изображены на фоне более мелкой плетенки, а некоторые — на фоне растительных узоров.

Хачкар завершается козырьком с изображением сцены вознесения. Композиция этой сцены здесь уже значительно отличается от той, еще раннесредневековой, которой следовал резчик хачкара IX-X в., стоящего в Агарцине. Характер самих изображений на ахпатском хачкаре тот же, что и в остальных его частях: бородатый большеголовый Христос, как и остальные фигуры, представлен в тяжелых одеждах с параллельно спадающими складками.

Другое изображение распятия, но попроще — на хачкаре Ахпатоса 1291 г. в селе Гергер из монастыря Сион (Ехегнадзорского р-на). Хачкар можно отнести к группе 3 (с пышной растительной орнаментикой в междукрестьях), Христос — безбородый, моложавый, с покатыми плечами. Ниже, под поперечными ветвями креста — сбитые изображения (богоматери и Иоанна).

Другие изображения распятия на хачкарах относятся к более позднему времени — к XVI и XVII векам.

Сцена вознесения представлена еще на одном очень интересном хачкаре — прекрасном представителе группы 3 (с пышной растительной
орнаментикой в междукрестьях) — хачкаре XIV в. из Нагорного Карабаха (ныне в Эчмиадзине). Над крестом представлена сцена апокалиптического вознесения: ангелы несут круг (окаймленный надписью) с сидящим на троне бородатым Христом, благословляющим правой рукой. В основании круга — символы евангелистов: погрудное изображение Матвея, под ним лежащего льва (Марк) — с левой стороны; тельца (Луки), над ним орла (Иоанна) — с правой. Лев и телец как бы выступают из-под круга. Фигуры правой стороны изображены неясно. По сторонам круга, несколько ниже его, в тонких рамочках, примыкающих к обрамлению хачкара, изображены: обращенный к Христу коленопреклоненный ктитор в клобуке, а с правой стороны — Григорий Просветитель (?) в фас, в омофоре. Над ними — краткие пояснительные надписи. Обе фигуры значительно меньше фигуры Христа. Все фигуры, особенно Христа — большеголовые, в тяжелых одеждах. Чиже, в обрамлении хачкара, симметрично под тройной аркой помещены всадники, обращенные друг к другу, изображающие Георгия-драконоборца, выступающие здесь, очевидно, в роли охранителя — оберега.

Интересна и очень схематично вырезанная фигура Христа (?), помещенная в тимпане хачкара 1223 г. в селе Мартуни, между двумя равноконечными крестами в круге, заполненном плетенками. Фигура — укороченных пропорций, голова овальная, в нимбе, руки оттопырены и свисают; детали изображения не проработаны.

В связи с рассмотренными рельефами напомним и изображения всадников на хаченских хачкарах и стремительно мчащегося всадника на описанном хачкаре 1279 г. Григора и Мамкан (из Джингула) . Всадник, занимающий всю сферу под крестом, представляет, очевидно, самого Мамикона на охоте, поражающего барса или тигра.

Очень интересно и показательно изображение двух человеческих фигур, помещенных симметрично по сторонам нижней части 12-конечного креста на хачкаре в Гегарде (в притворе церкви, высеченной в скале). Фигурки, сравнительно с крестом, незначительны по размеру. Изображения выделены широкой рамочкой, даны фронтально и обобщенно. Левая фигура — в простой длинной одежде, спадающей без складок, в левой руке держит посох; фигура — с утрированно большой головой. Правая фигура такого же облика также с посохом и с поднятым вверх рогом.

Очень близки по пропорциям и всему облику рельефные изображения (одно из них также с посохом), помещенные на плоском перекрытии в северо-восточном углу притвора начала XIII в. в Агарцине94. Можно думать, что эти фигуры на хачкаре в Гегарде изображают заказчиков хачкара, т. е. ктиторов. Может быть, этим и объясняются нарочито малые масштабы фигурок на хачкаре.

Две фигурки в длинной одежде и с клобуком на голове аналогично помещены (внизу, в обрамлении хачкара, по сторонам малых крестов) на хачкаре в Агарцине; скорее всего здесь также изображены ктиторы. Фигурки эти следует сопоставить с изображением ктитора (?) на упомянутом хачкаре в церкви Тух-Манук 1303 г. в селе Караглух (Ехегнадзорского р-на). Фигурка там также помещена внизу хачкара. Ктитор представлен и на одном из хаченских хачкаров также в клобуке. Фигурка ктитора с большой округлой головой (с непропорционально большими глазами) и с посохом в левой руке помещена под крестом на хачкаре 1294 г. в Мартуни. Фигурки ктиторов включены в обрамление хачкара в Канакере. Ктиторы изображены в фас; лица у них округлые, в ушах подвески, широкая одежда расширяется книзу. В левой руке ктитор держит стержень с табличкой, содержащей 4-строчную надпись. На козырьке хачкара, по сторонам процветшего креста, помещены аналогичные фигуры, держащие в правой руке крест (высотой равный фигуре). Наконец, ктиторы изображены и на упоминавшемся хачкаре (начала XIV в.) в Нораванке и также внизу, в обрамлении хачкара.

Изображение ктитора (?) дано на своеобразном хачкаре XIII или XIV вв. в Гехаркунике. Большой крест заключен в углублении с полуциркульным верхом; под крестом помещены весы; по сторонам углубления с крестом, вне его, с левой стороны (от зрителя) схематично изображено распятие (крест — с перекладинами на концах ветвей его) с маленькими фигурками богоматери и Иоанна. А с правой стороны углубления представлен ктитор (?) в фас; в правой руке его — длинный посох с крестом на конце, левой он держит высоко поднятую правую руку другой фигурки, помещенной внизу; левая рука ее держит стержень, рядом с которым сохранилась верхняя часть третьей фигурки. Семантика всей композиции этого хачкара нам неясна.

Это множество изображений заказчиков хачкаров — ктиторов, появившееся в Армении в XIII в., было явлением знаменательным, отразившим общее усиление светского элемента в армянском феодальном искусстве эпохи его расцвета; светское начало пронизало всю армянскую художественную культуру того времени: помимо резьбы по камню, оно не менее рельефно выступило и в зодчестве, и в книжной миниатюре.

Несколько слов о других изобразительных хачкарах. В противоположность названным схематичным и обобщенным изображениям хачкар в притворе Гегарда, датированный 1213 г. и выполненный мастерами Тимотом и Мхитаром, выделяется тонкой резбой (о хачкаре уже шла речь — ). Изображения, занимающие панно над крестом заключены в три сплетенные круга, помещенные на фоне сплошной растительной орнаментики в виде мелких, спиралеобразно вьющихся стеблей. Эта мелкая сплошная орнаментика как бы объединяет изобразительное завершение хачкара со всеми остальными его частями. Средний круг несколько больше боковых, в нем помещен Христос на троне; голова его выступает за пределы круга. Правый круг занимает сцена крещения (стоят Иисус и Иоанн Креститель), левый — сцена благовещения у колодца (изображена богоматерь в хитоне и гиматии и Гавриил с жезлом).

Обращают внимание и упомянутые символические изображения солнца (с рубчатыми лучами) и луны (без лучей), помещенные на спинах солнечной птицы и священного быка (на хачкаре из Джингула) или изображенных без птицы и быка (на хачкаре 1273 г. в Ахпате и на хачкаре 1291 г. в Кармрашене Азизбековского р-на) и являюшиеся пережитками еще языческих представлений.

Наконец, отметим и изображения птиц, обычно симметрично помещенных по сторонам основного креста на хачкаре. Птица — это символ святого духа, символ бессмертия, что соответствовало значению хачкаров как памятников мемориальных, памятников поминальных. Мы их видим на овальном хачкаре 1058 г. в Хавуц-таре, и на хачкарах XIII в. — в Багаране (1253 г.), где птицы клюют виноградные гроздья, свисающие из верхних оконечностей креста, и на хачкаре 1275 г. в Ахпате, интересном тем, что мастер здесь органически слил растительную листву, произрастающую из нижней оконечности креста, с изображением птиц, головы которых завершают крайние (к борту стелы) растительные стебли, обращены и склонены к нижней ветви креста (как в группе 1). Такого рода оригинальная композиция в армянском искусстве, насколько известно, больше не встречается или встречается редко. Двух павлинов мы видим на тимпане, объединяющем два хачкара в селе Алаяз (Ехегнадзорского р-на). По традиции изображения птиц по сторонам креста помещали и в XV-XVI вв. — таков, например, хачкар в селе Мец-Мазра. Примечательны и изображения солнечных антропоморфных птиц-сиринов на хачкаре XV-XVI вв., олицетворявших представление о душах умерших — образ, очень популярный как на христианском, так и на мусульманском Востоке в ХII-XIV вв.

В целом изобразительные хачкары в большинстве своем не вносят принципиально новый элемент в искусство армянских крестных камней. Выделяются лишь два-три уникальных в этом отношении памятника и прежде всего два хачкара Аменапркич в Ахпате и из Джингула. Возможно, что это объясняется вообще ничтожной сохранностью изображений человеческих фигур, которые в массе уничтожались захватившими страну монголами. Дошедшие же до нас немногие изобразительные хачкары, надо признать, образуют очень цельную группу стилистически близких друг к другу изображений, выразительно дополняя то, что известно об армянской монументальной скульптуре XIII-начала XIV столетий.
Категория: АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ | Добавил: ANA (30.01.2010)
Просмотров: 1250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz