Суббота, 23.09.2017, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ

Хачкары XII и XIII столетий ч.4
Таковы основные группы хачкаров XII-XIII и начала XIV веков, которые мы наметили исходя из их композиционной структуры. Конечно, в рассмотренных памятниках отражено отнюдь не все художественное содержание хачкаров — содержание бесконечно разнообразное, особенно в ту эпоху, ибо почти каждый хачкар — произведение особенное, индивидуальное, заключающее в себе те или иные варианты композиции. Описательно исчерпать эти варианты, как говорилось в начале главы, практически невозможно.

Но на одном художественно значительном варианте группы 3 (назовем ее группой За) наиболее развитой, с орнаментальным заполнением междукрестьев, следует остановиться особо. Это выдающийся по сложности и тонкости исполнения большой хачкар, стоящий с северной стороны входа в церковь Григория 1237 г. в Нор-Гетике. Хачкар датирован 1291 г. и выполнен мастером Погосом. Хачкар имеет несколько замечательных особенностей.

Первая из них — это то, что сам крест, включенный в многолопастную фигуру (края лопастей как бы срезаны обрамлением) выступает из глубины ее высоким рельефом. Поле этой многолопастной фигуры заполнено густой сетью спиралеобразно вьющихся стеблей с утолщениями. На этом фоне выступает и рельефный растительный орнамент, заполняющий междукрестья. В свою очередь многолопастная фигура с крестом окружена сплошным мелким однородным плетением, на котором рельефом выступает большая сфера со сложным орнаментальным построением, а в обрамлении — вертикальный ряд из 9 восьмиконечных звезд. Таким образом, орнаментика хачкара — трехплоскостная.

Вторая особенность хачкара Погоса, почти уникальная — манера резьбы орнамента — манера, до предела отточенная, виртуозная и совершенная: вся орнаментика выполнена ажурно. Ажурность придает резьбе орнамента легкость, воздушность, она как бы дематериализует камень. Ничего подобного в такой степени армянская резьба по камню до того не знала; не знала этого и грузинская монументальная орнаментика того времени. Ажурная резьба — это как бы прозрачное покрывало, на котором рельефно выступает весь остальной декор.

Третья особенность — орнаментика обрамления в виде восьмиконечных звезд — элемент, перенесенный из архитектуры. Об украшениях хачкаров звездами, как о приеме декора — речь впереди. Звезды здесь рельефны; они покрыты мелкой растительной стилизованной резьбой и выступают, как сказано, на фоне мелкой плетенки.

Завершает хачкар широкий козырек. На фоне ажурных вьющихся стеблей помещена широкая пятилопастная арочка, заполненная двуплоскостной растительной орнаментикой, по сторонам которой — две восьмиконечных звезды, заполненные аналогичной орнаментикой.

Аналогичный по композиции хачкар, почти одинаковый по размеру (но разбитый надвое), стоял с южной стороны той же церкви Григория в Нор-Гетике (ныне хачкар — в ИМА); он выполнен, может быть,тем же Погосом. Хачкар лишь немногим отличается от описанного. Резьба его орнаментики также трехплоскостна, и по рисунку почти тождественна. Отличия: рисунок орнаментики большой сферы — дробный, мелкий; в обрамлении помещены не звезды, а ромбы (8 или 9 в каждом вертикальном ряду); на козырьке — три пятилопастных арочки с растительно-орнаментальным заполнением.

Той же группе принадлежит еще один замечательный хачкар, особенно близкий к первому из описанных. Хачкар стоит в Нораванке. 4-строчная надпись внизу плиты содержит дату (1308 г.) и имя мастера Момик . Композиция хачкаров в сущности однородна, хотя пропорции нораванкского несколько более вытянуты. Резьба его также трехплоскостная. Крест, как и на других двух описанных хачкарах, включен в многолопастную фигуру (10-лопастную), поле которой заполнено плотной мелкой плетенкой. В обрамлении — по Г восьмиконечных звезд, выступающих на фоне такой же плетенки. Козырек состоит из глубоко вырезанных и дающих глубокие тени пятилопастных арочек — полой посередине и вырезанных на 3/4 — по сторонам. В арочках на фоне ажурной плотной плетенки помещен Деисус.

Такова эта интереснейшая подгруппа (За) армянских хачкаров XIII-начала XIV вв. Этим, как нам кажется, можно завершить членение армянских хачкаров на основные композиционные группы. Конечно, мы далеко не исчерпали их многочисленные варианты, но рисунки хачкаров того времени слишком разнообразны, чтобы такая задача могла стать реальной. Гораздо важнее теперь выявить основные общие и наиболее важные стилистические черты хачкаров, объединяющие все намеченные композиционные группы.

Для этого нам прежде всего необходимо проанализировать отдельные и наиболее характерные элементы декора хачкаров, общие для всех.

Основной чертой большинства хачкаров XII-XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность хачкаров, связь их с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей. Так, многие хачкары, относительно более ранние (не позднее XII в.), воспроизводят портал в очень ясно выраженной форме — в виде полукруглой арки на парных тонких полуколонках с отчетливо обозначенными капителями; под аркой и помещен крест. Хорошими примерами могут служить хачкары в Ахпате (вероятно, XII в.) и Спитакаворе (XIII в.). В виде приблизительно таких же порталов, но свободнее трактованных, нередко изображают хораны армянских книжных миниатюр, начиная с X в. (Эчмиадзинское евангелие 989 г.), но особенно часто в XI-XIII вв..

На многих хачкарах XIII в. крест помещают под многолспастной аркой, превратившейся, однако, под резцом мастера в чисто декоративный мотив, но генетически связанный именно с архитектурой XII-XIII вв., где «серьги», обрамляющие полукруглые перекрытия треугольных ниш на фасадах храмов и образующие многолопастный контур арок, были в то время, по-видимому, довольно популярным мотивом. Их использовали и во внутреннем убранстве дома — в бытовых нишах (патуханах), и в книжной миниатюре того времени. На некоторых хачкарах конца XIII-начала XIV вв. многолопастная арка превратилась в замкнутую фигуру. Таковы хачкары в Нор-Гетике 1291 г. и Нораванке 1308 г.. Но это было уже определенным искажением первоначального архитектурного мотива, его чисто декоративной поздней интерпретацией.

Очень показательным декоративным мотивом являются звезды и ромбы, украшающие обрамления многих хачкаров XIII в.Это также специфически архитектурный мотив, происхождением своим обязанный инкрустации фасадов армянских, зданий — светских, вообще гражданских и культовых — фигурами цветного камня. Такая инкрустация была проявлением своего рода живописного принципа в архитектуре — принципа, который проходит красной нитью через всю армянскую монументальную архитектуру зрелого средневековья.

Прекрасные примеры дают памятники столичной (анийской) архитектуры Армении — дворцы и каравансараи (ханабары). Каменной мозаикой из розовых резных плиток заполнено широкое поле, обрамляющее вход нижнего этажа дворца парона в Ани в виде восьмиконечных звезд с резными черными крестами в промежутках. Каждая звезда и крест украшены резьбой геометрического и растительного рисунка. Верхний ярус имеет ту же структуру, лишь арка над входом стрельчатая, но мозаика здесь проще: она состоит из шахматной выкладки гладких черных и розовых каменных плиток. Замечателен мозаичный портал так называемого дворца Саргиса в Ани же, подобный мозаике нижней части дворца парона; разница — лишь в форме звезд (шестиконечных) и в цвете каменных плиток (красные звезды и черные ромбы).

Прекрасные образцы мозаичного набора дают порталы столичных (анийских) каравансараев (ханабаров). Оба лицевых фасада одного из них, раскопанного Н. Я. Марром, представляют собой исключительно богато декорированный двухъярусный портал1, совершенно неожиданный в такой постройке, как постоялый двор. Тимпаны входа обоих ярусов украшены мозаичной выкладкой из разноцветных, опять-таки резных пяти- и шестиконечных звезд и многоугольных фигурных плиток между ними.

Прием полихромного монументального декора использовали даже при строительстве анийских крепостных стен: помимо вставных рельефов с изображением животных и птиц, в каменную облицовку из блоков темно-желтого туфа вводили разноцветный камень — красный и черный, которым выкладывали большие греческие кресты на ступенчатом основании, пояса — сплошные или с шахматным расположением камней, а в одном месте вся стена над воротами была выложена в виде шахматной доски (так называемые шахматные ворота).

Вся эта система каменного мозаичного декора в виде цветной инкрустации впервые появилась, вероятнее всего, именно в Армении, сначала, несомненно, в светском дворцовом зодчестве, а затем получила своеобразное развитие в монументальном декоре армянских храмов XIII-XIV вв. С другой стороны, она была заимствована и широко использована искусством Персии (Ирана). Этот сплошной полихромный декор вместе с резьбой разнообразных фигурных плиток, заполняющий наподобие ковра большие плоскости порталов, явился как бы перенесенной наружу многоцветной узорчатой тканью, покрывавшей внутри стены богатых домов. Таков генезис этой системы монументального декора.

Но вскоре, уже в начале XIII же столетия, эта система декора претерпела существенные изменения: произошла «замена мозаичной кладки разноцветного камня — имитацией ее путем воспроизведения звезд и крестов или ромбов с украшающей их резьбой на больших плитах, причем эффект многоцветности заменяется эффектом света и тени, иссечением тех и других фигур в разных плоскостях». Игра светотени как прием монументального декора была, таким образом, дальнейшим развитием того же живописного начала в армянской монументальной архитектуре XIII в. В качестве примера можно привести портал притвора 1235 г. в Сагмосаванке. Он сравнительно скромен, но замечателен тем, что в нем сочетаются оба приема: в тимпане входной арки помещены наборные пятиконечные звезды, а выше, в тимпане фальшивой декоративной арки — их имитация.

Имитацию наборных звезд или ромбов, высеченных рельефом и покрытых очень тонкой растительной резьбой, можно встретить в целом ряде порталов XIII-XIV вв., например, во внутреннем портале гавита соседнего с Сагмосаванком Ованнаванка 1216-1221 гг., в церкви Григория 1237 в Нор-Гетике или в замечательной резьбе алтарного возвышения храма в Ариче 1201 г., а в начале XIV в. — в церквах-усыпальницах в Егварде 1321 г. и в Нораванке 1339 г..

Такова история формирования резных звезд и ромбов в армянской архитектуре XIII в. Оттуда этот мотив, можно сказать, в готовом виде и перенесен был на хачкары, образцы которых, украшенные звездами и ромбами, перечислены были выше .

Наиболее характерной и выразительной в декоре хачкаров XII-XIII вв. является растительная орнаментика в виде спиралеобразно вьющихся стеблей с утолщениями (словно прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такого рода орнаментику мы встречаем на хачкарах, можно сказать, всех групп, она характерна для всей армянской монументальной резьбы XII-XIII вв., включая и архитектуру, как и для прикладного искусства (книжной миниатюры, ювелирного искусства, и пр.). Орнаментика эта очень специфична, она сформировалась скорее всего именно в Армении.

Растительное узорочье, которое нередко окружает крест, представляет собой декоративную разработку его процветшего основания; она заполняет два, а на одной из групп (3)  все четыре междукрестья. Это была новая растительная орнаментика, может быть еще античного происхождения, вполне выработанная и сформировавшаяся в Армении в XII в. Очень реалистично она выглядит в раннесредневековом искусстве — сасанидском и восточновизантийском. Но, начиная с XI в., она начала приобретать отвлеченный, чисто орнаментальный облик. Это тонкие двойные стебли, плотно переплетающиеся и прихотливо извивающиеся, либо вьющиеся спиралью, с отростками и утолщениями, как бы прижатыми к стеблю листочками, либо симметрично переплетающиеся, образуя миндалевидные фигуры. В XII и XIII вв. (а по традиции и в последующее время) такого рода орнаментика становится на Ближнем Востоке и в Закавказье очень популярной, особенно в архитектурном декоре Армении. Именно под резцом армянских мастеров этот растительный мотив получил блестящее развитие, в чем убеждают многочисленные памятники XII-XIII вв.1. Ту же орнаментику часто можно наблюдать в армянской книжной минкатюре того времени и в грузинском художественном чекане того же времени. Помимо Армении и Грузии, тот же орнамент характерен и для прикладного искусства XII-XIII вв. соседней Персии (Иран) в ювелирном деле и в книжной миниатюре, в Месопотамии, а затем он распространился и в Средней Азии.

Наконец, обширный комплекс орнаментики хачкаров составляют различного рода прямоугольные и косоугольные плетенки, весьма многообразные по рисунку, замкнутые, сплетенные друг с другом геометрические фигуры. Да и вся растительная орнаментика, берущая начало из нижней, а иногда и из верхней части креста, также имеет тенденцию к геометризации — к превращению в геометрический узор, например в «сельджукскую цепь». Геометрическую форму приобретают и полупальметки. Тяготение к геометризации орнаментики хачкаров прослеживается на протяжении всего XII и XIII вв. Уже в XII в. встречаются хачкары, в которых растительные формы вообще атрофированы: они поглощены геометризованной орнаментикой — весь декор хачкара состоит из сплошных и разнообразных фигур. Таков большой хачкар 1175 г., поставленный на высокий постамент, стоящий на дороге в село Кош (Аштаракского р-на). Растительный орнамент здесь вовсе отсутствует (включая и широкий козырек), если не считать сбитые процветшие стебли, произрастающие из нижнего конца креста и явно второстепенные в системе декора хачкара.

Для анализа исключительно разнообразной орнаментики хачкаров необходима ее классификация.

Наиболее разнообразны они в обрамлениях. Большей частью это один или два вертикальных столбика с каждой стороны креста, состоящих из сплетенных между собой резных квадратиков или, реже, прямоугольников, внутри которых помещены крест на крест расположенные пальметки — на более ранних хачкарах (XI в.) или, чаще, замкнутые геометрические фигуры. Столбики эти поставлены симметрично, но различны по рисунку самих фигур:

1) либо эти квадратики (или прямоугольники) заключают в себе совершенно одинаковые, многократно повторяющиеся сплетенные между собой геометрические фигуры,

2) либо это однородная (сплошная) простая плетенка — мелкая или, реже, крупная,

3) либо это квадратики с неповторяющимся геометрическим узором,

4) на многих хачкарах узор квадратиков с неповторяющимся рисунком зеркально повторен на крайних симметричных столбиках обрамления.

Но неповторяющийся геометрический рисунок наблюдается чаще. Кроме того, на многих хачкарах верхние и нижние части их обрамления украшены различно: верхние части — плетением одного рисунка, нижние — другого1. Интересный вариант дает хачкар в Кечарисе, широкое обрамление которого состоит из нескольких продолговатых отрезков, заполненных плетенкой неповторяющегося рисунка. Среди такого рода хачкаров выделяется замечательный хачкар в селе Дсех (Сирун-хач) (Туманянского р-на); отрезки его обрамления с геометрическим, притом с неповторяющимся рисунком чередуются с вьющимся спиралью растительным орнаментом внизу и миндалевидными растительными фигурами вверху (против поперечных ветвей креста). Об этой растительной орнаментике уже шла речь. На другом хачкаре XIV в. в Бджни сочетание растительной и геометрической орнаментики не менее своеобразно: с левой стороны помещены вьющиеся спиралью стебли с полупальметками на конце, а с правой — два вида геометрической плетенки (вверху — один вид, внизу — два столбика другого вида).

Вообще неповторяемость рисунка в обрамлении — весьма характерное и симптоматичное явление в армянской художественной практике. Неповторяющийся рисунок как бы нарушает симметрию композиции, что порождает своего рода движение формы. А это — одно из сокровенных качеств армянского (и далеко не только армянского) монументального искусства — искусства «нового стиля».

Встречаются и другие своеобразные варианты обрамления хачкаров: вертикальные столбики обрамления с обеих сторон креста симметрично прерываются миниатюрным декоративным панно, часто с врезанными в них полукругами (от многолопастной арки, окружавшей крест), заполненными обычно растительным орнаментом. Эти «панно» занииают место против горизонтальных ветвей креста; их можно трактовать как «капители», однако уже полностью утратившие какую-либо связь с архитектурной формой. Таково обрамление хачкара 1201 г. в книгохранилище Ахпата; обрамления с аналогичными вставками имеют хачкары 1220 и 1211 гг. в Ахпате, в Эчмиадзине (из Гегарда), и в Авуц-таре (XIV в.). Ближе воспроизводит форму капители обрамление хачкара в Ахавнадзоре (Ехегнадзорского р-на). Наконец, нередки и более простые «архитектурные» обрамления хачкаров в виде «сельджукской цепи» — в Сагмосаванке, Кечарисе, Нор-Гетике, Агарцине.

Вся эта геометрическая орнаментика обрамлений, включая и «сельджукские цепи», — также принадлежит к числу архитектурных мотивов. Именно из порталов храмов, гавитов и гражданских зданий геометрические узоры перенесены были на хачкары. Примеры достаточно многочисленны: гавиты в Нор-Гетике 1200-1203 гг., большой гавит в Ахпате начала XIII в., портал храма 1215 г. в Гегарде, обрамление входа и галерею книгохранилища XIII в. в Санаине; портал гостиницы (ханабара) XIII в. в Ани (реконструкция Т. Тораманяна), церковь XIII в. северной стороны большого гавита в Ахпате, церковь в Нораванке.

* * *

В искусстве хачкаров XII-XIII в. в полной мере проявили себя асе те закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего архитектуре- искусству ведущему. Насколько позволял резчикам хачкаров сам материал и масштаб их «камерных» произведений, они переносили на них все особенности нового архитектурного стиля. Хачкары ими мыслились как произведения «малой архитектуры», «архитектурной миниатюры». Это определяло основные качества хачкаров. Вполне закономерными были наиболее существенные их художественные свойства.

1. Это прежде всего усиление декора, усиление его роли в структуре хачкара, который с самого начала приобрел облик художественного произведения. Резьбой наделяли и те хачкары, которые встречали путника на дороге, и те, которые отмечали вклады феодалов в монастыри, и те, которые ставились на «помин души». Хачкары часто ставились рядом с храмом, с гладью стен которого они контрастировали своей утонченной резьбой.

А резьба с течением времени становилась все обильнее и тоньше, виртуознее и артистичнее. Особенного совершенства мастера достигли в ажурной резьбе, блестящие образцы которой дают хачкары Нор-Гетика. Но это было, в сущности, не одно, а целый спектр качеств.

2. Декор хачкаров выделяется своей пластичностью — свойством, постепенно усиливавшимся и прогрессировавшим. Это выражалось в углублении фона, появлении двухплоскостности, а затем и трехплоскостности, иначе говоря, в усилении светотени, а тем самым в усилении живписного начала в резьбе хачкаров. Это то самое качество, которое было органически свойственно новому закономерному этапу в развитии монументального искусства и, прежде всего, архитектуры, наступившему в XI в. можно сказать повсеместно — и в странах средиземноморского бассейна (центральные районы Византии, Греция, юго-славянские страны, Малая Азия), и на Ближнем Востоке, и в странах Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан), хотя и выражалось это общее качество везде в формах своеобразных.

Пластичность — это новое художественное качество — особенно ощутимо в трехплоскостных хачкарах, в которых резьбой покрыта не только их лицевая, т. е. верхняя поверхность, и не только углубленный фон, но и углубления на этом фоне. Убедительными примерами могут служить хачкары в Ахпате, Нор-Гетике, Санаине, Мшкаванке, Нораванке, Дсехе, Мастаре.

3. Эти особенности, выработанные в сфере монументального искусства и потому свойственные прежде всего ей, были трансформированы и в хачкары, которые, повторяю, мыслились как произведения «малой архитектуры». Сам крест большей частью помещали под полукруглой аркой на парных полуколонках с ясно обозначенными капителями. Очень симптоматично использование на обрамлениях хачкаров декоративных мотивов архитектурного происхождения,т.е.перенесенных из архитектуры звезд, ромбов, арочек, геометрического плетения. Особенно интересны рельефные звезды и ромбы, генетически восходящие к инкрустации фасадов цветным камнем, но затем, как прекрасно показал И. А. Орбели, их стали воспроизводить рельефом, дававшим светотень и заменившим эффект многоцветности. Рельефными звездами и ромбами в Армении XII-XIII вв. часто украшали порталы храмов, гавитов, ханабаров (гостиниц). Звезды и ромбы перенесли и на хачкары, где они также нереданы рельефом. То же относится и к геометрической орнаментации обрамления хачкаров в виде самых разнообразных плетенок, обычно украшавших, как говорилось, широкие наличники порталов храмов, гавитов и гражданских зданий.

В орнаментации хачкаров XII-XIII вв. сказалась даже такая специфическая черта нового архитектурного стиля того времени, как динамика форм, своеобразно проявлявшаяся в асимметрии и сдвигах рисунка. Именно этой цели служит обычная на хачкарах XIII, да и XIV в. неповторяемость рисунка узоров в обрамлении, что, несомненно, нарушает симметрию. Показателен в этом же отношении и упомянутый хачкар XIII в., стоящий вблизи церкви Кармравор в Аштараке со смещенной от вертикали осью геометрической плетенки, заполняющей сферу хачкара.

Всеми своими чертами, о которых шла речь, хачкары, как видим,. полностью откликались на художественные достижения своего времени; они, благодаря этому, не выходят за рамки закономерных особенностей армянского монументального искусства средних веков. Хачкары как бы подтверждают наличие их. А это еще больше увеличивает историко-художественное значение хачкаров.
Категория: АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ | Добавил: ANA (30.01.2010)
Просмотров: 1637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz