Понедельник, 24.07.2017, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ

ХАЧКАРЫ XIV-XVII СТОЛЕТИЙ ч.1
В последующую эпоху — в XIV-XVII веках — эпоху почти непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху ее упадка — хачкары продолжали создавать и в немалом количестве, притом некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение в той политической обстановке, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны — в Вайоцдзоре и Сюнике — владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией и самостоятельностью.

Это, несомненно, способствовало художественному творчеству армянских зодчих и резчиков по камню (скульпторов)., среди которых в начале XIV в. выделился замечательный мастер Момик, создавший (в содружестве с другими) выдающиеся памятники, в том числе и хачкары, в монастыре Нораванк (в области Вайоцдзор).

Трагически сложилась судьба Армении в дальнейшем. После монгольского завоевания (походы монголов начались в 1236 г.) — во второй половине XIV в. — страну захватили персы из династии Джелаиров, затем туркменские племена Черного и Белого барана, а в конце XIV в. Армения подверглась опустошительному нашествию полчищ Тимура. Оно ускорило упадок страны. А в 1502 г. ее захватил персидский шах Исмаил из Сефевидской династии. Эти непрерывные нашествия и войны принесли разорение Армении. Его довершили турки-османы, ставшие в течение XIV-XV в. властителями Малой Азии и Балкан, в начале XVI в. захватившие и Закавказье, а затем Сирию и Египет.

Лишь в юго-восточных районах Армении в течение XVI-XVIII вв. наблюдается экономическое оживление, обязанное развитию торговли, главным образом шелком, с Западной Европой. В эту торговлю включились и армянские купцы, игравшие в ней крупную роль. Экономи-
ческое оживление вызвало к жизни целый ряд торговых местечек и городов, развивавшихся и процветавших в XVI-XVII вв. Особенно это относится к городу Джуге на реке Аракс (ныне Джульфа), художественным свидетелем этого являются происходящие оттуда прекрасные своей резьбой хачкары.

Обращаясь к ним, следует подчеркнуть одно основное и весьма существенное обстоятельство — силу традиции, которая определила как композиционную структуру хачкаров того времени, так и их декор. Они продолжали следовать декоративным принципам группы 1, как и группам 2, и 3, и 4, и 5 (изобразительной), включающей значительные памятники начала XIV в. в Нораванке, а группа 4 (с малыми крестами в междукрестьях) стала, пожалуй, наиболее популярной в XIV столетии. композиция и орнаментика хачкаров XII-XIII вв., как видим, почти без изменений перешла в искусство первой половины XIV в. и продолжала бытовать в армянской художественной практике того времени. Больше того, можно с почти полной уверенностью сказать, что в XIV-XVI вв. новых композиций и новых структур декора хачкаров в Армении, по существу, создано не было: армянские мастера-резчики чаще варьировали прежние устоявшиеся и ставшие классическими формы, притом очень своеобразно. Только это своеобразие и составляло новизну хачкаров позднего средневековья. Традиционность композиции хачкаров позволяет нам и в этой главе придерживаться той же классификации, которую мы установили для хачкаров XII-XIII вв. Только хачкары конца XVI и XVII в. в Старой Джуге несколько своеобразнее, но и их создатели исходили преимущественно из старого армянского наследия XII-XIII вв., ставшего классическим.

Обращаясь к конкретному материалу, нужно сказать, что и здесь мы не сможем исчерпывающе охватить все памятники, ибо это практически не осуществимо. Остановимся лишь на наиболее характерных хачкарах. Дальнейший сбор материала позволит не только пополнить число относящихся к нашей теме памятников, но и расширить общую картину.

К сожалению, хачкаров XIV и XV веков с определенной датой, насколько знаем, очень немного; поэтому при датировке нам придется исходить из их стилистических особенностей, хотя они и не всегда надежны.

Многие хачкары того времени, как сказано, еще продолжали воспроизводить классические композиции, выработанные в XII-XIII вв. (например, хачкары в Егварде, из Нагорного Карабаха , в Авуц-таре, в Норадузе, в Дсехе), но вместе с тем ясно проявляется и отход от этих композиций — использование в резьбе разнородных орнаментальных мотивов. Таковы, например, хачкары из группы 1 в Авуц-таре3, в Агарцине (хачкар сочетает элементы группы 1 и 2 , в Норадузе. Хачкары эти тем самым приобретают как бы компилятивность, что указывает на некоторый регресс художественной резьбы. Показателен в этом отношении хачкар 1306 г. в Ване с разнотипной орнаментикой; в обрамлении его использован раннесредневековый мотив в виде волнообразно вьющегося стебля с ответвляющимися (поочередно в разные стороны) полупальметками . С этой же точки зрения интересны и два близкие по рисунку хачкара в Авуц-таре, которые можно отнести к группе 3: в нижних междукрестьях помещены крупные спиралеобразно вьющиеся стебли или плотные плетенки, а в верхних междукрестьях — по миндалевидной фигуре, которая в XIV в. становится, по-видимому, особенно популярным орнаментальным мотивом . Фигуру эту стали обычно помещать в верхних междукрестьях хачкаров. Обрамление некоторых такого; рода хачкаров XIV в. сплошь состоит из таких фигур, например, в Эчмиадзине и Дсехе8. Кстати сказать, эчмиадзинский хачкар интересен и тем, что его общая композиция со склоненными к обрамлению полупальметками превращена здесь в схему, уже далекую от живого и гибкого рисунка хачкаров XIII в. 2 группы.

На хачкарах XIV в. появляется и новый элемент: в их орнаментальное обрамление стали включать дополнительные малые кресты. Они служат как бы переходом к 4 группе (с малыми крестами в нижних междукрестьях), наиболее распространенной в XIV столетии. У некоторых хачкаров — множество таких малых крестов; например у хачкара в селе Дашкенд (Варденисского р-на) их 14, помещены они в обрамлении основного креста, над ним и в верхней части хачкара (по сторонам фигуры Христа, окруженного символами евангелистов).

С группой 3 можно связать прекрасный хачкар в Дсехе, относящийся, вернее всего, к XIV в.. Он даже получил название «сирун», т. е. красивый; и действительно, он наполнен резьбой.

Крест помещен в углубленной филенке с узкими скошенными краями, по которым протянута надпись. Процветшая часть основного креста в виде полукружий завершается с обеих сторон под оконечностями поперечной ветви креста расширенными и заостренными фигурами наподобие цветка, сплошь и плотно заполненными тонкой резьбой, в основе которой — миндалевидный орнамент и вьющиеся спиралью стебли. Крест и процветшая часть выступают на углубленном фоне, покрытом глубокой резьбой в виде вьющихся спиралью стеблей и растительных побегов, а в верхних междукрестьях в этот фон включены миниатюрные кресты в узеньких рамочках со стрельчатым верхом. Хачкар, таким образом, двухплоскостный, причем двухплоскостность выражена очень сильно, резко и эффектно.

Обрамление состоит из четырех видов орнамента: внизу — волнообразно и параллельно вьющиеся стебли, выше — геометрические и переходящие один в другой орнаменты, далее (против поперечных ветвей креста) — миндалевидные фигуры, столь излюбленные в XIV в., наверху — снова геометрический орнамент, но несколько иного рисунка. Наконец, широкий козырек украшен крупным орнаментом, состоящим из геометрических фигур с узлами переплетения, а в центре козырька в трехлопастной рамочке изображение Христа на троне.

Хачкар этот интересен тем, что традиционные элементы в виде полупальметок в процветшей части креста приобрели здесь совершенно неведомое ранее своеобразие. От хачкаров XII-XIII вв. он отличается перенасыщенностью резьбой, притом очень мелкой, а в обрамлении — и более резко выраженной асимметричностью. Все эти черты придали хачкару новый облик, свидетельствующий о стремлении мастеров переработать традиционные формы, остававшиеся, впрочем, достаточно устойчивыми.

Перенасыщенность резьбой нередко ощущается и в других хачкаоах XIV в. и, по-видимому, становится для того времени характерным явлением. Следствием явилось то, что отдельные элементы композиции уже не выделялись рельефом, как бы сливались с окружающей орнаментикой. Тем самым утрачивалась четкость композиционной структуры хачкара. Это сказалось, например, на хачкаре в Арзакане с разнотипной орнаментикой, еще больше на хачкарах, несомненно, XIV, в. и Авуц-таре, воспроизводящих схему 2 группы. Малые кресты, как и на других хачкарах того времени, включены (в количестве пяти) в обрамление. Перенасыщенность декором проявилась и в упомянутом хачкаре из Нагорного Карабаха (ныне в Эчмиадзине), еще дышащем искусством XIII в. Вместе с тем для хачкаров того времени вообще очень характерно снижение рельефа, плоскостности: она наблюдается на большинстве хачкаров XIV в.

Наиболее распространенными в XIV в. были, повторяем, хачкары группы 4 с малыми крестами. На некоторых из них мы уже останавливались в гл. III. Приведем некоторые другие хачкары этой группы, которые можно более или менее определенно отнести к XIV в.

Прекрасный хачкар такого рода находится в Бджни. В верхних его междукрестьях, как обычно, помещены миндалевидные фигуры. Обрамление асимметрично: слева — спиралеобразно вьющиеся стебли, справа — геометрическая плетенка (двух видов — вверху более крупная, внизу — сплетенные узлы) .

Очень своеобразен по композиции хачкар в Авуц-таре (Котайкского р-на). Декор его заключен, в сущности, лишь в обрамлении (два столбика узлов плетенки с каждой стороны — в нижней половине, и миндалевидные фигуры — в верхней половине), причем орнамент его распространяется и на верхние междукрестья, оставляя лишь округлые вырезы вокруг «почек» креста. Процветшая его часть также дана в виде кругов, которые, таким образом, являются как бы лейтмотивом Декора всего хачкара.

Из тех же элементов состоит и декор хачкара в Апаране заключенного в слегка углубленный прямоугольник. Сам крест — под полукруглой арочкой; в верхних междукрестьях — миндалевидные фигуры, в нижних — малые кресты. Прямоугольник с крестом обрамлен с каждой стороны двумя вертикальными столбиками одинаковых замкнутых геометрических фигур, повторенных и на козырьке. Своеобразие хачкару придает декор в виде извивающегося двойного стебля, плотно заполняющего все поле вокруг большого креста и его очень развитых «почек». Следует подчеркнуть, что рельеф всего декора — плоскостный. Обрез козырька и полосу под прямоугольником хачкара занимает надпись.

Старой схеме, еще XIII в., следует хачкар в Алаязе (Ехегнадзорского р-на). Основной крест помещен под слаборельефный десятилопастной аркой, обведенной полукругом. Верхние междукрестья заняты орнаментальными фигурами, образованными растительными побегами, нижние — малыми крестами, которые держат длани. В каждом столбике обрамления по 9 замкнутых, притом различных плетеных фигур; они симметрично повторены с каждой стороны хачкара.

Насыщен резьбой хачкар в Ахчоц-ванке с миндалевидными фигурами в верхних междукрестьях, с процветшими малыми крестами и широким обрамлением, заполненным восьмилучевыми звездами . На козырьке помещены три креста, разделенные простыми плетенками.

Приблизительно аналогичен хачкар в Авуц-таре; иное обрамление, состоящее из сплетенных узлов, переходящее в полукруглую арку, завершающую крест (украшена растительным орнаментом в виде переплетающихся стеблей с пальметками) .

Один из хачкаров в Нораванке интересен своим двухплоскостным декором, который придает ему ретроспективный вид. Однако эта резьба в виде различных побегов (а внизу в виде простой плетенки) — плоскостна, что, как говорилось, вообще характерно для монументальной резьбы XIV в., и не дает эффекта. Крест помещен под полукруглой аркой. В верхних междукрестьях — обычные миндалевидные фигуры, но в искаженном виде; малые кресты венчают процветшую часть основного креста в виде полукругов, огибающих «почки» нижней его оконечности. В обрамлении — восьмилучевые звезды с розеткой в центре.

Но многочисленнее упрощенные хачкары с малыми крестами, очень скромно украшенные или вовсе оставленные без декора. Таковы, например, два хачкара в селе Гергер , оба — с надписями. Один из них выполнен в 1310 г. мастером Варданом. Оба хачкара — с малыми крестами в верхних и нижних междукрестьях, нижние кресты на хачкаре 1310 г. держат длани. То же — на другом хачкаре оттуда же с «сегнеровым колесом» и розетками под основным крестом.

Лишен декора и хачкар в селе Геташен; крест помещен в плоском углублении с полукруглым верхом; над ним — две розетки и семистрочная надпись.

Несколько сложнее однородный хачкар Шахане в Варденике: основной крест помещен под трехлопастной аркой, на стыке ее лопастей — розетки с отростками. Под малыми крестами — также розетки. Нижняя часть широкого обрамления занята надписью, верхняя — различными грубо выполненными плетенками; на стыке нижней и верхней частей обрамления также помещены розетки. На козырьке — два креста с орнаментальными фигурами по сторонам.

Столь же упрощены хачкары в Алаязе. Верхнее междукрестье одного из них занято стеблем, на котором висят тяжелые плоды (гроздья винограда?). Узкое обрамление обоих хачкаров украшено простой плетенкой. Над основным крестом помещено по два малых. Аналогичен хачкар в Геташене, крест помещен под подковообразной аркой.

Однородны три хачкара XIV в. в Норадузе . Декоративная схема их одинакова: крест заключен в широкое обрамление заполненное простой плетенкой. Процветшая часть — в виде двух трех четвертных круга. В верхних междукрестьях — по розетке, висящих на стебле. На втором из этих хачкаров крест помещен под высокой дугой, а расцветшая часть дана в виде двух широких круглых петель, как на хачкарах .XIII в. На третьем хачкаре малые кресты держат длани.

Серия аналогичных упрощенных хачкаров с малыми крестами (группа 4) вставлена в западную стену храма в Сагмосаванке. Много таких хачкаров в Гегарде. В XIV в. создавались и хачкары с изобразительным элементом. Несколько великолепных хачкаров начала XIV в. с изображением Деисуса, выполненных мастером Момиком, происходят из Нораванка. Но они тесно связаны с армянской монументальной скульптурой XIII в. и были рассмотрены выше.

Хачкары XIV в., как видим, мало что прибавили к композиционному разнообразию и декоративному богатству хачкаров эпохи расцвета армянского монументального искусства. Блестящим исключением, можно сказать творческим взлетом, на общем довольно однообразном фоне были произведения Момика и его школы (артели) в первой половине XIV столетия, работавших в монастыре Нораванк в Вайоц-дзоре и создавших там подлинные шедевры. Но искусство Момика и его школы принадлежало, в сущности, еще искусству XIII века.

Несомненный интерес вызывают хачкары XV и XVI столетий. Они, правда, также широко использовали традиционные композиции и традиционную орнаментику. Но при всей своей традиционности позднесредневековые хачкары не только не лишены своеобразия, но многие из них наделены ею в сильной степени.

Среди хачкаров XV-XVI вв. представлены все группы, выделенные нами на материале предшествующих столетий. Рассмотрим позднесредневековые хачкары каждой из этих групп. Особенно важны хачкары, датированные имеющимися на них надписями.

Ко 2 группе примыкает хачкар Даниела в Норадузе . В нижних междукрестьях — вытянутые полупальметки с загнутым в виде завитка верхним листом. Стебель полупальметки под крестом делает. две большие петли. Сам крест образован плетенкой с сильно развитыми «почками» в виде тройных узлов. Крест помещен под пятилопастной аркой. Широкое обрамление составлено из прямоугольников с различными плетеными фигурами; правая сторона зеркально повторяет левую. На козырьке, в его середине, между двумя малыми крестами, помещены два противостоящих павлина, причащающихся вином в сосуде (композиция, идущая еще из раннего средневековья). На обрезе козырька — однострочная надпись.

Во 2 группу следует включить и несколько хачкаров XV-XVI вв. в селе Ариндж (близ Еревана) с развитыми полупальметками, вертикально поднимающимися от нижней оконечности креста (склонены к нему лишь их верхушки) или дугообразно. В верхних междукрестьях помещены либо свисающие плоды, либо растительные фигуры, подобные «почкам» на концах ветвей креста, либо пальметки; на одном из этих хачкаров — круги. Обрамления украшены пересекающимися кругами, либо частой и плотной плетенкой, либо пальметками, чередующимися с узлами переплетения.

Все эти хачкары 2 группы наполнены резной орнаментикой, но она здесь не только иначе скомпонована, но и дана в иной стилистической редакции, отличающей ее от орнаментики хачкаров предшествующего времени.

Один позднесредневековый хачкар такой композиции (XV или XVI вв.) в монастыре Аракелоц в городе Муш30 выделяется очень интересной особенностью Стебли по сторонам креста, параллельно и вертикально поднимающиеся и склоненные к нему верхушками, — такие же, как и на других хачкарах. Стебли здесь, однако, не соединяются с нижней оконечностью креста, оторваны от него, и тем самым смысл их искажен. А нижняя половина стелы состоит из пяти широких горизонтальных полос, разнообразно заполненных резьбой: верхняя полоса состоит из двух рядов кругов (сплетенных между собой), внутри которых по четыре расходящихся пальметки; остальные полосы — это различного рисунка плетенки. Все эти полосы отделены друг от друга четырьмя узкими полосками надписей; они сливаются  с полосами орнамента и вместе с тем как бы расчленяют их, образуя дополнительные орнаментальные полоски. Такого рода орнаментальная композиция на других хачкарах нам неизвестна. Создается впечатление, что мастер стремился воспроизвести строчки народной вышивки,, переведя ее на язык резьбы по камню.

Значительно строже упоминавшийся выше хачкар в селе Дашкенд, датированный надписью 1529 г.31 Крест рельефно выступает на гладком поле, лишенном орнаментального заполнения, что придает лаконичность хачкару и выделяет сам крест. В нижнем междукрестье помещены схематизированные полупальметки, склоненные к краю стелы. Обрамление состоит из сплетенных прямоугольников,, заполненных неповторяющимися фигурами (плетенкой с острыми изломами, узлами переплетения, витыми стержнями, парами розеток); правая сторона повторяет левую. На козырьке — 4 малых крестах, между ними фигура Христа. На обрезе козырька — однострочная надпись.

Очень своеобразен другой хачкар в селе Дашкенд, 1649 г. (мастер Анания). Пальметты в нижних междукрестьях приобрели здесь невиданную ранее искаженную форму в виде двух полукружий с каждой стороны креста (3 — с одной стороны и 3 — с другой) с насечками в нижней части. Сам крест помещен под стрельчатой арочкой. Обрамление представляет собой вертикальный ряд из четырех крестов, разделенных плетенкой. Внизу — горизонтальный ряд из шести таких же крестов, вверху — один малый крест над основным, а по сторонам его — по пять еще меньших крестов (как в обрамлении). На козырьке — однострочная надпись.

Руке того же мастера, вероятно, принадлежит хачкар, стоящий там же, в селе Дашкенд, и датированный надписью 1610 г. Отличается он от предыдущего лишь тем, что место полупальметт в нижних междукрестьях занимают малые кресты, верхние «почки» которых разработаны в виде большой плетеной фигуры (хачкар группы 4). Но особенно интересен этот хачкар изображением Христа над стрельчатой арочкой. Христос сидит на троне с высоким стилобатом. Его окружают символы евангелистов: слева — человеческая голова в нимбе (Матвей), под ней — лев (Марк), справа — орел (Иоанн), под ним телец (Лука). Лев и телец выступают из-за трона. Аналогии таких изображений на хачкарах встречаются нередко, например — хачкар из Нагорного Карабаха, хотя композиционно он сильно отличается .

Своеобразно претворена композиция группы 2 в резьбе хачкара в Ахтамаре. Хачкар относится скорее всего к XVI в. Здесь плавно изгибающиеся тонкие полупальметки включены в декоративную листву, заполняющую все свободные промежутки в нижних междукрестьях и как бы слиты с окружающей орнаментикой, что вообще характерно для позднесредневекового декоративного искусства Армении, а нижним концом полупальметки соединены с широкой геометрической фигурой, занимающей место сферы. Верхние междукрестья заняты обращенными вниз такими же трехчастными листьями, как внизу. Таким образом плоскость хачкара без остатка заполнена декоративной резьбой, явно чрезмерной.

Крест венчается полукруглой арочкои, украшенной простой плетенкой, а широкое обрамление, одинаковое на обеих сторонах, состоит из чередования замкнутой плетенки и трехчастных листьев (таких же, как в междукрестьях). Каждая сторона обрамления завершается малым крестом. Высокий козырек заполнен геометрической плетенкой.

К группе 3 можно отнести некоторые хачкары XV-XVI вв. в Айриванке (на озере Севан), в Камо, в Мец-Мазра, Аване и Ариндже. Отметим некоторые из них.

Характерен для позднего средневековья небольшой хачкар в Айриванке, также сплошь заполненный орнаментикой. Сам крест, украшенный плетенкой, помещен в плоском углублении с полукруглым верхом. Нижние и верхние междукрестья заполнены растительными побегами, беспорядочно расположенными, а также миндалевидной фигурой. В левом нижнем междукрестье помещен малый крест, образованный простой плетенкой. Такие же кресты помещены на относительно широких обрамлениях, сверху и снизу которых замкнутые плетенки. На высоком козырьке, посередине вырезан малый крест, по сторонам которого сложный плетеный орнамент. На обрезе козырька — однострочная надпись.

Особенность этих малых крестов в обрамлении хачкара и на козырьке та, что эти кресты как бы вплавлены в орнаментику, слиты с ней и ничем не выделены. Малые кресты хачкара становятся частью орнаментики.

Такое же стремление мастеров-резчиков «обогатить» хачкар путем сплошного, без всяких интервалов, заполнения стелы орнаментикой сказалось в серии хачкаров того времени (скорее всего XVI в.) в Аване. Малые кресты, имеющиеся на некоторых аванских хачкарах, словно утопают в этой орнаментике и также никак не акцентированы. Эта особенность прослеживается на позднесредневековых хачкарах и других групп.
Категория: АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ | Добавил: ANA (30.01.2010)
Просмотров: 1088 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz