Суббота, 23.09.2017, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ

ХАЧКАРЫ XIV-XVII СТОЛЕТИЙ ч.2
Несколько строже, хотя не менее декоративно выглядят два хачкара в Камо 1577 г., выполненные мастерами Аракелом и Меликсетом. У первого из них верхние междукрестья заняты спускающейся вниз цепочкой миндалевидных фигур (как в обрамлении хачкара в Эчмиадзине), а нижние — полукружием процветших стеблей, на которых с каждой стороны сидит по сирину. В обрамлении с каждой стороны — по 9 квадратов с тремя видами замкнутых геометрических фигур. Под основным крестом — слегка выпуклая сфера с плотно вписанным орнаментом. На козырьке по его краю помещены два малых креста; по обрезу его протянута лента с надписью, затем делающая большую петлю, занимающую всю среднюю часть козырька.

Наибольший интерес в этом хачкаре представляют изображения сиринов — девы-птицы, олицетворявшей представление о душе умершего. Образ этот был весьма популярен как на мусульманском, так и на христианском Востоке, особенно в ХII-XIV вв., хотя истоки его уходят в раннее средневековье. Кратко остановимся на этом образе. В многочисленных произведениях иранского ' (персидского) художественного ремесла того времени дева-птица выступает как антропоморфная разновидность солнечной птицы, культ которой в Передней Азии был связан еще с зороастризмом, господствовавшим до эпохи ислама и удержавшимся в качестве пережитка до позднего средневековья. Вероятнее всего сирины в качестве хранителя-оберега, притом в очеловеченном образе, — птица солнечная, райская — выступает и на персидской металлической и керамической посуде XII-XIII вв. Не в меньшей мере этот образ знало и почитало христианское население Закавказья. Образ этот был хорошо знаком армянским художникам начиная с X в. (храм в Ахтамаре) — керамистам, миниатюристам, резчикам по дереву и камню. Известен он и в армянской керамике XI-XII вв., и в армянской миниатюре начиная с XI в. (Евангелие 1066 г. из Себастии и XI в. из Мугни), но чаще в XII-XIII вв. В то время изображения сирина мы встречаем повсеместно, и постоянно — в заставах и заглавных буквах рукописей (например в Евангелии из Ахпата 1211 г., из Хизана 1332 г. и др.), и в монументальной скульптуре — на фасадах храмов Тиграна Оненца 1215 т. в Ани, Гегарда, 1215 г. и в Алаязе. Образ сирина, как показывают хачкары, жил в Армении и в XV — XVI вв.

На другом хачкаре из Камо, и несомненно одновременном и столь же насыщенном резьбой, использованы точно те же декоративные элементы: цепочка из миндалевидных фигур в нижних междукрестьях, и таких же, но горизонтально положенных фигур — в верхних. Широкая сфера заполнена точно таким же орнаментом, как на предыдущем хачкаре. Наверху широкого обрамления помещены малые кресты на резном фоне; под ними с каждой стороны — вертикальный ряд из четырех восьмилучевых звезд (внутри — такой же орнамент, как в обрамлении предыдущего хачкара) на фоне растительной резьбы. Декор хачкара, таким образом, двухплоскостный. Посередине козырька вырезан малый крест на резном фоне, по сторонам его — геометрический растительный орнамент. По низу козырька протянута однострочная надпись.

Далее следует отметить два хачкара в Бджни, выполненные мастером Меликсетом. Крест одного из них помещен в чуть углубленной филенке с килевидным верхом. «Почки» поперечной ветви креста очень развиты, почти полностью заполняя верхние междукрестья. Узкие нижние междукрестья заняты традиционным мотивом переплетающихся растительных побегов. Под крестом под арочками помещены в ряд три малых креста. Под ними — сфера, плотно заполненная растительным геометризованным орнаментом. Широкое обрамление включает с каждой стороны по четыре малых креста; из них верхние — процветшие (из крестов произрастают полупальметки, как на хачкарах группы 2); остальные окружены той же растительной орнаментикой, как в междукрестьях. На уровне верхушки креста обрамление прервано узкой полоской надписи. Посередине козырька помещен малый крест, по сторонам его — сплошная растительная орнаментика.

По композиции идентичен описанному другой хачкар из Бджни, выполненный тем же мастером Меликсетсм . Вместе с тем хачкар этот очень своеобразен и оригинален. Крест со столь же развитыми боковыми «почками» также помещен в несколько углубленной филенке под килевидной арочкой. Хачкар также заполнен двухплоскостной резьбой, но имеет и отличия. Левое междукрестье занято наискось помещенной надписью, правое — маленьким крестиком среди растительных разводов. В нижних междукрестьях (под «почками» поперечных ветвей креста) представлены человеческие головы в рубчатом нимбе, под ними — условное изображение опущенных вниз крыльев — с левой стороны, ветви с узкими листьями (лавровые ветви?) — с правой стороны. Из-под крыльев и листьев выступает с каждой стороны опущенная вниз рука, держащая длинный витой, косо направленный в левую сторону жезл. Под основным крестом, как и на предыдущем хачкаре, помещены в ряд четыре малых креста под арочками. Под ними — большая сфера. Широкое обрамление с каждой стороны содержит по три малых креста (из них два средних — процветшие с традиционными по форме полупальметками), окруженные плетенкой. Квадратный промежуток в нижней части обрамления занят замкнутой геометрической фигурой. Декор козырька — такой же, как на предыдущем хачкаре. На уровне верхней оконечности креста обрамление прерывается полоской надписи.

Последние четыре хачкара в Камо и в Бджни, особенно в Бджни, показывают, что выработанная тем или иным мастером композиция и вся орнаментика хачкаров с теми или иными вариантами не раз повторялись ими в других произведениях. Кстати сказать, оба пункта были расположены неподалеку друг от друга (всего в 50 км). Сами условия изготовления хачкаров в художественных мастерских (вероятно, монастырских) с многочисленными заказами неизбежно вели к таким повторениям.

Следует отметить и появление в этих хачкарах XVI в. нового декоративного элемента — килевидной арки, ставшей излюбленной в XVII в.

Ближе к группе 3 некоторые другие хачкары XV-XVI вв. Отметим среди них хачкар в Айриванке на берегу оз. Севан с двухплоскостной резьбой43. Вся стела заполнена густой сетью
переплетающихся стеблей, на фоне которых выступают слаборельефные кресты — средний большой, пять над ним и по сторонам его, а внизу три, — заключенные в портик с полукруглыми арочками. Нижние кресты — процветшие, с полупальметками, обращенными вправо. Верхний крест обрамлен вертикальными полосами с мелкой остроугольной плетенкой. Хачкар завершен полосой однострочной надписи.

Более плоскостный декор имеет большой хачкар конца XVII в. в селе Мец-Мазра с датой 1678 г. Хачкар показывает, насколько крепко, вплоть до конца XVII в., держалась в Армении художественная композиция, выработанная еще несколько столетий назад (в XII-ХIII вв.).

Крест со всех сторон окружен мелкой орнаментикой, кажущейся беспорядочной, но в которой доминирует традиционный мотив миндалевидной фигуры. Такой же орнамент заполняет плоскости ветвей креста. Аналогичный характер носит и орнамент сферы. Крест обрамлен вертикальными, а внизу горизонтальной полосами, состоящими из квадратов, заполненных неповторяющимся растительным геометризованным орнаментом в виде замкнутых фигур; тот же декор повторен с правой стороны. Верх обрамления с каждой стороны занят крестом. На козырьке — пятиарочный портик с парными полуколонками и полукруглыми арочками. Под средней из них — сцена распятия с фигурами богоматери и Иоанна. Под остальными арками — однородные фигуры предстоящих в омофорах, спадающих многочисленными складками. Под арочками (в «конхе») — надписи. На обрезе козырька и на полосе под фигурами — надпись. Тот же характер сплошной мелкой резьбы носит декор хачкара в селе Золакар (Мартунинского р-на) с малыми крестами, а потому отнесенный нами к группе 4.

Наконец, несколько слов о хачкаре в Гндеванке (на юге Армении) с надписью, указывающей дату — 1551 г.Декор хачкара двухплоскостный и более пластичный; орнаментика крупнее. Основной крест помещен в неглубокой филенке с полукруглым верхом; на фоне креста — крупная плетенка, но в каждом междукрестье — различная. Процветшая часть дана в виде расходящихся горизонтально полос, затем перпендикулярно поднимающихся вверх (полосы украшены простой; плетенкой); они заканчиваются человеческими фигурами, очень плохо сохранившимися (изображают ктиторов?). Перед левой фигурой помещена птица. Сфера украшена веерообразно расходящимися миндалевидными фигурами. В обрамления посередине и внизу включено четыре малых креста, окруженных растительным орнаментом. Хачкар завершается двумя декоративными панно геометрического орнамента, между ними — крест на резном фоне (такая компоновка нередко встречается на позднесредневековых хачкарах). На обрезе козырька — двухстрочная надпись; другая однострочная надпись — под сферой.

В целом позднесредневековые хачкары, которые мы связываем с ранее выработанными группами (2 и 3), ставшими традиционными, ясно показывают, что мастера-резчики той эпохи лишь чисто внешне
следовали старым композициям и уже значительно отошли от них, стараясь не связывать себя в выборе и размещении орнаментики. Это придает позднесредневековым хачкарам своеобразие, очерчивая путь, по которому шло развитие творчества армянских мастеров XV-XVII вв.

Не менее характерной и симптоматичной становится и другая черта хачкаров того времени, отмеченная выше — предельная насыщенность орнаментикой, которая нередко поглощает композиционную структуру хачкара, утрачивающую четкость и ясность. Отдельные элементы композиции словно тонут и растворяются в ней. Именно в этой насыщенности и перегруженности декором армянские мастера того времени, можно думать, и видели ценность своих резных произведений.

Не менее характерной и симптоматичной становится и другая позиция — композиция хачкаров с малыми крестами в междукрестьях, появившаяся опять-таки еще в предшествующую эпоху и силой традиции удержанная в позднее средневековье. Многие хачкары дают эту композицию в простом, неосложненном виде. Но все же каждый из них носит черты особенные, индивидуальные. Остановимся сначала на более простых хачкарах этой группы.

Из самых простых отметим небольшую стелу в Дашкенде, 1529 г. Основной крест помещен здесь под полукруглой арочкой. Сфера представляет собой «сегнерово колесо» (изображение солнца). Хачкар имеет надпись, протянутую с левой его стороны через обрез козырька и переходящую на правую его сторону.

Несколько сравнительно простых позднесредневековых хачкаров этой группы находятся в Камо. Отметим хачкар (может быть еще XIV в., но не позднее XV в.) с удлиненным основным крестом (ветви его украшены плетенкой) под полукруглой арочкой . В верхних междукрестьях помещены плетеные фигуры; нижние заняты малыми крестами, которые держат длани (как на крестах XIII в. ). Обрамление с каждой стороны состоит из шести квадратов с неповторяющейся плетенкой; правая сторона обрамления повторяет левую. На слегка наклонном козырьке над основным крестом помещено три малых, между ними — двухстрочная надпись.

Очень близок к этому хачкару другой оттуда же, отличающийся лишь тем, что нижние малые кресты — процветшие с полупальметками (как в группе 2). Обрамление состоит из простых геометрических фигур. С каждой стороны в него включены три таких же простых креста. Над основным крестом помещены в ряд пять малых процветших крестов.

Аналогичен большой хачкар в Егварде с четырьмя малыми крестами, лишь осложненный парой дополнительных малых крестов, помещённых под основным крестом. Хачкар обрамлен парами столбиков, состоящих из узлов переплетения. Каждое обрамление завершается еще одним малым крестом.

В основном аналогичны описанным еще два хачкара оттуда же. Отличие одного из них то, что верхние междукрестья заняты наискось расположенными малыми крестами. А под основным крестом помещены еще два малых процветших креста с полупальметками, как на хачкарах XIII в. группы 2. Кресты эти помещены под аркой двойного профиля. Обрамление состоит из удлиненных и очень плоско вырезанных миндалин, окаймленных лепестками. Сверху, над большим крестом, помещено два малых креста.

У другого хачкара, стоящего рядом, в верхних междукрестьях помещены миндалевидные фигуры, напоминая по композиции хачкары группы 3.

Некоторые черты сближают последний хачкар с хачкаром в селе Ариндж. Ветви креста украшены мелкими миндалевидными фигурами. Отличие хачкара — в обилии малых крестов (в нижних междукрестьях и по бокам их, в широком обрамлении и на козырьке, на котором крест помещен между панно с мелким замкнутым плетением). Под основным крестом на месте обычной сферы — большая четырехчастная плетеная фигура, довольно часто встречающаяся на хачкарах XVI-XVII вв.

К этим хачкарам следует присоединить два хачкара в Гегарде (высечены на скале), близкое к только что описанному. Оба хачкара помещены в углублении с полукруглым верхом. Основной крест, как и предыдущий, украшен миндалевидными фигурами. У одного из хачкаров — четыре малых креста (по одному в каждом междукрестье), у другого в верхних междукрестьях — по два малых креста. Обрамление первого хачкара было украшено мелкой плетенкой (почти не сохранилась), у второго по обрамлению с полукруглой аркой протянута надпись на резном орнаментальном фоне.

Богаче выглядит большой хачкар в Камо с надписью, содержащей дату (1521 г.)54. Декор хачкара , очень плотно заполняющий его, скомпонован из традиционных элементов, нисколько не измененных. Основной крест, помещенный в слегка углубленной филенке, заполнен простой плетенкой. В междукрестьях — по малому кресту. С верхних из них спускается по грозди винограда (обращены к большому кресту) и по розетке (обращены к обрамлению). Кресты нижнего междукрестья (с плетеными ветвями) держат большие длани, которыми симметрично заканчиваются извивающиеся жгуты, исходящие из нижней оконечности большого креста. Примечательная особенность хачкара — двухплоскостность его декора: узкие промежутки между крестами в его нижней части заполнены плоской резьбой крупного растительного и геометрического рисунка. Обрамление хачкара состоит из обычных миндалевидных фигур, излюбленных еще в XIV в. В верхнюю часть обрамления включено по плетеному кресту. На козырьке — четыре плетеных креста, между ними — квадрат, заполненный плетенкой. На верхнем обрезе козырька — однострочная надпись.

Хачкар также с двухплоскостной резьбой (находится в Мец-Мазра) относится, вероятно, к XVI в. Крест помещен в слабо углубленной филенке под килевидной арочкой. В верхних междукрестьях по сторонам верхней оконечности креста помещены птицы. Малые кресты в нижних междукрестьях держат длани. Узкие промежутки между крестами и птицами, иначе говоря — фон, на котором они выступают, заполнен плетеным орнаментом. На таком же фоне над килевидной аркой помещены три восьмилучевые звезды. Крест обрамлен поясами надписи; надпись протянута и над крестом.

Близок по композиции к описанному и упоминавшийся хачкар в Дашкенде с надписью, содержащей имя мастера (Ананий) и дату (1649 г.). Хачкар отличается укороченными пропорциями креста, также помещенного под килевидной арочкой (как и некоторые другие хачкары в Дашкенде) и наличием над основным крестом трех малых, помещенных под трехарочным портиком. Обрамление здесь состоит из шести маленьких крестов с каждой стороны. По краю хачкара и по обрезу козырька протянута надпись.

О другом хачкаре, с датой 1610 г., композиционно близком предыдущему и выполненном, вероятно, тем же мастером Ананием, с изображением Христа на высоком стилобате, окруженным символами евангелистов, уже шла речь.

Целая серия позднесредневековых хачкаров группы 4 (с малыми крестами в нижних междукрестьях) выделяется тем, что эти малые кресты органически включены в орнаментику, сливаются с ней. Такие хачкары составляют особую подгруппу, выработанную, по-видимому, только в XV или XVI вв. Об этой особенности позднесредневековых хачкаров уже шла речь. Можно привести несколько характерных подобных хачкаров, хотя почти каждый из них вполне индивидуален и своеобразен. Назовем два типичных в этом отношении и уже упомянутых хачкара в Аване58. Той же особенностью отличаются пять хачкаров в Норадузе, выполненные известным в свое время мастером Кирамом в конце XVI-начале XVII в. Два его хачкара датированы 1582 г. У одного из них основной крест помещен под килевидной аркой; малые кресты, которые держат длани, опущены вровень с нижней оконечностью креста, в нижнем же междукрестье помещены человеческие изображения: слева — голова в фас, справа — летящая (парящая) фигура в профиль с протянутой рукой, голова в фас. Верхние междукрестья заняты кругами (на них, возможно, были изображения,
но они сбиты). Крест обрамлен вертикальными столбиками из пяти шестиугольных звезд с замкнутыми плетенками неповторяющегося рисунка. Следует отметить, что все эти изображения и звезды даны на резном фоне. Резьба хачкара, таким образом, двухплоскостная; наиболее рельефно выступают основной крест и звезды.

Особенно интересна верхняя часть хачкара — над арочкой основного креста. Здесь, в центре, на пьедестале (или стилобате) представлен Христос. По сторонам его голова с рогами — слева и другая голова — справа, изображенные горизонтально (как бы смотрящие вверх?). Над левой головой — погрудная человеческая фигура. Все эти изображения являются, очевидно, символами евангелистов.

По сторонам верхней части хачкара помещены малые кресты, образованные плетенкой, вплотную окруженные орнаментикой и почти сливающиеся с ней. По обрезу козырька прочерчена надпись.

Другой крест, стоящий рядом с описанным — также с двухплоскостной резьбой: Малые кресты в нижних междукрестьях сливаются с окружающей орнаментикой. Хачкар отличается лишь тем, что в основной его части изображения отсутствуют. Только в верхней части хачкара помещено изображение Деисуса — Христа, по сторонам его — богоматерь и Иоанн. Изображение это обрамлено двумя панно, заполненными геометризованным орнаментом. На обрезе козырька и под крестом имеется надпись.

Три другие хачкара оттуда же, выполненные в 1602 г. тем же Кирамом, по композиции, по орнаментике и манере резьбы близки предыдущим, хотя и отличаются деталями. Основные кресты на всех этих хачкарах заключены в слегка впалую филенку; все они — двухплоскостные; один из них помещен под килевидной аркой, другой — в прямоугольнике, третий — под полукруглой аркой. Основной крест первого из них обрамлен восьмилучевыми звездами на резном фоне. Малые кресты также слиты с резным фоном. Хачкар завершен декоративным панно, заполненным плотным геометрическим орнаментом, а в средней части его помещены — малые кресты (один из них повторяет композицию всего хачкара — с маленькими крестами в нижних междукрестьях большего). Под основным крестом первого хачкара — большая сфера с мелким геометрическим орнаментом. Низ первого хачкара занят четырьмя крестами в портике — под арочками, опирающимися на парные полуколонки. На обрезах козырька всех трех хачкаров прочерчены надписи.

Все пять хачкаров работы Кирама объединяют некоторые общие черты: во-первых, чрезмерно мелкая геометризованная орнаментика, сплошь, без интервалов, покрывающая поле хачкаров, притом слабо рельефная. Вследствие этого композиция хачкаров утрачивает ясность и четкость, которой так отличались хачкары эпохи расцвета — XII-XIII вв. Рельефно выступают на всех хачкарах лишь основные кресты и звезды.
Категория: АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ | Добавил: ANA (30.01.2010)
Просмотров: 1043 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz