Четверг, 23.11.2017, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ

ХАЧКАРЫ XIV-XVII СТОЛЕТИЙ ч.3
Те же особенности свойственны и двум, стоящим рядом хачкарам в Камо, датированным надписью 1558 г. Основная часть обоих хачкаров почти одинакова: на том и другом крест, можно сказать, утопает в сплошной мелкой и плотной геометрической орнаментике, в которую включены малые кресты нижних междукрестий, и слит с ней, нисколько не выделяясь. Под основным крестом помещен четырехарочный портик с крестами, опять-таки сливающимися с окружающей орнаментикой. А в верхней части одного из хачкаров представлена в плоском рельефе сцена распятия с коленопреклоненными богоматерью и Иоанном; оба — с воздетыми руками. По сторонам их симметрично изображены в 3/4 две стоящие фигуры в длинных опоясанных одеждах. Правая рука их протянута к Христу, а левой каждый из них держит направленное наискось вниз (к центру) копье, которым они пронзают дракона, извивающегося у ног четырьмя петлями. Подобную композицию на более ранних хачкарах мы не встречали. Но все же можно думать, что она была заимствована из репертуара предшествующей эпохи. Тождествен — и по композиции и по точно той же орнаментике — хачкар в Аштараке.

Сплошная мелкая орнаментика, скрадывающая рисунок композиции, характерна и для многих других позднесредневековых хачкаров. Примерами могут служить описанный выше хачкар из села Мец-Мазра, который мы отнесли к группы З64 и хачкар в селе Золакар (Мартунинского р-на), относящийся к группе 4. В них выделен лишь основной крест; малые кресты, занимающие все четыре междукрестья, совершенно слиты со сплошной мелкой орнаментикой. Обрамление украшено отрезками пяти видов плетенки (с обеих сторон хачкара одинаково).

Большой интерес вызывают позднесредневековые изобразительные хачкары. Они немногочисленны и относятся отчасти к XVI в., но главным образом к XVII в.

На хачкаре XVI в. в Камо66 основной крест , заключенный в прямоугольную плоскую филенку, окружен орнаментом крупного рисунка в виде миндалевидных фигур (сильно искаженных). В широких обрамлениях — точно такой же орнамент, как на описанном хачкаре 1551 г. в Гндеванке. По сторонам сферы помещены кресты из переплетающихся жгутов (форма крестов только угадывается) под стрельчатыми витыми арочками.

Но наиболее интересен козырек со сложной рельефной композицией: изображен Христос с поднятой и благословляющей правой рукой. Христос облачен в богато украшенную одежду (орнамент дан рельефом); из-под полы видна нижняя одежда и ступни ног. Голова Христа — непомерно большая, треуголь