Понедельник, 24.07.2017, 05:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Древняя история [1]
Средневековая Армения (VI—XV века) [1]
Армения и войны империй (1500—1878 годы) [1]
Национальное движение и армянский вопрос (1878—1922) [1]
Советская Армения (1922—1991) [1]
Республика Армения (1991 — настоящее время) [1]
История армянской диаспоры [1]
АРМЯНСКИЕ ХАЧКАРЫ [12]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » История » Древняя история

Древняя история
Армяноговорящие племена жили в юго-восточных областях Армянского нагорья с конца II тысячеления до н. э., вероятно в исторической области Мелитена. Они мигрировали в эту область с запада, согласно основной Курганной гипотезе с Балкан, или, возможно, согласно Анатолийской гипотезе с территории современной западной Турции. В этот же период, в конце II тысячелетия до н. э. в центральной части Армянского нагорья проживали хурриты, оставшиеся после распада государства Митанни, хетты и лувийцы, оставшиеся после распада Хеттского царства, и урарты, мигрировавшие на Армянское нагорье из области Рeвандуз, находящейся в настоящее время на территории иранской провинции Западный Азербайджан. Эти народы стремились защититься от регулярных набегов ассирийцев с юга, и постепенно в XIII—XII веках в окрестностях озера Ван возникает союз племён наири, на основе которого к IX веку до н. э. возникает государство Урарту, во главе которого стояла урартскоязычная знать, и которое включило в себя ряд областей смешанного национального состава. По разным предположениям либо во время царствования урартского царя Русы II, либо сразу после падения Урарту в VI веке до н. э. носители протоармянского языка распространились из Мелитены по территории, которую ранее занимало Урарту. В силу ряда обстоятельств именно протоармянский язык стал lingua franca для многочисленных народностей Армянского нагорья, и исконные носители этого языка, растворившись в существенно более многочисленном населении нагорья (урартах, хурритах, хетто-лувийцах и др.), к IV—II вв до н. э. образовали армянский народ. Более подробно см. Этногенез армян.

После падения Урарту на армянском нагорье произошел регресс, возврат к общинно-племенному быту, и территория к концу VI века до н. э. попала под сильное влияние империи Ахеменидов, распространивших здесь свои культурые традиции и зороастризм. Всю территорию расселения армян со времён античности разные соседи называли именами, связанными с Мелитеной. Например, арам. ˊarmǝn-āiē, от которого произошли древнеперс. Armina- и др.-греч. ʾΑρμένιοι, восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области хурр. Armi-, расположенной в верховьях Тигра, причём Древнегреческое название армян, используемое до распространения др.-греч. ʾΑρμένιοι, собственно было др.-греч. Μελιττήνιοι, грузинское название армян груз. სომხეთი (somex-) происходит от хетт. Zuḫma и аккадск. Suḫm — названия верхнеевфратской долины севернее Мелитены, а самоназвание Армении — грабар Հայք (hay-kʿ) происходит от урартского названия Мелитены: урартск. Ḫāti.


Внутри Армении распространена версия, вознишая на основании созвучия со словом «Хай-», о проживании протоармянских племён в области Хайаса, воевавшей с Хеттским царством во II тысячелетии до нашей эры. В восьмидесятые годы ХХ века эта версия также подкреплялась армянской гипотезой происхождения индо-европейского языка. Однако, эта версия отвергнута большинством мирового научного сообщества как безосновательная (вместе с армянской гипотезой), а в её современном распространении в Армении ряд учёных усматривает идеологические, а не научные мотивы.

Античная Армения (VI век до н. э. — V век н. э.)

Этническая Карта Кавказа V—IV вв. до н. э., (отрывок из Этнической Карты Европы V—IV вв. до н. э.), «Всемирной Истории», т.2, изд. 1956 г. Примечание: Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Неокрашенные места объясняются недостаточной изученностью данных территорий.

Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522—486 гг. до н. э., также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.), который в своем сочинении «Анабасис» описал отступление греков через Армению к Чёрному морю в 401 − 400 гг. до н. э.

В «Киропедии» Ксенофонт повествует об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном Мидии, но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, но упомянуты его сыновья — Тигран (товарищ Кира) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства. Кир, тогда ещё мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путём и даже регулирует её отношения с северо-западными её соседями — халдами (халибами). В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном. Сведения Ксенофонта в некоторой степени совпадают с сообщениями Мовсеса Хоренаци о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии.

Тем не менее, эти данные подвергаются сомнению. Дело в том, что «Киропедия» — не историческое сочинение, а политико-дидактический роман, в котором от истории нет ничего, кроме имён нескольких персонажей. Указания Мовсеса Хоренаци также следует принимать с осторожностью, так как они построены на произвольном толковании народных песен, легенд и указаний известных Мовсесу греко-римских авторов (а о Тигране, герое Ксенофонта, Мовсес безусловно знал, хотя бы из вторых рук). Приводимые Мовсесом песни, которые он относит к «Тиграну Древнему», скорее всего посвящены Тиграну Великому. Наконец, и имена «Тигран» и «Ерванд» — не армянские, а иранские (Тигран, родственник персидского царя, упоминается например Геродотом). Все это делает предположения о существовании «царства Тиграна Древнего» крайне шаткими[источник не указан 57 дней].

Во всяком случае, в 521 год до н. э. (год, событиям которого посвящена Бехистунская надпись Дария I) мы видим Армению уже сатрапией Ахеменидской державы, при чём сатрапией, восставшей против персов в пользу самозванного мидийского царевича, из чего явствует, что армяне считали своими законными правителями мидийцев. Автор надписи, Дарий I, впервые упоминает здесь Армению под её нынешним именем Армина ( ) в вавилонском тексте все ещё фигурирует старое название «Урарту»). Восстание усмиряется в пяти сражениях двумя полководцами Дария (один из которых, Дадаршиш, был армянином). Согласно Геродоту, армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю.

Ксенофонт, отступивший в 401 г. до н. э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении Ерванда (Оронта), женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, гиппарха Западной Армении. Персидское владычество в Армении длилось более двух столетий (550—330 гг. до н. э.). При последних персидских царях династии Ахеменидов Армения наслаждалась миром и благоденствием. Правители империи мало интересовались внутренними армянскими делами, торговля и сельское хозяйство процветали.

Религия и мировоззрение древних армян


В IV—II веках до н. э. стала формироваться сложная система армянского язычества. Кроме прославленных храмов Солнца и Луны в в Армавире, армяне возвели и содержали целый ряд святилищ и алтарей в священном лесу под Артишатом, в провинции Тарон недалеко от Муша. Там было расположено несколько храмов, самый известный из которых посвящался богине Анахит.

Пантеон древних армян был международным, синкретическим. Местных богов почитали наряду с привнесёнными из греческой мифологии и персидских верований вкупе с древними культами, пережившими падение Урарту. Часто существовали две или три ипостаси одного и того же божества: ярким примером этого служит Армазд — Ахурамазда — Зевс. Среди наиболее употребительных культов древних армян следует отметить поклонение Митре, которого отождествляли и с Солнцем (Гелиосом), и с Аполлоном, и с Гермесом.

Древние армяне придавали большое значение всяческим оракулам, предзнаменованиям и божественным откровениям. Существовала вера в духов и мифических существ (вишапы, дэвы и др.)
После принятия христианства в Армении в качестве официальной религии языческие традиции жестоко преследовались из-за чего сегодня имеется мало сведений об армянском язычестве.

Армения в эпоху эллинизма. Арташесиды

Армения оставалась под властью Персии до тех пор, пока Александр Великий не присоединил к своему государству всю Персидскую монархию, а вместе с нею и Армению (в 330 г. до н. э.). Впрочем, его власть над Арменией была чисто номинальной, так как по территории Армении македонцы не проходили, и, в результате, после смерти Александра сатрап Восточной Армении Оронт (Ерванд) провозгласил себя царем. Это самостоятельное «Араратское царство» со столицей в Армавире было ликвидировано Антиохом Великим; однако после поражения Антиоха от римлян поставленные им местные правители (видимо из старого царского рода) Артаксиас (по-армянски Арташес) и Зариадрес (Зарех) провозгласили себя царями (189 год до н. э.). В результате возникли три армянских царства, получивших названия соответственно: Великая Армения (к востоку от Евфрата до Арартской долины включительно, во главе с Арташесом), Малая Армения (к западу от Ефрата, где правил Митридат, родственник и союзник Антиоха) и Софена, по-армянски Цопк (в районе нынешнего Диярбакыра, там правил Зарех).

Династия Арташесидов царствовала в Великой Армении почти два столетия. Столицей Армении при Арташесидах была Артаксата (Арташат), город, основанный Арташесом там, где ему посоветовал Ганнибал (короткое время живший в Армении), на реке Аракс, недалеко от старого Армавира (и нынешнего Еревана). Наиболее известный представитель династи Арташесидов — Тигран II Великий (95-56 до н. э.). В юности он был заложником у парфян, одержавших победу над армянами. Однако, воцарившись, он сам разгромил парфян, захватил у них Атропатену (современный Иранский Азербайджан) и принял титул «царя царей». Вслед за этим, заключив военный и родственный союз с Митридатом Евпатором, за которого он выдал свою дочь Клеопатру, Тигран занял Сирию и Палестину, ликвидировав царство Селевкидов. В новозавоеванной области он отстроил новую столицу Тигранакерт, куда насильственно переселил жителей множества греческих городов. Тигранакерт стал второй столицей, соперничавшей с Арташатом.
На самом гребне успехов Тигран сталкивается с римлянами под предводительством сначала Лукулла, а затем Помпея и в 63 год до н. э. теряет почти все свои завоевания. Его сын Артавазд был вероломно захвачен в плен Антонием.

В борьбе с Римом армяне как утверждает ученный 17 века Яков Рейтенфельс в военных целях использовали нефть Недалеко от Астрахани из земли выбрасывается нефть, род земляной смолы, и притом так сильно, что сжигает все, что только достигнет, и никакой влагою не может быть погашена. Ее-то, некогда, грубые армяне бросали из военных снарядов на римские когорты, когда вели войну против Лукулла.


При Августе Армения безусловно входила в зону римского влияния, но после его смерти на влияние в Армении начинает претендовать Парфия, тем более что династия Арташесидов пресеклась в конце I века до н. э. со смертью царицы Эрато, и армяне сами стали обращать взгляды на близких к ним в культурном и бытовом отношении парфян. С этого времени начинается длительный период противоборства Рима/Византии и Парфии/Персии за господство в Армении

Аршакиды. Между Римом и Персией (Утверждение власти Аршакидов)

Первый Аршакид, возведенный парфянами на армянский престол, Вонон, правил недолго. Его сменил ставленник Рима, правитель Иберии Митридат, племянник которого, Радамист, предательски убив, сменил его. В 53 году парфянский царь Вологез I сажает на армянский престол своего брата Тиридата. Это вызывает войну между Парфией и Римом. В 58 году римские войска во главе с Корбулоном вторгаются в Армению и после первоначальных успехов ставят своего наместника. Однако затем терпят унизительное поражение при Рандее в 62 году. В результате Нерону пришлось признать Тиридата царем Армении; уступка (чисто престижная) со стороны парфян заключалась в том, что Тиридат доложен был получить сан из рук самого Нерона и с этой целью совершил поездку в Рим. С этого момента Армения окончательно превращается в буферное государство между Римом и Парфией, под управлением парфянской династии Аршакидов. Возрождение иранских обычаев и верований при Тиридате подорвало тенденцию романизации, явно заметную в Армении и Парфии предыдущего столетия.

Траян, начавший войну с Парфией, объявил в 117 г. Армению римской провинцией, но Адриан отозвал римские легионы за Евфрат. Полувассальные отношения между Арменией и Ираном при Аршакидах сменились враждебными, когда Аршакиды были сврегнуты Сасанидами. С точки зрения Сасанидов армянские Аршакиды были последышами смещенной ими ненавистной династии, которую надлежало искоренить. Хосров I долгое время воевал с Арташиром, основателем династии Сасанидов. В середине III в. Арташир подчиняет себе всю Армению.


Христианизация и войны с Сасанидами. Разделение Армении. Перс-Армения

В 286 г. с помощью римлян на престол вступает Тиридат III Великий, сын Хосроя, при котором в Армении утверждается христианство. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл св. Григорий Просветитель, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302—326). Вначале христиане подвергались гонениям, но когда Трдат сам принял христианство (в 301 г.), оно было сделано государственной религией и, не без кровавых распрей, изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. В 332—338 годах царём Армении был Хосров Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом:

Ибо в то время Арес сопутствовал солнцу, и дули знойные, зараженные зловонием ветры. Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата добровольно согласились на переселение.

В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.

Аршак II, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нём могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счёт подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам.

Спустя некоторое время сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно.

В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа, но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.


К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.

Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами.

В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая часть отошла к Риму, основная — к Персии, север (провинции Арцах, Утик и Шакашен) — к Албании, которая также становится частью Персии. Для укрепления христианской религии, перевода Библии и богослужебных книг, основания армянских национальных школ, Месроп Маштоц в 405—406 гг. создает современный армянский алфавит. В персидской части Армении некоторое время ещё сохранялась власть Аршакидов, но в 428 г. персидский царь Варахран V обратил Армению в провинцию сасанидского государства и с низвержением Арташеса положил конец Аршакидской династии и в Армении.

Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию. Должности марзпана, спарапета (главнокомандующего) и азарапета (ведавшего экономикой) оставались в руках армян. «Великим судьей» в стране был армянский католикос (глава христианской церкви), сборщиками налогов были армяне. Страна переживала культурный подъем, связанный с деятельностью Месропа Маштоца и его учеников. В то же время в III — начале IV вв. в Римской империи происходила активная христианизация населения, поддерживаемая властями. Персы не без оснований считали, что христианская религия ориентирует армян в сторону Рима.

В 438 г. персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью и внутреннего единства. Для армян были убраны некоторые привилегии и приказано перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в Армении, началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб вождь повстанцев Вардан Мамиконян. Несмотря на победу персов, Ездигерд II не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. К тому же вновь начали беспокоить кочевники. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство.

В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 году армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому Армения вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.
Категория: Древняя история | Добавил: Vahan (23.11.2009)
Просмотров: 5980 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz