Вторник, 22.08.2017, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
ВИДЕО [7]
Религия [19]
Знаменитые армяне [32]
История [19]
Литература [108]
Спорт [31]
ВОЙНА [29]
Геноцид армян [26]
Армянский язык [11]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Религия

Армянская апостольская церковь

Армя́нская Апо́стольская це́рковь (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի; используется также и расширенный вариант — Հայ Առաքելական Ուղղափառ Եկեղեցի / Армянская Апостольская Православная церковь; среди русскоязычных комментаторов распространено введённое в царской России, некорректное название Армяно-григорианская церковь, не используемое самой Армянской церковью) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. В богослужении использует армянский обряд.

Каноническое устройство Армянской церкви

В настоящее время по каноническому устройству единой Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — Эчмиадзинский (арм. Մայր Աթոռ Սուրբ Էջմիածին / Мать Престол Святой Эчмиадзин) и Киликийский (арм. Մեծի Տանն Կիլիկիոյ Կաթողիկոսութիւն / Католикосат Великого Дома Киликии), с центром (с 1930 года) в Антилиасе, Ливан. При административной независимости Киликийского католикоса, первенство чести принадлежит католикосу Эчмиадзинскому, который имеет статус Католикоса Всех Армян и титул Верховного Патриарха.

Поскольку «католикос» не является синонимом «патриарха», указывая не на высшую иерархическую должность, а на высшую духовную степень, наличие нескольких независимых католикосатов (история ААЦ знает примеры одновременного сосуществования пяти католикосов) не является признаком раскола единой церкви, но является исторически обусловленным каноническим устройством. В условиях иноверческого порабощения и территориального разделения Армении, наличие отдельного католикосата, способного обеспечить самостоятельное существование части церкви на обособленной территории, было оправдано. Единство же Армянской церкви воплощается в лице Католикоса Всех Армян, как преемника святого Григория Просветителя.

В ведении Эчмиадзинского католикосата состоят все епархии в пределах Армении и Нагорного Карабаха, а также большинство зарубежных епархий по всему миру, в частности в России, Украине и других странах бывшего СССР. Под управлением Киликийского католикосата находятся епархии Ливана, Сирии и Кипра..

Существуют также два автономных патриархата ААЦ — Константинопольский и Иерусалимский, канонически подчиняющиеся Эчмиадзинскому католикосу. Патриархи Иерусалима и Константинополя имеют духовную степень архиепископов. В ведении Иерусалимского патриархата состоят армянские церкви Израиля и Иордании, а в ведении патриархата Константинопольского армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).

Духовные степени в ААЦ


В отличие от греческой трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.
Католикос /Епископоначальник/ (имеет абсолютные полномочия совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов).
Епископ, Архиепископ (отличается от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может рукополагать епископов, но только сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса, двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень).
Священник, Архимандрит (совершает все Таинства кроме Хиротонии).
Диакон (сослужит в Таинствах).
Дпир (низшая духовная степень получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу).

Догматика

Христология

Армянская апостольская церковь относится к группе Древневосточных православных церквей. В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его, как и все Древневосточные православные Церкви, не приняла. В своей догматике она основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается дохалкидонской христологии святителя Кирилла Александрийского, исповедовавшего Единую из двух природу Бога Слово воплощенного (миафизитство). Богословские критики ААЦ неправомерно утверждают, что её христологию следует трактовать как монофизитскую, что Армянская церковь отвергает, анафематствуя и монофизитство, и диофизитство.

Иконопочитание


Существует ошибочное мнение критиков Армянской церкви, что в ранний период ей было свойственно иконоборчество. Такое мнение могло возникнуть из-за того, что в целом в армянских храмах мало икон и нет иконостаса, что является лишь следствием местной древней традиции, исторических условий и общего аскетизма убранства (то есть с точки зрения византийской традиции иконопочитания, когда иконами покрыты все стены храма, это можно воспринять как «отсутствие» икон или даже «иконоборчество»). С другой стороны, такое мнение могло сложиться из-за того, что среди верующих армян не было традиционным иметь иконы дома. В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связанно с тем, что икона в ААЦ должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.

Согласно критикам «армянского иконоборчества», основными факторами появления этого явления считаются — владычество в VIII—IX веках в Армении мусульман, религия которых запрещает изображения людей, «монофизитство» не предполагающее во Христе человечества, а стало быть и предмета изображения, а также отождествление иконопочитания с Византийской церковью, с которой у Армянской апостольской церкви были существенные разногласия со времен Халкидонского собора. Но, а поскольку наличие икон в армянских храмах свидетельствует против мнения об иконоборчестве в ААЦ, стало выдвигаться мнение, что начиная с XI века в вопросах иконопочитания Армянская церковь сходится с византийской традицией (однако, Армения и в последующие века была под властью мусульман, а многие епархии ААЦ и сегодня находятся на мусульманских территориях, при том, что изменений в христологии никогда не было и отношение к византийской традиции такое же, как в первом тысячелетии).

Сама Армянская апостольская церковь заявляет о своём отрицательном отношении к иконоборчеству и осуждает его, поскольку имеет свою историю борьбы с этой ересью. Ещё в конце VI, начале VII веков (то есть более чем за столетие до возникновения иконоборчества в Византии, VIII—IX) в Армении появились проповедники иконоборчества. Двинский священник Хесу с несколькими другими духовными лицами проследовали в области Содк и Гардманк, где проповедовали отвержение и уничтожение икон. Против них идеологически выступила Армянская церковь в лице католикоса Мовсеса, богословов Вртанеса Кертоха и Ована Майрагомеци . Но борьба с иконоборцами не ограничилась только богословием. Иконоборцы подверглись гонениям, и будучи схваченными гардманским князем, они отправились на суд Церкви в Двин. Таким образом внутрицерковное иконоборчество было быстро подавлено, но оно нашло почву в сектантских народных движениях середины VII века и начала VIII, с которыми Армянская и Алванская церкви вели борьбу.

Календарно-обрядовые особенности

Матах

Одной из обрядовых особенностей Армянской апостольской церкви является матах (буквально «поднести соль») или благотворительная трапеза, некоторыми ошибочно воспринимаемая как жертвоприношение животного. Главный смысл матаха не в жертвоприношении, а в принесение дара Богу в виде оказания милости бедным. То есть если это и можно назвать жертвоприношением, то только в смысле пожертвования. Это жертва милости, а не кровное жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому.

Традиция матаха возводится к словам Господа: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
Лук.14:12-14


Матах в Армянской апостольской церкви совершается по разным поводам, чаще как благодарность Богу за милость или с просьбой о помощи. Чаще всего матах исполняется как обет за благополучный исход чего-либо, например возвращения из армии сына или выздоровления от тяжелой болезни члена семьи, а так же творится как ходатайство за упокой. Однако и принято делать матах в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома. Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу (что и воспринимается как жертвоприношение). Мясо варится в воде, с добавлением освященной соли. Его раздают бедным, или устраивают трапезу у себя, причем мясо не должно оставаться на следующий день. Так мясо бычка раздают в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома. Традиционен и символический матах, когда используется голубь — его выпускают на волю.

Передовой пост

Передовой пост, присущий в настоящее время исключительно Армянской церкви, наступает за 3 недели до Великого поста. Происхождение поста связывают с постом святого Григория Просветителя, после которого он исцелил больного царя Трдата Великого.

Трисвятое

В Армянской церкви, как и в других Древневосточных православных церквях, в отличие от православных церквей греческой традиции, Трисвятая песнь поется не Божественной Троице, а одной из Ипостасей Триединого Бога. Чаще это воспринимается как христологическая формула. А потому, после слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» в зависимости от празднуемого на Литургии события делается прибавление, указывающее на то или иное библейское событие.

Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что воскрес из мертвых, помилуй нас».

В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что распялся ради нас, …».

В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение Господне): «… что явился ради нас, …».

В Вознесение Христово: «… что вознесся во славе к Отцу, …».

В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и почил на апостолах, …».

И другие…

Причащение

Хлеб в Армянской апостольской церкви при совершении евхаристии по традиции используется пресный. Выбору евхаристического хлеба (пресный или квасной) не придается догматического значения.

Вино при совершении таинства евхаристии используется цельное, не разбавленное водой.

Освященный евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освященным вином (Кровью) и преломляясь пальцами на частицы преподаются причащающимся.

Крестное знамение

В Армянской апостольской церкви крестное знамение трехперстное (аналогично греческому) и слева направо (как у латинян). Иные варианты Крестного знамения, практикуемые в других церквях, ААЦ не считает «неправильными», но воспринимает как естественную поместную традицию.

Календарные особенности

Армянская апостольская церковь в целом живёт по Григорианскому календарю, но община в диаспоре, на территориях Церквей использующих Юлианский календарь, по благословению епископа может жить и по Юлианскому календарю. То есть календарю не придается «догматического» статуса. Армянская патриархия Иерусалима, согласно статус-кво, принятым между христианскими Церквями имеющими права на Гробе Господнем, как и патриархия греческая живёт по Юлианскому календарю.

ААЦ отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с Крещением, под общим названием Богоявления. Остальные праздники, исчисляемые относительно праздника Рождества, соответственно отмечаются:
Обрезание Господне (на 8 день после Рождества) — 13/26 января
Сретение (после 40 дней после Рождества) — 14/27 февраля
Благовещение (за 9 месяцев до Рождества) — 7/20 апреля

Исторические кафедры первоиерархов ААЦ
С 68 — Аштишат (апостольская кафедра)
С 302 — Вагаршапат (Эчмиадзин)
С 484 — Двин
С 927 — Ахтамар (остров на озере Ван)
С 992 — Ани
С 1057 — Тавлбур в Малой Армении
С 1147 — Ромкла (Рум-Кале) в Киликии
С 1282 — Сис в Киликии
С 1441 — Вагаршапат (Эчмиадзин)

Категория: Религия | Добавил: Vahan (17.11.2009)
Просмотров: 5348 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz