Среда, 24.05.2017, 01:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Армения и Арцах Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Статьи [9]
Хронология Карабахской войны [20]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » ВОЙНА » Хронология Карабахской войны

После сентябрьского обострения ситуации, вызванного нападениями и погромами армян в Ходжалу и Шуши
После сентябрьского обострения ситуации, вызванного нападениями и погромами армян в Ходжалу и Шуши, последующие за этим два месяца могут считаться относительно спокойными. А вышеупомянутые события стали предметом обсуждения на встрече представителей армянской общественности города Москвы с работниками Московского городского комитета КПСС, которая состоялась 4 октября в московском постпредстве Совета Министров Армянской ССР при Совете Министров СССР. Помимо этого на встрече шла речь о резне армян в Сумгаите и о комплексе вопросов, связанных с карабахской проблемой.

В Степанакерт же 3 октября 1988 г. прибыла Комиссия депутатов Совета Национальностей Верховного Совета СССР по вопросам межнациональных отношений, которая на месте приступила к изучению как проблемы Нагорного Карабаха, так и общего положения дел, касающихся межнациональных отношений в регионе. 

7 октября комиссия разделилась: часть депутатов отбыла в Ереван, часть – в Баку, остальные члены комиссии продолжали работу в НКАО до 16 октября.

***

В соответствии с решениями Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1988 г. «О мерах по ускорению социально-экономического развития НКАО в 1988-1995 гг.», еще в первой половине осени 1988 г. группа армянских специалистов направила в министерство культуры Азербайджанской ССР пакет предложений о создании совместной экспедиции для изучения памятников истории и культуры, находящихся на территории Нагорного Карабаха. Официальный ответ азербайджанских «культурщиков» хотя и был ожидаем, все-таки не может не поразить своим цинизмом:

«Предложение о создании комплексной экспедиции для изучения памятников истории и культуры, находящихся на территории НКАО АзССР, на наш взгляд, противоречит положению о принадлежности союзной республике всех находящихся на ее территории памятников независимо от их национальной принадлежности, и в условиях сложившихся межнациональных отношений в регионе в настоящее время, не будет способствовать стабилизации обстановки».

Как говорится, попробуйте найти пару отличий с недавними истерическими обращениями в адрес организаторов конкурса Евровидения по поводу использования армянскими участниками картинки с изображением памятника работы армянского скульптора Саркиса Багдасаряна «Мы и наши горы». Что ж, остается констатировать, что за пару десятков лет в мировоззрении наших соседей мало что изменилось…

***

11 октября в Степанакерте состоялась очередная встреча новоназначенных первых секретарей ЦК компартий Армении и Азербайджана – Арутюняна и Везирова, как было заявлено, «для поиска компромиссных путей решения проблемы». 13 октября итоги этой встречи были обсуждены на заседании бюро ЦК КП Азербайджана. Однако в чем же заключался «компромисс», вряд ли удастся выяснить из подробной информации бакинских СМИ об этой встрече, поскольку как раз-таки слово «компромисс» в ней напрочь отсутствует. Зато присутствует туманное словосочетание «оптимальные пути», ну и, конечно же, подчеркивается «возможность обеспечения реальных гарантий безопасности населения независимо от национальной принадлежности (и это после Сумгаита, Ходжалу и Шуши – Пандухт), преодоления отчуждения между двумя народами». Одним словом, обычная и уже привычная словесная возня, в которой бросается в глаза уже успевший набить оскомину пропагандистский штамп «независимо от национальной принадлежности», который в то время присутствовал практически во всех цитируемых нами документах азербайджанских партийцев, встречался и встретится еще не раз и в наших публикациях. 

Но вот что «не забыл» и не преминул сделать ЦК Аз. ССР, так это обсудить на бюро вопрос «О выступлениях газеты «Советский Карабах». Азербайджанских госмужей, согласно сообщению Азеринформа, в одночасье озаботила «политическая направленность этого печатного органа», ими же была дана «принципиальная оценка фактам публикаций, материалов, разжигающих межнациональную рознь».

Рознь рознью, а ведь 13 октября произошло еще одно знаковое и зловещее событие, особенно в свете последующей за этим цепи чудовищных преступлений против армянского населения Азербайджанской ССР и их трагических последствий для двух народов. Именно в этот день в Баку был создан Народный Фронт Азербайджана. Собственно говоря, сборища местных воинствующих «интеллигентов» имели место еще в августе 1988-го. По прошествии лет некоторые «умеренные» азербайджанские политики (например, один из основателей НФА Зардушт Ализаде) попытались приписать этой организации, запятнавшей себя кровью мирных армянских жителей республики, прогрессивные, и даже демократические устремления. Но, как бы то ни было, данная организация в октябре 1988-го «увидела свет».

***

16 октября в Москве в здании Верховного Суда СССР был оглашен вердикт по уголовному делу №18060232-88 по обвинению трех азербайджанцев - Ахмедова, Исмаилова и Джафарова – в погромах и жестоких убийствах в Сумгаите. Один из убийц – Ахмед Ахмедов, согласно вердикту суда, был приговорен к смертной казни. Суд квалифицировал его действия как «совершенные из хулиганских побуждений» и постановил взыскать с Ахмедова в доход государства судебные издержки в сумме 4018 рублей 04 копейки. Предъявленные по делу гражданские иски суд оставил без рассмотрения, а приобщенные к делу вещественные доказательства постановил уничтожить. Этот приговор в итоге окажется единственным смертным приговорам сумгаитским погромщикам и убийцам. Общее дело о геноциде армян в Сумгаите, стараниями властей страны и послушных их воле представителей советской Фемиды, было раздроблено на множество отдельных эпизодов, убийства на почве национальной ненависти были квалифицированы как совершенные из хулиганских побуждений, организаторы людоедских акций, как и большинство исполнителей оных, остались неустановленными и неназванными и, соответственно, счастливо избежали справедливого возмездия.

***

23 октября в советской печати были опубликованы два проекта - Закона СССР об изменениях и дополнениях в Конституцию (Основной закон) СССР и Закона СССР «О выборах народных депутатов СССР». В рамках данной публикации мы не будем обсуждать антиармянские и антикарабахские моменты в текстах этих проектов. Скажем только, что на сессии Верховного Совета СССР 1 декабря 1988 г. оба этих закона будут приняты, а это, в свою очередь, могло только отдалить справедливое решение проблемы Нагорного Карабаха.

На следующий день, согласно сообщениям азербайджанских СМИ, вопрос организации обсуждения указанных проектов решался на бюро ЦК КП Азербайджана. По традиции на нем рассматривался также и вопрос о нормализации положения в НКАО. Были даже определены некие «конкретные меры». Кроме того, был рассмотрен вопрос «О мерах по ускорению социально-экономического развития районов равнинного (выделено мной – П.) Карабаха в 1989 - 1995 гг.». Я не зря выделил данное слово. Дело в том, что к этому времени руководство Азербайджанской ССР уже начало активное освоение щедрых финансовых вливаний союзного центра, направляемых в Арцах (через Баку – П.). Так, активное строительство развернулось в азербайджанонаселенных селах Ходжалу и Малибейли Аскеранского района, ряде азербайджанонаселенных сел Мартунинского района НКАО (причем делалось это вызывающе нагло, без согласования с местными районными властями, без отвода земельных участков и т. д.). И вот теперь под прикрытием заветного названия «Карабах» планировалось направлять финансовые средства на «социально-экономическое развитие» полностью деарменизированных районов бывших армянских провинций Арцах, Утик и Пайтакаран – в прилегающие к НКАО Агдамский и другие районы Азербайджанской ССР. 

И опять, вольно или невольно, вырисовываются параллели с днем сегодняшним. Недавнее решение Палаты Представителей и Сената США о выделении Нагорно-Карабахской республике 8 млн. долларов (9 декабря 2009 г.) вызвало форменную истерику у владельцев «многомиллиардного бюджета» и «самой стремительно развивающейся экономики мира». Начались упреки, полились горькие слезы, потянулись сопли, посыпались шантаж и откровенные угрозы в адрес США (звучащие достаточно комично, если сопоставить адресата и адресанта). Во всем этом видится непреодолимое желание наложить свою лапу на деньги, направляемые в Арцах. Поистине репертуар хора алиевских мальчиков-кастратов ничем не отличается от репертуара азеротюркских партийцев конца 80-х. Но, однако, вернемся к хронологии событий осени 1988 г.

***

27 октября в Ереване началось трехдневное пленарное заседание Верховного Совета Армянской ССР. В связи с этим забастовщиками было принято решение о приостановлении демонстраций и забастовок на территории Армении до приемлемого решения проблемы Карабаха. Однако сессия никаких решений не вынесла.

Руководствуясь решениями Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №371 от 24 марта 1988 г., а также отвечая на развернутое азербайджанцами строительство в Ходжалу и Малыбейли, 28 октября 1988 г. исполком Совета народных депутатов Аскеранского района НКАО принял решение об отводе земельного участка площадью 6 гектаров в местности Хачин Тап, находящегося в пользовании колхоза им. Энгельса, под строительство пансионата для работников Канакерского алюминиевого завода. 1 ноября исполком Совета народных депутатов НКАО своим решением утвердил данное решение аскеранских депутатов. Это явилось законным основанием для начала строительства здания пансионата, а также производственных и других объектов кооператива, созданного при заводе «КанАЗ».

4 ноября в Степанакерте прошла сессия Совета народных депутатов НКАО XX созыва, по итогам которой был принят целый ряд важных решений, в частности, об уже упоминаемых в данной статье проектах Законов «Об изменениях и дополнениях в Конституцию (Основной Закон) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР».

Нас же больше интересует решение сессии «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 марта 1988 г. №371 «О мерах по ускорению социально-экономического развития НКАО в 1988-1995 гг.». В решении депутатов, в частности, говорилось: 

«Сессия областного Совета отмечает, что Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР выполняется неудовлетворительно. В целях обеспечения гарантий по осуществлению в области всех мер социально-экономического характера, предусмотренных вышеназванным постановлением, Совет народных депутатов НКАО просит Совет Министров СССР передать выделенные на реализацию постановления средства и фонды на материально-технические ресурсы в распоряжение области, сделав исполком областного Совета единым заказчиком на территории НКАО.

Совет народных депутатов НКАО отмечает, что руководство республики, воспользовавшись введением в НКАО особого положения и комендантского часа, грубо попирая конституционные права автономной области, развернуло в селах Ходжалу, Малыбейли и ряде азербайджанских сел Мартунинского района незаконное, без отвода участков, строительство филиалов ряда промышленных предприятий, объектов социально-культурного назначения. Такие действия еще более обострили ситуацию в НКАО.

Сессия поручает УВД НКАО (т. Туманянц Р. С.) немедленно приостановить эти незаконные действия, принять меры для восстановления законности и порядка, причиненного ущерба и привлечения виновных к ответственности».

По поводу непринятия мер со стороны прокурора НКАО к пресечению данного незаконного строительства депутаты приняли обращение к Генеральному прокурору СССР с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии В. Василенко занимаемой должности. 

Сессия также обратилась к военному коменданту НКАО с просьбой обратить, наконец, внимание на тот факт, что особое положение и комендантский час используются руководством Азербайджана для «закрепления незаконно заселенных в Шушинском районе так называемых беженцев азербайджанской национальности».

Отдельное решение сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов приняла «Об отношении средств массовой информации к освещению проблемы Нагорного Карабаха». В этом решении говорилось:

«Сессия отмечает недовольство населения области тенденциозностью освещения карабахских событий средствами массовой информации. Пресса и телевидение сами усугубили кризис замалчиванием, недомолвками, односторонностью, тенденциозностью, а порой и прямой неправдой. Трибуна предоставлялась специально подобранным людям. Вокруг карабахского вопроса фактически была создана атмосфера антигласности. Это препятствовало работе партийных и советских органов автономной области по разрешению возникающих конфликтных ситуаций, восстановлению трудового ритма. Только благодаря гражданской выдержке и политической сознательности трудящихся области не достигали цели отдельные, прямо подстрекательские выступления печати и телевидения.

Возмущение всех честных людей вызывает попытка средств массовой информации скрыть подлинную картину преступлений в Сумгаите. Погромщиков, насильников и убийц надо назвать их действительным именем, а не «хулиганствующими элементами». Не замалчивание преступлений, а только решительное отмежевание от них – прежде всего в самом Азербайджане – может проложить путь межнациональному примирению.

Сессия отмечает, что СМИ не предоставили возможности населению области гласно высказаться о положении в области и ее проблемах, отстаивать свои интересы».

В связи с вышесказанным Нагорно-Карабахский областной Совет народных депутатов решил:

«1. Осудить тенденциозные и подстрекательские выступления, имевшие место в центральной и азербайджанской республиканской печати и на телевидении, как политически вредные, оскорбляющие национальное достоинство армянского народа, наносящие вред делу перестройки и не отвечающие нормам советской журналистики.

2. Возбудить перед ЦК КПСС и Верховным Советом СССР вопрос о предоставлении возможности партийным и советским руководителям, общественности области выступать перед всесоюзной аудиторией в печати, по телевидению и радио с освещением происходящих событий, изложением и разъяснением своей позиции.

3. Ходатайствовать перед Верховным Советом СССР при подготовке Закона о печати учесть карабахский прецедент, чтобы впредь не допустить нарушений принципа гласности и социалистической демократии».

Касаясь освещения событий в Нагорном Карабахе «и вокруг него» обязательно нужно упомянуть и об еще одном событии осени 1988 года: в городе Ленинакане состоялись стилизованные «торжественные похороны» газет «Правда» и «Известия». Тогда демонстранты пронесли по городу два символических декоративных гроба с экземплярами данных газет и, указывая на состояние гласности в стране, после соответствующей церемонии предали их земле.

9 ноября строительство пансионата Канакерского алюминиевого завода согласно решению исполкома Совета народных депутатов Аскеранского района от 28 октября, утвержденного решением облисполкома НКАО 1 ноября того же года, в местности Хачин Тап в аскеранском селе Шош началось. Одновременно со строительством пансионата началась и сборка финских домиков для армян, изгнанных ранее из Шуши. 

На следующий день в газете «Коммунист» прошла информация, соответствующая решительному настрою армянской стороны:

«В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ЦК КП Армении и Совета Министров АрмССР разработали план мероприятий по оказанию помощи НКАО, в частности, в развертывании жилых домов, объектов социально-культурного и промышленного назначения, автомобильных дорог, газификации населенных пунктов.

Работа по реализации намеченной программы находится под постоянным контролем ЦК КП АрмССР и правительства республики».

Позднее (29 ноября) Совет Министров Аз. ССР попытается отменить решение карабахских органов власти, ссылаясь на статью 47 Закона Аз. ССР о НКАО.

***

12 ноября Президиум Верховного Совета Арм. ССР принял постановление «О решении Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов «О проектах законов об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР и о выборах народных депутатов СССР»:

«Президиум Верховного Совета Арм. ССР рассмотрел решение, принятое на девятой сессии Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов двадцатого созыва 4 ноября с. г. «О проектах Законов об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР и о выборах народных депутатов СССР».

Президиум Верховного Совета Арм. ССР постановил поддержать предложения областного Совета народных депутатов НКАО по проектам Законов СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов».

14 ноября в Нагорном Карабахе началась очередная забастовка работников промышленных предприятий. Среди основных требований трудовых коллективов первым пунктом значилось: депутатам Верховного Совета СССР от НКАО поставить на обсуждение вопрос немедленного воссоединения НКАО с Арменией, а Верховному Совету СССР обязательно рассмотреть на предстоящей сессии поправки к Конституции СССР, предложенные сессией областного Совета народных депутатов НКАО с целью разрешения настоящего кризиса. 

Вторым пунктом звучал призыв к Верховному Совету СССР дать, наконец, политическую оценку резне армян в Сумгаите и привлечь к ответственности руководство Азербайджана. 

Четвертым пунктом требований забастовщиков значилось немедленное прекращение строительных работ в селах Ходжалу и Малыбейли, имеющих целью изменение демографического состава населения автономной области. 

Девятым пунктом в этом списке шло требование о незамедлительном разблокировании транспортных коммуникаций в Нагорно-Карабахскую автономную область...

***

15 ноября 1988 г. в республиканском филиале ТАСС - Азеринформе имел место брифинг, на котором шла речь о выполнении и, согласно сложившейся традиции, перевыполнении решений и постановлений ЦК КПСС и союзного правительства в отношении НКАО в свете выделяемой центром финансовой помощи. На следующий день по этому поводу в местной прессе появился материал Азеринформа под заголовком «НКАО: оказывается практическая помощь». 

А 20 ноября 1988 года газета «Советский Карабах» оперативно откликнулась на это событие своей статьей «Брифинг в Азеринформе, или как обманывают общественность», в котором населению области разъяснялось, что на деле происходит с выделяемыми союзным центром средствами:

«Интересно было бы узнать, сообщили ли организаторы брифинга, как смогли республиканские органы ввести в заблуждение ЦК КПСС и Совет Министров СССР и добиться такого размещения создаваемых в области филиалов промышленных предприятий, при котором из 1980 новых рабочих мест 1090, или 55 процентов, приходится на г. Шушу, где проживает в основном азербайджанское население, составляющее всего 7,3 процента населения области».

***

В ночь с 16 на 17 ноября была предпринята попытка с применением силы взять под арест директора Степанакертского комбината стройматериалов, председателя комитета «Крунк» Аркадия Манучарова. 

А с 17 ноября 1988 г. в Баку и других городах Азербайджанской ССР начинаются затяжные антиармянские митинги…
(http://forum.hayastan.com/index.php?showtopic=39750&pid=901229&mode=threaded&start=0#entry901229)
Категория: Хронология Карабахской войны | Добавил: ANA (03.01.2010)
Просмотров: 1542 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz