По
итогам своего последнего визита в регион нагорно-карабахского конфликта
сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с очередным заявлением.
Как можно было ожидать, сопредседатели подтвердили "решительную
приверженность" представляемых ими стран мирному урегулированию, в
соответствии с совместным заявлением президентов стран - сопредседателей
МГ ОБСЕ 18 июня в Лос-Кабосе. Сопредседатели еще раз выразили глубокую
обеспокоенность по поводу недавних инцидентов вдоль линии
соприкосновения, подчеркнули, что лучшим показателем политической воли к
достижению мира будет отказ сторон от максималистских позиций, уважение
соглашения о прекращении огня, заключенного в 1994 году, и воздержание
от публичной враждебной риторики. Сопредседатели также сообщили, что в
ходе своих встреч продолжили обсуждение, начатое в Париже с министрами
иностранных дел Армении и Азербайджана. Согласно планам сопредседателей,
они в дальнейшем проведут отдельные встречи с главами МИД Армении и
Азербайджана и по результатам этих встреч организуют новую встречу
руководителей внешнеполитических ведомств двух стран в сентябре этого
года.
НО НЕОЖИДАННО ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ЭКСПЕРТОВ ГВОЗДЕМ ЗАЯВЛЕНИЯ ПОСРЕДНИКОВ стала
несколько локальная тема – тема возобновления работы Степанакертского
аэропорта. В заявлении сопредседателей говорится, что в ходе своих
встреч они получили заверения сторон в том, что последние отвергают
применение силы против гражданских воздушных судов или угрозу ее
применения, а спорные вопросы будут решать посредством дипломатических
шагов, воздерживаясь от политизации данной темы. Сопредседатели заявили,
что деятельность Степанакертского аэропорта не может быть использована с
целью поддержки действий, направленных на изменение статуса Нагорного
Карабаха, и призвали стороны действовать в рамках международного права, в
соответствии с текущей практикой полетов над своими территориями.
Акцент на позициях сторон относительно возобновления работы
Степанакертского аэропорта примечателен не только тем, что обещает
скорое задействование этого важного для Арцаха транспортного узла.
Актуализация темы примечательна и тем, что раскрывает характер
деятельности посредников в последнее время, точнее, после того как
официальный Баку в июне прошлого года в Казани завел в тупик
переговорный процесс, выступив с 10 новыми предложениями к фактически
согласованному документу о базовых принципах урегулирования.
В Казани стороны фактически выложили на стол свои карты, и выйти из
тупика теперь можно только в том случае, если Баку отзовет свои
поправки, о чем неоднократно заявлял официальный Ереван. Причем всем
понятно, что пробуксовка проходит по вине азербайджанской стороны, на
словах выступающей за нарушение сложившегося статус-кво, но на деле не
готовой к компромиссному урегулированию.
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА. В УСЛОВИЯХ ПРОБУКСОВКИ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА КАК ТАКОВОГО посредники
занялись регулировкой более конкретных вопросов. В первую очередь это,
конечно, их усилия, направленные на упрочение режима прекращения огня.
Посредники активно убеждают Баку в необходимости отвода снайперов,
прекращения провокаций на границе. Конечно, немалую роль в
"доходчивости" этих убеждений играет Армия обороны НКР, но недавно и
министр обороны Нагорного Карабаха Мовсес Акопян признал полезность
усилий, которые предпринимают посредники для сохранения мира в регионе.
Правда, им не удалось выйти на согласованные со сторонами конфликта
механизмы по расследованию приграничных инцидентов, выйти на решение об
отводе снайперов, но усилия продолжаются при консолидированной позиции
международных структур - здесь не исключены подвижки.
Пока же в ходе нынешнего визита главным результатом стали усилия
посредников на согласование вопроса о возможности ввода наконец в
эксплуатацию Степанакертского аэропорта. По крайней мере, судя по
заявлению, им удалось показать представителям официального Баку
неприемлемость, абсурдность и преступность угроз сбивать гражданские
самолеты. Хотя после заявления посредников официальный Баку опять сказал
нечто вроде того, что продолжает считать незаконными полеты над
"оккупированными территориями", все-таки для алиевского режима можно
считать большим прогрессом отказ от враждебных акций по отношению к
гражданским самолетам.
Вместе с тем посредники сделали ряд оговорок относительно
необходимости соблюдать международные правила аэроперевозок, не
эксплуатировать вопрос в политических целях и о том, что проблема
аэропорта не может повлиять на вопрос статуса НКР. Последняя, очевидно, в
угоду Баку написанная фраза очень напоминает похожие тезисы посредников
о том, что электоральные процессы в НКР не могут предопределять исход
мирных переговоров.
ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ, ПО-ВИДИМОМУ ДОЛЖНО ОЗНАЧАТЬ, ЧТО АЭРОПОРТ,
хотя и будет задействован, но, скорее всего, исключительно для полетов
Ереван-Степанакерт. История, немного напоминающая ирано-армянский
газопровод с трубами узкого диаметра, лишающими газопровод перспективы
транзита. Можно предположить, что до окончательного урегулирования
нагорно-карабахского конфликта у Степанакертского аэропорта также будет
"узкий диаметр" действий и он не будет задействован для обслуживания
международных рейсов.
Однако в условиях жесткой армяно-азербайджанской конфронтации
даже пусть такие усеченные, но все-таки взаимосогласованные шаги можно
приветствовать. Приветствовать в надежде, что путем решения "маленьких
вопросов" можно выйти и на большие и принципиальные договоренности. За
такую методологию урегулирования, кстати, давно ратуют многие эксперты, в
частности, бывший представитель России в Минской группе Владимир
Казимиров. Можно сказать, что сама жизнь подвела стороны и посредников к
такому подходу. Приемлемому по крайней мере до тех пор, пока в Баку не
будут готовы к принятию более радикальных компромиссов.
Рубен МАРГАРЯН |