Существующие факты позволяют утверждать, что стимулом в вопросе
возвращения проживающих на территории Турции и находящихся на различных
уровнях ассимиляции армян и их потомков к своим корням могут стать самые
разные обстоятельства. В этом плане, наблюдаемые в последние годы
армяно-турецкие контакты, поездки армянских туристов в Западную Армению,
издаваемые в Турции книги на армянскую тематику и другие факторы
способствуют усилению значения истинной идентичности исламизированных
армян. Рассмотрим это интересное явление в контексте занявшей столь
значительное место в армянской общественно-политической повестке
недавней литургии в церкви Святого Креста на ванском острове Ахтамар и
определенных сопутствующих и последовавших за этим событий.
Уже сегодня очевидно, что турецкая пропагандистская машина пыталась
использовать в своих целях разрешение на проведение литургии в церкви
Святого Креста, однако, по большому счету, проиграла. Наряду с
отрицательными проявлениями турецкого шоу начался примечательный для нас
процесс: литургия в церкви Святого Креста стала важным стимулом для
выявления истинной идентичности криптоармян и их потомков, проживающих в
разных районах Западной Армении.
Здесь считаем должным сделать определенное пояснение: как известно, в
годы Геноцида армян и в дальнейшем в Турции осуществлялся культурный
геноцид, жертвами которого стали более двух тысяч армянских церквей,
монастырей, святынь. Разрушение церквей и монастырей непосредственно
сказалось на идентичности исламизированного армянства, поскольку в
условиях фактического небытия армянского языка и культуры даже
недействующие церкви могли быть хранителями их идентичности и
молчаливыми свидетелями былого армянского присутствия. Т.е., в таких
условиях церковь превращается из архитектурного строения в составляющую
армянской идентичности, а в некоторых случаях – ее единственную
составляющую.
В этом плане следует отметить, что исламизированные и криптоармяне до
сих пор организуют тайные паломничества к руинам армянских церквей.
Одним из таких примеров является ежегодно организуемое в июле
паломничество к монастырю Пресвятой Богородицы на горе Марута в Сасуне,
последнюю пару лет ставшее предметом внимания турецкой прессы и,
фактически, «разоблаченное». Помимо этого, есть множество других
примеров, о которых мы лично узнали в результате общения с потомками
армян, проживающими в различных частях Западной Армении. Например, в
определенные дни года совершается тайное паломничество к монастырю Мшо
Аракелоц, руинам церквей Дерсима. О важности для потомков
исламизированных и криптоармян армянских церквей, пусть даже
полуразрушенных, может свидетельствовать другой пример, о котором мы
узнали в 2008г. в Муше. Так, в 1980-х. гг. государство снесло одну из
армянских церквей города Муш и на ее месте построило школу. Во время
строительства были использованы также камни церкви и, как нам передал
один из жителей Муша, армянин по происхождению, проживающие в городе
криптоармяне договорились между собой не отправлять своих детей в эту
школу.
Возвращаясь к Ахтамарской церкви Святого Креста, отметим, что
поднятая турецкими властями шумиха вокруг церкви возымела для
исламизированных армян совершенно иной эффект: фактически, турецкое
государство на свои средства отреставрировало армянскую церковь,
совершило официальное открытие, разрешило раз в год служить здесь
литургию, призвало туристов посещать Ахтамар и пр. Т.е., к церкви
Святого Креста, можно сказать, сформировалось государственное отношение,
и это совершенно уникально еще и потому, что в восточных районах Турции
Святой Крест – единственная церковь, армянскую принадлежность которой
турецкое государство, хоть и косвенно, но признает. Это обстоятельство
внушает хоть какую-то уверенность потомкам исламизированных армян,
которые уже могут ходить в разрушенные армянские святыни не тайно, а
совершать паломничества пусть даже в не имеющую статус церкви и
считающуюся музеем церковь Святого Креста.
Это явление бросилось в глаза уже в день литургии, сведения о чем тут
же начали распространяться. На радость нам, все это не ускользнуло от
внимания армянских журналистов, находящихся во время литургии в Ване, и
они передают довольно интересные подробности. Например, корреспондент
информационного сайта news.am Андраник Испирян в своей статье отмечает: «Радость
и слезы прибывших в Ахтамар из Вана, Муша, Сасуна, Дерсима, Амшена и
других районов Турции криптоармян говорили о терпеливости и смелости
этих людей. Приехавшие из Муша на 20 микроавтобусах и автомобилях для
участия в литургии люди ставили свечи, целовали неустановленный крест и
плакали ... Видя вокруг себя армян, многие пытались рассказать,
высказаться о том, что они скрывали годами». Примечательные сведения
передает также журналист газеты «Аравот» Гоар Акопян: внук
исламизированного армянина, 38-летний Синан Демирбаш рассказал армянской
журналистке, что его дед Джафер, скончавшийся пять лет назад, сообщил
перед смертью своей семье, что они на самом деле армяне, и даже показал
свои родовые фотографии, которые бережно скрывал десятилетиями. По
словам Синана, только в Ване число исламизированных армян и их потомков
достигает тысячи.
Некоторые из исламизированных армян, находившихся на острове после
литургии, пытались найти своих родных в Армении, сообщали свои прежние
армянские фамилии, армянские имена своих родителей, дедушек и бабушек и
просили приехавших из Армении помочь им.
В эти же дни в турецкой прессе нашла широко обсуждалась тема
верообращения (повторного обращения в христианство) исламизированных
армян, и была сделана попытка и это связать с литургией в церкви Святого
Креста. Вопрос обращения в христианство был представлен на примере
родственников местоблюстителя Константинопольского Армянского
патриаршества, архиепископа Арама Атешяна. Так, проживающие в Диарбекире
сестра и зять архиепископа Арама Атешяна в 1950-х гг. вынужденно
обратились в ислам. Несколько раз в прессе говорилось, что у
высокопоставленного священнослужителя есть родственники-мусульмане, что
не отрицал также сам архиепископ. И вот недавно распространилась
информация о том, что в мае 2010г. проживающие в Диарбекире родственники
Арама Атешян, 33-летняя Месуре Каплан и 28-летний Джихан Бескинсиз
обратились в христианство. Они в своих паспортах поменяли также
национальную принадлежность, записавшись армянами, и взяли армянские
фамилии: Месуре стала Сирун, а Джихан – Паретом. После обращения в
христианство они рассказали, что десятилетиями их семья скрывала свою
идентичность: дома и в армянской среде они были армянами, а на улице и
на работе вели себя как мусульмане, и даже их ближнее окружение не
знало, что они не курды, а армяне.
Среди критпоармян Диарбекира довольно распространены также
внутриобщинные браки. Например, муж Месуре-Сирун, Кудбеттин Каплан, –
криптоармянин, который также обратился в христианство. Вернувшиеся к
своим корням также отметили, что после реставрации Диарбекирской
армянской церкви Святого Киракоса собираются именно там принять обряд
крещения. Парет и Сирун передали, что в Диарбекире есть множество
криптоармян, не осмеливающихся раскрыть свою истинную идентичность и
вернуться к армянским корням, однако даже у них недавно начался процесс
осознавания важности своих корней, постепенно превращающийся в
возрождение национальной идентичности.
К процессу начавшегося среди криптоармян верообращения и поиска
корней обратился также местоблюститель Константинопольского Армянского
партиаршества Арам Атешян: «В Анатолии множество армян не
осмеливаются сказать, что они армяне. Чем демократичнее будет наша
страна, тем больше людей вернется к своей религии. Даже сегодня со всех
концов Турции – Тунджели, Трапизунда, Костамону – молодежь обращается к
нам, чтобы найти корни своих семей».
Нелишне отметить, что состоявшаяся в Ахтамарской церкви Святого
Креста литургия и информация о верообращении исламизированных армян еще
раз стали поводом к тому, чтобы шовинистическая пресса и деятели Турции
негативно откликнулись на армянскую тему, повторяя свои прежние
алогичные тезисы. К этому вопросу еще раз обратился фальсификатор
истории Юсуф Алачоглу, отметив, что Турции есть по меньшей мере пятьсот
тысяч криптоармян.
Резюмируя, отметим, что вышеупомянутые процессы еще раз
свидетельствуют о том, что проблемы этнической идентичности в Турции
расширяются и проявляются по-новому.
Рубен Мелконян фонд "Нораванк" |