Жизнь родного города проходит мимо нас, теряясь в обыденной суете. Но стоит на мгновение остановиться и посмотреть вокруг, как сразу проникаешься ритмом, энергетикой и атмосферой столицы, полной разнообразных эмоций и красок. Именно таким – чувственным и красочным и в то же время динамично-невозмутимым - предстает перед нами Ереван в творчестве молодого армянского художника Пето ПОГОСЯНА, персональная выставка которого открылась в столичном книжном магазине "Бюрократ". Проходящая под девизом "Город. Два подхода", она, по задумке автора, преследует две цели – пробудить в Армении всеобщий интерес к жанру городского пейзажа и сделать популярной технику акварельной живописи.
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ – ИЗЛЮБЛЕННАЯ ТЕМА МНОГИХ ХУДОЖНИКОВ ЗАРУБЕЖЬЯ И РЕДКАЯ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ. Выполненная же акварелью, она и вовсе сродни раритету в отечественном изобразительном искусстве. Тем не менее находятся художники, предпочитающие тонкость и изысканность акварельного рисунка уверенно-навязчивым масляным мазкам или педантично-четкой графике. Особенно, когда речь заходит о городском пейзаже – этой изюминке пейзажного жанра, еще не так давно именуемой термином "ведута" и известной сегодня в мире под названием cityscape.
Экспозиция в "Бюрократе" состоит всего из 15 картин, но этого достаточно, чтобы вместе с художником совершить прогулку по центральным улицам Еревана, проникнуться его дыханием и сиюминутным настроением, романтикой городских будней. Вот проспект Маштоца с многочисленными афишами вокруг Оперного театра, хранящими культурные традиции, и рекламными постерами – отголоском последних 10-15 лет (картина I Love U). А вот улица Абовяна, на одном из отрезков которой разместилось кафе "Паризьян" - место встречи местной интеллигенции и туристов. Если спуститься с художником к площади Республики, то на пересечении улиц Бюзанда и Абовяна можно встретить рассвет, который в этом ракурсе выглядит особенно привлекательным и будоражащим воображение. Неповторима и улица Ханджяна в час пик, словно раскинувшаяся у подножия горы Арарат, величие и статичность которой еще более подчеркивают городскую суету.
Город для Пето Погосяна – это не просто строения и улицы. Это легкий осенний дождик в старом квартале и лучи солнца, что запутались в листве, светлые, живые и дышащие улицы и скверы, это меланхоличные прохожие, гуляющие по старой брусчатке, разноцветные крыши домов и разнообразие фасадов, это течение городского времени, порой бурнохаотичное, а порой умеренно спокойное. Художник умело передает атмосферу утренних улиц, мокрых или заснеженных мостовых, дневной ажиотаж и вечернюю размеренность Еревана. Каждая его картина по-своему учит любить родной город.
"Я люблю городские зарисовки, это моя стезя, в ней я себя чувствую прекрасно, - делится художник. – Мне нравится искать точки соприкосновения между настроением города и людей, между энергетикой природы и аурой жителей. Эти точки единения человека с городом и позволяют сохранять на бумаге особую живость, свойственную картинам в жанре городского пейзажа".
ПЕТО ПОГОСЯН – ЯРЫЙ ПРИВЕРЖЕНЕЦ РАБОТЫ С НАТУРЫ. Она для него не только источник тем и задумок, но и формы, композиции, техники и колорит. Натура подсказывает манеру, стиль и приемы письма, отличные в каждой ситуации, – размашистые этюдные мазки, прозрачную акварельную размытость или точную, близкую к графике, проработку рисунка. Пето Погосян применяет все эти средства свободно, органично и разнообразно, пропуская сквозь призму городских зарисовок свои чувства и размышления.
"Сегодня темп города уже не тот, что раньше, он более активный, быстрый, порой неуловимый. И тем не менее подчинен определенному ритму, который я стараюсь сохранить в своих картинах", - говорит П.Погосян.
В его работах запечатлен "старый город", в котором нет-нет да проскальзывают новые архитектурно-строительные вкрапления, порой не столь удачные и выбивающиеся из общей городской картины. Но это вовсе не мешает художнику прочувствовать и передать особенность каждого мгновения, душевность и теплоту, царящую в атмосфере единой городской культуры (Sale, "Перекресток" и другие).
Одна из картин посвящена Гюмри, городу, в котором вырос сам художник и который сыграл базовую роль в выборе им жизненного пути. Пето Погосяну было около 12 лет, когда он неожиданно увлекся рисованием. Любовь к акварели пробудил в нем первый учитель, известный живописец Самвел Лачикян. Спустя год Пето оказался в мастерской одного из ведущих гюмрийских скульпторов, где начал осваивать азы скульптуры. Будучи еще учащимся 8 класса школы, мальчик стал посещать и уроки скульптуры в местной художественной академии. По словам Пето Погосяна, скульптура помогла придать твердость его руке, научила чувствовать рабочий материал, позже – акварель, с помощью которой сегодня он продолжает сочинять свой городской романс на бумаге, писать прозу и поэзию нашей жизни на фоне родного города.
"Каждый город уникален по-своему, и мне хотелось бы создать свою галерею городов и начать этот цикл, к примеру, с французского Бордо, - мечтает художник. – И еще у меня есть множество проектов, один из них – реализация концепции под названием "Хранитель времени". Каждый человек вертится во времени и пространстве, но однажды оказывается, что он вновь вернулся в исходную точку. Идея замкнутого круга – мой будущий творческий проект, как я его выражу средствами изобразительно искусства – покажет время".
Магдалина ЗАТИКЯН Голос Армении |