Возможно, на первый взгляд это покажется странным, но у Жанны Крикоровой есть нечто общее с Бутросом Гали, Япом де Хоп-Схеффером, Франческо Франджалли, Мишелем Данье и даже Владимиром Мовсисяном. Дело в том, что в свое время упомянутые личности были генеральными секретарями – соответственно, ООН, НАТО, Всемирной организации туризма, Всемирной таможенной организации и ЦК КП Армении.
А Жанна – тоже бывший генсек: она два года проработала в этой должности в Министерстве иностранных дел НКР (с некоторых пор там так называется должность управделами). До того она возглавляла Управление и печати и информации НКР (именно тогда в Карабахе был принят закон о СМИ).
Сейчас Ж.Крикорова возглавляет новую структуру, созданную в системе МИД Нагорного Карабаха по инициативе Георгия Петросяна – бывшего главы внешнеполитического ведомства республики. Это Центр международного сотрудничества НКР. Такой перестановкой Жанна очень довольна: "Все-таки кабинетная работа с 9 до 18 не по мне, нынешний сравнительно свободный график намного лучше, и суть работы – то, что надо: творческая, а не канцелярская. К тому же офис Центра находится в Шуши, а я живу как раз в этом городе”.
- В чем суть новой структуры, которую вы сейчас возглавляете? – с этого вопроса стартовала наша, так сказать, официальная часть беседы с г-жой Крикоровой.
- Центр международного сотрудничества НКР действует с февраля 2008 года. Прошло уже около полутора лет. Срок, в принципе, небольшой. Но, оглядываясь назад, можно сказать, что определенный пробел удалось заполнить. Ведь потребность гражданского сектора в подобной структуре была весьма высокой. А ЦМС нацелен на работу именно с общественными организациями.
Людям постоянно нужны консультации, советы, возникает необходимость обсудить какой-нибудь насущный вопрос, провести тренинг, в том числе – и с участием зарубежных экспертов, и т.п. Раньше они "путешествовали” по кабинетам, затрачивая на это много времени. Сейчас же все нужное собрано в одной госструктуре, которая взяла на себя функцию координатора. И вовсе не обязательно, чтобы люди каждый раз приходили ко мне. Могу и я к ним пойти, суть работы от этого не меняется.
По большому счету, так решается вопрос взаимовыгодного сотрудничества государства и гражданского сектора. В частности, в такой перманентно важной сфере, как внешняя политика. Ведь неправительственные организации, вовлекаясь в международные проекты, в определенной степени тоже делают внешнюю политику, выражая интересы общества (на страже которых и должно стоять государство). Вот вместе и работаем. Они помогают мне, я – им. Наладился интересный творческий диалог: обсуждаем происходящие в регионе события, ездим в районы, общаемся с людьми, принимаем совместные решения. При необходимости приглашаем экспертов. Настоящая народная дипломатия.
- Как можно оценить уже проделанную работу?
- В Арцахе сегодня есть эмпирическое гражданское поле. То есть, оно не виртуальное, а реальное, действующее, пульсирующее. Могу сказать, что в это важное продвижение свой вклад внес и наш центр.
В мае 2009 года по нашей инициативе был проведен 1-й Форум неправительственных организаций НКР. Собрались представители 80 организаций, обсудили деятельность гражданского общества Карабаха, его вклад в политическую жизнь, социально-экономическое развитие. В прошлом году состоялось два форума; один был посвящен тенденциям и перспективам миротворчества, а второй, чрезвычайный – пресловутым мадридским принципам. Тогда было принято довольно жесткое заявление. Потому что мы видим, что в предложениях посредников появилась серьезная угроза нашей безопасности, и они не отражают интересов карабахского общества.
Из совместного заявления, принятого на Чрезвычайном форуме НПО НКР 16 июля 2009 г.:
"Последние заявления высокопоставленных чиновников стран – посредников относительно урегулирования конфликта на основе мадридских принципов в корне противоречат интересам Арцаха и Армении и отражают лишь интересы самих этих стран, которые, видимо, всегда совпадают с азербайджанскими интересами.
Мы, представители гражданского общества НКР, расцениваем навязываемый нам вариант урегулирования как незаконный, несправедливый, аморальный и гибельный для всего Южно-Кавказского региона. Ситуация в регионе конфликта опять доведена до крайней степени напряженности… Полное игнорирование со стороны посредников существующих реалий и законных прав граждан НКР уже не раз становились причиной дестабилизации ситуации в регионе конфликта.
Мы считаем, что переговорный процесс по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта без участия представителей НКР доказал свою полную несостоятельность, в связи в чем призываем посредников и участников переговорного процесса закончить этот политический фарс и, приняв за основу разрешения азербайджано-карабахских отношений реальную ситуацию, радикально пересмотрев существующий формат и базовые принципы переговоров, заняться, наконец, реальным миротворчеством, а не развязыванием очередного витка конфликта.
… Мы готовы продолжать переговоры и работать на установление мира в регионе, но не ценой собственной безопасности и свободы, за которую заплачены тысячи жизней не только воинов, но и мирных граждан. Память о них – наше достоинство.
… Мы считаем, что… пора уже привлечь к ответственности тех, кто допустил развитие переговорного процесса по сценарию, поставившему, в результате, под угрозу не только жизни людей и армянскую государственность как таковую, но и безопасность всего региона, а также интересы армян и друзей Армении и Арцаха во всем мире”.
Намечаем не ограничиваться только Карабахом, а взяться и за мероприятия регионального масштаба. Это очень важно. Тем более, что я сюда пришла с "Кавказского форума” и продолжаю поддерживать связи с бывшими коллегами на Южном и Северном Кавказе.
- А как откликаются на деятельность вашего центра на Кавказе, в Грузии, в Азербайджане?
- Откровенных реакций не было. Но на тех региональных встречах, в которых мне доводилось участвовать,- вполне нормальные отклики. В Азербайджане отношение, можно сказать, двойственное: есть люди, которые давно со мной дружат и давно меня знают по совместной работе, а есть и такие, которые считают меня "ястребом” и стараются блокировать мое участие в мероприятиях.
- А ты считаешь себя "ястребом”?
- Ни в коей мере. Я всей душой за мир. Но – именно за мир, а не за его имитацию, которая может спровоцировать новую войну. А сегодня наблюдается именно такая чрезвычайно опасная тенденция. Причем – для всего региона. Народ Карабаха не принимает принципы урегулирования, вокруг которых ныне ведутся переговоры. Потому что они ведут к новой эскалации конфликта и угрожают самомý нашему существованию.
- В последнее время начала продвигаться доктринка относительно того, что в решении карабахской проблемы Армении, мл\ол, лучше участвовать без НКР. Арцах вытесняется из переговорного процесса. Приверженцы такого подхода есть и в Армении. На вас это как-то влияет?
- Могу высказать личное мнение – я считаю, что наше участие в переговорах окажется целесообразным, если в основу переговорного процесса будут заложены иные принципы, а не нынешние. Какой смысл участвовать в том, что происходит сейчас? Идти и обсуждать сдачу территорий?
Исключение в свое время Карабаха из переговорного процесса оказало очень плохое воздействие на развитие этого процесса. В результате сегодня, как говорится, имеем то, что имеем. Нынешний формат переговоров в корне противоречит самой сути конфликта: конфликт трансформируется в некую другую модель, которая не отвечает ни сегодняшним реалиям, ни тому, что было на самом деле.
- Армянская сторона не реагирует на вашу позицию?
- Я могу говорить только о реакции гражданского общества РА. Насколько мне известно, многие лидеры неправительственного сектора Армении разделяют и поддерживают нашу точку зрения и сделанные нами заявления. Но за всех, понятное дело, ручаться не могу.
- Собирается ли ваш центр выдвигать какие-либо правовые инициативы?
- Пока у нас не было необходимости в этом. Нынешний закон НКР "Об общественных организациях” вполне нормальный. И пока не было ситуаций, когда могла бы возникнуть какая-то правовая коллизия. Сейчас нас ничего не ограничивает.
Что касается других сфер – почему бы и нет? В свое время, когда я работала в МИДе, мы совместно со Степанакертским пресс-клубом внесли в парламент НКР законопроект "О средствах массовой информации”. Он прошел практически без поправок, и закон функционирует до сих пор. Очень демократический закон. Кстати, он считается лучшим законом, регулирующим деятельность СМИ, во всем регионе. Так что прецеденты были. И, если в этом возникнет необходимость, они могут иметь место и в дальнейшем.
- Имеются ли центры, наподобие вашего, в сопредельных государствах?
- Честно говоря, не владею такой информацией. Но мне известно, что в Азербайджане, например, есть государственные организации, контролирующие неправительственные организации. По-видимому, там общественные организации рассматриваются как инструменты для реализации тех или иных государственных интересов. Тоже, в принципе, вариант. Так действуют и в Европе. Например, английская организация "International Alert” получает гранты от Британской государственной лотереи.
У нас нет такой контролирующей функции. Потому что гражданский сектор контролировать нельзя. С ним можно только сотрудничать. Гражданское общество – это не некие политические оппоненты, а активные люди, имеющие свою позицию и стремящиеся быть полезными своей стране. А если и государственные институты работают на защиту интересов общества – почему бы не объединить усилия, дополняя друг друга?
- Какие видите перспективы?
- Все зависит от наличия ресурсов. По уставу, наш центр имеет право привлекать внебюджетные средства для реализации тех или иных проектов. Есть целый ряд интересных идей, достойных претворения в жизнь. Наша главная задача – укрепление и расширение связей в масштабах региона. Ибо Карабах – и сегодня это уже факт – является субъектом Южно-Кавказского региона. Хотя и не является субъектом международного права. Поэтому все, что происходит у нас и относительно нас, непосредственно касается и всего региона. Ашот Гарегинян hetq.am
|