Суббота, 20.04.2024, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Февраль » 1 » Амулсар - «Бесплодная гора» и те, кому она помогает жить
22:13
Амулсар - «Бесплодная гора» и те, кому она помогает жить

Для гор в Армении окончание на «сар» - все равно что фамилия на «ян» для жителей страны. В названии более четверти вершин в стране, около 80, встречается это немудреное слово (что тут мудрить: «сар» - по-армянски и есть гора). Только к большинству «саров» народ подобрал названия звучные – тут и «большая княжеская» (Мец Ишханасар), и «могучая» (Зорасар), и много других. А одну из гор – как увидели, что лес на ней не растет, так и назвали «Амулсар» («бесплодная гора»).

Деревья на ней не растут. Но на десятки метров вглубь спрятаны в грунте частицы золота. Экскаваторы за ними приедут только через несколько лет. Но из трех деревень, лежащих по разные стороны горы – двух в Вайоц Дзоре и одной в Сюнике, туда уже выезжают на работу люди – водители, рабочие, операторы буровых машин. Все работники из окрестных деревень, кроме буровиков-техников из Австралии. Расположен Амулсар на границе областей Вайоц Дзор и Сюник. Три деревни вокруг него, если отсчитывать по дороге из Еревана – это Гндеваз, Сараван и Горайк. Сараван – это деревня, по имени которой названа община, сама состоящая из трех деревень – Сараван, Сараландж и Угедзор. Границы этих трех общин и сходятся у горы Амулсар, где ведет разведку золота «Геотим», дочерняя компания британской Lydian International.

Из деревни Гндеваз на месторождении работает около 20 человек. «Они работают в лаборатории и в разведочном лагере», – говорит староста деревни Айрапет Мкртчян, – «В начале года в деревне проводится собрание. Директор «Геотима» Айк Алоян рассказывает нам о работах на будущий год. Управляющий лагеря составляет список рабочих мест, и желающие могут принять участие в наборе персонала. Указывают, какими специальностями владеют, электрик ли, сварщик ли. Потом, по мере небходимости, для разведочных работ набираются люди. Некоторые уже успели получить специальность – например, рабочего буровой машины. Или работника лаборатории по сортировке проб». На удивленный вопрос, остались ли в селе специалисты-техники, староста объясняет – многие до недавнего времени работали на Гндевазской птицефабрике, которая теперь временно не действует. «Так что технические специалисты у нас есть. Очень обрадовался, когда узнал, что они снова смогут работать по специальности дома».

У каждой из трех общин «Геотим» арендует землю, занятую под разведку. «Рыночная цена» по спросу-предложению здесь достаточно условная – на поросшую редкой травой землю высоко на горе никто не претендует. Ее аренда на основе кадастровой стоимости определена в 700 драмов за гектар. «Территории, которые занимает «Геотим», раньше входили в госфонд. После того, как их разделили между общинами, нашей деревне достался участок примерно в 1,5 тыс. гектаров. «Геотим» из них занимает чуть больше 430. Арендует их у нас по 6 тыс. драмов за гектар. Может, для кого-то моя радость и покажется непонятной – деньги, если сосчитаете, не очень большие. Но для нашего бюджета – ощутимые. Всегда найдется, как их потратить, даже при нашей относительной благоустроенности».

Причина этой благоустроенности, поясняет он, в уроженцах деревни, среди которых президент «Джермук Груп» Ашот Арсенян. Поэтому, хотя до уличных фонарей в деревне пока не дошли, но с конца 1990-х в деревне уже был газ, а вопрос оросительной воды был решен в прошлом году. Школа, другой показатель благосостояния в деревне, тоже находится на уровне городских. «Очень благодарны, конечно, тем, кто это сделал. Но какая бы ни была дорога, как бы фонари ни светили, главной заботой остаются рабочие места. И для нас, и для соседних деревень. Выручает Джермук, который от нас в 8 километрах. В день 3 – 4 «газели» увозят жителей работать на завод минеральной воды и в городские гостиницы». Еще один источник дохода – абрикос шалах, один из самых поздних во всей стране. «Помимо того, что вкусный, он еще и твердый, и в дороге сохраняется хорошо. Поэтому наши ребята его и экспортируют, в основном в Москву. В последнее время стали рабивать новые сады», – говорит староста, добавляя, что продавались абрикосы из Гндеваза в этом году ни много ни мало по 1500 драмов за килограмм. Нелогично упрекать старосту Гндеваза, ставить ему в пример летнюю апатию на фруктовых рядах ереванских рынков и говорить о неизбежной причинно-следственной связи (о которой радетели «коммерческих навыков у фермеров» нечасто вспоминают). Пожелаем гндевазцам и тем, кто покупает их абрикосы, новых источников дохода – пусть и не обязательно в виде золотоносных жил.

Из Гндеваза мы пускаемся прямо в гору, а перемахнув через холодный и ветреный разведывательный лагерь, оказываемся уже в Сюнике, в деревне Горайк, на трассе из Еревана в Горис. Деревня не такая обеспеченная, как первая – видно это и по состоянию улиц, и по зданию сельской администрации, и по домам жителей. Зато вот уж для кого не ограничишься коротким словом «гюхапет», так это для старосты Горайка. Арустама Арустамяна назовешь не иначе как по полной должности – главой сельской администрации. Не из-за внушительности фасада его дома – от остальных обитаемых домов в деревне он не отличается. А из-за законов – и старых, и самых новых, которые Арустамян словно читает по книге. «Два года деревня получала субсидию из госбюджета в 35 тысяч драмов на гектар, как деревня, имеющая сельскохозяйственные земли на высоте более 2 тыс. м. В этом году субсидию заменили запасами посевной пшеницы, но нам их не выдали: специалисты посчитали, что на наших высотах и в наших климатических условиях озимую пшеницу сеять невыгодно. В советское время здесь сеяли пшеницу и ячмень, но на семена они при всем желании пойти не могли – использовались только на корм скоту». В планах у А. Арустамяна – возобновить посевы кормовых трав, в певую очередь люцерны. «В советское время мы получали в среднем по две с половиной тысячи литров молока с коровы, а теперь не наберется и полутора. Для удоя нужна хорошая кормовая база. А теперь приходится надеяться только на естественные луга – то есть жить первобытнообщинным строем. И так уже лет двадцать. Вернее пятнадцать – в первые пять лет после распада Союза использовали оставшиеся запасы посевных трав, потом они закончились».

С деревней Горайк «Геотим» сотрудничает пять лет. «Когда в 2006 году они начали горную разведку, мы первым делом выделили им складские помещения. Потом собрали жителей деревни, условились, сколько рабочих мест они нам смогут обеспечить. С тех пор и стали вместе работать». Тогда же, еще не начав искать золото, «Геотим» выделил 600 тысяч драмов как часть софинансирования Горайка по программе Всемирного Банка «Муниципальное вооснабжение и канализация». «После этого отремонтировали административное здание деревни – бывший сельсовет. 7 – 8 лет он простоял без крыши – когда-то ее сорвало ветром. При помощи «Геотим» приобрели и приборы анализа крови для сельского медпункта».

От других деревень Сюникской области Горайк отличается регулярной очисткой дворов и улиц. Для жителей первое время это казалось необычным. «Когда при поддержке «Геотим» мы наняли мусоровоз, люди сперва не понимали, что это за грузовик постоянно приезжает. Потом привыкли. Теперь уже три года мы единственная деревня в Сюнике, где раз в неделю вывозят мусор. Деревня не город – часть мусора, к примеру очистки от овощей, идет на корм скоту. Так что одного раза в неделю вполне достаточно». Компания помогла и отремонтировать около 18 км проселочной дороги из Горайка на гору Амулсар, которой пользуется около десятка близлежащих деревень. После этого восстановили и четыре с небольшим километра дорог внутри самого Горайка. Так-то оно так, да что пользы в самой хорошей дороге, если по ней не поедешь на работу? На этот вопрос нам еще ответит староста Саравана.

А пока Арустамян отмечает – в бурильный сезон, с весны по осень, на месторождении Амулсар работает из Горайка 35 – 37 человек. «В основном молодежь, неженатые. Нам и хорошо – значит, не уедут из деревни. А судентам из нашей деревни, которые учатся на геологических факультетах в Ереване, «Геотим» оплачивает обучение. У нас уже есть и те, кто на таких факультетах учится, и те, кто перевелся. Хорошо, если они овладеют специальностью, по которой смогут работать дома. Люди ведь когда видят, что дома можно прожить, они возвращаются. В прошлом году у нас был случай, до того небывалый – три семьи вернулись из России. Приехали, отперли свои дома, начали жить».

Как и в Гндевазе, часть территории в пределах Горайка, на которой ведет разведку «Геотим», ранее принадлежала к нераспределенным между общинами землям областного ведения. Со второй половины 2010 года арендную плату вместо областного управления (марзпетарана) начал получать Горайк. И снова по 6 тысяч драмов за гектар, на этот раз с 1026 гектаров. Из других источников скудный сельский бюджет не очень пополнишь. «В этом году по целевой бюджетной субсидии мы получили 2,8 млн. драмов. Не самая большая сумма, которую получают деревни по субсидии. Сейчас один из основных критериев для ее определения – сборы по налогу на землю. А когда я был выбран главой администрации, я принял и задолженности по нему в 64 миллиона драмов. За несколько лет как мог сократил их до 34. Иду в областное управление, а мне говорят: чтобы субсидия стала больше, соберите сначала «хвосты» по задолженности».

Планы на будущее у Горайка вне месторождения посевом трав не заканчиваются. Староста планирует перестроить сыроваренный завод, который раньше находился на Амулсаре.

Третий наш собеседник – руководитель общины Сараван Симон Бабаян. В условия современной жизни он вписался достаточно успешно. Успех этот могут ощутить и жители трех управляемых им деревень – здесь отремонтируют кусок дороги, там – оросительную систему. На оросительную систему Бабаян поднял самих жителей – в итоге работу удалось сделать почти вдвое дешевле.

«Для полноты картины» - за 6 тысяч драмов в год за гектар земля арендуется и в Сараване, здесь – площадью в 1563 гектаров. «Из нашей деревни на месторождении работает 16 – 17 человек. Совместно с «Геотим» решили выбрать людей молодых, несемейных. Раньше молодежь вернется из армии и уезжает в город – скотоводством заниматься теперь не очень престижно. А сейчас, на месторождении получают зарплату в 120 – 130, вплоть до 200 тысяч. Взяли от нас на работу и трактористов, и механизаторов», – говорит С. Бабаян. Оплатить обучение студентов-геологов компания предложила и здесь, но пока из Саравана на таких отделениях никто не учится. Скорее всего, временно – интерес уже появляется.

Сараван (а с ним Сараландж и Угедзор), в отличие от первых двух увиденных нами сельских общин, в советские годы заводов не имели. «Основное занятие в деревне – скотоводство. Возможности для этого есть – пояс альпийский, пастбища хорошие, просто недостаточно людей этим занимается».

В 2011 году при помощи «Геотим» Бабаян хочет провести в село газ. «Вокруг нас все деревни газифицированы, а наша деревня на межгосударственной трассе, но газа у нас нет. Газ – он ведь не для нас одних», – улыбается С. Бабаян. – «Зимой такие бывают метели, столько снега нанесет, что трассу закрывает. В такие дни бывало, по нескольку десятков человек у нас собиралось, в деревенской столовой их как могли размещали, чаем отогревали».

Верхняя от Саравана деревня Угедзор может как минимум частично решить свои проблемы, было бы только легче туда добраться. Живут там только летом – зимой, в отсутствие дороги, не добраться ни туда, ни оттуда. «Даже налоги собирать туда инспектора не едут, не хотят машину себе ломать. Семь километров, из них два – вообще без какой-либо дороги», – говорит С. Бабаян. «Живет там 35 семей. Прошлым летом они условились с «Аштарак-Кат» о реализации молока. За сезон его там набирается около пяти тонн. Но оттуда его не забирают – не доехать».

Пока что «Геотим» не добыл ни одного грамма золота. Но жители деревень уже начали получать с рудника свои «дивиденды». Из них самый ценный – это возможность ехать на работу не в Ереван или за границу, а на соседнюю гору. Пусть она и «бесплодная».

Арам Гарегинян

arminfo.am

Категория: Новости | Просмотров: 2236 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz