Пятница, 29.03.2024, 15:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Декабрь » 13 » Армяне и Армения в судьбах России
04:23
Армяне и Армения в судьбах России
«По единоверию перед Богом быть верными...»

Валерий Сендеров

Армяне и Армения в судьбах России 



Когда Государственная Дума Российской Федерации единогласно приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 гг. в Западной Армении", это не вызвало в обществе оживленных комментариев: а как же могло быть иначе?

Так бывало и раньше. В дни геноцида С.Сазонов, министр иностранных дел Российской Империи, выступил перед Думой с речью:

"Под благосклонным оком союзной Германии турки намереваются осуществить свою давнишнюю мечту о полном истреблении армянского населения, не поддающегося слиянию с мусульманской массой... Турки лелеют чудовищную мечту..."

В молчании слушала Дума ненавистного царского министра. Даже социалистическая пресса сочувственно комментировала его речь. А как же могло быть иначе...

Но много ли есть вопросов, в оценке которых мнения в России могут так сойтись?

Армянская проблема никогда не носила в России "лозунгового" характера; но уже в ХVII веке освобождение христиан Закавказья стало краеугольным камнем восточной политики нашей страны. А восточную политику России не напрасно сравнивали с черепахой, медленно и упорно продвигающейся к роднику. Империя действовала осторожно, неуклонно - для освобождения Восточной Армении понадобилось полтора века. "Разрушение ада не имело бы той цены для грешников, какую имело взятие Эриванской крепости для армян ", - написал великий Х.Абовян.

"Армянский фактор" не вошел, подобно панславизму, в "идеологическую историю" России, но отношения с армянами - важная часть нашей истории реальной. Именно поэтому в них сегодня необходимо вглядеться.

Армяне и Древняя Русь
Связи армян и Руси в разных областях культурной жизни окрепли и усилились после принятия нашей страной христианства. Уже в ХII веке с армянского языка на русский были переведены "Житие Григория Просветителя" и "Житие блаженных дев", а с русского на армянский - "Житие Бориса и Глеба". Русский художник Флор участвовал в выполнении росписи городского храма Ани; эта роспись представляет собой шапку великого князя Владимира Мономаха. Армянские же художники участвовали в росписи Новгородской церкви, буквы армянского алфавита выгравированы на крышке саркофага Ярослава Мудрого. Всего же в храме Св. Софии в Киеве выявлены 22 армянские надписи.

Крепли и военные связи: еще в Х веке русские князья, узнав о храбрости армянских воинов, приглашали их на льготных условиях на воинскую службу. В 1054 г. в борьбе против сельджуков, напавших на Армению, участвовала и воинская часть, сформированная из русских.

Армяне и Московская Русь
Татарское нашествие прервало течение нашей истории. Но в ХIV веке армяне становятся частыми и желанными гостями в Москве. О роли армян в жизни Руси выразительно написал И.А.Линниченко:

"Наиболее прославленные торговые центры Южной России своим богатством, пышностью и значимостью в большой мере обязаны именно армянам . Благодаря этому проворному, шустрому, способному ко всяким начинаниям народу торговые центры Южной России стали посредником между торговцами Востока и Запада. Зная восточный образ жизни, владея восточными языками, будучи отлично знакомыми с путями сообщения по Востоку, наделенные храбростью, хорошо владея оружием - качества, необходимые для совершения опасных путешествий по населенным разбойничьими племенами странам Востока, - армяне издавна приступили к сухопутной торговле между Западом и Востоком".

Торговый путь, проходивший из Персии через Каспийское море до Белого, так и называли "армянской дорогой". Россия привлекала армян к дипломатической службе, поручала им ответственные миссии на Востоке.

Благодаря знанию восточных языков армяне часто служили и переводчиками.

Россия крепнет - Армению раздирают на части завоеватели. И с ХV века в армянской литературе как покровитель освободительного движения восточных христиан все чаще упоминается могущественный северный "дедушка Иван". Армяне ждут прихода "северного сияния" в свою страну, они верят: оно осветит ее, принесет ей свободу и мир.

Первые переговоры, первые планы
В 1639 г. Армения была поделена между Турцией и Персией. Гнет стал невыносимым. Между тем Русь преодолела последствия Смуты. На престол взошла династия Романовых.

В 1670 г. купец Григор Лусиков привез Алексею Михайловичу письмо Католикоса Петроса, в котором тот просил царя не только оказать прибывшим армянам хороший прием, но и "быть поддержкой всех армян ".

Лусиков вел в Москве тайные переговоры с правительством. Подробности истории неизвестны. Но привилегии, предоставленные царем и боярской Думой армянским купцам, были таковы, что вызвали недовольство русского купечества. Двор пренебрег недовольством: восточная политика Руси была, как видно из дальнейших событий, уже окончательно определена. Суть этой политики: создание европейской коалиции против турецкой угрозы; вовлечение в коалицию Персии; в Закавказье - опора на христианские народы: армян и грузин.

Частью этой политики было содействие переселению армян в Россию. Переселенцам предоставлялись немалые привилегии: на многие десятилетия они освобождались от налогов и иных повинностей, могли свободно строить церкви. Армянам предоставляли самоуправление, они могли жить по своим законам, имели собственные суды.

Русский двор сполна оценил преимущества заселения земель христианским народом, "промышленным и торговым". Но не только в выгоде было дело...

«С особливой к оному народу милостью...»
Политику Алексея Михайловича продолжил его сын. В 1695 г. в письме к персидскому шаху Петр требует, чтобы вся торговля шелком, сосредоточенная в руках армянских купцов, направлялась через Астрахань в Москву и "чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промыслу в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством без всякие помешки".

В одном из пунктов указа об учреждении Сената (22 марта 1711) записано: " Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда". Указ Петра от 2 мая 1711 г. закреплял за армянскими купцами все льготы, предусмотренные прежними договорами. По просьбе торговых армян пошлины с товаров взимались не в "порубежных городах", а лишь в Москве. Впервые армянам разрешался беспошлинный ввоз драгоценных камней.

Переговоры русского царя с армянским освободительным движением вышли на новый уровень: они носили уже конкретный, деловой характер. Один из руководителей движения Исраел Ори представил русским разработанный план. Армения должна была освободиться совместными действиями обоих народов.

В проекте ставилась задача собрать армянские вооруженные силы. Разумеется, планировалось сформировать их вне окуппированной Армении, в армянских поселениях в России. В частности, Исраел Ори предлагал сформировать армянский полк в Астрахани. Петр не только одобрил этот план, но и предложил Ори ввезти из Амстердама в Россию на 20 тыс. рублей оружия и обмундирования для армянских воинов. По замыслу Ори, армянский полк "русскому войску место крыл будет, потому что дороги и язык знают".

Так и произойдет, но еще не скоро. А пока Петр просил армян набраться терпения: России нужно прежде закрепиться на Каспии.

Закрепиться пока не удалось: состоявшийся в 1722-1723 гг. Персидский поход был прерван, и Россия ограничилась включением в свой состав лишь прикаспийских областей. В принятой накануне Персидского похода декларации подчеркивалась заинтересованность правительства в дальнейшем привлечении армян в страну. В декларации при обращении к армянскому народу говорилось: "Мы, с особливой к оному народу имеющейся нашей императорской милостью, чрез сие объявляем, дабы они внутрь нашего государства безо всякого препятствия отправлялись, обнадеживая, что мы не токмо их купечество защищать и к свободному отправлению оного всякое потребное вспоможение учинить повелели, но и еще для вящей прибыли и пользы некоторыми особливыми привилегиями снабдевать и всемилостивейше жаловать будем".

Медленно и упорно черепаха русской политики продвигалась к своей цели...

Накануне
Решающие шаги на пути к освобождению Закавказья были сделаны Екатериной II. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. освободительная борьба народов Закавказья значительно усилилась. Императрица обратилась ко всем христианским народам, угнетаемым Турцией, с манифестом: "Увещеваем всех их вообще и каждый особенно полезными для них обстоятельствами настоящей войны воспользоваться к свержению ига и к приведению себя по-прежнему в независимость..."

Боевые действия против турок на Кавказе были незначительны: в этой войне главным участком русское правительство считало Дунайский фронт. Но по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору (июль 1774) Россия впервые официально выступила как защитница интересов закавказских христиан. Договор запретил Турции взимать дань живым товаром.

Екатерина выступила как защитница и крымских христиан, которым угрожали турки и татары за их симпатии к России, проявленные во время войны. Армяне и греки дали согласие на переселение их в Россию. Этому переселению Екатерина придавала большое значение: ответственным за него был Г.А.Потемкин, для успешного осуществления дела в Крым был послан А.В.Суворов.

В армянских церквах по всему миру молились за императрицу. Русская ориентация армян усиливалась с каждым годом.

«Не бойтесь! Мы здесь...»
Век освобождения наступил. В результате победы русских войск 12 октября 1813 г. был заключен Гюлистанский мирный договор, по которому значительная часть Закавказья, в частности Дагестан, Грузия, Карабах, вошла в состав России.

Русские войска неуклонно двигались по Кавказу. В них вливались армяне : каждое освобожденное село посылало в дальнейший поход почти всех мужчин. Армяне были не только "войску вместо крыл": к концу каждой кампании офицерский и генеральский корпус состоял из русских лишь наполовину. "Достаточно пригласить сотню армян , и они отобьют врага", - говорил в критических ситуациях генерал Денис Давыдов, герой Отечественной и кавказских войн.

Вот один из типичных эпизодов этих войн. В донесении генерала Дибича от 25 марта 1827 г. сообщается, что отряд Бенкендорфа, "назначенный для предварительного занятия Эчмиадзина - монастыря и окрестностей Эривана, дабы тем по возможности спасти армянские селения от угона жителей, может прибыть к Эривану около 10 апреля".

Генерал Бенкендорф переправился через Аракс и послал вперед 300 человек конницы для освобождения армян и преследования противника. Отряд попал в окружение и потерял более 100 всадников. Тем не менее он сумел освободить тысячи армянских семейств.

Восточная Армения была освобождена "и силою русского оружия, и ревностным содействием заветной любви армян к России". Так писали очевидцы. "Русские, освобождая армянских крестьян, ведут самую гуманную войну", - записывал в дневнике великий писатель и дипломат А.С. Грибоедов.

«Освобожденные армяне - крестьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к русским солдатам и молились за них как за своих освободителей. Они, подобно лепечущему младенцу, шептали: "Рус! Здрасти! Здрасти!", а солдаты повторяли: "Не бойтесь! Не бойтесь! Мы здесь"». Таковы были впечатления декабриста, казачьего офицера Лачинова.

"Какое-то родное душе каждого чувство вело всех. И немудрено: мирные поселения поручили себя защите нашей, мы видели полную доверенность их к русским. Признательность их тронула нас, возбудила народное честолюбие, чувство высокое, благородное". Это слова еще одного вчерашнего оппозиционера...

* * *
Пробуждаясь от летаргического семидесятилетия, люди обращаются к своей истории. И при этом нет нужды ни в "неонаучных" подходах, ни в воскрешении идеологических химер. Необходимо точное знание прошлого и христианское осмысление его. Это нужно для того, чтобы лучшие страницы прошлого сделались залогом будущего. В нашем возможном возрождении "армянская тема" может сыграть очень значительную роль.

ВАЛЕРИЙ СЕНДЕРОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4278, 15 июля 1999 г.
Категория: Это было... | Просмотров: 1385 | Добавил: ANA | Рейтинг: 0.0/0
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz