Исторические связи армян с Киевом, таят в себе множество загадок. Особый интерес вызывает сохранившееся в армянской средневековой литературе предание об основании города «Куары», детали и персонажи которого напоминают славянскую легенду об основании Киева из летописи «Повесть временных лет». Однако, славянский текст, относящийся к 862г., является более поздним, нежели армянский, написанный в «Истории Тарона», датирующийся не позже VII в. В повествовании говорится о трех братьях Куаре, Мелтее и Хореане, живущих в области Палуни. Название области соответствует земле полян, имя «Куар» созвучно славянскому «Кию», а «Хореан» - «Хориву». Что касается имени «Мелтей», то оно означает «змей» и соответствует славянскому «Щеку».
Пройдя сложный путь, преисполненный борьбы за самосохранение, армяне воспитали в себе особое национальное мировосприятие жизненных ценностей, философское понимание неповторимости, быстротечности и, вместе с тем, вечности жизни. По воле судьбы, разбредшись в разные концы мира, они несли свет Христовой веры в свои переселенческие очаги и неслучайно, что именно армяне оказались непосредственно у истоков крещения Руси. Князь Владимир, желая примкнуть к Христианскому миру, породнился с Армянской (также называлась – Македонской) династией византийских императоров, взяв в жены сестру Василия II – Анну. Княгиня Анна, которая вместе с Владимиром крестила Киевскую Русь, является значительной фигурой в истории Руси.
Важно отметить и определенные военные заслуги армян перед Киевской Русью: в 1009г. Армянские отряды были призваны киевскими князями для оказания помощи в войне с Болеславом Храбрым.
Наиболее ранние сведения о существовании армянской общины в Киеве сохранились в Патерике (Житие отцов), из Киево-Печерской лавры. В Патерике упоминается об одном всеисцеляющем врачевателе-армянине, который в начале XIIв., проживал в Киеве вместе с соотечественниками-единоверцами. В этот период в городе уже существовал Армянский квартал, куда часто ходил некий монах Феодосий для ведения религиозных дискуссий с армянскими священнослужителями.
Армяне в Киеве имели собственные церкви, занимались ремеслом и торговлей, содержали лавки и мельницы. Одна из поздних армянских церквей – Успения Пресвятой Богородицы находилась в районе Подола, к сожалению, в результате пожара не сохранилась до наших дней.
Армянская община XVI-XVIIвв. играла важную роль в общественной жизни Киева, как известно, только армянским купцам разрешено было вести торговлю на территории украинской державы времен Богдана Хмельницкого. Армянские зодчие, камнетесы и живописцы принимали участие в строительстве, украшении и расширении древнего собора Св. Софии.
Возвращаясь в недавнее прошлое, отметим, что в боевых операциях по освобождению Украины, в том числе и Киева, активное участие принимали армяне, многие из которых пали на полях сражений. В числе выживших армян был генерал-лейтенант, Герой Советского союза Саркис Согомонович Мартиросян, который стал первым послевоенным начальником Киевского гарнизона. Сегодня одна из улиц города носит славное имя армянского воина.
Ныне в Киеве проживает многотысячная армянская диаспора, действуют десять общественно-культурных организаций. Наши знаменитые современники, это кинорежиссер – Роман Балаян, солистка Национальной оперы Украины – Сусанна Чахоян, художник – Борис Егиазарян и многие другие. Давид Давтян, историк, эксперт ИАЦ Analitika.at.ua
|