В такой достаточно тревожной атмосфере также пребывают и наши
соотечественники. Уже несколько веков Иран является для них родиной, со
всеми вытекающими последствиями. Они трудились, возводили храмы,
создавали рукописные книги-шедевры.
История
взаимоотношений армян и иранцев весьма длительна и берет начало в
древнем мире. Армения была частью иранских империй: Ахеменидской,
Парфянской, Сасанидской и Сефевидской — каждая оставила свой след в
армянской истории и культуре. Процесс, однако, был обоюдным — это
общепризнанно. Одним из главных событий истории Армении стала
Аварайрская битва в мае 451 года, навсегда запечатлевшаяся в нашем
национальном подсознании. Армяне в тот день боролись за свою веру и,
соответственно, национальную идентичность. Много позже, в XVI-XVII вв.,
Османская и Персидская империи боролись с переменным успехом за
обладание Арменией. В итоге Восточная Армения в начале XIX века перешла
от Ирана к Российской империи. Достаточно многочисленная армянская
диаспора Ирана образовалась в основном при переселении Шах-Аббасом 25
тысяч армянских семей из регионов Армении в Персию, разумеется,
переселение не было добровольным. Одной из причин этой "акции” было
желание Шах-Аббаса поднять сельское хозяйство своей страны. К тому же
ему казалось, что армяне вскоре ассимилируются и примут ислам. Не вышло.
Как бы то ни было, армяне прижились и со временем образовалась
динамичная диаспора, которая стала органической частью Ирана и проявила
себя с наилучшей стороны, пожалуй, во всех сферах деятельности. Как
утверждают источники, в Иране не было и нет ни одного неимущего или
бедствующего армянина. По крайней мере в ХХ веке. Поворотной стала
исламская революция 1979 года. К этому времени армян в Иране было около
четверти миллиона, но община стала таять на глазах. Отток, как считают
осведомленные иранские армяне, был спровоцирован виртуозной американской
агитацией и пропагандой. Целью, по их мнению, было максимальное
уменьшение количества армян в стране и переманивание их в Штаты. Многие
поддались и отсутствие "свобод” было не самой главной причиной для
эмиграции. Впрочем, в последнее время наблюдается и обратное явление:
многие из тех, кто выехал в США, возвращаются. Между тем процесс
"соблазнения” иранских армян на предмет эмиграции за океан продолжается.
(Квалифицированные профессионалы, к тому же христиане, Штатам совсем не
мешают.) Этим занимается множество разного толка организаций, в том
числе еврейских. Часто упоминается некая Hajas. В настоящее время в
Иране проживают 45-50 тысяч армян, главным образом в Тегеране. Как и
прежде, они заняты практически во всех сферах. Кроме... Есть в Иране
определенные ограничения, но не в отношении армян, а всех нацменьшинств
страны. Так, например, все они не имеют права преподавать в высших
учебных заведениях и работать в госучреждениях, разве что в банках. В то
же время официально преследуется всякое проявление ксенофобии, хотя на
бытовом уровне, на уровне низшего бюрократического аппарата она все же
иногда дает о себе знать. Мелкие спорные вопросы решаются при содействии
Армянской Апостольской Церкви. К слову, она имеет две епархии —
Североиранскую и Южноиранскую (Исфаганскую), а в стране действуют 40
церквей. Следует подчеркнуть, что армянские архитектурно-исторические
памятники в Иране находятся в отличном состоянии: их берегут и
реставрируют. Относительно недавно были тщательно и на высоком научном
уровне отреставрированы монастырские комплексы Таддеванк и Сурб
Степаннос, перенесена на новое место церковь XII века в Цорцоре.
Любопытно, что они находятся в историческом гаваре Артаз, где
происходила Аварайрская битва. Отношение Ирана к армянскому наследию
абсолютно нельзя сравнить с Турцией и тем более Азербайджаном. Да и для
нас оно может служить примером. Кстати, напомним, что в Ереване
реставрирована шиитская Гей-мечид (Голубая мечеть), построенная в период
персидского владычества. Армяне имеют обширные права на внутреннюю
автономию, которая распространяется на всех членов общины. Особенно это
проявляется в многочисленных армянских обществах и клубах, где наши
соотечественники ощущают полную без ограничений свободу. Разумеется, это
относится и к дому каждого армянина. И хотя в стране уже нет армянских
школ (как и других меньшинств), в госшколах армянские дети имеют
возможность изучать язык, литературу, историю и религию. Армяне
сожалеют, что закрылась известная средняя школа Кушеш, где когда-то было
несколько тысяч учеников. В целом можно со всей определенностью
утверждать, что Иран создал вполне благоприятные условия для успешной и
комфортной жизни армян. Государство заинтересовано в таком раскладе и в
своей стране, и в двусторонних дружеских отношениях, которые развиваются
вполне успешно по всем направлениям. Интересно, что историческая память
армян и иранцев, несмотря на нелегкую историю и трагические периоды, не
сохранила по большому счету взаимного негатива и неприязни. О
давнопрошедших драмах в наши дни вспоминают разве что историки. Что
было, то было. Замечательный пример понимания и настоящего
добрососедства. В значительной степени этому способствуют армяне —
граждане Ирана. Не говоря уже о беспроблемных визитах друг к другу,
которые сняли многие вопросы. Тем не менее армяне в Иране, как и все
граждане страны, испытывают определенный дискомфорт и тревогу, ведь
разговоры (и не только) о грядущей войне усиливаются с каждым днем. http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=20558:2012-06-19-08-44-43&catid=8:2009-06-06-11-27-35 |