
На днях в Вагаршапате состоялось 87-е общее собрание Армянского
всеобщего благотворительного союза (АВБС) — значительное событие,
положившее начало еще одному этапу разработки и реализации новых
программ и идей. Символично, что собрание проходило в только что
открытом, с иголочки, здании Матенадарана Св.Эчмиадзина, построенном на
средства благотворителя. Благотворительность — основа деятельности АВБС,
заложенная в 1906 году его основателем — видным национальным деятелем
знаменитым Погосом НУБАРОМ.
Созданный Погосом Нубаром и его сподвижниками союз сыграл
огромную роль не только в диаспоре, но и в коренной Армении,
способствовал выживанию нации после катастрофы 1915 года. В последующие
десятилетия вплоть до наших дней деятельность АВБС неотделима от истории
армянского этноса — бесчисленны благотворительные акции, проведенные и
проводимые союзом. История АВБС — это органичная и неотделимая часть
армянской действительности. Недавно на русском языке вышла книга
известного исследователя, доктора исторических наук Эдуарда МЕЛКОНЯНА
"Армянский всеобщий благотворительный союз: неоконченная история”. Это
первое подробное научное исследование деятельности АВБС. Автор —
признанный специалист по истории армянской диаспоры, не раз обращавшийся
к этой теме и создавший несколько монографий. Книга чрезвычайно
интересна и увлекательна — это действительно захватывающее научное
произведение. Научные достоинства сочетаются с достоинствами
литературными. Предлагаем отрывки из книги Э.Мелконяна.
ПОГОС НУБАР, ОСНОВАТЕЛЬ АВБС
Армяне
жили в Египте еще в древности, однако община как таковая начала
формироваться приблизительно в Х веке благодаря терпимой политике
Фатимидского халифата (909-1171) в отношении христиан. В 1517 г. Египет
был завоеван султаном Селимом I и стал одной из областей Османской
империи. Последствия турецкого владычества здесь, как и в других
странах, были только отрицательными — быстрый упадок в экономике и
других сферах, дискриминация как коренного населения, так и национальных
меньшинств и др. Новый этап развития армянской общины наступил в начале
XIX века, когда правителем Египта был провозглашен Мухаммед Али, чьей
целью стало освобождение Египта от турецкого владычества. Мухаммед Али и
его преемники начали осуществлять большую программу реформ, давая при
этом возможность участвовать в ней и местным христианам, в том числе
армянам. Вклад армян оказался довольно веским. В частности, они
установили связи с крупными торговыми и финансовыми структурами Англии,
Франции, Турции, России и других стран. В середине XIX в. одним из
армян, занимавших высокие государственные посты в Египте, был П.Юсуфян
(1768-1844), в последние годы жизни он был министром иностранных дел и
торговли. В 1842 г. он приглашает на должность секретаря канцелярии
Министерства иностранных дел своего племянника Нубара Нубаряна, который
затем стал одним из самых видных государственных деятелей Египта и вошел
в историю под именем Нубар-паши (1825-1899). Его сын Погос Нубар
(Нубарян) и стал основателем и первым президентом Армянского всеобщего
благотворительного союза. Как и отец, Погос Нубар (1851-1930) учился
во Франции и Швейцарии, а потом довершил свое образование в известной
парижской Ecole Centrale; получив специальность инженера-механика, он
проработал некоторое время во Франции. О высоком уровне его квалификации
как специалиста говорит тот факт, что на парижской и миланской
всемирных выставках 1900 и 1906 годов он был удостоен золотой медали за
изобретенный им "сельскохозяйственный механический плуг”, т.е. трактор, и
был возведен в степень кавалера, а затем и офицера ордена Почетного
легиона. Вернувшись в Египет, он поступил на госслужбу и почти семь
лет возглавлял в качестве генерального директора управление железными
дорогами страны. Египет стал тогда по существу колонией Англии, все
области экономики и особенно железные дороги находились под контролем
англичан. Погос Нубар не смирился с их вмешательством в дела вверенного
ему ведомства, подал в отставку и с тех пор он никогда не служил в
государственных учреждениях. В дальнейшем Погос Нубар проявил
способности финансиста и организатора и преумножил богатство,
унаследованное от отца. Так, он основал компании по эксплуатации
трамваев в Александрии и землепользованию в Мензелэ, многие годы в
качестве самого крупного акционера и директора возглавлял компанию
водного хозяйства "Кемра”, значение которой в такой стране, как Египет,
было очень велико. Вместе с бельгийским финансистом бароном Эмпеном он
учредил компанию "Оазис” по основанию города Гелиополиса (позднее этот
город оказался в городской черте Каира) и там же еще ряд крупных и
прибыльных компаний. Кроме того, он был председателем или членом
правлений крупных банков Египта. Несмотря на то что Погос Нубар
отказался служить в государственных учреждениях, его вклад в египетское
преуспевание был так велик и очевиден, что до последних дней жизни он
пользовался доверием и уважением высших властей страны. Достаточно
сказать, что султан Египта Хусейн I в 1914 г. в Каире и король Фуад I в
1929 г. в Париже гостили в доме Погоса Нубара, не имевшего тогда
какого-либо официального статуса. Известно, однако, что у этнических
меньшинств высокое положение и богатство не всегда предполагают
деятельность их обладателя на пользу своему народу, и казалось, таким
будет и Погос Нубар. "Он отнюдь не восточный человек, — писал его
современник, — в нем мало армянского, возможно, это недостаток,
поскольку иногда не дает ему проникнуться нашей психологией, но
несомненным его преимуществом является то, что в интеллектуальном плане
он совершенный европеец, а точнее — типичный француз”. В этом смысле
показателен следующий факт, связанный с его отцом. Как известно, в июне
1878 г. был созван Берлинский конгресс (при участии Великобритании,
России, Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии, Турции) с целью
пересмотра заключенного в феврале того же года в Сан-Стефано
русско-турецкого договора, поскольку последний с точки зрения
европейских держав слишком усиливал влияние России на Балканах и в Малой
Азии. Поскольку 16-я статья Сан-Стефанского договора касалась Западной
Армении и тоже должна была стать предметом обсуждения, в Берлин
отправилась делегация Константинопольской патриархии Армянской церкви
как выразителя интересов армянского народа. По пути, в Париже, делегация
встретилась с Нубар-пашой и ознакомила его с меморандумом, который
намеревалась представить конгрессу. Нубар-паша в свою очередь обсудил
меморандум с Бисмарком и Лорис-Меликовым и "...когда прославленные
дипломаты — Бисмарк, Лорис-Меликов и Нубар-паша — ознакомились с этой
неудачной программой, которую делегация намеревалась представить, все
трое пришли к выводу, что она просто нереальна и они хотели бы
представить другую программу, однако...” Как развивались события дальше,
вспоминал спустя годы глава делегации М.Хримян (теперь уже Католикос
Всех Армян Мкртич I) в своем письме Нубар-паше: "...хочу напомнить Вам,
Ваше Высокопревосходительство, что 17 лет назад я в качестве
представителя армянского Патриарха Нерсеса, вместе с нашим драгоманом
г-ном Черазом находясь в Париже, представил Вашему
Высокопревосходительству Меморандум, содержавший новое решение
Армянского вопроса, который мы намеревались представить Берлинскому
конгрессу. Вы весьма охотно согласились уделить ему внимание. Изучив и
рассмотрев в разных аспектах этот Меморандум и сочтя его чрезмерным и
неприемлемым, Вы подготовили другой, новый Меморандум, сделав с присущей
Вам мудрой прозорливостью выдвинутые в нем требования более умеренными и
исполнимыми. Этот новый умеренный Меморандум я отправил в
Константинополь Патриарху Нерсесу. К сожалению, как он сам, так и его
ближайшие советники с величайшим упорством настояли, чтобы именно их
Меморандум без всяких изменений был представлен конгрессу. Получив в
Берлине телеграмму с этим решением, я был охвачен столь великим горем,
что, уединившись, расплакался как дитя, ибо ясно представил себе, каким
будет конец... Я не могу забыть этот случай. Я безусловно верю, что если
бы Ваше Высокопревосходительство находились в Берлине и конгрессу был
представлен составленный Вами Меморандум, то 61-я статья получила бы
более непреложную, решительную и реально исполнимую формулировку, а не
такую слабую и неопределенную”. Государства — организаторы
Берлинского конгресса не допустили армянскую делегацию к участию в
заседаниях, представленная ею программа вообще не обсуждалась, а 16-я
статья Сан-Стефанского договора была заменена 61-й статьей, где
говорилось о необходимости "улучшений и реформ” в населенных армянами
областях Османской империи. В подобных условиях одно участие в
Берлинском конгрессе такого человека, как Нубар-паша — опытного
дипломата, пользовавшегося уважением и дружбой руководителей европейских
государств, могло способствовать более плодотворной деятельности
армянской делегации. Но армянские церковники отказались от его услуг,
мотивируя отказ тем, что Нубар-паша далек от национально-политической
жизни армян. Трудно было бы ожидать, что высокопоставленный
государственный деятель Египта примет постоянное и непосредственное
участие в деле, не имеющем ни четкой программы, ни признанного
руководства. Другое дело международный конгресс, участники которого
имели реальные возможности влиять на судьбы народов и на котором он мог
пустить в ход весь свой опыт дипломата, использовать личные знакомства
во благо армянского народа. Это была сверхзадача, положительное решение
которой стало бы для Нубар-паши как армянина его звездным часом. Что же
касается тогдашнего престижа Нубар-паши, достаточно сказать, что через
три месяца после открытия Берлинского конгресса он возглавил
правительство Египта. В 1878 г. сыну Нубар-паши Погосу Нубару было
уже 27 лет, и подобное недоверие к его отцу могло вызвать у него
отрицательное отношение не только к соответствующим лицам или
организациям, но и тем самым, как это нередко случается, к
этнопатриотической деятельности вообще. И хотя вся его жизнь отмечена
множеством примеров такого бескорыстного служения своему народу,
наиболее значимым из них, несомненно, было учреждение Армянского
всеобщего благотворительного союза: "Сегодня, 15 апреля 1906 г., в
первый день Святой Пасхи мы, нижеподписавшиеся, собрались в Каире во
дворце Его Высокопревосходительства Погос-паши и учредили общество под
названием Армянский Всеобщий Благотворительный Союз, согласно
предписанию и условиям вышенаписанного устава, на котором проставлены
сегодняшнее число и наши подписи. Первое Административное Правление
Союза состоит из означенных в статье 10-й Устава десяти членов и с
нынешнего дня Союз объявляется созданным. Каир, 15 апреля 1906 Погос
Нубар, Ерванд Г.Агатон, М.Андраникян, М.Маркософф, К.Шеритчян, Ягуб
Артин-паша, Аракел Нубар, д-р Н.Тагаварян, Григор Егиаян, О.Акопян”. За
три дня до учредительного собрания 12 апреля 1906 г. Погос Нубар и Ягуб
Артин подали в Министерство внутренних дел Египта прошение. Зная о
тесных связях авторов прошения с правящей верхушкой Египта, нетрудно
догадаться, что вопрос признания был уже решен и речь шла лишь об
официальном его оформлении. 7 мая министр Мустафа Фехми ответным письмом
сообщил о признании АВБС и от имени египетского правительства пожелал
успеха в его деятельности. Погос Нубар 9 мая обратился к Католикосу
Мкртичу I с просьбой дать благословение "...на благоденствие этого
предприятия и в поощрение и одобрение нас и наших вспомоществователей”.
Примечательно, что в ответном послании Католикос, благословив
новосозданный союз и пожелав ему долговечности и процветания, при этом
особо отметил его важность также для российских армян. Таким образом,
АВБС получил, с одной стороны, официальное признание, с другой —
поддержку самого авторитетного национального учреждения, Армянской
Апостольской Церкви.
ПЕРВЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ
Обращаясь
к народу за финансовым содействием, учредители АВБС хорошо сознавали
важность собственного примера: об этом свидетельствует отчет,
опубликованный через год после его основания. В мае 1907 г. членами
организации были 815 человек, из них 418 в Каире, 282 в Александрии, 72 в
других городах Египта и лишь 33 во Франции, Австро-Венгрии, Джибути
(Французское Сомали), Эфиопии и других странах. Первыми 23 членами
каирского списка были учредители Союза и члены их семей, чьи членские
взносы составили более половины общей суммы. Это не просто цифры:
закладывалась традиция, которая действует по сей день. Со дня основания
президенты АВБС делают самые крупные пожертвования. Как в 1906 г., так и
в дальнейшем члены их семей обычно тоже становятся членами организации.
Доверие деловых людей к АВБС и, следовательно, рост пожертвований
были обусловлены также заявлением от 1 января 1910 г., где Центральное
правление обязывалось пунктуально и добросовестно исполнять волю и ясно
выраженные пожелания завещателей и дарителей, ни при каких
обстоятельствах не допускать произвольных изменений и использовать
завещанные и пожертвованные средства только на заранее оговоренные цели.
Можно не преувеличивая сказать, что подобное заявление было для
армянской действительности беспрецедентным. Известные и авторитетные
лица, какими были Погос Нубар, Ягуб Артин, Тигран Келекян и другие,
впервые публично обещали всему армянскому народу и каждому армянину
неуклонно исполнять желание завещателей и дарителей. Чтобы убедиться в
том, что это были не пустые слова, достаточно ознакомиться с ежегодными
отчетами Союза, которые подробно освещали его деятельность, в том числе
все финансовые операции. Это было воплощением слов Погоса Нубара, что
"Союз должен быть как бы прозрачным домом для всех, где ничто не должно
быть сокрыто касательно административных дел и целей его деятельности и
всегда должен оставаться таким, каким предначертано ему быть нашим
Уставом, без каких-либо отклонений от него”. В первый год меценатов
было всего 12, самые крупные пожертвования сделал, как и следовало
ожидать, Погос Нубар. Позднее число меценатов постоянно увеличивалось, и
с 1912 г. их список начал периодически публиковаться в ежемесячнике
АВБС "Миутюн” ("Союз”), а в ежегодных отчетах упоминались лишь самые
крупные пожертвования. Первые два-три года, пока Союз еще не приступил к
реализации своих программ, пожертвования делались без указания их цели.
Можно сказать, что тогда они были скорее своего рода средством
поддержки и пропаганды новой организации: "по случаю бракосочетания
дочери”, "вместо погребального венка”, "по случаю крестин”, "в память о
брате” и др. В дальнейшем и особенно после 1908 г., когда началась ее
деятельность на родине, стали различать пожертвования с "общими” целями,
которые Центральное правление использовало по своему усмотрению, и
пожертвования с "определенной целью”, которые АВБС обязывался
использовать по желанию дарителя. Среди них были люди очень разного
достатка, но даже малоимущие армяне, несмотря на свою нужду, посылали
несколько долларов или франков с твердой уверенностью, что АВБС преданно
служит интересам родины. ...Пожертвования делали не только
отдельные лица, но также организации и общины армянского зарубежья. В
июне 1907 г., то есть всего через год после основания АВБС, на помощь
"бедствующим и нуждающимся” Битлиса, Вана и Муша были получены деньги от
Молодежного союза Калькутты, армянских общин Бостона и Аддис-Абебы. Эти
вклады, поступившие с трех континентов, из городов, где еще не было
филиалов АВБС, свидетельствуют о своевременности его появления и его
авторитете как общенациональной благотворительной организации.
http://www.nv.am/mir-i-mi/23076-2012-10-23-07-49-13
|